Методическое пособие
по результатам работы творческой группы
Специалистов психолого-педагогической службы
среднего профессионального образования
«Использование фильмотерапии по формированию морально-нравственных ценностей подростков»
Луганск 2018
Составители:
Давиденко О.Н., методист отдела практической психологии, социальной работы, специального и инклюзивного образования Государственного учреждения Луганской Народной Республики профессионального дополнительного образования «Республиканский центр развития образования»;
Забашта И.В., практический психолог Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего специального образования Луганской Народной Республики «Перевальский колледж»
Также в состав творческой группы вошли:
«Использование фильмотерапии по формированию морально-нравственных ценностей подростков» сборник материалов по итогам работы творческой группы специалистов психолого-педагогической службы среднего профессионального образования Луганской Народной Республики.
Луганск, ГУ ПДО ЛНР «Республиканский центр развития образования», 2018, с. 53
В данном пособии раскрыты некоторые аспекты формирования морально-нравственного воспитания подрастающего поведения путем просмотров фильмов с последующим обсуждением. А также теоретические аспекты влияния фильмов на поведение подростков.
Адресовано практическим психологам, социальным педагогам, классным руководителям и педагогам, которые работают с подростками.
Особую признательность выражаем практическим психологам, принявшим активное участие в работе творческой группы: Старко И. В. (ГБОУ СПО ЛНР «Свердловский строительный колледж»), Макеевой О. С. (ГБОУ СПО ЛНР «Луганский колледж моды, парикмахерского искусства и компьютерных технологий»), Слоневой И. А. (ГБОУ СПО ЛНР «Краснодонский торгово-кулинарный колледж»)
Введение
Сегодня психолого-педагогическая общественность всего мира бьет тревогу по поводу насилия в масс-медиа, изощренных убийствах на экране, кровавых компьютерных играх, цинизм которых превосходит все мыслимые и немыслимые нравственные барьеры.
Кино — одно из самых молодых и в то же время одно из самых массовых искусств. Влияние кино на человека на сегодняшний день заметно и бесспорно. Оно очень сильно проявляется именно среди молодежи. Данная тема особенно актуальна сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля над киноиндустрией, неконтролируемой подаче информации различной аудитории, что, в конечном счете, пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей подрастающего поколения. По результатам проведенного анализа в России и за рубежом можно говорить о наличии корреляции между просмотром сцен насилия и порождающимся агрессивным поведением среди молодежи [16].
По мнению ученых, дети под влиянием кинопродукции становятся более жестокими, дерзкими и грубыми людьми, не способными к восприятию нормальных человеческих чувств. Враждебность на экранах телевизоров делает подростков более агрессивными по отношению к другим людям и к неодушевленным предметам. Подростки начинают воспринимать насилие как приемлемый образ жизни и способ разрешения конфликтов[2].
Главными целями воспитания морально-нравственных ценностей подрастающего поколения являются передача культурных ценностей, накопленных личностью, обществом, и развитие способностей для восприятия и принятия культурного наследия.
Принимая во внимание все вышеперечисленные факторы, а именно: влияние СМИ на поведение подростков, актуальность формирования морально-нравственных ценностей подростков – группа практических психологов образовательных учреждений среднего профессионального образования выступила с инициативой разработать методические рекомендации на тему: «Использование фильмотерапии по формированию морально-нравственных ценностей подростков».
Цель работы творческой группы:
1. Собрать банк кинофильмов, которые рекомендовано использовать специалистам психолого-педагогической службы с целью формирования морально-нравственных ценностей подрастающего поколения.
2. Разработать алгоритм проведения развивающих занятий.
Этапы работы творческой группы:
1. Изучение теоретических основ современного метода развивающей работы педагогов – фильмотерапия.
2. Анкетирование обучающихся образовательных учреждений с целью изучения интересов к продукции кинематографа.
3. Определение тематики фильмов, рекомендованных для просмотра обучающихся.
4. Разработка сценариев проведения развивающих групповых занятий для подростков.
5. Подбор банка фильмов, рекомендованных к просмотру в образовательных учреждениях.
6. Оформление результатов работы творческой группы в методические рекомендации.
В рамках работы творческой группы было проведено исследование на предмет изучения интересов к продукции кинематографа обучающихся образовательных учреждений. В анкетировании приняли участие 108 обучающихся I курсов системы профессионального образования. Отвечая на вопросы анкеты, они отдавали предпочтение тем или иным жанрам кинофильмов. Так, в результате мы имеем следующую картину: обучающиеся чаще выбирают для просмотра такие жанры, как фантастика, комедии, боевики. И менее популярными в этой аудитории являются фильмы жанров вестерн, экранизация романов, сказки.
Результаты анкетирования.
Жанр , выбираемый для просмотра | часто | редко | никогда | |
1 | Ужасы | 47% (45) | 35% (34) | 18% (21) |
2 | Мелодрамы | 19% (19) | 31% (30) | 50% (47) |
3 | Комедии | 74% (62) | 52% (30) | 74% (4) |
4 | Боевики | 62% (60) | 31% (30) | 7% (10) |
5 | Фантастика | 72% (70) | 20% (19) | 8% (7) |
6 | Эротика | 9% (9) | 35% (34) | 56% (30) |
7 | Вестерн | 10% (10) | 33% (32) | 57% (33) |
8 | Исторические военные | 29% (28) | 38% (37) | 33% (31) |
9 | Экранизация романов | 9% (7) | 26% (19 | 65%(49) |
10 | Научно- популярные | 23% (17) | 49% (37) | 28% (21) |
11 | Сказки | 15% (14) | 44% (42) | 41%(40) |
12 | Приключения | 52% (39) | 38% (29) | 10% (7) |
13 | Сериалы ( ситкомы) | 38% (32) | 35% (30) | 7% (23) |
14 | Криминальные | 49% (40) | 30% (25) | 21% (16) |
Данная подборка фильмов и разработки занятий ориентированы на обучающихся подросткового и юношеского возраста образовательных учреждений. Перед проведением занятия с использованием кинофильмов педагогу необходимо предварительно посмотреть фильм.
Телевизионная информация имеет большую силу внушения. После просмотра передач и фильмов ребенок не может отделить виртуальную реальность от действительности и воспринимает агрессивное поведение как пример для подражания, результатом чего станет формирование жестокого стиля мышления. Исследования социологов свидетельствуют, что 58% молодых людей стремятся подражать поведению актеров, большей частью из иностранных фильмов, а 37,3% подростков готовы совершить противоправные действия, основываясь на их действия и поступки[4].
Известный канадский психолог А.Бандура вместе со своими коллегами провел первые опыты, связанные с влиянием средств массовой информации на поведение человека. В исследованиях участвовали дети от 3 до 7 лет. Им показывались короткометражные мультфильмы, в которых взрослый человек агрессивно обращался с куклой Бобо. После просмотра этих сцен детям давалось время на игру в пределах 10-20 минут, а исследователь в это время сосредоточенно наблюдал за каждым ребенком, фиксируя их действия и поступки. По результатам этого опыта было выявлено, что часть детей повторяли поведение актера, т.е. имитировали акты агрессии.
Доктором психологических наук, профессором Л.Н. Матвеевой из МГУ было проведено исследование: подростки при просмотре разнообразных фильмов и программ фиксировали наиболее интересные моменты с помощью датчиков. В результате опыта, высокий интерес у испытуемых вызывали как сцены с насилием, так и сцены, содержавшие эстетичный характер. При просмотре телевизора человек воспринимает в большинстве случаев жестокость и ненависть, лишается способности отличить их от более тонких чувств[6].
Ученые Университета Монреаля, исследовательского центра университета Сент-Жюстин и Университета Мичигана провели изучение среди 1314 детей. Оно осуществлялось в рамках долгосрочного анализа развития детей в канадской провинции Квебек. Исследователями проводился опрос родителей на предмет того, сколько времени их дети проводили за просмотром телевидения в возрасте 28 месяцев и 53 месяцев, оценивались успехи в учебе, психологическое состояние, физическое здоровье и индекс массы тела. По результатам исследования, просмотр большого количества телевизионных передач в детском возрасте позднее в жизни приводил к таким итогам:
· снижение на 7% интереса к школе;
· снижение на 6% успеваемости по математике;
· снижение на 10% надругательств и оскорблений со стороны других учащихся;
· снижение на 13% физической активности в выходные дни;
· повышение на 10% перекусов между приемами пищи;
· повышение на 5% массы тела.
Очевидно, необходимо ограничивать время детей у телевизора, чтобы избежать развития интеллектуальной и физической пассивности в более позднем возрасте. Просмотр телевизионных программ забирает время, снижает развивающую деятельность, которая стимулирует когнитивное, поведенческое и двигательное развитие[10].
С приходом Интернета доступ к мировой фильмографии стал практически неограничен. Теперь любой человек, владеющий подключенным к сети компьютером, может запросто смотреть фильмы онлайн. Конечно, это очень удобно и позволяет решить целый ряд проблем, с которыми ранее сталкивались любители кино. Но в то же время нельзя забывать, что далеко не все из представленных фильмов можно показывать детям и подросткам. В этих целях разрабатываются специальные программы родительского контроля, предотвращающие просмотр кинолент соответствующего содержания. Так, сознательные люди могут уберечь психику своих чад от пагубного воздействия сцен насилия, которые нередко встречаются во многих режиссерских работах. Подбирая фильмы нужного жанра, можно воспитать в обучающихся качества, необходимые каждому современному человеку. Таким образом, киноиндустрия оказывает огромное влияние на человека[20].
А средства массовой информации, телевидение, кинофильмы оказывают колоссальное влияние на психику детей и подростков, их физическое здоровье.
Чтобы использовать этот ресурс для формирования морально-нравственных ценностей подрастающего поколения, необходимо соблюдать некоторые рекомендации:
1) ограничивать просмотр телевизионных передач и фильмов;
2) педагогам и родителям формировать критическое мышления по отношению к полученной информации от внешнего мира и через систему СМИ и СМК;
2) организовывать совместные обсуждения в рамках дискуссионного клуба для педагогов, родителей и обучающихся негативного влияния СМИ с целью обретения навыков умения анализировать различные медиатексты;
3) организовывать специальные циклы курсов в виде лекций и практических занятий по информационной безопасности;
4) проводить популярные лекции и практические занятия по теме «СМИ. Противостояние массовой культуре».
Приложение 1.
Ход занятия
Приветствие участников
Предварительная беседа
О подростках и их первой любви. В пионерском лагере, расположенном рядом со старинной усадьбой, ребята вместе с вожатым заняты постановкой лермонтовского «Маскарада». Это лето в пионерском лагере запомнится Мите Лопухину надолго. Оно стало последним летом детства. Оно одарило Митю дружбой с прекрасным человеком, который открыл подростку смысл и величие искусства. А главное – он узнал радость и горечь первой любви... Главный герой фильма Митя Лопухин открывает для себя новый мир, который преображает его жизнь.
Ход занятия
Приветствие участников.
Предварительная беседа.
Обсуждение с обучающимися:
· «…не остановить водопад, ведь он, как жизнь, бежит…»
· В чем проявляется взрослость и мудрость человека?
· « …ответственно подходить к своей жизни, и отвечать за свои поступки…»?
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
М. Матусовский
Школа, первая ступень для начинающих жить, уникальное место, где закладывается фундамент формирующейся личности… Школа – это еще и целостный, в определенной мере законченный жизненный цикл, в продвижении каждого из нас от беспомощного и неумелого человечка до самостоятельного молодого человека со сложившимися убеждениями и мировоззрением…
Ход занятия
Приветствие участников.
Предварительная беседа.
Романтическая комедия о превратностях судьбы и преодолении препятствий на пути к своему счастью. Действие фильма происходит где-то на Северном Кавказе. Девушка по имени Капелла, названная так отцом, большим любителем искусства, в честь Сикстинской капеллы, приехала с учёбы из Великобритании, чтобы продолжить обучение на родине. Возвратившись домой, Капелла привлекает чрезмерное внимание новых однокурсников, а в особенности двух приятелей, поспоривших между собой.
Ход занятия
Приветствие.
Предварительная беседа.
Времена меняются, меняются герои, но как часто мы возвращаемся к храбрым и благородным мушкетерам….
Когда полет парящей в небе птицы –
одной лишь нашей волей будет прерван,
мы в первый миг о том не пожалеем,
и лишь потом, как наждаком по нервам,
раскаянье должно явиться…
Этот фильм про подростков. Главный герой – восьмиклассник Петя Копейкин, «отъявленный хулиган» – по выражению учителя, срывает школьный спектакль «Сирано де Бержерак» из-за того, что ему не нравится назначение одноклассника-выскочки Феди Ласточкина на роль Сирано. С этого события начинается история «а-ля-Сирано» между Копейкиным и Ласточкиным.
Ход занятия
Приветствие участников.
Предварительная беседа.
Фильм основан на реальных событиях и снят по автобиографической книге Дэна Миллмена «Путь Мирного Воина». Это удивительная история о силе человеческого духа. Фильм «Мирный воин» легко и наглядно дает ответы на
главные вопросы жизни, те, что рано или поздно встают перед каждым человеком. Не ответив на них, невозможно познать человеческое счастье и внутреннюю гармонию, покой, радость жизни.
Регламент занятия:
Просмотр фильма – 90минут
Обсуждение фильма – 30 минут
Ход занятия
Приветствие участников.
Предварительная беседа.
Обсуждение с учащимися, что значит для них счастье. Объяснить им, что ответы на такой вопрос будут совершенно разные. Для одних счастье – это быть свободным, для других – иметь много друзей, для третьих – иметь материальный достаток, но для большинства счастье заключается в теплой улыбке любимого человека и сияющих глазах ребенка. Семья – это то, ради чего стоит жить!
Ход занятия
Приветствие участников.
Предварительная беседа.
Тим Томас стал участником автокатастрофы, и по его вине погибли семь человек, включая его невесту. После этого события он уже не мог жить как раньше. Тим бросил работу и решил пожертвовать части своего организма для людей, которым требуется донорские органы.
Спасение чужих жизней ради спасения своей души – принцип, которым руководствовался герой фильма Тим Томас, раздаривая себя тем, кому помощи ожидать неоткуда. Любовь к жизни, умение давать больше, чем можешь получить, выход за рамки привычного поведения, жертвенная любовь – агапе, вот чему учит нас художественный фильм «Семь жизней».
Ход занятия
Приветствие участников.
Предварительная беседа.
Главным героем драмы «Осень в Нью-Йорке» является богатый бизнесмен, владелец ресторана по имени Уилл Кин. Ему уже 48 лет, но он до сих пор так и не встретил ту единственную. Судьба есть судьба. И этим же вечером Кин встретил её, причём... в своём собственном ресторане, где Шарлотта праздновала свой День рождения.
С ПРОСМОТРОМ ФИЛЬМА «ВРЕМЯ»
(Перед проведением занятия педагогу необходимо самостоятельно посмотреть этот фильм)
Тема занятия: просмотр фильма «Время».
Цель занятия: формировать отношение ко времени как ресурсу повседневной жизнедеятельности, которым можно управлять, учиться ценить и целесообразно распределять.
Регламент занятия:
Просмотр фильма – 90 минут
Обсуждение – 20 минут
Ход занятия
Приветствие участников.
Предварительная беседа.
Этот фильм о времени как ресурсе. В течение всего фильма люди зарабатывают время, тратят время и даже играют на время.
«...у меня нет времени беспокоиться, произошло и произошло – время стало средством платежа…»
Просмотр фильма «Время».
4. Предполагаемые вопросы для обсуждения:
1. Что было бы, если бы вы могли это время продлевать?
2. Если бы могли жить вечно?
3. Представьте, что было бы, если б вы могли управлять временем как сырьевым ресурсом?
4. Кто более всех привлек ваше внимание в фильме? Почему?
5. Почему для вечной жизни богачей должны умирать бедные люди?
6. Почему всеобщее бессмертие может привести к перенаселению и гибели мира?
7. С какой целью мир разделили на временные зоны?
8. Зачем Генри отдаёт Уиллу всё своё время (116 лет), оставив себе всего пять минут?
9. Почему Генри Гамильтон смертельно устал от жизни?
10. Что означают его слова: «Мозг можно растратить, даже если тело молодо»?
11. Что означают слова на окне «Не трать впустую моё время»?
12. Почему маме главного героя не хватило времени добежать до сына? Куда она потратила недостающие секунды?
13. Как Борел, друг Уилла, распорядился полученным в подарок временем в 10 лет? Почему?
14. С каким намерением Уилл отправился в Нью-Гринвич?
15. Что означает менять временные зоны?
16. Почему официантка в Нью-Гринвиче сразу определила, что Уилл не местный?
17. Правильно ли Уилл распорядился подаренным временем?
18. Почему он так поступил? (Останавливается в лучшем отеле, обедает в отличном ресторане, покупает шикарную машину и идёт в самое дорогое казино).
19. Какова была мечта Сильвии?
20. Как изменилось поведение Сильвии, когда у нее осталось 0,30 минут времени жизни?
21. Что поняла Сильвия о жизни людей во временном гетто?
22. Что означает «никто не должен жить вечно, если за это платят жизнью другие»?
23. Что означают слова: «Время в неподходящих руках может обвалить рынок»?
24. Что означают слова, что «1000000 лет может принести людям страдания»? Что может произойти, если это время попадет не в те руки?
25. С какой целью Уилл отдаёт капсулу времени с миллионом лет своей знакомой девочке Майе?
26. Как поступило население Дэйтона, получив огромное количество времени в подарок?
27. Как бы вы распорядились таким количеством времени?
28. Чем обернулось нарушение системы во времени?
Ход занятия
Приветствие участников.
Предварительная беседа.
Часто между друзьями стоят люди, не позволяющие презреть все условности и дружить вопреки всем. И только истинная дружба способна противостоять вражде!
Ход занятия
Приветствие участников.
Предварительная беседа.
Друг – это одна душа,
живущая в двух телах.
Аристотель
Человек – существо социальное. Каждого из нас окружают ежедневно множество людей: знакомых, родственников. Но среди всех этих лиц есть такие, которые занимают в нашей душе гораздо больше места, нежели другие. И каким должен быть настоящий друг, всем нам решать индивидуально.
Как важно найти человека, для которого ты наполнишь мир смыслом. Не важно, каким цветом кожи, волос, глаз обладает твой друг, не важно, на каком языке он говорит, но важно, чтобы двое понимали друг друга. Дружба приумножает радости и делит печали пополам.
3. Предполагаемые вопросы для обсуждения:
1. Как познакомились Декстер и Эрик? Что связало вместе двух мальчиков?
2. Что общего было в семьях мальчиков? Что различалось?
3. Каким образом Эрик помогал Декстеру?
4. Какие были отношение матери Декстера к Эрику?
5. Совместный побег мальчиков. Как вы считаете: этот поступок можно назвать героизмом или безрассудством? Почему?
6. Давайте вспомним момент, когда Эрик подарил Декстеру свой кроссовок. Зачем он это сделал? Что значил для Декстера этот подарок?
7. «Шутки» в больнице. Почему мальчики так шутили?
8. Зачем Эрик положил в гроб Декстера свой кроссовок, а себе забрал его туфель?
9. Почему мать Декстера заступилась за Эрика перед его матерью?
10. Чему научил вас этот фильм?
11. Бывает ли такая дружба на самом деле?
С ПРОСМОТРОМ ФИЛЬМА «21»
(Перед проведением занятия педагогу необходимо самостоятельно посмотреть этот фильм)
Тема занятия: просмотр фильма «21».
Цель занятия: воспитывать нравственные ценности, содействовать осознанию собственного жизненного выбора, формирование мотивов деятельности согласно выбранных норм морали, формирование персонального отношения к жизни.
Регламент занятия:
Просмотр фильма – 95 минут
Обсуждение – 20 минут
Ход занятия
Приветствие участников.
Предварительная беседа.
Ты молод, симпатичен, умен, у тебя есть друзья, которые тебя поддерживают. Что нужно для того, чтобы жизнь сложилась успешно? Деньги? А если ради денег придется пожертвовать принципами и друзьями, ты согласишься на это? Вопросы морали выходят на первый план. Большие деньги меняют даже самых стойких, порабощая, заставляя играть по своим правилам. Каковы правила «большой игры», в которой ставка гораздо выше, чем просто деньги?
Просмотр фильма «21».
Бен Кэмпбелл – невероятно талантливый молодой человек. Парень учится в МТИ и мечтает поступить в Гарвардскую медицинскую школу. Для этого ему нужны деньги. Сначала герой думал, что как только ему удастся скопить необходимые 300 тысяч, он сразу же на этом остановится. Но сладкая жизнь и шальные деньги затягивали парня все глубже и глубже. Аппетиты его росли с каждым днем. Вскоре милый, скромный и добрый юноша превратился в эгоистичного и алчного прожигателя жизни.
4. Предполагаемые вопросы для обсуждения:
1. Какими нравственными качествами обладал Бен в начале фильма?
2. Что заставило его переступить через себя и согласиться на подобную авантюру?
3. Большие деньги портят людей. Как устоять перед открывшимися возможностями? Когда Бен стал меняться?
4. Какие качества характера приобрел Бен после поездок в Лас-Вегас? А какие потерял?
5. Азарт как высшая степень увлеченности. Что произошло с выдержанным и хладнокровным Беном, когда он поставил на кон все деньги, что у них были?
6. Как повел себя Микки Росс? Какие чувства его обуяли?
7. Как поступил Кэмпбелл в отношении своих друзей?
8. Чему научила героя вся эта история с казино и большими деньгами?
9. Может ли человек вернуться к пресной жизни, почувствовав пикантный, сдобренный вседозволенностью, роскошью вкус?
10. В каких моментах проявляется эгоизм Бена?
11. Смог ли он с ним справиться? Если да, то как?
12. Как добиться своей мечты? А добившись, не потерять себя?
13. Сохранить в себе человека, даже если за его отсутствие сулят большие деньги.
14. На разных чашах весов стоят дружба и шикарная жизнь, предательство и любовь, мечта и азарт.
15. Как не ошибиться и пойти в правильном направлении?
Ход занятия
Приветствие участников.
Предварительная беседа.
Цветок пустыни. Именно так в переводе с сомалийского языка звучит имя Варис, девочки, рожденной в пустыне в семье сомалийских бедуинов. Она смогла пойти наперекор судьбе, выдержала тяжелые испытания, выпавшие на ее долю, и в результате сделала головокружительную карьеру, вышла замуж по любви, родила двоих детей. Она стала женщиной, которой восхищаются, ее фотографии печатают на обложках модных глянцевых журналов, она героиня подиумов на показах знаменитейших кутюрье. Красивая, блистательная женщина с экзотической внешностью.
Ход занятия
Приветствие участников.
Предварительная беседа.
Бывает, от тепла детской улыбки, от добрых слов, что льются из души, от теплоты сердечной и безмерного участия, стоящий на краю захочет жить.
После смерти родителей 11-летнюю девочку Поллианну забрала к себе ее тетя Поли, известная своим суровым характером. Из атмосферы родительской любви Поллианна переселилась в мир строгих правил и запретов. Но она не сдавалась! Отец научил девочку простой и забавной игре – уметь радоваться жизни при любых обстоятельствах.
Всегда веселая, Поллианна раздражала своим оптимизмом не только свою тетю, но и других жителей унылого городка, которые считали, что им нечему радоваться. Вскоре все они познакомились с необычной игрой Поллианны, и их жизнь стала меняться! Но однажды с Поллианной случилось несчастье, казалось, не оставляющее надежды на лучшее… Сможет ли она преодолеть навалившуюся беду и сохранить радость в своем сердце?
Ход занятия
Приветствие участников.
Предварительная беседа.
Успешный сотрудник коммерческого банка, вице-президент Энди Дюфрейн попадает в неприятную историю. Его обвиняют в совершении преступления, к которому он не имеет отношения – убийство его жены. Дело осталось нераскрытым, но Энди тем не менее признают виновным, и он получает два пожизненных срока. Отбывать наказание ему предстоит в Шоушенке – тюрьме, из которой никто не возвращается. Готов ли главный герой принять вызов судьбы?
Ход занятия
Приветствие участников.
Предварительная беседа.
Нейл – романтик, в сердце которого живет мечта о прекрасной незнакомке, находящейся где-то за далью его снов; сын обеспеченных родителей, которые привыкли все решать за него, не спрашивая своего отпрыска о его собственных желаниях. Заявлять открытый протест он не решается, то ли из боязни обидеть родителей отказом, то ли потому, что предпочитает плыть по течению и избегать острых углов, но, так или иначе, он перестает быть хозяином своей жизни, принимая навязанные ему условия. Все меняется однажды, когда в свой день рождения Нейл загадывает одно желание и, повстречав экстравагантного исполнителя желаний О.Ж.Гранта, отправляется в путешествие по трассе 60, которой нет ни на одной карте Соединенных Штатов Америки. Отменяет ли этот факт существование трассы? Отнюдь.
Ход занятия
Приветствие участников.
Предварительная беседа.
«За каждой большой любовью стоит большая история».
В мире существует огромное множество романов о любви, но едва ли хотя бы треть из них может сравниться с невероятно трогательной и чувственной историей двух сердец, разлученных в юности, но воссоединившихся спустя много лет. Речь идет о фильме «Дневники памяти».
III О дружбе
IV О прощении, раскаянии
V Научно-популярные
Список литературы
1. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: Смысл, 2007. 367 с.
2. Атемасов А. В. Киноклубы по экологии личности // Воспитание школьника. 2013. № 8. С. 35-40.
3. Березин С. В. Кинотерапия как метод вторичной профилактики наркомании в семье / под ред. А. Ф. Галузина, В. В. Лошкарева. Самара: Изд-во СамГЭУа, 2008. 12 с.
4. Березин С. В. Кинотерапия: практическое пособие для психологов и социальных работников. Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2012. 122 с.
5. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во МГУ, 1984. 200 с.
6. Власкина Г. Я. Эстетическое воспитание старшеклассников средствами телевидения и радио: дис. канд. пед. наук. М., 1985
7. Данина М. М., Карпова Н. Л., Кисельникова Н. В., Шувиков А. И. Кинотерапия как средство психологической реабилитации и коррекции // Вестник Российского гуманитарного фонда. – № 3 (64). – 2011. – С. 121–130.
8. Жинкин Н. И. Психология кино // Кинематограф сегодня: сборник / под общ. ред. В. Н. Ждана; сост. Л. А. Звонникова. М.: Искусство, 1971. Вып. 2. С. 84-154.
9. Жинкин Н. И. Психология кино. Кинематограф сегодня. М.: Искусство, 1971. 154
10. Иванова В. С., Шпанова М. С. Особенности кинопредпочтений современной молодежи // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по материалам XVIII студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2014. — № 11(18) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(18).pdf
11. Корбут К. П. Психоанализ о кино и кино о психоанализе [Электронный ресурс]. URL: http://psyjournal.ru/articles/ psihoanaliz-o-kino-i-kino-o-psihoanalize (дата обращения: 04.09.2017).
12. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Смысл, 2003. 488 с.
13. Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: Ээсти Раамат, 1973. 167 с.
14. Менегетти А. Кино, театр, бессознательное. М.: ННБФ «Онтопсихология», 2001. 384 с.
15. Менегетти А. Кинотерапия по фильму «Джульетта и духи» // «Онтопсихология.», 1997. № 8. С. 7-19.
16. Плескачевская А. А. Кинотренинг и сфера его применения // Психологическая газета, 1998. № 8. С. 18-19; № 9. С. 26-27.
17. Прокофьева Н. И. Практика кинотерапии. [Электронный ресурс] URL:http://www.imaton.ru./ main.php (дата обращения 02.11.2016)
18. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс-Универс, 1994. 480 с.
19. Спиваковская А. С., Мхитарян А. 12 диалогов о психологии преображения себя и своей жизни. М.: Беато-пресс, 2006. 216 с.
20. Трусь А. А. Кинотренинг: техники и методы видеообщения. СПб.: Речь, 2011. 191 с.
21. Франкл В. Человек в поисках смысла: пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
22. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы / пер. с англ. М.: Педагогика, 1993. 144 с.
23. Шувалова Е. В. Возможности кинотерапевтического подхода в работе с группой // СМАЛЬТА. – № 2. – 2014. – С. 78-80.
24. Яновский М. И. Проблема изменения Я-концепции под влиянием просмотра кинофильма // Вопросы психологии, 2012. № 1. С. 92-99.
Методическое пособие
по результатам работы творческой группы
специалистов психолого-педагогической службы
среднего профессионального образования
«Использование фильмотерапии по формированию морально-нравственных ценностей подростков»
Луганск 2018
Составители:
Давиденко О.Н., методист отдела практической психологии, социальной работы, специального и инклюзивного образования Государственного учреждения Луганской Народной Республики профессионального дополнительного образования «Республиканский центр развития образования»;
Забашта И.В., практический психолог Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего специального образования Луганской Народной Республики «Перевальский колледж»
Также в состав творческой группы вошли:
«Использование фильмотерапии по формированию морально-нравственных ценностей подростков» сборник материалов по итогам работы творческой группы специалистов психолого-педагогической службы среднего профессионального образования Луганской Народной Республики.
Луганск, ГУ ПДО ЛНР «Республиканский центр развития образования», 2018, с. 53
В данном пособии раскрыты некоторые аспекты формирования морально-нравственного воспитания подрастающего поведения путем просмотров фильмов с последующим обсуждением. А также теоретические аспекты влияния фильмов на поведение подростков.
Адресовано практическим психологам, социальным педагогам, классным руководителям и педагогам, которые работают с подростками.
Особую признательность выражаем практическим психологам, принявшим активное участие в работе творческой группы: Старко И. В. (ГБОУ СПО ЛНР «Свердловский строительный колледж»), Макеевой О. С. (ГБОУ СПО ЛНР «Луганский колледж моды, парикмахерского искусства и компьютерных технологий»), Слоневой И. А. (ГБОУ СПО ЛНР «Краснодонский торгово-кулинарный колледж»)
Введение
Сегодня психолого-педагогическая общественность всего мира бьет тревогу по поводу насилия в масс-медиа, изощренных убийствах на экране, кровавых компьютерных играх, цинизм которых превосходит все мыслимые и немыслимые нравственные барьеры.
Кино — одно из самых молодых и в то же время одно из самых массовых искусств. Влияние кино на человека на сегодняшний день заметно и бесспорно. Оно очень сильно проявляется именно среди молодежи. Данная тема особенно актуальна сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля над киноиндустрией, неконтролируемой подаче информации различной аудитории, что, в конечном счете, пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей подрастающего поколения. По результатам проведенного анализа в России и за рубежом можно говорить о наличии корреляции между просмотром сцен насилия и порождающимся агрессивным поведением среди молодежи [16].
По мнению ученых, дети под влиянием кинопродукции становятся более жестокими, дерзкими и грубыми людьми, не способными к восприятию нормальных человеческих чувств. Враждебность на экранах телевизоров делает подростков более агрессивными по отношению к другим людям и к неодушевленным предметам. Подростки начинают воспринимать насилие как приемлемый образ жизни и способ разрешения конфликтов[2].
Главными целями воспитания морально-нравственных ценностей подрастающего поколения являются передача культурных ценностей, накопленных личностью, обществом, и развитие способностей для восприятия и принятия культурного наследия.
Принимая во внимание все вышеперечисленные факторы, а именно: влияние СМИ на поведение подростков, актуальность формирования морально-нравственных ценностей подростков – группа практических психологов образовательных учреждений среднего профессионального образования выступила с инициативой разработать методические рекомендации на тему: «Использование фильмотерапии по формированию морально-нравственных ценностей подростков».
Цель работы творческой группы:
1. Собрать банк кинофильмов, которые рекомендовано использовать специалистам психолого-педагогической службы с целью формирования морально-нравственных ценностей подрастающего поколения.
2. Разработать алгоритм проведения развивающих занятий.
Этапы работы творческой группы:
1. Изучение теоретических основ современного метода развивающей работы педагогов – фильмотерапия.
2. Анкетирование обучающихся образовательных учреждений с целью изучения интересов к продукции кинематографа.
3. Определение тематики фильмов, рекомендованных для просмотра обучающихся.
4. Разработка сценариев проведения развивающих групповых занятий для подростков.
5. Подбор банка фильмов, рекомендованных к просмотру в образовательных учреждениях.
6. Оформление результатов работы творческой группы в методические рекомендации.
В рамках работы творческой группы было проведено исследование на предмет изучения интересов к продукции кинематографа обучающихся образовательных учреждений. В анкетировании приняли участие 108 обучающихся I курсов системы профессионального образования. Отвечая на вопросы анкеты, они отдавали предпочтение тем или иным жанрам кинофильмов. Так, в результате мы имеем следующую картину: обучающиеся чаще выбирают для просмотра такие жанры, как фантастика, комедии, боевики. И менее популярными в этой аудитории являются фильмы жанров вестерн, экранизация романов, сказки.
Результаты анкетирования.
Жанр , выбираемый для просмотра | часто | редко | никогда | |
1 | Ужасы | 47% (45) | 35% (34) | 18% (21) |
2 | Мелодрамы | 19% (19) | 31% (30) | 50% (47) |
3 | Комедии | 74% (62) | 52% (30) | 74% (4) |
4 | Боевики | 62% (60) | 31% (30) | 7% (10) |
5 | Фантастика | 72% (70) | 20% (19) | 8% (7) |
6 | Эротика | 9% (9) | 35% (34) | 56% (30) |
7 | Вестерн | 10% (10) | 33% (32) | 57% (33) |
8 | Исторические военные | 29% (28) | 38% (37) | 33% (31) |
9 | Экранизация романов | 9% (7) | 26% (19 | 65%(49) |
10 | Научно- популярные | 23% (17) | 49% (37) | 28% (21) |
11 | Сказки | 15% (14) | 44% (42) | 41%(40) |
12 | Приключения | 52% (39) | 38% (29) | 10% (7) |
13 | Сериалы ( ситкомы) | 38% (32) | 35% (30) | 7% (23) |
14 | Криминальные | 49% (40) | 30% (25) | 21% (16) |
Данная подборка фильмов и разработки занятий ориентированы на обучающихся подросткового и юношеского возраста образовательных учреждений. Перед проведением занятия с использованием кинофильмов педагогу необходимо предварительно посмотреть фильм.
Телевизионная информация имеет большую силу внушения. После просмотра передач и фильмов ребенок не может отделить виртуальную реальность от действительности и воспринимает агрессивное поведение как пример для подражания, результатом чего станет формирование жестокого стиля мышления. Исследования социологов свидетельствуют, что 58% молодых людей стремятся подражать поведению актеров, большей частью из иностранных фильмов, а 37,3% подростков готовы совершить противоправные действия, основываясь на их действия и поступки[4].
Известный канадский психолог А.Бандура вместе со своими коллегами провел первые опыты, связанные с влиянием средств массовой информации на поведение человека. В исследованиях участвовали дети от 3 до 7 лет. Им показывались короткометражные мультфильмы, в которых взрослый человек агрессивно обращался с куклой Бобо. После просмотра этих сцен детям давалось время на игру в пределах 10-20 минут, а исследователь в это время сосредоточенно наблюдал за каждым ребенком, фиксируя их действия и поступки. По результатам этого опыта было выявлено, что часть детей повторяли поведение актера, т.е. имитировали акты агрессии.
Доктором психологических наук, профессором Л.Н. Матвеевой из МГУ было проведено исследование: подростки при просмотре разнообразных фильмов и программ фиксировали наиболее интересные моменты с помощью датчиков. В результате опыта, высокий интерес у испытуемых вызывали как сцены с насилием, так и сцены, содержавшие эстетичный характер. При просмотре телевизора человек воспринимает в большинстве случаев жестокость и ненависть, лишается способности отличить их от более тонких чувств[6].
Ученые Университета Монреаля, исследовательского центра университета Сент-Жюстин и Университета Мичигана провели изучение среди 1314 детей. Оно осуществлялось в рамках долгосрочного анализа развития детей в канадской провинции Квебек. Исследователями проводился опрос родителей на предмет того, сколько времени их дети проводили за просмотром телевидения в возрасте 28 месяцев и 53 месяцев, оценивались успехи в учебе, психологическое состояние, физическое здоровье и индекс массы тела. По результатам исследования, просмотр большого количества телевизионных передач в детском возрасте позднее в жизни приводил к таким итогам:
· снижение на 7% интереса к школе;
· снижение на 6% успеваемости по математике;
· снижение на 10% надругательств и оскорблений со стороны других учащихся;
· снижение на 13% физической активности в выходные дни;
· повышение на 10% перекусов между приемами пищи;
· повышение на 5% массы тела.
Очевидно, необходимо ограничивать время детей у телевизора, чтобы избежать развития интеллектуальной и физической пассивности в более позднем возрасте. Просмотр телевизионных программ забирает время, снижает развивающую деятельность, которая стимулирует когнитивное, поведенческое и двигательное развитие[10].
С приходом Интернета доступ к мировой фильмографии стал практически неограничен. Теперь любой человек, владеющий подключенным к сети компьютером, может запросто смотреть фильмы онлайн. Конечно, это очень удобно и позволяет решить целый ряд проблем, с которыми ранее сталкивались любители кино. Но в то же время нельзя забывать, что далеко не все из представленных фильмов можно показывать детям и подросткам. В этих целях разрабатываются специальные программы родительского контроля, предотвращающие просмотр кинолент соответствующего содержания. Так, сознательные люди могут уберечь психику своих чад от пагубного воздействия сцен насилия, которые нередко встречаются во многих режиссерских работах. Подбирая фильмы нужного жанра, можно воспитать в обучающихся качества, необходимые каждому современному человеку. Таким образом, киноиндустрия оказывает огромное влияние на человека[20].
А средства массовой информации, телевидение, кинофильмы оказывают колоссальное влияние на психику детей и подростков, их физическое здоровье.
Чтобы использовать этот ресурс для формирования морально-нравственных ценностей подрастающего поколения, необходимо соблюдать некоторые рекомендации:
1) ограничивать просмотр телевизионных передач и фильмов;
2) педагогам и родителям формировать критическое мышления по отношению к полученной информации от внешнего мира и через систему СМИ и СМК;
2) организовывать совместные обсуждения в рамках дискуссионного клуба для педагогов, родителей и обучающихся негативного влияния СМИ с целью обретения навыков умения анализировать различные медиатексты;
3) организовывать специальные циклы курсов в виде лекций и практических занятий по информационной безопасности;
4) проводить популярные лекции и практические занятия по теме «СМИ. Противостояние массовой культуре».
Дата: 2019-02-25, просмотров: 304.