В долгосрочном периоде, когда могут меняться все виды затрат (в том числе и те, которые в краткосрочном периоде были постоянными), решение предприятия об объеме выпускаемой продукции будет приниматься иначе, поскольку можно изменять все производственные факторы, в то числе и раз-меры предприятия.
Если при существующей рыночной цене несколько предприятий терпят убытки и прекращают производство, предложение на рынке сокращается. Ре-зультатом сокращения предложения при постоянном спросе является повы-шение цены. Возросшая цена позволит предприятиям, оставшимся в отрасли, получать экономическую прибыль. В условиях совершенной конкуренции, когда нет ограничений доступа на рынок, появятся новые предприятия, при-влеченные возросшей прибылью. В результате предложение возрастет, а цена снизится. При совершенной конкуренции такие колебания носят постоянный характер. Равновесие на рынке будет достигнуто, когда у фирм не будет сти-мулов как для входа в отрасль, так и для выхода из нее. Это достигается при условии, если рыночная цена установится на уровне минимума средних вало-вых издержек и экономическая прибыль, таким образом, исчезнет.
P MC
ATC
P0
MR=P
Q0 Q
При цене P0 объем производства предприятия составит Q0. При таком объеме предельный доход равен предельным издержкам, а минимальные средние валовые издержки равны рыночной цене, экономическая прибыль равна нулю. При таких условиях предприятия удовлетворено объемом произ-водства и размерами предприятия.
В условиях совершенной конкуренции равновесие достигается, когда экономическая прибыль равна нулю. При такой ситуации нет стимулов для расширения или сокращения объема производства, а также у новых предпри-ятий нет мотивов для вступления в отрасль, а у стары – для выхода из нее.
Высокие прибыли и убытки отдельных предприятий характерны для краткосрочного периода, когда недостаточно времени для выхода отдельных предприятий из отрасли или входа в нее новых предприятий. В долгосрочном периоде экономические прибыли привлекут новые предприятия, которые, увеличив предложение отрасли, окажут воздействие на снижение рыночной цены.
С другой стороны длительные убытки заставят ряд предприятий поки-нуть отрасль, предложение уменьшится и цена повысится. Долгосрочное рав-новесие в условиях совершенной конкуренции устанавливается, когда цена равна предельным и средним валовым издержкам. В этом случае нет стиму-лов расширения или сужение производства, а также входа и выхода предпри-ятий из отрасли.
В условиях совершенной конкуренции предприятия производят такое количество продукции, которое соответствует точке пересечения кривых ры-ночного спроса и предложения. Кривая предложения каждого предприятия является отрезком кривой предельных издержек, лежащие выше кривой сред-них переменных издержек.
Совокупное предложение отрасли складывается из объемов предложе-ния всех работающих в ней предприятий. Реакция на изменения спроса быст-рая и гибкая. Рынок совершенной конкуренции автоматически реагирует на изменение потребительского спроса расширением или сужением производст-ва.
Экономическая теория рассматривает совершенную конкуренцию как эталон эффективности производства. Чисто конкурентные рынки решают две задачи:
1. Участвующие в производстве предприятия выпускают такой набор продукции, который наиболее полезен для потребителей;
2. Производство осуществляется таким образом, что издержки для об-щества становятся минимальными, т.е. товары производятся с возможными наименьшими издержками.
Совершенная конкуренция является наиболее эффективной из всех име-ющихся рыночных структур.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 247.