Монополия. Поведение монополии в краткосрочном периоде
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В реальной действительности понятие чистой монополии является абст-ракцией. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом. Поэтому можно представить чистую монополию скорее теоретически.

Монополия предполагает, что одно предприятие является единственным производителем продукции, не имеющих аналогов. Покупатели при этом не имеют возможности выбора; они вынуждены приобретать продукцию пред-приятия – монополиста.

На рынке монополист контролирует весь объем выпуска товара. Если он принимает решение о повышении цены на свою продукцию, то не боится по-терять часть рынка, отдать его конкурентам. Но это не означает, что он бес-конечно будет повышать цену своей продукции.

В ходе принятия решения о цене предприятие-монополист учитывает рыночный спрос и свои издержки. Поскольку монополист является единст-венным производителем данной продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса.

Решение монополиста об объеме производства с целью получения мак-симальной прибыли основывается на том же принципе, что и в случае совер-шенной конкуренции, т.е. на равенстве предельного дохода и предельных из-держек.

В условиях совершенной конкуренции для предприятия характерно ра-венство среднего и предельного доходов и цены. У монополиста кривая сред-него дохода и цены совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предель-ного дохода лежит ниже ее. Предельный доход в условиях совершенной кон-куренции равен цене единицы товара и спрос на продукцию предприятия со-вершенно эластичен. Любое предприятие, спрос, на продукцию которого не является эластичным, будет сталкиваться с ситуацией, когда предельный до-ход меньше цены.

Поскольку монополист – единственный производитель и представляет собой всю отрасль, снижая цену на свою продукцию для увеличения объема продаж, он вынужден снижать цену на все единицы товаров, а не только на последующую.

 P, руб.

 

 

600

 

 

    

400

 

    

200                                                 D 

  

                                                MR

 

                        2        4        6         8                        Q, шт.

Цена и предельный доход предприятия-монополиста.

Например, монополист продает по цене 800 руб. только одну единицу своей продукции. Чтобы продать две единицы, он снижает цену до 700 руб. Как на первую, так и на вторую единицу товара. Чтобы продать три единицы – цена 600 руб. на каждую из них, четыре – 500 руб. и т.д. Доход предприя-тия-монополиста составит:

1 единица – 800;

2 единицы – 1400 (700*2);

3 единицы – 1800 (600*3);

4 единицы – 2000 (500*4) руб.

Соответственно предельный доход составит:

1 единица – 800;

2 единицы – 600 (1400 – 800);

3 единицы – 400 (1800 – 1400);

4 единицы – 200 (2000 – 1800) руб.

Кривые спроса и предельного дохода представляют две совпадающие линии. Причем предельный доход во всех случаях, кроме первого, меньше цены. А поскольку монополист принимает решение об объеме производства, выравнивая предельный доход и предельные издержки, цена и количество произведенной продукции будут иными по сравнению с условиями совер-шенной конкуренции. Объем выпуска, при котором предельный доход равен предельным издержкам, обеспечивают предприятию-монополисту макси-мальную прибыль. Цена, дающая максимум прибыли, равна высоте кривой спроса при этом уровне выпуска.

На монопольном рынке будет произведено меньше продукции по более высокой цене, чем в условиях совершенной конкуренции.

P

 

                                                                      MC

 

 

P1                                       A

 

                                                                            D

                                                           MR            

                                        Q1                                           Q

Оптимальный выпуск продукции монополии на краткосрочном временном интервале.

Оптимальный выпуск и максимум прибыли для монополии достигается при равенстве MR=MC.

В том случае, когда цена превышает минимальные средние издержки, то предприятие-монополист получает экономическую прибыль.

 

 

 P                

 

                                                                         MC

                                                                                      AC

 

P1

                                                                  прибыль

 

                                                       MR                   D

 

                                           Q1                                                      Q

 

Прибыль предприятия-монополиста на краткосрочном временном

интервале.

Если рыночные условия неблагоприятны, т.е. рыночный спрос недоста-точный, то предприятие-монополист также как и предприятие в условиях со-вершенной конкуренции, может оказаться не в состоянии получить прибыль в пределах краткосрочного периода.

Если цена, соответствующая выпуску продукции, при котором предель-ный доход равен предельным издержкам, упадет ниже средних издержек, предприятие-монополист понесет убытки.

 

P                                                     MC        

                                                                          AC

 

                                                        убытки

                                                            

P2

 

                                                              MR          D

 

                                     Q2                                                                          Q

Убытки предприятия-монополиста на краткосрочном временном

интервале.

Если же складывается ситуация, при которой монополия покрывает свои издержки, то имеет место положение безубыточности.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 258.