Предпринимательство и его признаки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предпринимательство – это инициативная деятельность, связанная с хо-зяйственным риском, направленная на поиск наилучших способов использо-вания ресурсов и ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножения собственности.

Предпринимательство по своей экономической природе неразрывно свя-зано с рыночным хозяйством и является его продуктом.

Предпринимательству характерны следующие признаки: инициатива, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производс-тва и новаторство.

1. Предпринимательство – это постоянное стремление к поиску нового, будь то производство новых товаров или освоение новых рынков. Одним словом, – это поиск новых возможностей извлечения выгоды, посредством удовлетворения общественных потребителей.

Хотя инициатива является свойством человеческой натуры, проявление ее в качестве признака предпринимательской деятельности обусловлено при-родой рынка. Инициируя свои начинания, любой предприниматель опирается на обладание некими преимуществами, дающими ему уверенность в успехе. Такие преимущества, например, могут быть извлечены из информации. Лю-ди, обладающие большей информацией, получают преимущества, что и по-рождает инициативу, как стремление использовать их для собственной выго-ды.

Инициатива требует известной хозяйственной свободы. Когда уровень регламентации предпринимательской деятельности слишком высок, инициа-тивная активность снижается, оборачивается деловой стагнацией. В этом смысле создание условий для активизации инициативы у субъектов хозяйст-вования – ключевая задача перехода к предпринимательству.

2. Однако ассиметрия (отсутствие, недостаток) информации создает и известную неопределенность в деятельности предпринимателя. Неопределен-ность возникает как в связи с изменением конъюнктуры, цен и предпочтений потребителей, так и в силу непредсказуемой реакции рынка на предлагаемые решения. Таким образом, вся окружающая предпринимательская деятель-ность представляется в виде неподвластной ему неопределенности, что и по-рождает коммерческий риск.

Хотя риск и является органической компонентой предпринимательской деятельности, само предпринимательство не связано со склонностью к риску. Нацеленность предпринимателя на обращение рыночной неопределенности со свою пользу выступают решающим фактором при принятии решений.

Коммерческий риск – это не безрассудный риск. Он основывается на трезвом расчете и учете возможных отрицательных последствий. Стремление к успеху всегда уравновешивается хозяйственной ответственностью. Сопро-вождающая риск хозяйственная ответственность ставит перед предпринима-телем задачу овладения риском и управления им. И если устранить рыноч-ную неопределенность не в силах предпринимателя, то снизить риск ему вполне под силу. Наиболее известным механизмом снижения риска является страхование.

3. Стремясь к повышению доходности ресурсов, предприниматель при-бегает к наиболее рациональным способом их применения. Наиболее очевид-ной Фомой повышения эффективности ресурсов является их перемещение на рынки, где их альтернативная ценность больше и они принесут больший до-ход.

Более сложной формой повышения эффективности применения ресур-сов является комбинирование факторов производства. Суть его состоит в по-иске наиболее рационального варианта сочетания факторов путем замещения одного фактора другим. Варьируя факторами производства, предпринима-тель обеспечивает переход к более эффективному применению ресурса, спо-собствует поступательному ходу развития производства. Комбинирование на основе принципа замещения является определяющим фактором извлечения дохода, а “дух рационализма” пронизывает все содержание предпринима-тельства.

4. Деятельность в условиях неопределенности требует от предпринима-теля изобретательности и творческого подхода. Новаторство выделяется в ка-честве особого функционального признака предпринимательства.

Новаторство – это практическое применение принципиально новых то-варов, технологий, новых форм организации производства и сбыта, самих форм организации предпринимательской деятельности.

Новаторство является доминирующим признаком предпринимательства. Во-первых, препятствующая успеху предпринимателя рыночная неопреде-ленность подталкивает его к поиску путей изменения самой рыночной ситуа-ции в выгодном для себя направлении, что возможно только посредством ин-новационной деятельности. Во-вторых, стремление к извлечению возможно большего предпринимательского дохода может быть реализовано только пу-тем приобретения рыночных преимуществ в результате нововведений. Поэ-тому действительным мотивом новаторство является конкуренция между предпринимателями.

Новаторский характер предпринимательства позволяет рассматривать его в качестве активного фактора НТП и движущей силы экономического роста.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 185.