Поведение предприятия в условиях монополистической конкуренции в долгосрочном периоде
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Однако на рынках монополистической конкуренции экономическая при-быль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде пред-приятия, терпящие убытки, предпочтут уйти из отрасли, а высокие экономи-ческие прибыли станут стимулом вступления новых предприятий в отрасль. Новые предприятия, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары предприятия, получавшего экономичес-кую прибыль, снизится.

Сокращение спроса уменьшит экономическую прибыль предприятия до нуля. Иными словами, долгосрочным девизом предприятий, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность.

Покажем на графике ситуацию долгосрочного равновесия предприятия в условиях монополистической конкуренции:

P                                                       MC

 

P0                                                             ATC

 

                                                    D

                                         MR

 

                   Q0   Q1                                                  Q

Долгосрочное равновесие предприятия в условиях монополистической конкуренции.

Отсутствие экономической прибыли лишает новые предприятия стимула для выступления в отрасль, а старые – для выхода из нее. Однако в условиях монополистической конкуренции стремление к безубыточности является скорее тенденцией. В реальной жизни предприятия могут получать экономи-ческую прибыль достаточно длительный период. Это связано с тем, что неко-торые виды продукции, выпускаемые предприятиями, трудно воспроизвести. С другой стороны, барьеры для входа в отрасль хотя и не высоки, но все же существуют.

Рыночный механизм монополистической конкуренции с точки зрения использования ресурсов не является эффективным, поскольку производство осуществляется не с минимальными издержками. Производство Q0 не дос-тигает величины, где средние валовые издержки предприятия минимальны, Q1. Однако если оценивать эффективность с точки зрения удовлетворения интересов потребителей, то многообразие товаров является для них более предпочтительным, нежели однообразная продукция по более низким ценам и в большем объеме.

 

Олигополия

Завершаем рассмотрение рынка несовершенной конкуренции анализом олигополии и ее поведения на рынке.

Олигополия – рыночная структура, состоящая из небольшого числа предприятий, причем больших размеров. Товар, реализуемый в условиях олигополии, может быть и дифференцированным и стандартизированным (разнородным или однородным). Имеются существенные препятствия входа на рынок, контроль над ценами ограничен взаимной зависимостью, некото-рые ограничения к доступу информации.

На олигополистическом рынке предприятия, обладающие большими до-лями в общем выпуске товара, обладают способностью влиять на цену това-ра.

Особенностью олигополии является взаимозависимость решений пред-приятий по ценам и объему производства. Ни одно решение не может быть принято без учета и оценки возможных ответных действий со стороны кон-курентов.

Действия предприятий-конкурентов – это дополнительное ограничение, которое они должны учитывать при определении оптимальных цен и объема производства. Не только издержки и спрос, но и ответная реакция конкурен-тов, обуславливают принятие решений. Поэтому олигополия должна отра-жать все эти три момента.

Единой теории олигополии не существует. Однако впервые объяснить поведение олигополии была предпринята французом А. Курио. Его модель основывается на следующих предпосылках:

– на рынке присутствуют только два предприятия;

– каждое предприятие принимает цену и объем производства конкурента неизменным, а затем принимает свое решение.

Допустим, что на рынке действуют два предприятия – X и Y. Как будет определять предприятие X цену и объем производства? Помимо издержек они зависят от спроса, а спрос, в свою очередь, от того, сколько продукции выпустит предприятие Y. Однако что будет делать предприятие Y, предприя-тию X неизвестно. Оно может только предположить возможные варианты его действий и соответственно планировать собственный выпуск.

Поскольку рыночный спрос есть величина данная, расширение произ-водства предприятием Y вызовет сокращение спроса на продукцию предпри-ятия X. Если Y начнет расширять продажи, то график спроса на продукцию предприятия X сдвинется влево. Цена и объем производства, устанавливае-мые предприятием X исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек, будут снижаться от P0, Q0 до P1, Q1 и до P2, Q2.

P

 

                                                                                                                     MC

 

 

P0

                                                                                                   D0

P1

                                                                                        

P2                                                                                        MR0

                                                                                                D1

                                                                              MR1

                                                                                   D2

                                                                 

                                                                  MR2

 

 

                                                Q2       Q1     Q0                               Q

Модель Курно. Изменение цены и объема выпуска продукции предприятием X при расширении производства предприятием Y.

Если рассматривать ситуацию с позиции предприятия Y, то можно на-чертить подобный график, отражающий изменение цены и количества вы-пускаемой продукции в зависимости от действий предприятия X.

Объединив оба графика, получим кривые реакции обоих предприятий на поведение друг друга.

QX X

 

QX

 

                                                                                              Y

                      QY                                                                        QY

Кривые реакции предприятий X и Y на поведение друг друга.

Кривая X отражает реакцию предприятия X на изменения в производст-ве предприятия Y, кривая Y – соответственно наоборот. Равновесие наступа-ет в точке пересечения кривых реакций обоих предприятий. В этой точке предложения предприятий совпадают с их реальными действиями.

В теории Курно не отражено одно существенное обстоятельство. Пред-полагается, что конкуренты отреагируют на изменение предприятием цены определенным образом. Когда предприятие Y выходит на рынок и отнимает у предприятия X часть спроса, последнее вступает в ценовую игру, снижая цены и объем производства. Однако предприятие X может занять активную позицию и, значительно снизив цену, не допустить предприятие Y на рынок. Такие действия предприятия X не описываются теорией Курно.

“Ценовая война” снижает прибыли обеих сторон. Поскольку решения одной из них влияют на решения другой, существуют основания договорить-ся о фиксации цен, разделе рынка с целью ограничения конкуренции. По-скольку всякого рода сговоры подпадают под антимонопольное законода-тельство и преследуются с государством, то предприятия в условиях олиго-полии предпочитают от них отказаться.

Существуют и другие модели олигополии, основанные на теории игр. Так, при определении собственной стратегии предприятие оценивает вероят-ные прибыли и убытки, которые будут зависеть от того, какую стратегию вы-берет конкурент. Предположим, что предприятия А и В контролируют основ-ную долю продаж на рынке. Каждое из них стремится увеличить объем про-даж и тем самым обеспечить себе рост прибылей. Достигнуть результата можно снижением цен и привлечением дополнительных покупателей, акти-визацией рекламной деятельности и т.д.

Однако результат для каждого предприятия зависит от реакции конку-рента. Если предприятие А начнет снижать цены, а предприятие В последует за ним, то ни одно из них не увеличит своей доли на рынке, а их прибыли сократятся. Однако если предприятие А снизит цены, а предприятие В не сделает того же, то прибыли предприятия А увеличатся. Разрабатывая свою стратегию области цен, предприятие А просчитывает возможные варианты ответной реакции со стороны предприятия В.

Стратегия предприятия А

Реакция предприятия В

снизить цену оставить цену без изменения

Снизить цену                       -1000                           +1500

                                                    -1000                            -1500

Оставить цену без                     -1500                                0

изменения                                 +1500                                0

Влияние рыночной стратегии на прибыль предприятий А (числитель) и В (знаменатель).

Если предприятие А решит снизить цену, а предприятие В последует за ним, прибыли предприятия А сократятся на 1000 руб. Если предприятие А снизит цену, а предприятие В не сделает этого, то прибыли предприятия А возрастут на 1500 руб. Если предприятие А не предпримет никаких шагов в области цен, а предприятие В снизит свои цены, прибыли предприятия А со-кратятся на 1500 руб. Если оба предприятия оставят цены без изменений, их прибыли не изменятся.

Наилучшим вариантом для предприятия А является представленный в верхнем правом углу таблицы, при котором прибыли возрастают на 1500 руб. Однако этот вариант является наихудшим с точки зрения предприятия В. Для обоих предприятий было бы целесообразно оставить цены без изменения, прибыли остались бы при этом на прежнем уровне. Вместе с тем, опасаясь наихудшего из возможных вариантов, предприятия снизят свои цены, теряя при этом по 1000 руб. прибыли. Стратегия предприятия А на снижение цены называется стратегией наименьших потерь.

Ни одна из приведенных выше моделей олигополии не позволяет отве-тить на все вопросы, связанные с поведением предприятий подобных рынках. Однако они могут быть использованы для анализа отдельных аспектов дея-тельности в условиях олигополии.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 229.