Поведение монополии в долгосрочном периоде
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Аналогично можно описать поведение предприятия-монополиста и на долгосрочном временном интервале. При описании краткосрочного и долго-срочного интервалов изменяется лишь интерпретация кривых. Кривая, отоб-ражающая изменение средних совокупных издержек на долгосрочном вре-менном интервале, представляется как кривая долгосрочных средних издер-жек. Кривая предельных издержек будет уже соответствовать кривой долго-срочных предельных издержек. Следовательно, максимизация прибыли на долгосрочном временном интервале предполагает объем выпуска, при кото-ром предельные издержки равны предельному доходу. Цена, максимизирую-щая прибыль предприятия-монополиста на долгосрочном временном интер-вале, равна высоте кривой спроса в этой точке.

Монополия максимизирует прибыль на долгосрочном временном интер-вале при равенстве предельного дохода и долгосрочных предельных издер-жек.

P

 

                                                                                       LMC

 

 

 P1

 

                                                           MR              D

 

                                       Q1                                                               Q

Оптимальный выпуск для монополии в долгосрочном периоде.

Имеют место некоторые ситуации долгосрочного равновесия предприя-тия-монополиста. При долгосрочном равновесии:

1. Минимизация убытков не может быть долговременной, а поэтому предприятие-монополист должно функционировать безубыточно;

2. В отличие от совершенной конкуренции долгосрочное равновесие не обязательно должно устанавливаться в точке минимума кривой долгосроч-ных совокупных издержек;

3. Цена, максимизирующая долгосрочную прибыль предприятия-моно-полиста, будет ниже, чем цена максимизирующая краткосрочную прибыль. Это происходит в связи с тем, что спрос на любой продукт более эластичен в долгосрочном периоде, чем в краткосрочном.

Долгосрочное равновесие предприятия в условиях монополии позволяет ему:

– взвинчивать цены до уровня, обеспечивающего получение краткосроч-ной максимальной прибыли, и получить чистую экономическую прибыль, пока цены вновь не упадут. Предприятие должно мириться с тем, что высо-кая прибыль привлечет на рынок конкурентов и в последствие оно может по-терять часть своей прибыли;

– устанавливать несколько меньшую цену. В этом случае прибыль будет умеренной по размерам, но зато рынок станет менее привлекательным для потенциальных конкурентов. Такая стратегия носит название лимитирую-щего ценообразования, поскольку она ставит цель затруднить вход в отрасль конкурентов.

 

Ценовая дискриминация

Рассматривая поведение предприятия-монополиста на краткосрочном и долгосрочном временном интервалах, следует обратить внимание на ценно-вую дискриминацию предприятий, обладающих монопольной властью.

До этого времени мы полагали, что монополист назначает цены для раз-личных покупателей. Тем не менее, для расширения рынка сбыта при опреде-ленных условиях он может назначать разные цены для различных покупате-лей. Иными словами, предприятие-монополист может проводить ценовую дискриминацию. Ценовая дискриминация предполагает политику установле-ния разных цен на один и тот же продукт для различных категорий покупате-лей. На ценовую дискриминацию влияют два основных фактора:

1) отсутствие у покупателя возможности перепродажи продукта;

2) наличие у продавца возможности разделить покупателей на группы.

В качестве примеров ценовой дискриминации могут служить различные цены на авиабилеты для различных групп потребителей, а также в зависимос-ти от дня недели, различные телефонные тарифы в разное время суток.

Экономические последствия ценовой дискриминации двойственны. С одной стороны, ценовая дискриминация позволяет увеличить доходы моно-полиста. С другой стороны, большее количество потребителей получают воз-можность воспользоваться услугой, производится больше продукции. Такая политика в области ценообразования выгодна обеим сторонам. Однако, в не-которых странах ценовая дискриминация рассматривается как препятствие конкуренции и усиление монопольной власти, и ее отдельные проявления подпадают под антимонопольное законодательство.

 

Естественные монополии

Большинство чисто монополистических объединений являются естест-венными монополиями. Естественная монополия – это официально признан-ная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, при-менительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего госу-дарства и населения. Так естественная монополия возникает в тех областях, где действует авторское право, ибо автор-монополист по закону. С другой стороны, в интересах всего государства выгодно иметь единые трубопровод-ные, энергетические сети, железнодорожные магистрали. Государственная монополия возникает также в тех сферах, где ее наличие обусловлено сообра-жениями общественной безопасности.

Естественные монополии подлежат общественному регулированию. В частности, цены и тарифы, которые могут назначать железные дороги, теле-фонные компании, поставщики природного газа и электричества определют-ся государственными и местными органами управления.

Регулирование цен может быть использовано для того, чтобы полностью или частично устранить стремление монополистов недораспределять ресур-сы и получать экономическую прибыль. В зависимости от целей может уста-навливаться “общественно оптимальная цена”. Это происходит в том случае, если ставится цель эффективного распределения ресурсов. Может быть по-ставлена цель, обеспечивающая “справедливую прибыль”, что возможно в том случае, если ставится задача предупреждения банкротства, например, коммунальных служб.

Распространение монополии снижает экономическую эффективность по трем основным причинам:

1. Объем производства, максимизирующий прибыль предприятия-моно-полиста, ниже, чем в условиях совершенной конкуренции, а цена – выше. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полной мере, и при этом часть продукции не производится;

2. Являясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремится к снижению производственных издержек. У него нет стимула, использовать наиболее прогрессивную технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выживания;

3. Барьеры для вступления новых предприятий в монополизированные отрасли, огромные силы и средства, которые монополисты тратят на сохране-ние собственной рыночной власти, оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 195.