Приватизация в России проходила в условиях чрезвычайно низкого платёжеспособного спроса населения и нулевого интереса к приватизации со стороны иностранных инвесторов (в отличие от Восточной Европы).
Внешне процессы приватизации, основывающиеся на принятии политического решения, составлении формальных списков и принятии организационно-правовых нормативных актов, создании органа, отвечающего за реализацию выработанной программы, продаже малых объектов приватизации за реальные деньги и т.д., в России и странах Восточной Европы весьма схожи. Однако за внешним сходством скрыты весьма серьёзные различия.
Таблица 7
Модели приватизации
Западная | Восточноевропейская | Российская | |
Общие аспекты | |||
1. Основная цель | Эффективность экономики | Создание новых объектов рынка | Передача прав собственности |
2. Функция минимизации | Стоимость | Стоимость + доход | Скорость |
3. Общественное мнение | Поддержка | Ожидание эффекта | Справедливость |
4. Изначальная роль государственных предприятий | Ограничения | Преимущественная | Абсолютная |
Последовательность шагов | |||
1. Коммерциализация | Де-факто | До приватизации | Одновременно |
2. Корпоратизация | Де-факто | До приватизации | Одновременно |
3. Приватизация | Постепенная | Прагматическая | Сверхбыстрая |
4. Реорганизация | До приватизации | прагматическая | После приватизации |
Черты процесса | |||
1. Административный | Правительство | Правительство и предприятия | Самоприватизация |
2. Бюджетная эффективность | Определённая | Определённая | Нулевая |
3. Спрос | Рынок | Рынок + ваучеры | 80 % ваучеров |
4. Оценка | Рынок | Прагматическая | Старый баланс |
Приватизация в России прошла в 2 этапа.
Первый – ваучерный.
Ваучер – это документ, предоставляющий право на получение определённого количества материальных благ или услуг, участка земли установленной площади и т.п.
В нашей стране ваучеры получили применение в форме приватизационных чеков, которые давали право собственнику на приобретение акций либо на своём приватизируемом предприятии, либо на специализированных чековых аукционах.
Концепция ваучерной программы в России была принята на заседании Правительства РФ 11 июня 1992 года. С 1 октября по 31 января 1993 года была выдана подавляющая часть чеков (148 миллионов) номиналом в 10.000 рублей на предъявителя с правом свободной продажи. За каждый чек взималось 25 неденоминированных рублей. В оценке изначальной стоимости ваучера правительство исходило из реальной стоимости государственных предприятий и другого имущества, которое могло быть продано за ваучеры. Мгновенно (в первых числах октября 1992 года) сформировались биржевой и внебиржевой рынки ваучеров. В течение 1993 года курс чека возрос от половины до двух номиналов, а к июлю 1994 года увеличивался в среднем до 40.000 рублей. Акционирование крупных предприятий началась сразу после вступления в силу указа Президента РФ от 1 июля 1992 года № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерных обществах». Всего же к 1 июля 1994 года в качестве акционерных обществ было зарегистрировано свыше 20.000 бывших государственных предприятий с совокупным уставным капиталом 1,1 трлн. рублей.
Что касается политики продажи акций, то следует отметить: закон предусматривал несколько вариантов льгот для работников предприятия; в нормативных документах была жёстко определена последовательность продажи акций конкретного предприятия; закрытая подписка для работников, продажа акций на чековом аукционе и только после этого продажа на инвестиционном конкурсе, из фонда акционирования работников и другие способы.
Помимо закрытой подписки и чековых аукционов возможны следующие способы приватизации:
– продажа пакетов акций по инвестиционному курсу;
– денежный аукцион по продаже 10 % акций от числа проданных за приватизационные чеки;
– продажа предприятий, не являющихся акционерными обществами, на аукционе или коммерческом конкурсе;
– продажа имущества действующих, ликвидируемых и ликвидированных предприятий и объектов незавершённого строительства на аукционе или конкурсе;
– продажа предприятий-должников;
– приватизация имущества, сданного в аренду.
С завершением действия чека связано окончание первого этапа российской приватизации. Этот этап (количественный) начался в 1992 году и завершился 30 июня 1994 года.
Во многом благодаря введению ваучера (чека) в России сформировались:
– акционерный сектор экономики;
– рынки ценных бумаг;
– система инвестиционных фондов и других финансовых структур;
– новый класс – класс собственников.
К 1 июля 1994 года почти 50 % лёгкой и пищевой промышленности входят в частный сектор экономики, а также строительство – 35 %, автомобильный транспорт – 42 %, торговля (оптовая и розничная) – около 50 %, общественное питание – 55 %, бытовое обслуживание – 21 %.
Второй – денежный (с 1 июля 1994 года).
Главной задачей нового этапа является не наращивание темпов приватизации, а увеличение отдачи от неё для государственных бюджетов всех уровней. Необходимым следствием такой политики является сокращение предложения имущества на продажу и повышение цен на него. Однако неизбежное сокращение рентабельности приватизированных операций для посредников при этом компенсируется снижение многих рисков для конечных инвесторов. Возросшая доля частного сектора в российской экономике и инвестиционная направленность новой стратегии российского правительства повышают заинтересованность внешнего инвестора в приобретении активов российских предприятий.
В 1995-1996 годах приватизация осуществлялась главным образом в форме залоговых аукционов. Их суть состоит в том, что банки давали кредиты правительству под залог государственной собственной. Банки получали государственное имущество в так называемое «доверительное управление», а в дальнейшем, как правило, превратились в собственников этого имущества. В 1997 году правительство отказалось от залоговых аукционов. Был осуществлён переход непосредственно в продаже предприятий. При этом в целях увеличения поступлений от приватизации и борьбы с коррупцией правительство попыталось обеспечить подлинную конкурсность продаж, но добивалось в этом только частичного успеха. Тем не менее, доходы бюджета существенно увеличились благодаря высокой стоимости и инвестиционной привлекательности объектов, выставляемых на торги.
В 1997 году предприятия распределились по формам собственности следующим образом: государственные – 9 %, муниципальные – 7 %, в собственности общественных организаций – 5 %, в смешанной и иностранной собственности – 10 %, частные – 68 %.
Приватизация большинства предприятий проходила по одной из трёх моделей. Первая модель предусматривала передачу работникам (трудовому коллективу) 25 % привилегированных акций, льготную продажу работникам 10 % обыкновенных акций и возможность приобретения менеджерами ещё 5 % обыкновенных акций. По второй модели работники имели право приобрести 51 % акций. Согласно третьей модели, группа менеджеров получала 30 % акций предприятий после выполнения определённых обязательств перед государственными органами приватизации по инвестированию в предприятия, избавлению его от безнадёжной задолженности и т.п. На 70-75 % предприятий трудовые коллективы выбрали вторую модель. Таким образом, формальными собственниками большинства приватизированных предприятий стали его работники, включая администрацию.
Значение приватизации:
1. изменение самой природы российской экономики;
2. привлечение частных инвестиций;
3. пополнение бюджета за счёт продажи государственной собственности.
Недостаток российской схемы приватизации – отсутствие притока инвестиций на приватизационные предприятия и доходов – в государственный бюджет [6].
Контрольные вопросы
1. Совпадают ли понятия «приватизация» и «национализация»?
2. Куда ваши родители вложили ваучер?
3. Вы за приватизацию или национализацию? Если за приватизацию, то почему? Если против, то почему?
4. О каких путях перехода от одной к другой форму собственности говорит Штаммлер: «Раз марксисты признают гибель капитализма неизбежной, то для чего они создают партию, распространяют своё учение, борются за революцию? Ведь никто же не создаёт партию для содействия лунного затмения или другим явлениям природы, совершающимся закономерно?»
5. Распределить ниже приведённые слова в виде таблицы:
приватизация | национализация |
Термины и словосочетания, характерные для приватизации и национализации, вписать по середине.
Термины и словосочетания:
– разгосударствление;
– смена форм и отношений собственности;
– переход частных предприятий в собственность государства;
– переход от государственной экономики к смешанной;
– децентрализация управления экономикой;
– ликвидация частной собственности на средства производства;
– преобразование собственности на средства производства;
– преобразование государственного сектора в доминирующий;
– преобразование собственности в смешанную собственность.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 245.