Современная рыночная экономика немыслима без разветвлённой, гибкой и многообразной системы кредитных отношений, которые наряду с финансами способствуют ускоренной мобилизации средств для экономики, повышению её конкурентоспособности, усилению динамизма всех экономических процессов.
Кредит (в переводе с латинского «ссуда», «долг») – категория историческая. Как и любое общественное отношение, он имеет свою историю, отражающую развитие экономических связей в обществе. Возникнув в период разложения первобытнообщинного строя на основе имущественной дифференциации[26] общины, он достиг наиболее высокого уровня развития в современном обществе.
Необходимость кредита обусловлена закономерностями кругооборота и оборота капитала в процессе воспроизводства: на одних участках высвобождаются временно свободные средства, которые выступают как источник кредита, на других выступает потребность в них. Важнейшими источниками кредита служат:
1. средства, предназначенные для восстановления основного капитала и накапливаемые по мере перенесения его стоимости в форме амортизации;
2. часть оборотного капитала, высвобождаемая в денежной форме в связи с несовпадением времени продажи товаров и покупки сырья, топлива, выплаты заработной платы и т.п.;
3. предназначенная для капитализации часть прибавочной стоимости;
4. средства бюджетной системы, различных целевых фондов и резервов;
5. доходы и накопления населения.
Основными свойствами кредита являются его возвратность и платность, то есть уплата ссудного процента за право временного пользования ссудой. Ссудный процент – это часть прибыли, которую предприниматель выплачивает собственнику ссудного капитала. Выгодность ссуд выражается в норме процента, которая представляет собой отношение суммы процента к величине ссудного капитала. Норма процента является динамичной величиной и зависит прежде всего от соотношения спроса и предложения ссудного капитала, которые в свою очередь определяются многими факторами, в частности:
Ø масштабами производства;
Ø размерами денежных накоплений, сбережений всех классов и слоёв общества;
Ø соотношением размеров кредитов, предоставленных государством, и его задолженности;
Ø циклическими колебаниями производства;
Ø его сезонными условиями;
Ø темпом инфляции (при её усилении процентные ставки растут);
Ø государственным регулированием процентных ставок;
Ø международными факторами (неуравновешенностью платёжных балансов, колебаниями валютных курсов, бесконтрольной деятельностью мирового рынка ссудных капиталов и т.п.) [6].
Депозитный мультипликатор – это отношение кредитных денег к резервам.
Мультипликатор определяется по формуле
где Р – уровень резерва.
Чем меньше уровень резерва, тем больше мультипликатор и, соответственно, больше сумма кредитных денег, созданной банковской системой.
Этот процесс создания кредитных денег работает и в обратном порядке. Если сумма выдачи вкладов будет больше, чем сумма поступления вкладов, то масса кредитных денег уменьшится в несколько раз, в зависимости от величины мультипликатора [4].
Контрольные вопросы
Что может считать основной гарантией возврата банковского кредита?
Формы кредита
1. Коммерческий кредит – кредит, предоставляемый одними функционирующими предпринимателями другим в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Он оформляется векселем. Его объект – товарный капитал. Цель – ускорение реализации товаров и получение заключённой в них прибыли.
2. Банковский кредит предоставляется банками, специальными кредитно-финансовыми учреждениями функционирующим предпринимателям в виде денежных ссуд. Это основной виде кредита в современных условиях. Объект банковского кредита – денежный капитал. Банковский кредит преодолевает границы коммерческого кредита, так как он не ограничен направлением, сроком и суммами кредитных сделок, то есть он делает кредит более эластичным, расширяет его масштабы, повышает обеспеченность.
3. Потребительский кредит предоставляется потребителям в форме коммерческого кредита (продажа товаров с отсрочкой платежа) и банковского кредита (ссуды и на потребительские цели).
4. Сельскохозяйственный кредит предоставляется банками на длительный срок для покрытия крупных капиталовложений в сельскохозяйственное производство, как правило, под обеспечение недвижимостью.
5. Ипотечный кредит – это долгосрочные ссуды под залог недвижимости (земли, производственных и жилых зданий).
6. Государственный кредит – это совокупность кредитных отношений, в которых заёмщиком или кредитором выступают государство и местные органы власти по отношению к гражданам и юридическим лицам. Традиционная форма этого кредита – выпуск государственных займов, которые изымают от (США) до (ФРГ) ресурсов рынка ссудных капиталов для покрытия бюджетного дефицита. Своеобразной разновидностью государственного кредита являются гарантии государства по частным кредитам.
7. Международный кредит – это движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и платности. В качестве кредиторов и заёмщиков выступают банки, предприятия, государства, международные и региональные организации [6].
Монетарная политика
Монетарная (кредитно-денежная) политика оказалась обоюдоострым оружием, с помощью которого можно сражаться со спадом и инфляцией. Суть монетарной политики состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь, – на потребительский и инвестиционный спрос.
Теоретически монетарную политику можно разделить на денежную (влияние на величину денежной массы) и кредитную (влияние на уровень процентных ставок). На практике же они не различимы, потому что денежная масса и ставка процента неразрывно связаны. При уменьшении процентной ставки количество выданных банками займов возрастает, а это означает рост денежной массы посредством кредитной эмиссии. Увеличение же денежной массы приводит к тому, что деньги становятся менее редким благом и цена их использования, то есть ставка процента, снижается. Поэтому экономисты предпочитают говорить о кредитно-денежной политике как о едином целом. Многие экономисты (их называют монетаристами) подчёркивают её «денежную сторону». Главный их довод заключается в том, что если увеличить денежную массу в экономике относительно потребности в ней, то предельная полезность денег для людей уменьшится и они предпочтут обменять их на товары, то есть попросту меньше сберегать и больше покупать, что увеличит совокупный спрос.
Если ставка процента очень высока, обращаться за кредитом будет невыгодно. Представим себе, например, издательскую фирму, которая хотела бы выпустить новую книгу, норма прибыли от продажи которой (процентное отношение) прибыли ко всем затратам) должна по расчётам через год составить 20 %. Но банк готов представить фирме кредит только по процентной ставке 25 % годовых, поскольку сам платит по срочным вкладам 20 %. Понятно, что издательство не возьмёт кредит для издания книги, так как это даст ему в итоге убыток. Но даже если ему достаточно своих денег и не обязательно прибегать к кредиту, издательство всё равно предпочтёт не издавать книгу, а вместо этого положит свои свободные деньги в тот же банк на срочный вклад. Это принесёт не меньше денег, чем книгоиздание, а хлопот и риска в данном случае будет гораздо меньше.
Поэтому, чтобы увеличить совокупный спрос, правительству хорошо было бы снизить ставку процента. Однако это не в его силах: ссуды выдают частные банки, ему не подчиняющиеся. Тем не менее, у государственных органов есть возможность воздействовать на этот процесс: уменьшение или увеличение количества денег, которые банки могут давать взаймы. Есть и второй, менее жёсткий способ, которым государство может влиять на частные банки. Иногда собственных резервов (вкладов) у банка не хватает, а дать взаймы хорошим заёмщикам очень хочется (каждый заём – это дополнительный доход для банка). Тогда банк имеет право взять кредит у Центрального банка для того, чтобы увеличить свои резервы и предоставить займы своим клиентам. Но за этот кредит тоже надо платить. Поэтому Центральный банк может повысить или понизить процентную ставку по своим займам частным коммерческим банкам (в России она называется ставкой рефинансирования) и таким образом повлиять на процент, под который они будут ссужать деньги своим клиентам. Наконец, третий, самый мягкий, косвенный способ денежной политики – это покупка или продажа правительством своих ценных бумаг – государственных облигаций. Если правительство хочет снизить процентные ставки, чтобы стимулировать экономический рост, оно начинает скупать на рынке свои облигации. Их держатели (а это, как правило, специализированные фирмы, торгующие ценными бумагами) продают их, в результате на их счетах в банках появляются новые деньги, часть из которых банки могут дать взаймы. Наоборот, если правительство борется с инфляцией, оно продаёт свои облигации. Покупатели тратят на их приобретение средства, находящиеся на их счетах в банках, так что возможность банков давать новые кредиты и создавать новые деньги уменьшается.
Монетарная политика может быть жёсткой (противоинфляционной) или стимулирующей рост. Она может быть более гибкой, чем бюджетная, потому что основные меры монетарной политики принимает Центральный банк, ни у кого ни спрашивая разрешения, в то время как любое изменение расходов или доходов бюджета требует долгих обсуждений и принятия решения в парламенте [3].
Инфляция
Инфляция – это рост общего уровня цен в экономике.
Дефляция – это падение общего уровня цен в экономике. Она происходила, например, в годы Великой депрессии. В современной экономике она практически не встречается.
Инфляция – чрезвычайно неприятное экономическое явление. Растущие цены наносят урон каждой семье. Цены потребительских товаров во время инфляции всегда растут быстрее, чем заработная плата. Это легко объяснить: поменять ценники на продаваемые товары гораздо легче, чем добиться прибавки к жалованью, – ведь коллективные договора заключаются обычно раз в год, и даже во время очень сильной инфляции – не чаще, чем раз в квартал. Особенно же тяжело во время инфляции тем, кто черпает свой доход из государственного бюджета (в нашей стране это военные, учителя, врачи, пенсионеры, получатели пособий по безработице, на детей и т.д.). Рабочие частной фирмы ещё могут оперативно договориться со своим хозяином, в то время как бюджетные расходы государства может пересмотреть только парламент, а делается это достаточно редко и требует большого времени. Кроме того, во время инфляции особенно страдают те, кто создаёт сбережения или даёт деньги в долг, поэтому люди в этот период предпочитают не делать ни того ни другого.
Фирмы также бывают недовольны инфляцией. Обычно во время инфляции цены на разные товары растут не равномерно. Хорошо, если цены на продукцию фирмы растут быстрее, чем на сырьё, которое она покупает. Если наоборот, тогда фирма терпит убытки.
Кроме того, поскольку темпы роста цен обычно непредсказуемы, инфляция увеличивает неопределённость в экономике. Фирмы боятся заключать долгосрочные контракты, например договор на поставку продукта, производство которого требует длительного времени (корабля, самолёта). По мере постройки корабля издержки производства будут всё время увеличиваться, поэтому, когда изделие будет готово, оговоренной заранее цены может не хватить даже на покрытие издержек. Если бы заранее знать, каковы будут темпы роста цен, то во все соглашения о будущих покупках, продажах и займах можно было бы вносить поправку на ожидаемую инфляцию. Например, рыболовная компания заказывает новый траулер. Его нынешняя цена 500 млн. рублей, а срок изготовления – 1 год. Если известно, что цены возрастут за год на 20 %, то в контракте можно указать цену 600 млн. рублей. Но, к сожалению, темпы инфляции, то есть темпы роста цен, меняются и не поддаются точной оценке, и эта неопределённость представляет собой одно из главных зол, связанных с инфляцией. Из-за этой неопределённости инфляцией часто бывают недовольны даже те люди и фирмы, для которых цены на продаваемые ими товары растут быстрее, чем на покупаемые.
При очень быстрой инфляции становится вообще невыгодно что-либо продавать, поскольку полученные деньги обесцениваются раньше, чем их успеют потратить. Доверие к деньгам полностью исчезает, и их вытесняют деньги других стран или даже популярные товары (хлеб, сигареты и прочее).
Осуществлять новые капиталовложения при таких неясных перспективах также никто не будет. Вот почему во время инфляции все предприниматели занимаются краткосрочными операциями, в первую очередь торговыми, чтобы получить деньги как можно быстрее, пока они ещё не успели обесцениться. Так обстояло дело и в России в 1992-1996 годах. Возмущаться фирмами, вкладывающими средства не в производство, а только в торговлю, можно, это действительно плохо, но положение не менялось, пока не удалось существенно замедлить рост цен.
Экономисты различают инфляцию спроса и инфляцию издержек.
Главной причиной инфляции спроса является непропорциональный рост денежной массы. Если скорость обращение денег постоянна (а обычно она меняется довольно медленно), то денежная масса должна расти тем же темпом, что и общая стоимость всех товарных сделок, то есть примерно так же, как ВВП[27]. Если денежная масса растёт быстрее, денег становится слишком много. Большое количество денег «гоняется» за небольшим количеством товаров, и в результате при существующих ценах величина спроса превышает величину предложения на всех рынках, что ведёт к установлению нового равновесия на более высоком уровне цен.
Инфляция издержек (затрат) происходит, когда неожиданно возрастают цены на важные производственные ресурсы (например, на энергетическое сырьё, зерно) или заработная плата, а вслед за ними – цены на все остальные товары и услуги, при производстве которых эти ресурсы применяются. Примерами могут служить неурожаи зерновых и резкое удорожание нефти в 70-е годы. Поскольку нефть в виде энергетического или химического сырья используется повсюду, резкий и неожиданный рост цен на неё в результате эмбарго (отказа арабских стран поставлять нефть западным государствам, поддерживавшим Израиль) привёл к росту общего уровня цен. При этом сократилось производство, потому что производители были не в состоянии закупать прежнее количество нефти по новым ценам.
Самостоятельной причиной инфляции могут быть инфляционные ожидания. Инфляция сильно зависит от человеческой психологии. Если покупатели ожидают, что инфляция будет продолжаться, они спешат накупить товары впрок, создать запасы, потратить сбережения. Это ещё больше увеличивает спрос и разгоняет инфляцию. Продавцы же в ожидании инфляции заранее повышают цены. Если не убедить людей, что рост цен в будущем прекратиться, победить инфляцию практически невозможно.
Инфляция существовала в нашей стране и в период плановой экономики. В некоторые периоды, например в 80-е годы, денежная масса в нашей стране тоже росла непропорционально быстро. Но поскольку в то время государство сохраняло все цены неизменными, инфляция в СССР носила скрытый характер. Так как официальная цена была ниже равновесной, то величина спроса всегда превышала величину предложения, и товары просто исчезали из магазинов, чтобы вновь появится на чёрном рынке, но уже по гораздо более высоким ценам. Лишние деньги скапливались у населения в ожидании момента, когда удастся «достать» нужный товар.
Когда правительство Гайдара в январе 1992 года освободило цены, эта «нависшая» над экономикой излишняя денежная масса хлынула на рынок, что привело к росту потребительских цен за этот год примерно в 26 раз, а цен на промышленную продукцию – в 34 раза. А дальше в нашей стране раскрутился механизм инфляции, в котором сыграли свою роль все перечисленные выше причины. Лишь к 1997 году в России удалось более-менее усмирить инфляцию.
Таблица 11
Структура потерь и выгод в результате инфляции в России, % к ВВП
(с февраля по январь 1993 года)
Категория | Потери | Выгоды | Чистая выгода |
Население | 12 | 0 | –12 |
Предприятия | 18 | 16 | –2 |
Финансовый сектор | 0 | 8 | +8 |
Правительство | 0 | 4 | +4 |
Другие новые независимые государства (бывшие советские республики) | 0 | 2 | +2 |
Итого: | 30 | 30 | 0 [12] |
Контрольные вопросы
1. Почему во многих странах Запада существует инфляция, но в малых размерах?
2. Что необходимо сделать правительству, чтобы остановить инфляцию? Свой ответ аргументировать.
3. Объяснить, почему в современной российской экономике предприниматели предпочитают не делать долгосрочных инвестиций. Что, по-вашему, предпочтительнее для предпринимателя: стабильная инфляция на уровне 100 % в месяц или колебания темпов инфляции от 20 до 80 % в месяц?
4. Возможна ли инфляция при установлении цен государством? Если да, то в чём она выражается?
5. В чём отрицательные последствия инфляции? Какие из перечисленных явлений могут быть последствиями инфляции?
– рост цен на большинство товаров;
– увеличение долгосрочных инвестиций;
– снижение номинальной заработной платы;
– снижение среднего уровня жизни.
6. Какие из перечисленных факторов могут (прямо или косвенно) стать причиной инфляции?
– рост цен на большинство товаров;
– увеличение денежной массы;
– уменьшение нормы обязательных резервов Центрального банка;
– ожидание хорошего урожая;
– ожидание плохого урожая;
– снижение цен на электрическую энергию;
– увеличение закупочных цен на зерно;
– успешная забастовка шахтёров, добившихся повышения заработной платы в 2 раза.
7. Кто выигрывает при дефляции? Почему? Кто проигрывает?
8. Может ли человек или фирма выиграть от непредвиденной инфляции?
Ответ: от инфляции выигрывает тот, кто взял деньги в долг.
Примеры ошибочных суждений: выигрывает банк, который выдал долгосрочный кредит; клиент, который открыл счёт в банке; проиграет семья, которая взяла ссуду на покупку жилья.
Типы и виды инфляции
Различают открытую и подавленную инфляцию. Первая проявляется в росте цен, вторая – в исчезновении товаров.
Открытая инфляция не разрушает механизмы рынка: одновременно с ростом цен на одних рынках наблюдается их снижение на других. Это объясняется тем, что механизмы рынка продолжают работать, посылают в экономику ценовые сигналы, подталкивают инвестиции, стимулируют расширение производства и предложения. Следовательно, борьба с открытой инфляцией является сложным, но не безнадёжным делом.
Подавленная инфляция возникает, если макроэкономическое равновесие спроса сопровождается всеобщим государственным контролем цен. Это случается, когда государство, обеспокоенное инфляционным неравновесием рынков, обращает внимание не на породившие его причины, а на последствия. Вместо того чтобы систематически заниматься профилактикой инфляции и при необходимости демонтировать её механизмы, оно пытается подавить её проявления. Например, временно замораживаются цены и доходы, устанавливаются верхние пределы их роста и т.д. Иногда государство ставит задачу удержать динамику заработной платы на уровне, не превышающем темп роста производительности труда.
Механизм подавленной инфляции связан с неизбежным возникновением разрыва между административно установленными и более высокими рыночными ценами. Появляется дефицит, покупатели в поисках нужного товара переплачивают торговцам. Начинается перемещение товарных масс из официальной экономики в теневую. Образуется как бы «дыра», в которую проваливаются товары. Любые попытки закрыть её с помощью правоохранительных органов, общественного контроля и т.п. в лучшем случае приводят к временному выправлению ситуации, но не могут сломать инфляционный механизм. Не удаётся это сделать и путём административного повышения цен, ибо если в этом случае спрос немного снижается, то противоинфляционные выплаты вновь поднимают его, и неравновесие восстанавливается. В результате хронический товарный дефицит в государственном секторе сопровождается процветанием теневой экономики, перепродающей товары по ценам, близким к ценам равновесия.
Для классификации открытой инфляции применяют следующие критерии:
Ø темп роста цен;
Ø степень расхождения роста цен по различным товарным группам;
Ø ожидаемость и предсказуемость инфляции.
С позиции первого критерия можно выделить следующие виды инфляции:
1. Умеренная или ползучая. Цены растут на 10 % в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах.
2. Галопирующая. Цены растут на 20-200 % в год, деньги ускоренно материализуются в товары, контракты привязываются к росту цен.
3. Гиперинфляция. Цены растут астрономически, более чем на 1000 % в год, расхождение цен и заработной платы разрушает благосостояние даже обеспеченных слоёв общества, возникает полное расстройство денежного обращения.
Некоторые экономисты боятся, что умеренная, или ползучая, инфляция, которая может сначала сопутствовать оживлению экономики, потом, нарастая, как снежный ком, превратится в более жёсткую гиперинфляцию. Дело в том, что когда цены медленно, но постоянно растут, население и предприятия готовятся к их дальнейшему повышению. Поэтому, чтобы их неиспользованные сбережения и текущие доходы не обесценились, то есть чтобы определить предполагаемое повышение цен, люди вынуждены тратить деньги сейчас. Предприятия поступают так же, покупая инвестиционные товары. Поступки, диктуемые инфляционным психозом, усиливают давление на цены, и инфляция начинает кормить сама себя. Более того, поскольку стоимость жизни увеличивается, рабочие требуют и получают более высокую номинальную заработную плату. А профессиональные союзы стремятся к такому повышению заработной платы, которое компенсировало бы не только прошлогоднее повышение цен, но и инфляцию, которая ожидается в тот период, когда новый коллективный договор будет ещё в силе. Заработная плата и повышение цен подкармливают друг друга, и это приводит к переходу к галопирующей инфляции.
Кроме разрушительных последствий для перераспределения, гиперинфляция может ускорить экономический крах. Она способствует тому, что усилия направляются не на производственную, а на спекулятивную деятельность. Предприятиям становится всё более выгодным накапливать сырьё и готовую продукцию в предвидении будущего повышения цен. Но несоответствие количества сырья и готовой продукции спросу на них ведёт к усилению инфляционного давления. Вместо того, чтобы вкладывать капитал в инвестиционные товары, производители и отдельные лица, защищаясь от инфляции, приобретают непроизводительные материальные ценности – ювелирные изделия, золото и другие драгоценные металлы, недвижимость и т.д.
В чрезвычайной ситуации, когда цены подскакивают резко и неравномерно, нормальные экономические отношения разрушаются. Владельцы предприятий не знают, какую цену на товары назначить. А потребители не знают, какую цену платить. Поставщики сырья хотят получить реальные товары, а не быстро обесценивающиеся деньги. Кредиторы стараются избегать своих должников, чтобы не получать возвращённый долг в дешёвых деньгах. Деньги фактически теряют цену и перестают выполнять свои функции в качестве меры стоимости и средства обмена. Производство и обмен со скрипом двигаются к остановке и в конечном итоге может наступить экономический, социальный и, возможно, политический хаос. Гиперинфляция ускоряет финансовый крах, наступают депрессия и общественно-политические беспорядки. Она обычно связана с неразумной политикой правительства.
С позиции второго критерия выделяют 2 вида инфляции:
1. сбалансированная: цены различных товарных групп относительно друг друга неизменны;
2. несбалансированная: соотношение цен товарных групп изменяется в разной степени.
С позиции третьего критерия выделают ожидаемую и неожидаемую инфляцию. Фактор ожидаемости сказывается на последствиях инфляции. Если фирмы и население знают, что в следующем году цены вырастут в 5 раз, что в условиях идеального рынка они в следующем году повысят цены на свои товары в 5 раз, и никто от ожидаемой инфляции не пострадает. А в случае неожидаемой инфляции рост цен даже на 10 % сильно ухудшит экономическую ситуацию.
В экономической литературе выделяют так же налоговую инфляцию. К налоговой инфляции могут привести неверные действия государства в сфере налогообложения. Прежде всего имеются в виду ставки налога на прибыль. Когда они становятся непомерно высокими, начинается торможение роста производства и продаж. Предприниматели, у которых налоги отбирают в бюджет заметную часть прибыли, сталкиваются с нарастающими трудностями при финансировании капиталовложений. Более того, всё чаще возникают ситуации, когда прибыль, остающуюся после уплаты налогов, выгоднее положить в банк в расчёте на процент, нежели потратить на приобретение новой технологии, машин, оборудования и т.п. У предпринимателей ослабевает склонность к инвестированию, пропадает заинтересованность в развитии бизнеса, результатами которого воспользуется не столько он, сколько государство.
При таком развитии событий расхождение между инфляционным спросом и предложением возрастает. Кроме того, на непродуманные действия государства, закручивающего налоговые тиски, предприниматели отвечают повышением цены. В совокупности перечисленные эффекты дают очертания механизма налоговой инфляции.
Государству следует учитывать инфляцию ценовой накидки, если оно намечает осуществить крупномасштабную организационную перестройку экономики. У предпринимателей есть все основания опасаться, что реорганизация выразится в посягательствах на часть прибыли, новых инструкциях, непредвиденных финансовых санкциях, изменении правил контроля и т.д. Поскольку это ведёт к росту издержек, размеры которых заранее предугадать нельзя, предприниматели идут на заблаговременное повышение цен (ценовая накидка), надеясь таким образом компенсировать будущие убытки.
Экономисты выделяют также инфляцию спроса и инфляцию предложения.
Инфляция спроса. Традиционно изменения в уровне цен объясняются избыточным совокупным спросом. Экономика может попытаться тратить больше, чем она способна производить. Производственный сектор не в состоянии ответить на этот избыточный спрос увеличением реального объёма продукции, потому что все имеющиеся ресурсы уже полностью использованы. Поэтому избыточный спрос приводит к завышенным ценам на постоянный реальный объём продукции и вызывает инфляцию спроса. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: «Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товара».
Инфляция предложения – это инфляция, вызванная ростом издержек производства или уменьшением совокупного предложения.
Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает прибыли и объём продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономике. Это уменьшение предложения в свою очередь повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме взвинчивают цены, издержки, а не спрос, как это происходит при инфляции спроса.
Инфляция предложения называется также инфляцией издержек, так как она означает рост цен, вызванный увеличением издержек производства [6].
Контрольные вопросы
1. В каких типах экономических систем может существовать открытая инфляция, а в каких – подавленная?
2. Найти в периодической печати примеры подавленной инфляции.
Причины инфляции
Инфляция зарождается на денежном рынке. Именно там, в деформациях денежного выражения, и следует искать её причины. Рассмотрим их.
Во-первых, из-за неправильной денежной политики центрального банка в обращении появляется избыточная, не обеспеченная товарами масса денег. Как известно, в экономике возникают проблемы, решение которых требует проведения краткосрочной денежной политики.
Краткосрочная денежная политика должна проводиться в рамках долгосрочной неинфляционной политики. Если государство, стараясь подстегнуть производство, прибегает к экономически необоснованной денежной эмиссии и подключает центральный банк к решению текущих проблем, то велика вероятность, что увеличение денежной массы выйдет за пределы долгосрочного равновесия денежного рынка. Вместо того, чтобы оберегать хозяйство от инфляции, центральный банк может наводнить экономику излишними деньгами, что способствует развитию инфляционного процесса.
Во-вторых, бюджетный дефицит неминуемо ведёт к инфляции. Однако её темпы зависят от организации покрытия бюджетного дефицита. Там, где на центральный банк смотрят как на подразделение министерства финансов и отсутствует обоснованная стратегия, дефицит финансируется посредством денежной эмиссии, что ведёт к резкому ускорению инфляции.
Другой вариант – регулярные займы правительства в центральном банке. В этом случае инфляция всё равно неизбежна, хотя протекает несколько медленнее и в более цивилизованных формах. Допустим, что правительство одолжило в центральном банке определённое количество денег, обязавшись вернуть ссуду с процентами через год. Полностью выполнив своё обещание и расплатившись с центральным банком, оно вновь обращается к нему за кредитом и повторяет такую операцию из года в год. Несмотря на то, что деньги время от времени возвращаются обратно в центральный банк, заметна кредитная эмиссия, постепенно происходит разбухание денежной массы. Инфляция получает дополнительный импульс.
Возможен и третий вариант покрытия дефицита, когда правительство вынуждено размещать свои долговые обязательства где угодно, кроме центрального банка собственной страны. Подобная ситуация возникает там, где центральные банки независимы от исполнительной власти, наделены большими правами и ответственностью за неинфляционное развитие народного хозяйства. Они отказывают правительству и дают ему кредиты только в исключительных, специально оговоренных законом случаях. Правительство может выпускать займы, то есть брать в долг деньги у своих и иностранных граждан, корпораций, коммерческих банков, фондов и т.п.
На первый взгляд, указанный путь финансирования бюджетного дефицита имеет выраженный неинфляционный характер: те, кто покупают облигации государственных займов, распоряжаются доставшейся им частью наличной денежной массы, нисколько не увеличивая её объёмов. На самом деле всё обстоит сложнее. Вручая бывшим обладателям сбережений свои долговые расписки, государство забирает денежные ресурсы, которые могли бы стать инвестициями. Это значит, что при таком способе покрытия дефицита инвестиционный спрос удовлетворяется далеко не полностью.
Таким образом, при любом способе финансирования бюджетный дефицит ведёт к инфляции. Практика развитых стран показывает, что предпочтение отдаётся третьему способу, ибо первые 2 рано или поздно погружают экономику в состояние неуправляемой инфляции.
Отметим, что высокие проценты по государственным займам недостаточны для привлечения сбережений, необходимы также доверие населения к правительству, его желание дать деньги взаймы. В условиях тоталитарного режима дефицит доверия к властям преодолевали путём принудительного размещения государственных займов и насильственного изъятия части сбережений. Впоследствии способы экспроприации стали более изощрёнными. Обладая безраздельной монополией, Сбербанк аккумулировал сбережения и направлял их в Госбанк. Правительство использовало чужие деньги фактически бесплатно, поскольку Сбербанк устанавливал низкие проценты по вкладам. Экономическая реформа дала населению возможность предоставлять сбережению не только Сбербанку, но и коммерческим банкам. Теперь процент по государственным облигациям должен быть достаточным, чтобы приносить доход и компенсировать текущий инфляционный рост цен.
В-третьих, милитаризация[28] экономики способствует возникновению по крайней мере трёх инфляционных эффектов. Так, чрезмерное развитие военно-промышленного комплекса создаёт постоянное напряжение в расходной части государственного бюджета. Возрастает дефицит, а вслед за ним и инфляционное давление (первый инфляционный эффект).
Предположим, что государству удалось сэкономить на других статьях расходов и так отрегулировать свои финансы, что даже в условиях милитаризованной28 экономики дефицит бюджета оказался небольшим и его роль в развёртывании инфляционного процесса сведена к минимуму. Тогда воздействие милитаризма28 на инфляцию принимает иные формы. Военные экономика поглощает материальные, интеллектуальные и прочие ресурсы, которые можно было бы использовать более эффективно, например, выпуская потребительские товары. Если ресурсы распределены в экономике неоптимально, то возникающие диспропорции затрудняют развитие гражданского производства, что отрицательно сказывается на объёме и динамике товарного предложения, усугубляет неравновесие рынков в пользу спроса (второй инфляционный эффект).
Укажем также, что занятые в оборонном секторе выступают на потребительском рынке исключительно в роли покупателей, предъявляют спрос, но не способствуют увеличению предложения товаров (третий инфляционный эффект).
Всё это свидетельствует о том, что без демилитаризации[29] экономики инфляцию не обуздать. По мере конверсии[30] военного производства действие отмеченных эффектов ослабевает.
В-четвёртых, монополизация рынков влияет на интенсивность инфляционного процесса. Практика показала, что инфляция быстрее развивается в той экономике, где наблюдается высокая степень монополизации рынка.
Безусловно, монополии не имеют отношения к зарождению инфляции, но они её активно продолжают и усиливают. Чтобы сохранить доминирующее положение на рынке, нужно сократить размеры производства и предложения товаров. Это отрицательно влияет на соотношение совокупного спроса и предложения, увеличивая разрыв между ними. Монополистические структуры, разрушая механизм рынка, снижают эластичность предложения по цене, затягивают реакцию производства на колебания инфляционного спроса, продлевают инфляционное неравновесие. В целом можно утверждать, что, хотя инфляция в принципе возможна и в конкурентной экономике, монополизм придаёт ей дополнительное ускорение.
В-пятых, внешнеэкономические факторы воздействуют на инфляцию. Например, имеет в виду перенос инфляции по каналам мировой торговли, когда рост цен на сырьё или энергетические носители придаёт новый импульс инфляции затрат. Немалую инфляционную угрозу несут потоки краткосрочных капиталов, перемещающихся через границы в поисках наиболее высокой ставки процента.
Инфляция в принципе неустранима, поскольку современная экономика инфляционная по своему устройству.
В мировой экономической литературе выделяют 3 вида монополий, которые называют главными причинами инфляции:
1. государственная монополия на эмиссию денег;
2. профсоюзная монополия;
3. монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек.
Эти 3 вида монополий связаны между собой и каждая из них может нарушать баланс спроса и предложения.
Назовём признаки неинфляционной экономики.
Во-первых, отсутствие дефицита государственного бюджета, поскольку при любом способе его покрытия возникают инфляционные импульсы. Теоретически это условие невыполнимо, хотя практически устойчивые бездефицитные бюджеты изредка встречаются.
Во-вторых, центральный банк обязан обеспечить неинфляционное развитие экономики. В действительности центральному банку трудно избежать роста инфляции при проведении краткосрочной денежной политики и обслуживании государственного долга.
В-третьих, устранение государственной монополии центрального банка на регулирование центральных денег. В условиях монополии возможна ошибка в оценках допустимых пределов денежной экспансии. Прекратить выпуск центральных денег нельзя, сделать их рынок конкурентным – тоже. Поскольку ликвидация указанной государственной монополии в подобных условиях принципиально неосуществима.
В-четвёртых, поддержание устойчивого макроэкономического равновесия между инвестиционным спросом и предложением сбережений. Такое выравнивание не происходит автоматически, часто встречается неравновесие. Когда инвестиционный спрос превышает предложение сбережений, в экономике возникает инфляционная ситуация, характеризующаяся медленным ростом инвестиций и производства, дефицитом сбережений и высоким текущим спросом. Как видно, это условие едва ли выполнимо.
В-пятых, государство должно воздерживаться от активного вмешательства в перераспределение доходов, чтобы уберечь экономику от инфляции. Когда оно поступает иначе, то при чрезмерном налогообложении возникает макроэкономический эффект дефицита сбережений. Он усиливает отмеченное выше макроэкономическое неравновесие между инвестициями и сбережениями. Однако перераспределительная деятельность государства социально оправдана, отказаться от неё невозможно. Следовательно, и это условие невыполнимо.
В-шестых, у граждан страны не должны возникать инфляционные ожидания при повышении цен, что явно нереально.
Народное хозяйство, в котором выполняются все 6 условий, может существовать лишь в воображении, но не на практике. Таким образом, инфляционный характер современной экономики неустраним. Отсюда следует, что противодействие инфляции не может быть ограничено каким-либо сроком.
Антиинфляционное регулирование – это бессрочная, повседневная обязанность государства, его постоянная функция. Задача государства состоит в том, чтобы сделать рост цен контролируемым и сравнительно умеренным.
Рядовой потребитель не имеет ни малейшего отношения к истокам инфляции, бесконечно далёк от организации предложения денег, бюджетного дефицита, макроэкономического равновесия и другого. Население всегда является пострадавшей стороной, жертвой инфляции. Виновник инфляции – государство должно взять на себя ответственность за антиинфляционное регулирование [6].
Дата: 2019-02-25, просмотров: 239.