Механизм государственного вмешательства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Государственное вмешательство в рыночную экономику может быть двух видов: прямое; косвенное.

Прямое регулирование предполагает непосредственное вмешательство государства в национальное производство в следующих формах:

1. создание новых промышленных объектов;

2. национализация убыточных частных предприятий;

3. покупка акций частных предприятий.

Прямое регулирование приводит к созданию государственного сектора производства товаров и услуг. Исторически обусловлено, что прямое вмешательство государства в экономику происходит, прежде всего, в отраслях, которые создают общественные блага, то есть блага, нужные всем без исключения для нормальной повседневной жизни. Эти отрасли, или сфера деятельности, называются инфраструктурой. Инфраструктура – это основа любой экономики. Выделение инфраструктуры как крупной сферы народного хозяйства базируется на различии между особенными и общими условиями производства. К особенным условиям относятся конкретные формы технологического процесса, присущие каждому виду производства, будь оно промышленным или сельскохозяйственным. Общие условия охватывают те, без которых не может функционировать никакое производство, точнее, эффективно функционировать. Иначе говоря, общие условия не связаны с технологией конкретного вида производства, они существуют независимо от неё. Общие условия производства создаются в результате производственной деятельности таких отраслей народного хозяйства, как информатика, транспорт, связь, электроэнергетика, коммунальное хозяйство и некоторых других. Все эти отрасли в совокупности образуют производственную инфраструктуру. Они обладают единым свойством – обеспечивать взаимосвязь всех фаз воспроизводственного процесса: производства, обмена, распределения и потребления.

Поскольку функцией инфраструктуры является обеспечение всего процесса воспроизводства, то её можно рассматривать на трёх уровнях: микро, мезо и макро.

На микроуровне инфраструктуру понимают как совокупность материально-веществен-ных условий, или инженерно-технических сооружений, необходимых для функционирования отдельного предприятия либо отрасли. В этом случае речь идёт об инфраструктуре сельского хозяйства, транспорта, связи, материально-технического снабжения, науки и т.д. На транспорте, например, к инфраструктуре относятся сооружения, обслуживающие движения транспортных средств: насыпи, траншеи, подземные туннели, дорожные станции, портовые сооружения, системы сигнализации и т.п. Инфраструктура науки и образования – это разного рода сооружения, необходимые для осуществления научной и общеобразовательной деятельности, накопленные фонды научной информации, а также средства, служащие для их передачи, и т.д.

На мезоуровне инфраструктура анализируется применительно к определённому району или региону. Она представляет собой системы сооружений, материально-вещественных элементов, обеспечивающих непрерывную и эффективную связь предприятий основного производства в пределах данной территории и нормальную жизнедеятельность населения данного региона. Региональная инфраструктура призвана способствовать формированию и развитию крупных территориально-производственных комплексов.

На макроуровне инфраструктура представляет собой совокупность общих экономических и социальных условий, обеспечивающих эффективное развитие материального производства страны в целом и удовлетворяющих коллективные потребности всех членов общества. Эти общие условия и создаются за счёт функционирования отраслей общего назначения, специфика которых состоит в том, что они нужны всем без исключения видам производств и человеку. Инфраструктуру на макроуровне обычно подразделяют на производственную и социально-бытовую. К производственной инфраструктуре относятся те отрасли, которые непосредственно связаны с производством материально-вещественного продукта и функционально создают ему общие условия. Это транспорт, связь, электроэнергетика, наука и научно-техническая информационная служба, другие виды подобных производств. Развитие производственной инфраструктуры должно ориентироваться не на любую отраслевую структуру, а только на прогрессивную, обеспечивающую благоприятные условия интенсификации воспроизводства. На первом месте в системе производственной инфраструктуры стоит научная и информационная инфраструктура. Социально-бытовая инфраструктура представляет собой совокупность отраслей, которые непосредственно связаны с созданием общих условий для воспроизводства рабочей силы и обеспечением нормальной жизнедеятельности населения. К ней относятся, прежде всего, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство и некоторые другие отрасли. Подобное разграничение инфраструктуры на производственную и социально-бытовую важно для практики развития как всего народного хозяйства, так и отдельных его регионов. Чтобы экономическое развитие происходило согласованно во всех звеньях, нельзя допускать отставания ни одного из них. Если это происходит, то образуется диспропорция в развитии экономики, что приводит к потерям в народном хозяйстве. Например, если активно развивается автомобильная промышленность, но недостаточно шоссейных дорог с твёрдым покрытием, отсутствуют оптимальные условия для использования автомобилей. Или другой пример: построены промышленные предприятия, но мало жилья, школ, детских садов. Отсюда возникают трудности с привлечением рабочей силы как важнейшего условия процессе производства. Как видим, формирование производственной и социально-бытовой инфраструктуры имеет важное значение в повышении эффективности общественного производства, его интенсификации, в создании всех предпосылок для обеспечения высокого жизненного населения страны.

В зависимости от времени формирования инфраструктуры и отраслей промышленного производства выделяют 3 её типа:

опережающий (инфраструктурные сооружения создаются до возведения объектов промышленного или сельскохозяйственного производства, и часть инфраструктурных мощностей остаётся в резерве на случаи роста спроса на них в будущем);

одновременный или синхронный (степень развития инфраструктуры соответствует уровню индустриального развития);

запаздывающий (степень насыщенности инфраструктурными отраслями и объектами отстаёт от потребностей экономики).

Специфика (признаки) инфраструктуры:

1. это сектор экономики общего назначения;

2. предполагает коллективное потребление;

3. непосредственно влияет на процесс производства, хотя находится за его технологическими пределами. Перечень отраслей и объектов инфраструктуры не может быть абсолютно неизменным, жёстко регламентированным для всех этапов экономического развития страны.

Круг инфраструктурных отраслей и элементов достаточно гибок, он в значительной степени изменяется под влиянием научно-технического прогресса.

В результате исследований установлено, что во всех развитых странах вмешательство государства в экономику начиналось и прочно удерживается в сфере инфраструктуры как производственной, так и социальной.

Государственные расходы на отрасли инфраструктуры возрастают быстрее, чем на другие отрасли национального производства.

Так, американский экономист Д.Ашауэр утверждает, что замедленнее роста производительности труда в 70-80е годы 20 века главным образом объяснялось недостаточностью государственных капиталовложений в инфраструктуру экономики США. Он показал связь значительных государственных капиталовложений в инфраструктуру с высокой нормой прибыли в частном секторе. Например, в 1965-1969 годах ежегодные инвестиции в инфраструктуру составляли 2,3 % валового национального продукта, а норма прибыли в частном секторе достигала 13,3 %. В 1980-1984 годах после снижения инвестиций до 0,4 % валового национального продукта норма прибыли упала до 7,9 %. Д.Ашауэр также приводит данные, показывающие тесную взаимосвязь капиталовложений в инфраструктуру и динамики производительности труда. По его мнению, такие страны, как Япония, направляющие значительную часть валового национального продукта на развитие инфраструктуры, отличаются высокими темпами роста производительности труда. В тех же странах, где, как в США, в инфраструктуру вкладывается сравнительно мало средств, производительность труда падает. Жизнь показывает, что государство должно активно вмешиваться в экономику через создание и развитие инфраструктуры.

Косвенное (административное) государственное регулирование происходит через распределение законодательной и исполнительной власти, создание законов (декретов) по регулированию экономической деятельности. Такое регулирование осуществляется без инвестиций, без денег. Косвенное регулирование охватывает бюджетно-налоговую, денежно-кредитную и валютную сферы.

Государственное регулирование в долгосрочном аспекте выступает как экономическое программирование или прогнозирование развития отдельных экономических систем (например, энергетических или транспортных) либо экономики в целом. Большой опыт программирования был накоплен в странах с национализированным сектором экономики. Это, прежде всего, Франция, Италия, Англия. Позже программирование и особенно прогнозирование стало широко применяться в Японии и США. Например, в США была составлена программа развития американской экономики после ядерных взрывов [6].

 



Общественные блага

Государству в рыночной экономике приходится играть более активную роль. В частности, ему приходится заниматься производством так называемых общественных благ. Самыми известными примерами такого рода благ являются оборона страны, прогноз погоды, свет маяка.

Отличие общественных благ от обычных (частных) благ:

1. между потребителями общественного блага нет конкуренции. Если вы пользуетесь обычным потребительским благом, например съедаете конфету, эту конфету уже не сможет съесть никто другой. Если же армия и пограничные войска защищают вас от вторжения иноземных захватчиков, из этого не следует, что другим вашим согражданам не достаётся этой безопасности или достаётся её меньше, чем вам. Уж если это благо существует, оно существует для всех людей, проживающих в данной стране.

2. производитель не может воспрепятствовать потреблению общественного блага кем бы то ни было. Если вы – собственник кинотеатра, то вы можете не пустить на сеанс тех, кто не купил билета. Но если вам пришло в голову приобрести маяк, то его свет будет виден всем мореплавателям без исключения, а не только тем, кто заплатил вам какую-то сумму денег. А раз так, то и никто и не захочет платить за это благо по доброй воле и его будет невыгодно производить.

Из этих свойств общественных благ, необходимых для всех или большинства людей, вытекает, что производство таких благ невыгодно для частных производителей. За это должны взяться все члены общества вместе. Но если сделать оплату общественных благ добровольной, то возникает так называемая «проблема безбилетника». Представим себе, что жильцы вашего подъезда решили в складчину установить в нём домофон. При этом кто-нибудь из жильцов может заявить, что лично ему домофон не нужен, подумав про себя, что все остальные всё равно наберут требуемую сумму. Может быть, так и произойдёт, а может быть, и нет: «безбилетников» может оказаться слишком много, и денег на домофон не хватит.

Единственный выход из такой ситуации – поручить производство общественных благ государству, которое может заставить всех граждан через налоги внести свой вклад в оплату общественных благ.

Примеры общественных благ, которые мы приводили до сих пор, – это так называемые «чисто общественные блага», которых не так уже много. Значительно часто встречаются «не чисто общественные блага», которые в принципе можно передать в частные руки. Пример – среднее образование. Это благо можно сделать частным и платным, поскольку не пустить в школу ученика, который не внёс плату, достаточно легко. Если образованием займётся частная фирма, она будет брать за это плату, которая позволит ей не только нанять хороших преподавателей и купить оборудование, но и получить прибыль. Но в этих условиях школу смогут закончить не так уж много молодых людей, причём не обязательно самых талантливых. В то же время, всё общество заинтересовано в том, чтобы молодые люди получали хорошее образование: из них выйдут грамотные и умелые рабочие, специалисты, учёные, государственные служащие. Многие исследователи сходятся на том, что экономические успехи Японии после второй мировой войны вызваны именно программой обязательного среднего образования. Кроме того, важную роль играют существующие в обществе представления о справедливости. В современной России, в отличие от России начала 20 века или от современных стран Экваториальной Африки, справедливым считается, чтобы каждый гражданин, независимо от состоятельности, имел возможность получить среднее образование.

Поэтому среднее образование или, например, услуги районных поликлиник являются у нас общественным благом, так как если отдать их производство в частные руки, они будут произведены в недостаточном, с точки зрения общества, количестве [3].

 

 

Контрольные вопросы

1. Какие из перечисленных благ являются общественными?

– бесплатный симфонический концерт в консерватории;

– высшее образование;

– услуги скорой медицинской помощи;

– пожарная охрана;

– воздух, которым вы дышите;

– снег зимой;

– пищевой лёд, используемый в ресторанах, барах и т.д.;

– лёд на улицах в зимнее время года;

– вода из родника недалеко от вашего дома;

– белая глина, используемая для производства фарфоровой посуды;

– освещение улиц;

– охрана правового порядка в городе;

– охрана автомобильного порядка;

– ипподромы;

– теннисные корты;

– наблюдение за чистотой парков города.

2. Что из перечисленного ниже не является общественным благом?

‒ маяки;

‒ электрическая энергия;

‒ полиция;

‒ оборона страны;

‒ защита от наводнений в масштабах страны.

3. Какие блага относятся к «смешанным» общественным благам?

‒ медицинское обслуживание;

‒ высшее образование;

‒ охрана государственной границы;

‒ деятельность государства в сфере законодательства.

 



Государственный сектор

Обычно за государством при рыночной экономике остаются:

– оборона страны (армия);

– обеспечение внутренней безопасности и порядка (полиция);

– поддержание и развитие так называемой инфраструктуры (дорог, мостов, электрических станций и линий электрических передач, некоторых отраслей транспорта и связи);

– начальное, среднее, а иногда и высшее образование;

– музеи;

– библиотеки;

– заповедники;

– бесплатное здравоохранение для меньшинства граждан, которым не по карману платные медицинские услуги;

– фундаментальные научные исследования, которые не имеют непосредственного практического выхода.

Государственный сектор – это принадлежащие государству отрасли.

Помимо производства общественных благ, в государственный сектор иногда входили и предприятия, производящие обычные частные блага, которые стали убыточными и были национализированы, то есть переведены из частной собственности в государственную, чтобы избежать их закрытия и увольнения рабочих. Например, автомобильные заводы «Рено» во Франции, угольные шахты в Англии. Это связано с тем, что государство в странах с рыночной экономикой призвано решать не только и даже не столько экономические, сколько социальные задачи. Правда, потом, когда положение выправляется, правительство часто стремится продать эти предприятия частным владельцам (приватизировать). Часто относятся к государственному сектору и предприятия, продукция которых имеет большое значение для национальной безопасности (например, ракеты), или те, на которых технология производства требует строгого общественного контроля (атомные электрические станции).

В западных странах размер государственного сектора в экономике сильно возрос после второй мировой войны. Доля его в экономике разных стран очень различается: наименьшая она в Японии и США, наибольшая – Швеция и Франция.

У государственного сектора есть свои проблемы. В отличие от владельцев частных фирм, управляющие государственными предприятиями должны следовать не своему личному интересу, а интересам общества в целом. На практике же они, как и другие государственные служащие, получают постоянную заработную плату. Если они будут работать хорошо, прибыль пойдёт в доход государства, если плохо – убытки будут покрыты из государственного бюджета. Опыт показывает, что в таких случаях люди стараются как можно меньше «напрягаться». В результате их труд становится неэффективным, порождая безответственность и бюрократизм, а то и взяточничество. Кроме того, государство должно платить рабочим и служащим на своих убыточных предприятиях заработную плату. Но своих денег у государства нет, так что это будет делаться за счёт налогоплательщиков, то есть рядовых граждан.

В 80-е годы большое количество государственных предприятий в Америке и Западной Европе было приватизировано. Каждая страна ищет для себя наилучшее сочетание частного и государственного секторов, учитывая достоинства и недостатки каждого из них [3].

 



Государственные финансы

Государственное вмешательство в экономику можно осуществляться через государственный бюджет [6].

Государственный бюджет – это план государственных расходов и доходов на год.

Каждое министерство (обороны, образования, культуры, социального обеспечения) составляет свой собственный план расходов, а Министерство финансов, которое отвечает за государственные доходы, представляет свой план налоговых поступлений и других доходов. Правительство представляет проект федерального бюджета в парламент. Когда парламент (в России сначала Государственная дума, а потом Совет Федерации) одобряет его, а Президент подписывает, бюджет становится законом. Но обычно депутаты вносят в бюджет много поправок, причём чаще поправки бывают направлены в одну сторону: выделить побольше средств на государственные программы и в то же время сократить налоги (этого требуют избиратели) [3].

Государственный бюджет состоит из двух бюджетов: доходов и расходов.

Основные источники формирования доходов – налоги: личный подоходный; на прибыль; на заработную прибыль; поимущественный; на добавленную стоимость; акцизы или налоги на продажу и т.д.

Основные статьи расходов государственного бюджета – это расходы на национальную оборону, государственные закупки товаров и услуг, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, общественную безопасность и т.д.

Если расходы бюджета больше доходов, возникает дефицит бюджета. Для того чтобы избавиться от дефицита государственного бюджета, необходимо увеличить доходы или сократить расходы. Увеличить доходы можно следующим образом: изменить налоговую систему (увеличить налоговые ставки); обеспечить выпуск ценных государственных бумаг (облигаций); увеличить выпуск (эмиссию) денег.

Увеличение ставок налогов может лишь временно повысить доход имущества, так как рост налоговой ставки уменьшает доход предпринимателя и потребителя, а, следовательно, возможности дальнейшего развития производства. А если сократится производство, то уменьшится прибыль и, следовательно, поступления в бюджет. Сокращение налоговых поступлений при высоких ставках налогов называется эффектом Лаффера [6].

Формирование и утверждение сбалансированного бюджета является первоочередной функцией Министерства финансов и Правительства РФ. В государственном бюджете очень важна сбалансированность доходов и расходов страны. Именно от этого фактора зависит экономическая стабильность государства, поэтому вопрос соотношения доходов и расходов бюджета страны остается актуальным всегда.

На основании данных, представленных в документе «Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» мы можем проанализировать и сделать определённые выводы о динамике доходов и расходов государственного бюджета за период 2013-2015 годов.

В таблице 8 представлены показатели доходов и расходов государственного бюджета за период 2013-2017 годов.

Таблица 8

Структура федерального бюджета.

 

Показатель 2013 год (отчёт) 2014 год закон 201-ФЗ[13] 2015 год закон 349-ФЗ[14] 2016 год закон 349-ФЗ15
Доходы, всего 13019,9 14238,8 14564,9 15905,7
% ВВП 19,5 19,9 18,3 18,3
Расходы, всего 13342,9 13960,1 15361,5 16392,2
% ВВП 20,0 19,5 20,0 18,9

Источник: официальный сайт Министерства финансов РФ [электронный ресурс] // Режим доступа: www.minfin.ru/ru

 

Данные за рассматриваемый период 2013-2015 годов также можно представить в виде графика (рисунок 27).

 

 

Рисунок 27. Динамика расходов и доходов государственного бюджета 2013-2015 годов.

Источник: собственная разработка

 

В 2013-2015 годах наблюдается снижение доходов федерального бюджета с 19,5 % ВВП в 2013 году до 18,3 % в 2015 году, в основном за счёт снижения нефтегазовых доходов. Хотя в абсолютном выражении показатель доходов бюджета растёт, так в 2013 году. Этот показатель составил 13019,9 млрд. рублей, в 2014 году ‒ 14238,8 млрд. рублей, а в 2015 году – 14564,9 млрд. рублей.

При этом общий показатель расходов государственного бюджета, за анализируемый период, также имеет тенденцию к росту абсолютного показателя. Так, в 2014 году этот рост в 2014 году относительно показателя 2013 года составил 617,2 млрд. рублей, а в 2015 году показатель увеличился ещё на 1401,4 млрд. рублей и остановился на отметке 15361,5 млрд. рублей. Несмотря на рост абсолютного показателя расходов бюджета, процентное отношение к объёму ВВП снижается с 20,0 % ВВП в 2013 году до 19,3 % в 2015 году.

Также, в рамках данного документа мы имеем возможность более детально рассмотреть структуру и динамику доходов федерального бюджета (таблица 9).

 

 


Таблица 9

Доходы федерального бюджета.

 

Показатель

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

отчёт %% ВВП закон 201-ФЗ[15] %% ВВП прогноз %% ВВП прогноз %% ВВП прогноз %% ВВП
Доходы, всего 13019,9 19,5 14238,8 19,9 14923,9 19,6 15493,2 18,8 16272,7 18,1
в том числе:                    
Нефтегазовые доходы 6534,0 9,8 7480,2 10,5 7520,6 9,9 7516,1 9,1 7590,9 8,4
в том числе:                    
Налог на добычу полезных ископаемых 2514,5 3,8 2917,1 4,1 3052,4 4,0 3209,6 3,9 3251,5 3,6
Таможенные пошлины 4019,5 6,0 4563,1 6,4 4468,2 5,9 4306,5 5,2 4339,4 4,8
Не нефтегазовые доходы 6485,9 9,7 6758,6 9,5 7403,3 9,7 7977,1 9,7 8681,8 9,7
в том числе:                    
Налог на прибыль организаций 352,2 0,5 363,2 0,5 380,6 0,5 403,8 0,5 449,6 0,5
НДС 3539,0 5,3 3711,9 5,2 4202,4 5,5 4704,3 5,7 5283,9 5,9
Акцизы 524,4 0,8 664,9 0,9 797,0 1,0 933,7 1,1 1036,5 1,2
Налог на добычу полезных ископаемых (без нефтегазовых отходов) 20,7 0,0 20,3 0,0 22,4 0,0 23,0 0,0 23,8 0,0
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) 722,3 1,1 711,1 1,0 707,8 0,9 686,2 0,8 664,7 0,7
Дивиденды по акциям, принадлежащим Российской Федерации 134,8 0,2 139,1 0,2 229,1 0,3 152,1 0,2 167,3 0,2
Прочие не нефтегазовые доходы 1192,5 1,8 1148,1 1,6 1064,0 1,4 1074,0 1,3 1056,0 1,2

Источник: официальный сайт Министерства финансов РФ [электронный ресурс] // Режим доступа: www.minfin.ru/ru.

 


Более наглядно соотношение нефтегазовых и не нефтегазовых доходов за период 2013-2015 годов можно наблюдать на графике (смотреть рисунок 28).

 

 

Рисунок 28. Соотношение нефтегазовых и не нефтегазовых доходов государственного бюджета за период 2013-2015 годов.

Источник: собственная разработка

 

Рассмотрев и проанализировав данные таблицы 9 и рисунка 28 мы можем сделать следующие выводы: в 2013 году соотношение нефтегазовых и не нефтегазовых доходов не имеют огромного разрыва между показателями, они составляют 6534 млрд. рублей и 6485,9 млрд. рублей соответственно.

За анализируемый период кардинально поменялось соотношение нефтегазовых и не нефтегазовых доходов. Так, если в структуре доходов бюджета в 2014 году преобладающую роль занимали нефтегазовые доходы и составляли 52,5 % доходов бюджета или 7480,2 млрд. рублей в абсолютном выражении, а не нефтегазовые доходы составляли 47,5 % от общего объёма доходов бюджета или 6758,6 млрд. рублей.

В 2015 году структура доходов бюджета меняется и мы наблюдаем обратную картину: объём нефтегазовых доходов составил 6818,6 млрд. рублей или 46,8 % от объёма общих доходов бюджета, а не нефтегазовые доходы, напротив, увеличились до 7746,3 млрд. рублей и составили 53,2 % от общего объёма доходов бюджета.

Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах ВВП в 2014-2015 годах обусловлено снижением экспортных цен на газ природный, объёмов добычи нефти, объёмов экспорта товаров, выработанных из нефти.

Проанализировать объём и структуру расходов бюджета, мы можем по данным, представленным в таблице 10.

 

 


Таблица 10

Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов.

 

 

2014 год

2015 год

2016 год

закон 201-ФЗ[16] (млрд. рублей) % к общему объёму проект (млрд. рублей) % к предыдущему году % к общему объёму проект (млрд. рублей) % к предыдущему году % к общему объёму
Всего: 13960,1 100,0 15252,3 109,3 100,0 15975,5 104,7 100,0
Общегосударственные вопросы 1013,9 7,3 1105,5 109,0 7,2 1134,3 102,6 7,1
Национальная оборона 2470,6 17,7 3031,3 122,7 19,9 3339,8 110,2 20,9
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2065,7 14,8 2140,9 103,6 14,0 2122,4 99,1 13,3
Национальная экономика 2219,0 15,9 2205,5 99,4 14,5 1996,9 90,5 12,5
Жилищно-коммунальное хозяйство 123,3 0,9 122,6 99,5 0,8 79,3 64,6 0,5
Охрана окружающей среды 54,5 0,4 49,0 89,8 0,3 51,6 105,3 0,3
Образование 640,2 4,6 610,5 95,4 4,0 623,1 102,1 3,9
Культура, кинематография 97,9 0,7 95,9 98,0 0,6 96,7 100,8 0,6
Здравоохранение 480,8 3,4 391,0 81,3 2,6 396,5 101,4 2,5
Социальная политика 3506,4 25,1 4168,3 118,9 27,3 4344,7 104,2 27,2
Физическая культура и спорт 77,3 0,6 102,9 133,2 0,7 97,4 94,6 0,6
СМИ 72,7 0,5 54,0 74,3 0,4 48,6 90,0 0,3
Обслуживание государственного и муниципального долга 432,4 3,1 459,7 106,3 3,0 529,2 115,1 3,3
Межбюджетные трансферты 705,4 5,1 715,2 101,4 4,7 715,4 100,0 4,5
Условно утверждённые расходы           399,4   2,5

Источник: официальный сайт Министерства финансов РФ [электронный ресурс] // Режим доступа: www.minfin.ru/ru.

 

 


В целом структура расходов федерального бюджета в 2014-2015 годах не претерпела существенных изменений.

По-прежнему наибольший удельный вес в расходах федерального бюджета занимают расходы на социальную сферу (25,1-27,3 %), а также расходы на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность (32,5-33,9 %).

Вместе с тем следует отметить постепенное снижение доли расходов федерального бюджета на поддержку национальной экономики с 15,9 % в 2014 году до 14,5 % в 2015 году.

Расходы федерального бюджета по разделу «Образование» предусмотрены в 2015 году в сумме 610,5 млрд. рублей, что на 29,7 млрд. меньше, чем в 2014 году.

Расходы федерального бюджета по разделу «Здравоохранение» предусмотрены в 2015 году в сумме 391,0 млрд. рублей, при этом в 2015 году расходы сокращаются по сравнению с 2014 годом на 89,8 млрд. рублей.

Уменьшение в 2015 и 2016 годах расходов по таким направлениям как здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, физическая культура и спорт связано, в первую очередь, с завершением ряда проектов и социальных программ, проводимых государством в этих областях[17].

Таким образом, проведённый анализ структуры и динамики доходов и расходов федерального бюджета, позволяет говорить о том, что государственный бюджет динамичен и склонен к изменениям, которые могут быть связаны как с внутренней политикой государства, так и с различными внешними факторами [13].

 

 

Контрольные вопросы

1. Доходы государства составляют 100.000 долларов, а расходы – 110.000 долларов. Хорошо это или плохо?

2. Объяснить эффект Лаффера: почему с увеличением ставки налога на прибыль выше оптимального уровня поступления в бюджет начинают падать? Привести примеры.

3. Как вы думаете, почему государство предпочитает существовать не с полностью выплаченным государственным долгом? Не разумнее было бы сократить государственные расходы и избавиться от ежегодного дефицита бюджета, чем выплачивать проценты по внешним кредитам и облигациям государственного займа?

4. Какое из двух следующих утверждений правильно?

а) сокращение дефицита государственного бюджета означает уменьшение государственного долга;

б) если государственный долг уменьшается, значит, уменьшается и дефицит бюджета.

5. Какие из статей доходов федерального бюджета России за 1996 год оказались невыполненными? Как вы думаете почему?

6. Как добиться бездефицитного бюджета?

7. Составить свой бюджет доходов и расходов за месяц. Наметить пути увеличения доходной части или экономии расходной части своего бюджета.

8. Провести социологическое исследование (опрос) по вопросу о том, какие статьи государственного бюджета должны быть приоритетными в нашем государстве?

 







Налоги

Налоги необходимы для функционирования любого государства, и их платят граждане и предприятия любой формы собственности.

Функции налогов:

– покрывают расходы государства на содержание бюджетных организаций (государственный аппарат, армия, здравоохранение, образование и т.п.);

– регулируют имущественное и социальное расслоение общества;

– финансирование социальных программ;

– за счёт налоговых льгот можно стимулировать развитие той или иной формы деятельности (малый бизнес, сельское хозяйство, внедрение новой техники и т.п.).

Налоговая система регламентируется законодательными актами государства.

Элементы налоговой системы:

– субъекты налога (налогоплательщики) – лица, которые платят налоги;

– объекты налога – доходы или имущество, с которых взимаются налоги (заработная плат, прибыль, капитал, товар и т.п.);

– ставка налога – величина налога на единицу обложения или удельный вес налога в стоимости объекта налогообложения (процент от прибыли, заработной платы и т.п.).

Налоги бывают прямые и косвенные. Объект прямого налога – доход и капитал (подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество, налог с наследства и т.п.) [4].

Налог на прибыль в России платят все фирмы и в США только акционерные компании (владельцы индивидуальных фирм и партнёрств платят со своей прибыли подоходный налог). Закон может освобождать от налога на прибыль некоторую часть чистых доходов фирмы, например ту, которая идёт на инвестиции, то есть на расширение производства, а также ту, которая расходуется на благотворительные цели: помощь больницам, школам, университетам, устройство выставок и спектаклей и т.д. Поэтому фирмы иногда охотно выступают спонсорами различных благотворительных мероприятий (тем более что это даёт им дополнительную рекламу).

Иногда налоговые ставки могут быть специально снижены для некоторых отраслей или регионов, чтобы привлечь в них больше капиталов.

Кроме того, налоги на прибыль не платятся вовсе, если вместо прибыли фирмы получают убытки, – это помогает им пережить самые трудные времена [3].

Объект косвенного налога – товар или услуги. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене (налог на добавленную стоимость, акцизы и т.п.). Особенностью косвенных налогов является то, что они носят замаскированный характер, так как включаются в цену товара. Они почти в 2 раза превышают по объёму прямые налоги, так как увеличиваются с ростом цен; от них труднее уклониться. Например, при покупке книги покупатель вынужден оплачивать её с учётом налога на добавленную стоимость, а если вы помыли машину на автомобильной стоянке и владелец машины заплатил вам за это, то вы можете уклониться от прямого налога и забрать всю выручку себе [4].

Акциз – надбавки к цене определённых товаров, достающийся государству.

Обычно это товары, потребление которых устойчиво и легко контролируется. В истории известны государственные монополии на продажу соли и спиртных напитков, акциз от которых служил важным источником государственных доходов. В настоящее время правительство, вводящее новый акциз или увеличивающее старый, старается, чтобы облагаемый им товар относился к предметам роскоши или к тем товарам, потребление которых общество не считает полезным: спиртные напитки, табачные изделия, бензин. Это обеспечивает налогу поддержку широких слоёв населения, которым представляется справедливым, что потребители, предающиеся порокам пьянства, курения, загрязняющие окружающую среду выхлопами своих автомобилей, должны хотя бы заплатить за это государству, причём чем больше бутылок вина, пачек сигарет или литров бензина будет куплено, тем больше денег получит государственная казна.

Налогом от добавленной стоимости облагается не вся выручка от продажи. Из неё вычитается стоимость приобретённых сырья и материалов, затраченных при производстве данного товара. Так, пекарня выплачивает налог на добавленную стоимость от стоимости проданного хлеба минус стоимость затраченной муки [3].

Налоги классифицируются в зависимости от того, в какой бюджет они поступают. Так различают федеральные, областные и местные налоги.

К федеральным налогам относятся:

– на добавленную стоимость;

– на доходы банков;

– на доходы от страховой деятельности;

– на операции с ценными бумагами;

– на прибыль с предприятий;

– подоходный с граждан;

– дорожный;

– на наследство и дарение;

– акцизы на отдельные виды товаров;

– таможенная пошлина;

– отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

– федеральные платежи за пользование природными ресурсами;

– гербовый сбор;

– государственная пошлина.

К областным налогам относятся:

– за пользование природными ресурсами;

– на имущество предприятий;

– за воду, забираемую промышленным предприятием из водохозяйственной системы.

К местным налогам относятся:

– на имущество граждан;

– земельный;

– регистрационный сбор с граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Существует ещё 19 видов местных налогов, которые вводятся местными властями. Это курортный сбор, за право торговли, целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство, на рекламу и другие.

Для сбора налогов и контроля за их уплатой в должные сроки и в надлежащем объёме существует Государственная налоговая служба. Каждый налогоплательщик, имеющий годовой доход свыше определённой суммы, обязан представлять декларацию о доходах. Налоговая инспекция может выборочно проверить достоверность уплаты налогов. Права налоговой инспекции очень большие, и к нарушителям и лицам, уклоняющимся от уплаты налогов, применяются строгие штрафные санкции.

Налоги – инструмент довольно тонкий, и пользоваться ими нужно очень осторожно. Высокие налоговые ставки снижают мотивацию к активному труду, а низкие – снизят поступление доходов в бюджет государства. Американский экономист Лаффер теоретически доказал, что при ставке подоходного налога более 50 % резко снижается предпринимательская деятельность (рисунок 29).

 


 


Рисунок 29

 

В разных странах не одинакова предельная ставка подоходного налога. Так, в Швеции она составляет 75 %, что является неприемлемым для США и других стран Западной Европы. После проведённой в 1986 году налоговой реформы в США, в результате которой были снижены ставки налогов, наблюдается резкий подъём деловой активности. Налоговая система в России использует в своём развитии мировой опыт [4].

Кроме подоходного налога, все получающие доход граждане обязательно выплачивают государству единый социальный налог. Если человек заболевает или у него болеют дети, врач выписывает ему бюллетень. Дело в том, что за время отсутствия на работе он не получает заработную плату. Взамен государство выплачивает ему пособие по временной нетрудоспособности. Когда человек по старости перестаёт работать, он имеет право на получение государственной пенсии. Для этого надо достигнуть определённого возраста и проработать не менее определённого количества лет – в России право на пенсию имеют мужчины с 60 лет и женщины с 55 лет, проработавшие не менее 25 лет. Если человек потерял работу, ему может быть выплачено пособие по безработице. Все эти выплаты как раз и делаются за счёт отчислений в специальные внебюджетные фонды: пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, фонд занятости.

В отличие от собранных налогов, которые поступают в бюджет, а затем в распоряжение государства по его усмотрению, отчисления во внебюджетные фонды должны быть выплачены на строго определённые цели. При этом средства внебюджетных фондов, в конечном счёте, возвращаются тем, кто платил туда деньги, хотя полного соответствия быть не может: человек, отличающийся железным здоровьем, платит в фонд обязательного медицинского страхования столько же денег, как и хронически больной. Государство здесь как бы принудительно делает сбережения «на чёрный день» за каждого своего гражданина из его личного дохода, что разумно, поскольку не все люди так предусмотрительны, чтобы накопить достаточно денег самим. На практике часть отчислений на социальное страхование по закону делает фирма, в которой работает данный человек. Так, в США отчислений (процент от заработной платы) делаются поровну работником и предпринимателем. В России единый социальный налог (36 % от заработной платы) платит предприятие. Но эта разница носит формальный характер. Наше правительство может завтра объявить, что заработная плата всех российских граждан увеличивается на 36 %, но обязательные платежи на социальное страхование каждый будет вносить сам. Легко заметить, что денег от этого не прибавится ни у работников, ни у предприятий.

Разумеется, если человек не хочет нуждаться в средствах в случае болезни или после ухода на пенсию, он может воспользоваться услугами страховой компании или частного пенсионного фонда и накопить сумму, которая прибавится к его государственной пенсии. Такая возможность существует теперь и в России.

Налогообложение может быть пропорциональным, прогрессивным или регрессивным. Это значит, что ставка налога (то есть процент, который налог составляет от дохода) по мере роста дохода не меняется, растёт или падает.

При пропорциональном налогообложении ставка налога для всех уровней дохода одинакова. Это означает, что при ставке налога, равной 12 %, уборщица, получающая в год 10.000 рублей, платит 1200 рублей налога, а служащий банка, который получает 100.000 рублей – 12000 рублей налога.

При прогрессивном налогообложении ставка налога тем больше, чем выше уровень дохода. Предположим, что в нашем примере ставки налога определены так: с дохода ниже 20.000 рублей в год – 12 %, а с дохода, превышающего 20.000 рублей в год, – 20 %. Тогда уборщица заплатит те же 1200 рублей, а вот работник банка – 20.000 × 0,12 + (100.000 – 20.000) × 0,20 = 2400 + 16000 = 18400 рублей. Идея прогрессивного налогообложения основана на том, что предельная полезность и, следовательно, ценность денег для богатого человека меньше, чем для бедного, и поэтому справедливо будет взять с него больший процент налога.

Наконец, как ни странно, налоги бывают регрессивными, то есть чем больше доход человека, тем меньший процент своего дохода он уплачивает. Правда, это относится не к прямым, а к косвенным налогам, которые платятся не в процентах к доходу, а в виде одинаковой для каждого покупателя денежной суммы. Предположим, что наша уборщица банковский служащий – страстные любители собак и покупают в месяц для своих любимцев по 10 банок корма «Chappi» ценой 20 рублей за банку. Предположим далее, что в розничной цене «Chappi» 10 % (то есть 2 рубля) составляет акциз. Тогда получится, что за год платится акциз за собачий корм в размере 240 рублей (2 рубля × 10 банок × 12 месяцев); уборщица отдаёт 2,4 % своего дохода, служащий банка – 0,24 % [3].

Данные по налогам можно найти на сайтах Министерства по налогам и сборам РФ (центр развития), Министерства финансов РФ и ЭЭГ.

 

 

Контрольные вопросы

1. Какое влияние оказывает налог на добавленную стоимость и на величину спроса?

2. Почему налогами нужно пользоваться очень осторожно? Согласны ли вы с этим?

3. Почему в настоящее время в России постоянно меняется налоговое законодательство?

4. Что лучше для предпринимателя: выплата единовременного налога или постоянных налогов?

5. Одной из целей любого общества является справедливое распределение доходов и экономическая обеспеченность всех его членов. Какую роль играют налоги в достижении этих целей? Какой вид налога лучше всего для этого выбрать?

6. Как вы думаете, какие налоги выгоднее государству во время инфляции[18] – прямые или косвенные?

7. Какими из ниже перечисленных благ пользуется далеко не каждый, кто платит за них?

– концерт симфонического оркестра;

– государственное здравоохранение;

– обучение в государственной школе;

– обучение в вузе;

– защита со стороны армии и милиции;

– пожарная охрана;

– услуги почты;

– телевидение.

Справедливо ли, что мы вынуждены платить за те услуги, которыми, возможно, никогда не воспользуемся?

8. К каким отраслям имеет смысл применять налоговые льготы: быстро растущим, имеющим средние темпы роста, находящимся в состоянии спада?

9. Объектом подоходного налогообложения с физических лиц являются …

а) совокупный денежный доход, полученный физическим лицом в календарном году в национальной валюте;

б) совокупный денежный доход, полученный физическим лицом в календарном году в национальной и иностранной валюте;

в) весь совокупный доход, полученный как в денежной, так и в натуральной форме;

г) доходы в виде заработной платы, премии, подарков, вознаграждений, бесплатного питания, льготы проездных билетов, оплаты коммунально-бытовых услуг и т.п., полученные по мету основной работы гражданина, на основе трудовых и приравненных к ним соглашений, на одном предприятии, включая работы, выполненные по совместительству и по отдельным гражданско-правовым договорам;

д) различные государственные пособия и виды помощи из внебюджетных, благотворительных и экологических фондов;

е) пенсии по национальному (а для иностранных граждан – соответствующего иностранного государства) пенсионному законодательству и дополнительные пенсии по добровольному страхованию пенсий;

ж) суммы и пособия, получаемые в возмещение ущерба, причинённого вследствие увечья или иного повреждения здоровья, связанного с исполнением служебных обязанностей, а также пособие, выплачиваемые при увольнении;

з) стоимость путёвок на отдых детей в оздоровительных учреждениях, оплаченных предприятиями за работников, а также путёвок, оплаченных за счёт средств Фонда социального страхования РФ;

и) доходы по государственным ценным бумагам и ценным бумагам местных органов власти;

к) суммы дивидендов;

л) суммы, направленные в Пенсионный фонд;

м) суммы, перечисленные по заявлению граждан в благотворительные фонды;

н) материальная помощь в денежной форме и в виде подарков в пределах двенадцатикратного размера установленного законом минимальной месячной оплаты труда.

10. Какой принцип налогообложения вы бы порекомендовали использовать для:

а) помощи многодетным семьям;

б) строительства ипподромов;

в) оказание помощи малоимущим;

г) финансирования системы здравоохранения;

д) финансирования системы противопожарной безопасности;

е) оборудования площадок для выгуливания собак.

11. Представьте себе, что вы являетесь экспертом правительство по экономическим вопросам. В правительстве подготовлена программа увеличения доходов бюджета путём использования акцизных налогов. В список облагаемых налогом включены следующие товары: бензин, алкогольные напитки, табачные изделия, авиабилеты, автомобили, чулочно-носочные изделия, меха, ковры, бриллианты. Какие факторы вы будете учитывать при выборе товаров, на которые следует ввести налог? Объясните, почему.

12. Какая система налогообложения может снизить неравенство доходов населения?

Ответ: прогрессивная система предполагает, что чем больше доход у субъекта, тем большая часть его изымается в виде налога. Тяжесть налогообложения возрастает с ростом размеров дохода.

Примеры ошибочных суждений: при прогрессивном налогообложении неравенство субъектов становится больше; неравенство субъектов не зависит от системы налогообложения; если все физические лица, за исключением беднейших, платят одинаковую ставку налога, это пропорциональная система.

 



Задача

Дано:

ставка налога на добавленную стоимость 20 %

цена, по которой приобретён товар, 150.000 рублей

цена, по которой реализован товар, 200.000 рублей

количество проданного товара 1200 штук

Какую сумму налога на добавленную стоимость перечислит коммерсант в налоговую инспекцию?

 



Фискальная политика

Фискальная (бюджетная) политика – это политика изменения государственных расходов и доходов главным образом для борьбы с экономическими спадами.

Государственным органом, который отвечает за фискальную политику, является Министерство финансов. Поскольку государственный бюджет состоит из доходной и расходной частей, фискальная политика может относиться к обеим частям.

Существует косвенный метод воздействия государственных расходов на увеличение совокупного спроса и занятость. Во время спада правительство увеличивает расходы на так называемые государственные программы. Например, оно выделяет средства на постройку и запуск космических кораблей. Это означает, что множество фирм, связанных с разработкой и производством авиационной и космической техники, получает крупные государственные заказы, то есть правительство закупает часть их продукции. Эти фирмы нанимают новых рабочих и, в свою очередь, заказывают сырьё и оборудование на других фирм. В результате производство, занятость и инвестиции начинают увеличиваться во всей экономике.

Одним из направлений бюджетной политики в период спада может быть сокращение государственных доходов, то есть уменьшение налогов с населения и фирм в расчёте на то, что сэкономленные деньги будут направляться на потребительские расходы и инвестиции (что увеличит совокупный спрос), а не сберегаться, хотя полной уверенности в этом нет. Население может быть настолько запугано предшествующим спадом или настолько не доверять правительству, что предпочтёт откладывать средства «на чёрный день».

Бюджетная политика направлена на сглаживание экономических колебаний. Бюджетная политика в западных странах хорошо работала во время второй мировой войны и первых послевоенных десятилетий (40-60е годы). Она была эффективна в борьбе против сильных экономических спадов, однако бороться средствами бюджетной политики с инфляцией оказалось очень трудно. Дело в том, что тратить деньги и сокращать налоги во время спада для правительства гораздо легче, чем делать обратное в ходе подъёма: нельзя отменить многие начатые государственные программы (хотя бы космические) только потому, что спад уже закончился. Увеличение налогов тоже всегда непопулярно. В итоге дефицит государственного бюджета становится постоянным, а это способствует инфляции [3].

 



Функции денег

средства обращения, то есть помогают товарам обмениваться, минуя трудности бартера. Имея деньги, вы можете купить любой товар без исключения. Именно эта функция денег обеспечивает надёжность разделения труда в рыночной экономике.

измерение ценности различных товаров и услуг. Никакого другого способа сделать это у нас нет. Дело в том, что вкусы и предпочтения у людей разные. Предположим, что вы обожаете собак, а ваш сосед (что, к сожалению, часто бывает) их терпеть не может и вас обоих попросили оценить состояние владельца собачьего питомника. Вполне вероятно, что вы сочтёте его богачом, а ваш сосед – бедняком и страдальцем, заслуживающими сочувствия. Единственный надёжный способ выполнить поставленную перед вами задачу – вычислить рыночную стоимость в деньгах породистых щенков, которыми в данный момент владеет хозяин питомника. Здесь важно помнить, что ценность товара измеряется только теми деньгами, которые за него можно выручить на рынке в данный момент. После воссоединения Германии многие принадлежавшие ранее государству промышленные предприятия бывшей ГДР продавали в частные руки за одну марку, потому что находившиеся на них устаревшие станки для производства не пользующейся спросом продукции нельзя было продать на рынке ни за какие деньги. В этом смысле деньги – это почти такая же единица измерения ценности, как метр – единица измерения длины. Правда, с одной оговоркой: для высокого и низкого человека 1 метр имеет одинаковую длину, а бедный человек ценит 1 рубль выше, чем богатый, у которого этих рублей много. Экономисты говорят, что предельная полезность рубля для богача меньше, поэтому одни и те же блага он ценит ниже, чем бедный. Но иногда для простоты предполагается, что ценность денег для всех людей одинакова.

средства сбережения. Если вы спрячете или зароете в землю какой-нибудь товар (например, одежду или автомобиль), он, в конце концов, испортится или выйдет из моды. Надёжнее всего хранить ваше богатство именно в деньгах (конечно, если есть уверенность в том, что не будет инфляции). В истории человечества деньгами перебывали разные товары: скот, меха, ракушки, соль и прочее. Но затем в большинстве стран решили сделать деньгами драгоценные металлы – золото и серебро. Дело в том, что эти металлы обладали определёнными свойствами, которые позволяли им наилучшим образом выполнять функции денег: хорошей сохраняемостью, чтобы они быстро не портились и не изнашивались; способностью делиться на очень мелкие части, чтобы отразить небольшие различия в ценности; большой ценностью в малом объёме, чтобы облегчить хранение и транспортировку денег [3].

средство платежа;

мировые деньги. Выходя за пределы страны, деньги сбрасывают с себя национальные формы – масштаба цен, монеты, разменной монеты, знаков стоимости (бумажные деньги) и выступают в своей первоначальной стоимости слитков благородных металлов. Только на мировом рынке деньги функционируют как товар и может существовать двойная мера стоимости – золото и серебро. Мировые деньги функционируют как всеобщее средство платежа, всеобщее покупательское средство и общественная материализация богатства вообще. Функция средства платежа, служащего для расчётов по международным платёжным балансам, преобладает. То есть отрицательное сальдо платёжного баланса страны погашается реальными деньгами – слитками благородного металла определённого веса и пробы. Каждая страна в силу этого нуждается в известном резервном фонде. В современных условиях произошли изменения в функции мировых денег. В качестве мировых денег широко используются конвертируемые (обмениваемые на иностранные валюты) национальные кредитные деньги, международные счётные денежные единицы и ЭКЮ. Золото используется лишь в крайних случаях для погашения сальдо платёжного баланса. Мировая рыночная цена золота определяется законами товарного обращения мирового рынка. В 1971 году на бирже в Лондоне она составляла около 40 долларов за тройскую унцию (31,1 грамм), в 1975 году – 160 долларов, в январе 1980 года – 850 долларов, в мае 1988 года – 444 доллара, 1 марта 1996 года – 399 долларов [6], на 06 декабре 2018 году – 1242,55.

В настоящее время деньгами являются особые бумаги и монеты (денежные знаки), выпускаемые Центральным банком каждого государства. Никакой самостоятельной ценности в хозяйстве денежные знаки, в отличие от денежных товаров (скота, мехов и т.д.), а также монет из драгоценных металлов, которые можно переплавить на украшения, не имеют. Ценность придаёт им только авторитет выпускающего их государства. Согласно закону, который действует в каждой стране, денежные знаки обязательны для приёма на её территории в качестве платы за товары и услуги [3].

Масса денег, функционирующих в качестве средств обращения, определяется по формуле:

 

Масса денег =

сумма цен товаров
число оборотов одноимённых денежных единиц

 

В неоклассической теории (А.Маршалл, И.Фишер) количество денег определяется из уравнения обмена. Уравнение обмена имеет следующий вид:

 

М × V = Р × Q,

 

где М – среднее количество денег, находящихся в обращении в течение года;

V – среднее число оборотов денег в их обмене на блага;

Р – уровень цен, или, точнее, средняя цена, по которой продаётся каждая единица всякого отдельного товара;

Q – купленное количество товаров.

Отсюда можно вывести массу денег, необходимую для обращения:

 

.

 

Рыночная экономика порождает ещё 1 вид кредитных денег – чеки.

Чек – это документ, содержащий письменное распоряжение владельца текущего счёта в банке о выплате определённой суммы денег определённому лицу или предъявителю либо о перечислении их на другой счёт банком.

Существуют 3 основных вида чеков:

Ø именные (не подлежащие передаче);

Ø ордерные (передача другому лицу с индоссаментом – передаточной подписью);

Ø предъявительские (передаваемые без индоссамента – передаточной подписи) [6].

 

 

Контрольные вопросы

1. Найти закон, согласно которому в России денежные знаки (рубли, копейки) обязательны для всеобщего приёма.

2. Почему при инфляции роль денег понижается?

3. Что даёт денежному обращению увеличение удельного веса безналичных расчётов?

4. Почему в России после октябрьской революции 1917 года можно было стабилизировать денежное обращение, а в настоящее время это сопряжено с определёнными трудностями?

5. Каким образом с введением денег в качестве средства обращения преодолеваются трудности бартерного обмена?

6. Проанализировать ситуацию, когда деньги используются как:

а) мера стоимости, но не как средство обращения;

б) средство обращения, но не как мера стоимости;

в) средство обращения, но не как мера стоимости.

7. В 70-х годах в СССР в условиях острого дефицита товаров, в том числе телевизоров, можно было сдать старый телевизор (или несколько) в счёт частичной оплаты нового телевизора. Выполнял ли старый телевизор в данном случае роль денег в функции средства обращения или платежа? Можно ли назвать данный порядок обмена старых телевизоров на новые бартерной сделкой?

8. Если вся наличность исчезнет из обращения, перестанем ли мы использовать деньги как средства обращения?

9. Какую функцию выполняют деньги в каждой из представленных ниже ситуаций?

а) ваш депозитный счёт в банке;

б) покупка автомобиля в кредит;

в) покупка овощей на базаре;

г) получение стипендии;

д) прайс-лист на продаваемую в магазине бытовую технику;

е) продажа земельного участка;

ж) меню с ценами в студенческой столовой.

10. Провести социологический опрос по следующим вопросам: что вы думаете о деньгах? Что будет, если ликвидировать деньги?

11. Подобрать пословицы и поговорки про бережливость, запас, экономический расход, транжирах.

12. Чем определяется стоимость денег?

Ответ: количеством товаров и услуг, которые можно на них приобрести.

Примеры ошибочных суждений: правительством; золотым запасом страны.

 



Дата: 2019-02-25, просмотров: 365.