При алалии имеются невербальные вокализации: мелодика, звукоподражания. При афонии обязательно фониатриче-ское обследование и лечение.
128
129
Отличие моторной (экспрессивной) ала ли и от нарушения развития речи, обусловленного умственной отсталостью. Ала-лия — это форма патологии речевой деятельности, которая возникает в результате избирательного, парциального расстройства психической деятельности, а именно результат неусвоения в онтогенезе структурно-функциональных закономерностей языка при полной или относительной сохранности у детей неязыковых психических процессов. Нарушения развития речи, обусловленные умственной отсталостью, являются результатом патологии познавательной деятельности. При алалии лучше понимание речи, особенно при восприятии сложных синтаксических конструкций, выражающих сложные отношения между фактами действительности. При алалии имеется попытка выражать в речи причинно-следственные связи доступными детям языковыми средствами. Такие попытки имеются даже у детей с самой тяжелой степенью расстройства языковой системы, если принимать во внимание ситуацию, контекст высказывания и невербальные языковые средства (интонацию, псевдослова, звукоподражания, «звуковые жесты», кинетическую речь). Умственно отсталые либо вовсе не выражают в речи причинно-следственные связи, либо выражают только самые элементарные из них.
При алалии имеются формально-языковые нарушения речи, которые проявляются в аграмматизме (на уровне синтаксиса связного текста и отдельных высказываний, на морфологическом уровне), а также в трудностях поиска слов, выбора фонем и установления порядка их следования. У умственно отсталых речь логически бедная или даже алогичная может быть правильной в формально-языковом, в частности, в грамматическом отношении.
Дети с алалиеи обладают довольно большим запасом так называемых «предметных знаний», но часто не могут актуализировать их в речи. У детей с умственной отсталостью запас этих знаний предельно ограничен, а нарушений их актуализации в речи может и не быть.
У детей с моторной алалиеи в большинстве случаев сохранно невербальное мышление (классификация, исключе-
но
ние 4-го лишнего, сравнение); степень обучаемости при моторной алалии выше, чем при наличии умственной отсталости.
У детей с моторной алалиеи имеется критичное отношение к своей речи.
Отличие моторной (экспрессивной) алалии от детского аутизма (синдром Каннера). У детей с моторной алалиеи имеется сохранность постоянных реакций на обращенную речь, дети с аутизмом не реагируют на обращенную речь. У детей с алалиеи отсутствуют типичные для детей с аутизмом психопатологические симптомы.
Дети с алалиеи обладают экспрессивной речью, и они в большинстве ситуаций активно используют зачатки речи (вербальной и невербальной), а также хорошо развитую у них мимико-жестикуляторную речь. У детей с моторной алалиеи отсутствуют непосредственные и отставленные во времени эхолалии.
У детей с аутизмом имеется одновременное употребление «лепетных» и сложно организованных, правильных по языковой структуре высказываний; своеобразное нарушение просодии (чрезмерное замедление темпа, скандированное и рифмованное произношение).
При моторной алалии имеется стремление к контактам, за исключением случаев речевого негативизма; у детей с моторной алалиеи наблюдается интерес к новому; адекватность эмоций.
У детей с алалиеи отсутствуют стереотипии в движениях
и действиях.
Приложение :
ПРИМЕРНЫЕ СХЕМЫ АНАЛИЗА ЗАНЯТИЙ
Схема анализа логопедического занятия в речевой группе
Детского сада
Тема, логопедические и педагогические цели занятия. Соответствие занятия этапу коррекционной работы и возрасту детей.
Принципы построения занятия.
Разделы занятия.
Направленность каждого раздела на развитие и коррекцию неречевых психических функций и речевой функции.
Использование индивидуального подхода к детям.
Наглядно-дидактическое оформление занятия.
Проведение занятия в едином игровом сюжете и в соответствии с лексической темой занятия.
Использование на занятии средств логопедической ритмики.
Манера поведения логопеда: владение собой, детским коллективом, отношение к детям и др.
Заключение о коррекционной результативности занятия. Схема анализа занятия по логопедической ритмике
Тема занятия, ее соответствие лексической теме. Цели: логоритмические, музыкальные, воспитательные. Соответствие занятия этапу логопедической коррекции, возрасту детей.
Соответствие использованного на занятии речевого материала (распевок, песен, хороводов, стихотворений и др.) речевым возможностям детей.
Принципы построения занятия, разделы.
Применяемые на занятии методы (наглядные, словесные, практические) и приемы (наглядно-зрительные, тактильно-мышечные, наглядно-слуховые; описания; словесные: пояснения, указания, беседа, вопросы, команды, распоряжения, сигналы, обратный сюжетный рассказ и др.).
Направленность каждого раздела занятия на развитие неречевых и речевых функций детей.
Итог занятия: ответы на вопросы по содержанию, рассказ детей о том, чем они занимались, в какие игры играли и т.п., и эмоциональная оценка деятельности детей логопедом или музыкальным руководителем.
Схема анализа занятия воспитателя
в речевой группе детского сада ,
Тема занятия.
Цели: педагогические, коррекционные (логопедизация занятия), воспитательные.
Соответствие этапу логопедической работы, т. е. учет речевых возможностей детей, состояния их неречевых функций, специфических форм речи.
Принципы построения занятия, разделы.
Использование на занятии игр и упражнений для развития неречевых функций (слухового и зрительного внимания, разных видов памяти, невербального мышления, психомоторики, мимики и др.).
Использование игр и упражнений для развития просодии речи (продолжительности выдоха, высоты и силы го-лоса, интонационной выразительности речи, паузации, темпа речи, логического ударения и др.).
Подчинение занятия единому сюжету, обусловленному лексической темой, которой подчинены все разделы занятия (или тема занятия раскрывается с помошью набора различных, не связанных между собой игр и упражнений).
Умение воспитателя реализовать индивидуальный подход к детям.
Заключение о коррекционной направленности занятия.
133
■<;1 .
Литература
1. Волкова Г. А. Психолого-логопедическое обследова
ние детей с нарушениями речи.— СПб., «Сайма», 1993.
2.Волкова Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей. - СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 1993.
3.Волкова Г. А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи.— СПб., «Сайма», 1993.
4.Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов пед. институтов. Изд. 2, испр. и дополн. — СПб ■ «Петербург XXI век», 1998.
5.Ковшиков В. А. О дифференциальной диагностике экспрессивной алалии // Сенсорные и интеллектуальные аномалии и пути их преодоления. - Л.: РГПУ им. А. И. Герцена 1984.
6. Основы теории и практики логопедии / Под ред.
Р.Е.Левиной.— М., «Просвещение», 1968.
Содержание
Введение ............................. *............................................... 3
Дата: 2019-02-24, просмотров: 259.