Отличие моторной (экспрессивной) алалии от слухонемоты
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При экспрессивной алалии: сохранность слуховой функции;

возможность (правда, ограниченная и в целом дефектно про-яааяюшаяся) спонтанного усвоения языка; наличие даже в тяжелых случаях элементарной звуковой речи (отдельных слов-корней, псевдослов, звукоподражаний). У глухого же вне специального обучения речь не проявляется; сохранна просодия (мелодика, ритм, паузация, ударение), у глухих она нарушена; мимико-жестикуляторная речь обычно сопровождается словами (если они у ребенка имеются) и невербальными вокализациями, чего не наблюдается у глухих.

Отличие моторной (экспрессивной) алалии от задержки ре чевого развития. При экспрессивной алалии: имеется не. только задержка темпа нормального усвоения языка, но, прежде

126


* всего, патологическое развитие языка — нарушение структурно-функциональной стороны языка; выражены нарушения в синтаксической, морфологической, лексической и фонематической подсистемах языка, которые не в полной мере соответствуют специфике детской речи на ранних этапах ее развития; дети с задержкой речевого развития нередко спонтанно, вне специального обучения1 полноценно овладевают языком, чего обычно не наблюдается у детей с алалией.

Отличие моторной (экспрессивной) алалии от фонемати ческой дислалии. При фонематической дислалии основными симптомами являются непостоянные и разнообразные замены, пропуски и перестановки звуков. Они выступают как частичные расстройства языковой системы.

Для алалии характерно расстройство всей системы язьтка (фонематической, грамматической и лексической подсистем). У части детей с алалией отмечается преимущественное расстройство какой-либо из них. На поздних этапах развития алалии, когда в речи некоторых детей выявляются только фонематические нарушения, а расстройства других подсистем языка могут отсутствовать или же быть невыраженными, возникают трудности в различении фонематической дислалии и алалии. В таких случаях решающее значение для дифференциального диагноза имеет анамнез.

Отличие моторной (экспрессивной) алалии от анартрии и дизартрии. У детей с алалией моторный уровень речеобра-зования полностью или относительно сохранен и потенциально позволяет им осуществлять артикуляционный акт. У детей с анартрией и дизартрией нарушение артикуляционного компонента речи составляет суть их патологии. При алалии расстраивается вся система языка, при анартрии и дизартрии — только одна из его подсистем, фонетическая (это не исключает того, что у некоторых из этих детей одновременно может быть и аталия). При алалии расстройства произношения звуков являются следствием нарушения производства фонематических операций — выбора и комбинирования единиц. У детей же с анартрией и дизартрией

127


расстройства произношения звуков вызваны прежде всего нарушениями фонетических (моторных) операций.

В последующем сравнении сопоставляются алалия и диза­ртрия. При алалии многие звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам, повторениям и переста­новкам), имеют одновременно правильное произношение; при дизартрии только единичные звуки имеют одновременно правильное произношение. При алалии преобладают разно­типные нарушения произношения звуков (сосуществование его искажения, замены, пропуска и пр.), при стертой диза­ртрии преобладают однотипные нарушения (либо только ис­кажение, либо замена, либо пропуск и т. д.). При алалии в на­рушениях произношения доминируют замены звуков, при стертой дизартрии доминируют искажения. При алалии на­блюдаются искажения небольшого количества звуков, при стертой дизартрии преобладают искажения звуков.

При аталии искажаются преимущественно сложные по артикуляции звуки, при стертой дизартрии происходит ис­кажение как сложных, так и простых по артикуляции зву­ков; при алалии может быть и искаженное, и правильное произношение одних и тех же звуков, при стертой дизарт­рии для всех искаженных звуков характерно постоянное ис­кажение; при алалии наблюдаются замены артикуляторно сложных и артикуляторно сложных и простых звуков, при стертой дизартрии — замены преимущественно артикуля­торно сложных звуков; при алалии преобладают непостоян­ные и постоянные замены звуков, как правило, разнообраз­ные, при стертой дизартрии — однообразные замены.

При алалии взаимозамены звуков достаточно часты, при стертой дизартрии — сравнительно редки; при алалии пре­обладают непостоянные пропуски звуков, при стертой диз­артрии — постоянные пропуски; при алалии наблюдаются пропуски и артикуляторно сложных, и простых звуков, при стертой дизартрии — преимущественно артикуляторно сложных звуков.

При моторной алалии повторения звуков довольно час­
ты, при стертой дизартрии относительно редки; то же от­
носится к перестановкам.                               .и


При алалии произношение звука в составе слогов пол­ностью или относительно сохранно, а в составе слов часто нарушено, при стертой дизартрии — нарушение звука и в слогах, и в словах.

Отличие моторной (экспрессивной) алалии от детской мо­ торной афазии. Отличие в анамнезе: действие патологиче­ских факторов при алалии Наблюдается в пренатальный и ранний постнатальный (до 3-х лет) периоды, при детской афазии — после 3-х лет. При аталии имеется недоразвитие речи как системы, при детской афазии наблюдается боль­шая избирательность поражения какой-либо подсистемы (лексической, грамматической, фонематической). При ала­лии необходимо целенаправленное коррекционное разви­тие речевой функциональной системы, при детской афазии возможно спонтанное восстановление речи.

При детской афазии ярче выражены симптомы локаль­ных поражений головного мозга.

Отличие моторной (экспрессивной) алалии от органиче­ ской (механической) дислалии. При алалии неправильно функционируют все языковые подсистемы, при органиче­ской дислалии неправильно функционирует прежде всего фонетическая подсистема. При алалии наблюдаются непо­стоянные и разнообразные замены, пропуски, перестанов­ки и повторения звуков при сохранной, как правило, про­содии. Причем эти симптомы у детей с алалией обусловле­ны не сенсомоторными расстройствами, а расстройствами структурно-функциональной стороны языка, и поэтому мо­гут быть квалифицированы как фонематические (в отличие от сенсомоторных — фонетических). При органической дис­лалии в основном характерны искажения произношения звуков и нарушения просодики.






Дата: 2019-02-24, просмотров: 218.