На этапе развития теории и практики логопедии в начале XXI века проблема дифференциальной диагностики не решена, что создает трудности при определении логопедического заключения или уточненного диагноза после проведения комплексного обследования ребенка. Одной из причин является наличие двух классификаций речевых расстройств: клинико-педагогической и психолого-педагогической.
Клинико-педагогическая классификация ориентирована на коррекцию дефектов речи, разработку дифференцированного подхода к их преодолению и на детализацию видов и форм речевых нарушений. В этой классификации учитываются межсистемные взаимодействия речевых нарушений с материальным субстратом, прежде всего анатомо-физио-логическим механизмом речевого расстройства, что позволяет раскрыть нарушение в целом и определить, в каких случаях необходимо только логопедическое воздействие, а в каких — комплексное медико-педагогическое. Виды речевых нарушений, выделяемых в клинико-педагогической классификации, подробно раскрыты в любом учебнике «Логопедия», структура и содержание которого отражают Данную классификацию.
Все нарушения в клинико-педагогической классификации разделены на две группы: нарушения устной и письменной речи.
106
107
Нарушения устной речи
В нарушениях устной речи выделяются расстройства произносительной стороны: голосообразования, темпо-ритмической организации высказывания, звукопроизноси-тельной. Указанные ниже расстройства могут быть изолированными и могут выступать в различных комбинациях.
Афония, дисфония — отсутствие или нарушение фонации вследствие патологических (органических или функциональных) изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушения голоса, нарушения фонации, фонаторные нарушения, вокальные нарушения. Они проявляются в отсутствии голоса, в нарушении силы, высоты и тембра голоса. Могут быть как самостоятельными, так и входить в состав других нарушений: при дизартрии (обусловлены парезом или параличом мышц голосового аппарата), при заикании (в случаях голосовых судорог: смыкательной, размыкательной, вокальной, а также при твердой атаке голоса; при дыхательных судорогах: экспираторной, инспираторной, респираторной, при судорогах мягкого неба).
Тахилалия — патологическое ускорение темпа внешней и внутренней речи. Термин ТаспИаНа произошел от греческих слов ТасЫз — быстрый, ЬаНа — речь. Синонимы: та-хифразия; Ваиапзтизз (батгаризм, по М. Е.Хватцеву); Ти-тиИиз зегтошз, Рагарпгаш ргаесерз, Ваиапзтшз, по М. Зе-емаку; Таспурегше рагоху$и§ие, по В. М. Бехтереву. По механизмам — органическое, центрально обусловленное расстройство, процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. В эмоционально возбужденном состоянии индивида может быть функциональным нарушением. В некоторых случаях яшгяется причиной заикания.
Брадилалия — патологически замедленная, но правильно координированная речь с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией. Термин Вгас1у1аЦа произошел от греческих слов Вгайуз — медленный, ЬаИа — речь. Синонимы: брадифразия, брадиартрия, брадилогия. По механизмам — органическое, центрально обусловленное расстройство, процесс торможения преобладает над
процессом возбуждения. Может быть самостоятельным нарушением, но чаще наблюдается в клинике некоторых форм психических заболеваний, при олигофрении, шизофрении, в неврологической клинике у больных с последствиями менинго-энцефалита, дистрофических, органических заболеваниях центральной нервной системы, травм, опухолей головного мозга и-г. п. В этих случаях брадилалия сочетается с брадикинезией (замедленностью всех движений), астенизацией, общей заторможенностью, вялостью, слабостью и пр.
Спотыкание — неправильное формирование фразы как следствие особого нарушения речевого внимания. Синонимы: Ропегп, Рагарпга51а, С1и11апп§, ТштшКш Йегтошз, Вт-дет, Оахеп, ВаЦапзтиз, ВгесюшПетеп!;, Ва1Ъиг1етепг, Ва-ГоШа§е, Ргаесерз, А§11;орпа31а, ТасЬурпегта, N30*3135 и др. Нарушается плавность речевого процесса, ритм, мелодическая и интонационная выразительность. Часто сочетается с другими нарушениями речи, особенно с заиканием.
Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синонимы: логоневроз (устаревшее), Ьа1о-пеугоз, Ваюииез, 8Шпеппё. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу.
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Синонимы: косноязычие (устаревшее), дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем. Проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в отсутствии, замене, искажении звука. Появляется в раннем речевом онтогенезе, если У ребенка не сформированэ артикуляционная база звуков, или неправильно сформировались артикуляционные позиции. Если дислалия обусловлена аномалиями в строении артикуляционного аппарата, то обозначается как органическая (механическая) дислалия.
Рн нол ал и я — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Синонимы: гнусавость (устаревшее),
108
109
палатолалия (от лат. Ракшт — небо). Тембр голоса излишне назализован вследствие того, что голосовыдыха-тельная струя проходит через носовую полость при произнесении всех звуков речи и в ней получает носовой резонанс. Если назализованный оттенок речи возникает при отсутствии грубых артикуляторных нарушений, то употребляется термин «ринофония». Ринолалию в настоящее время выделяют в самостоятельное расстройство, но некоторые авторы определяют ее как одну из форм механической дислалии.
Дизартрия — нарушение членораздельной речи, то есть нарушение и звукопроизношения, и просодии. Это не самостоятельное речевое расстройство, а симптом органического поражения центральной нервной системы. При дизартрии имеются голосовые, просодические и артикуляционно-фо-нетические дефекты. Тяжелая степень нарушения называется анартрия. Если дефект проявляется преимущественно в артикуляционно-фонетических нарушениях, то такое нарушение называется стертой дизартрией. Этими терминами выражена степень расстройства.
Второй тип нарушений — нарушения структурно-семантического оформления высказывания. Они представлены двумя видами: алалией и афазией.
Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до 3-х лет). Синонимы: дисфазия, детская афазия, афазия развития, слухонемота (устаревшее). При алалии не формируется система языковых средств: фонематических, лексических, грамматических, семантических. Страдает мо-тивационно-побудительный уровень речевого порождения.
Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями мозга. Синонимы: распад, утрата речи. Если травма черепа, нейроинфекция, опухоль мозга вызвали утрату речи до 3-х лет, то следует воздержаться от диагноза афазия. Если нарушение произошло после 3-х лет, то можно говорить о детской афазии, в отличие от афазии взрослых.
' Нарушения письменной речи
Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения. Прояатяется в трудности узнавания букв, в слиянии букв в слоги и слогов в слова. Это вызывает аг-рамматизмы и непонимание смысла читаемого. Дислексия может быть самостоятельным нарушением, а может наблюдаться при алалии, афазии. "
Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях и пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений. Дисграфия может быть самостоятельным расстройством, а может наблюдаться при ринолалии, дизартрии, алалии, афазии.
В случае несформированности чтения и письма говорят об алексии и аграфии.
Дата: 2019-02-24, просмотров: 262.