Отличие функциональной дислалии от стертой дизартрии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При стертой дизартрии наблюдаются:

/ отягощенный анамнез: патология внутриутробного развития (токсикозы, психотравмы, гипертония, нефропа-тия и другие заболевания матери). Характерны затяжные роды, легкая асфиксия новорожденных («закричал после шлепков»). Раннее моторное развитие — держание головы, сидение, ползание — в норме. Более сложные локомоторные функции несколько задержаны (ходьба с 1 г. 2 мес. — 1 г. 3 мес). Характерна моторная неловкость, неумение бегать, прыгать, держать ложку, быстрое уставание при ходьбе. Дети предпочитают жидкую пищу, густую пищу жуют медленно, долго держат за щекой. Позднее: при рисовании не .могут провести ровной линии, не соблюдают форму и размеры рисунков. Речь развивается с задержкой: первые слова в 1,5—2 года, фразовая речь — к 2—3 годам, но непонятна окружающим. К 4—5 годам многие звуки появляются спонтанно, речь становится яснее, но в целом остается фонетически не оформленной;

•/ неточность и слабость артикуляционных движений;

•/ вялость и ограниченность движений языка: она обусловлена гиперкинезами, вследствие которых язык постоянно подвижен, он как бы не находит нужного положения. Особенно это видно при движении языка вперед, вверх и в стороны. Повторение движения вызывает быстрое

123


утомление, замедляется темп движений, быстро наступает потеря точности движений. При дальнейшем повторении движения поя&тяется дрожание (тремор языка);  в состоянии покоя язык неспокоен, напряжен, лежит бугром, постоянно оттягивается в глубь рта, иногда наблюдается западание правой или левой половины языка, тогда он постоянно кренится в одну сторону. При побуждении к действию он сразу становится узким и длинным. Это состояние говорит об изменении тонуса мышц языка в одной или обеих его половинах. Часто кончик языка слабо выражен, т. е. передний край его не вытягивается (при нормальной подъязычной связке). Ребенок не может произвести движения кончиком языка, долго не ощущает его положения во рту, что говорит о паретическом состоянии мышц языка;  может быть парез подъязычного нерва и изменения тонуса, его следствием является стертая, не резко выраженная нейродинамичеекая симптоматика: движения, хотя и выполняются в полном объеме, замедлены, напряжены, быстро истощаемы, требуют от ребенка усилий; •/ характерна мозаичность симптоматики с преобладанием то лицевого, то языкоглоточного, то подъязычного нервов, определяющая особенности и разнообразие фонетических нарушений. При нарушении лицевого и подъязычного нервов страдают губные и язычные звуки. При нарушении подъязычных нервов имеются отклонения кончика языка в сторону пареза, ограничение подвижности кончика и средней части спинки языка. При подъеме кончика языка зазубно средняя часть спинки языка быстро опускается на стороне пареза, что обусловливает боковую струю воздуха при произношении шипящих звуков и звука [Р]. При нарушении языкоглоточньгх нервов имеются расстройства фонации, назализации, нарушения произношения звуков [К], [Г], [X];  нечеткое произношение гласных звуков, а при функциональной дислалии согласные звуки сохранны;  нарушено произношение простых и сложных по артикуляции согласных звуков, а при функциональной дисла-

Ш


лии только сложных (свистящих, шипящих, [Л], [Р]).

Кроме того, при функциональной дислалии нарушается

произношение отдельных согласных звуков или группы

звуков, и это является единственным нарушением.

При дизартрии часто встречается нарушение произношения следующих согласных звуков: межзубное произношение [Т], [Д], [Н], [Л]; отсутствие з^вука [Р]; горловое (велярное или увулярное) [Р]; боковое произношение свистящих, шипящих и звуков [Р], [Р']; замена звуков [Р], [Р'] на [Д], [Д'З; формирование шипящих звуков в более простом, нижнем произношении; замена шипящих звуков свистящими звуками; дефекты звонкости как частичное нарушение голоса; смягченность речи вследствие спастического напряжения средней части спинки языка. Дети со стертой дизартрией часто испытывают трудности в обучении грамоте. Недостатки устной речи — нарушения озвончения, трудности в овладении структурой слога, замены звуков — отражаются на письме.

При дизартрии очень затруднена автоматизация звуков, что связано с плохой подвижностью артикуляционного аппарата при переключении от фонемы к фонеме, от слога к слогу (в более тяжелых случаях), а в более легких случаях затруднено переключение от слова к слову. Новый звук может произноситься в словах с более легкой конструкцией — в двухсложных словах из двух открытых слогов. При более сложной слоговой структуре слов (стечение согласных, закрытые слоги) вновь постаатенный звук опускается или искажается.

Наблюдаются нарушения сенсорньгх функций (зрительная агнозия, нарушения фонематического слуха), которые приводят к появлению оптических и акустических ошибок.

Требуется комплексная и специальная коррекционная работа: помимо логопедических занятий необходимо проводить медикаментозное лечение, физиотерапию, ЛФК, логопедический массаж, логопедическую ритмику.

При дизартрии могут быть не только фонетические, но и фонационные, просодические и дыхательные нарушения.

Отличие функциональной дислалии от ринолалии. При

функциональной дислалии отсутствуют: как врожденные,

125


так и приобретенные аномалии в строении артикуляторно-го аппарата (расщелины верхней губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба, отсутствие или раздвоение маленького язычка, укорочение мягкого неба и другие аномалии); нарушения неречевого и речевого дыхания; назализация гласных и согласных звуков; нарушения общей моторики; физическая ослабленность детей; выраженные эмо-циона!ьно-волевые нарушения.

Отличие моторной (экспрессивной) алалии от сенсорной алалии. При экспрессивной алалии: сохранно восприятие речи на перцептивном уровне; соответствующее возрасту понимание речи; понимание возможно без опоры на зрительное восприятие артикуляции; хорошее слуховое внимание; отсутствие эхолалии; в некоторых случаях невозможность повторения (дети с импрессивной алалией, как правило, многое повторяют, но не понимают повторенного); стремление к языковой, (вербальной и невербальной) ком-муникации; использование мимико-жестикуляторной речи, мелодики, звукоподражания, «звуковых жестов» как компенсаторных средств; намного лучше динамика в усвоении языка при его спонтанном и направленном формировании.




Дата: 2019-02-24, просмотров: 232.