III . Основные этапы наблюдения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Раздел предназначен членам участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса и наблюдателям. В данный раздел вошёл, в том числе, ряд положений, изложенных в «Рекомендациях по наблюдению за ходом голосования и подведением итогов голосования на избирательном участке…» Общемосковского координационного совета (автор А.Ю.Бузин, 2005 г.).

Предвыборный период

Члену УИК с правом решающего голоса рекомендуется участвовать во всех заседаниях участковой избирательной комиссии, начиная с первого. На первом заседании комиссии, на котором проходят выборы секретаря и заместителя председателя комиссии. Если появится возможность избраться на одну из этих должностей, нужно обязательно соглашаться. Зам.председателя, а особенно – секретарь комиссии, играют очень значимую роль в вопросах соблюдения комиссией закона. В частности, секретарь комиссии обычно выдаёт бюллетени по открепительным удостоверениям, что является громадным полем для фальсификации. Если выдавать будете Вы, Вы этих фальсификаций не допустите.

Член УИК с ПРГ не должен уклоняться от дежурств в комиссии. Во время этих дежурств он получит бесценную информацию о председателе, секретаре и членах комиссии, характере отношений между ними (единая это команда, или же между ними есть противоречия, которые можно будет использовать), степени порядочности или «беспринципности» каждого из них. Найти членов комиссии, которые могут стать нашими союзниками, и завязать с ними контакт. Понять, кого следует опасаться в первую очередь, кто будет скандалить и стремиться вывести представителей КПРФ с участка. Определить тех, кто безразличен к выборам и просто отбывает положенное время. Также за время дежурств можно отследить некоторые махинации с открепительными и бюллетенями (в случае, если комиссия будет действовать нагло и открыто).

Однако не следует соглашаться на ночное дежурство в ночь перед выборами. Бессонная ночь снизит Вашу работоспособность, и в день выборов Вы будете невнимательны. А ведь Вам предстоит ещё одна – следующая – бессонная ночь. В соответствии с законом, обязать Вас дежурить ночью комиссия не вправе.

 

День перед выборами

В этот день член УИК с правом совещательного голоса должен посетить свою участковую избирательную комиссию:

· Предъявите председателю комиссии паспорт и документ о Вашем назначении в комиссию и получите на копии этого назначения подпись председателя УИК.

· Познакомьтесь с председателем, его заместителем, секретарём, выпишите их фамилии, имена и отчества.

· Член комиссии от КПРФ с правом решающего или совещательного голоса должен узнать у председателя или секретаря УИК и записать следующие цифры:

- Количество избирателей, внесенных в список избирателей на начало голосования.

- Количество избирателей, получивших открепительные удостоверения (по реестру выдачи открепительных удостоверений).

- Количество бюллетеней, полученных УИК от ТИК (по акту передачи бюллетеней).

- Количество открепительных удостоверений, полученных УИК от ТИК (по акту передачи удостоверений).

Эти данные понадобятся Вам, когда комиссия будет заполнять протокол.

· Попросите ознакомить Вас со списками избирателей. Вы имеете право это сделать на основании пп. «а» п.9 ст.30 и пп. «г» п.23 ст.29 ФЗГ. Для этого надо подойти к председателю или секретарю комиссии и спокойно, но настойчиво попросить посмотреть списки. Они начнут говорить, что сейчас не до того, что Вы им мешаете... но Вы должны заявить, что это Ваше законное право, и Вам надо убедиться, что в списках нет лишних пометок. Пусть перед Вами перелистают хотя бы несколько списков, на которые Вы укажете. В списках не должно быть подписей избирателей (за исключением подписей тех избирателей, которые получили открепительное удостоверение в участковой комиссии). Пометки в списке избирателей могут быть только о том, что избиратель выбыл (с указанием документа, который подтверждает выбытие), либо о том, что избиратель получил открепительное удостоверение. Другие пометки, например, заполненные паспортные данные, «галочки» и пр. вызывают подозрения и их надо отметить у себя в блокноте (выписать ФИО и адрес избирателя). Списки избирателей должны быть сброшюрованы по книгам (п.13 ст.17 ФЗГ) и заверены в конце каждой книги подписью председателя и печатью.

· Узнайте, сколько избирателей подали заявки на голосование вне помещения и все ли они внесены в реестр заявок на голосование вне помещения. Вам могут сказать, что заявки есть, но реестр пока не составлен. Это – нарушение (п.2 ст.66 ФЗГ). Если заявок оказалось больше 20, то это вызывает подозрение. Выясните, каким образом подавались эти заявки. Часто практикуется способ подачи «коллективных» заявок от ветеранских организаций, главврачей поликлиник и т.д. без внесения в реестр. Если Вы обнаружите такое, следует написать заявление о нарушении.

· Спросите, где будут размещаться наблюдатели. Убедитесь, что с этого места хорошо видно все стационарные урны (настолько, чтобы видеть количество опускаемых бюллетеней – один или пачка) и столы, за которыми выдают бюллетени (п.11 ст.61 ФЗГ). Если это не соблюдено, попросите переставить мебель. В случае отказа призовите на помощь представителя КПРФ в территориальной комиссии. Постарайтесь добиться, чтобы перестановка была задокументирована в решении комиссии. Если, придя на участок утром в день голосования, Вы обнаружите, что мебель вернули обратно, Вы сошлётесь на это принятое накануне официальное решение комиссии.

· Если Вы не смогли посетить комиссию в субботу накануне выборов, все вышеперечисленные действия Вы должны осуществить утром в день голосования.

 

Перед началом голосования

· Утром в день голосования необходимо явиться на участок в 7 часов 15 минут.

· Наблюдатель предъявляет председателю комиссии паспорт и документ о своём направлении в комиссию, получает подпись председателя на копии своего направления. Член УИК с ПСГ, побывавший в комиссии в предыдущий день, предъявляет заверенную председателем УИК копию своего направления.

· Комиссия не вправе требовать от наблюдателя подтверждения подлинности направления, подписи кандидата и т.д. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.

· Осмотрите участок. На участке должны быть:

- кабинки для тайного голосования или ширмы;

- сводные плакаты о партиях и о кандидатах по одномандатным округам (в удобном для избирателей месте);

- образец заполнения бюллетеня (без указания конкретной партии/кандидата);

- увеличенные формы протоколов;

- переносные и стационарные урны.

Агитационных материалов быть не должно.

· До начала голосования комиссия должна погасить оставшиеся в комиссии открепительные удостоверения и составить об этом акт.

· Председатель комиссии перед началом голосования обязан предъявить пустые ящики для голосования, а затем опечатать их.

· На некоторых участках голосование проводится с помощью специальных приборов — комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ). Этот прибор представляет собой устройство для считывания информации с избирательного бюллетеня (сканер) и подсчёта итогов голосования. Конструктивно прибор представляет собой ящик размером примерно с маленький холодильник. У него есть устройство для приема бюллетеней, внутренняя полость для бюллетеней, пропущенных через сканер, а также «отсек ручного голосования», экран для выдачи результатов, микросхемы для обработки данных. На каждом таком участке будут установлены по два КОИБ. К одному из них подсоединен принтер, на котором печатается протокол участковой избирательной комиссии. При использовании КОИБ следует явиться на участок к 7:00, поскольку в течение часа будут проводиться регламентные проверки правильности функционирования КОИБ. Вы обязательно должны проследить за тем, чтобы после проведения тестовых работ, до начала голосования и вплоть до выдачи протокола УИК КОИБы были отсоединены от сети, связывающей их с ГАС «Выборы» (то есть отключены от телефонной розетки).

 

Наблюдение в ходе голосования

Весь день а течение 12 часов Вам предстоит следить за голосованием. В это время надо по возможности экономить силы, поскольку Вам, возможно, предстоит ещё и бессонная ночь.

Во время голосования вы можете ненадолго отлучаться с участка, но следует позаботиться о том, чтобы в помещении для голосования постоянно находился либо наблюдатель, либо член УИК с ПСГ. Учтите, что интенсивность потока избирателей различна в разное время суток. Она достигает пика днём - с одиннадцати до трёх часов. Если к 18-ти часам явка не достигает 20%, то следует внимательно следить за тем, чтобы не началось «вычёркивание» избирателей из списка.

Наблюдатель должен завести т.н. «шахматку» - листочек в клетку, где Вы будете отмечать крестиком каждого избирателя, который опустил бюллетень в урну. Делайте это максимально открыто, почти демонстративно, чтобы комиссия видела, что Вы следите за явкой. Если Вы будете знать число проголосовавших, то осуществить значительные приписки явки комиссии будет значительно сложнее.

Для усиления эффекта попросите председателя или секретаря сообщать Вам данные о явке, которые они передают в ТИК в определённые часы. Комиссия обязана предоставлять Вам эту информацию согласно «Инструкции по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, определения результатов выборов, получения, передачи и обработки информации с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»», утверждённая постановлением ЦИК России от 28 июня 2007 года №18/153-5.

Но помните, что Ваша «шахматка» не может служить доказательством, подтверждающим число проголосовавших избирателей: она не является официальным документом. Но и цель ведения «шахматки» – не в этом. Она предназначена для того, чтобы Вы сами лично знали истинное число проголосовавших, и чтобы комиссия знала, что Вы этой информацией владеете. Если расхождение между «шахматкой» и официальной явкой, передаваемой в ТИК, составляет более 30 человек, значит вброс бюллетеней в урну либо уже был совершён, либо готовится.

В некоторых регионах партийные комитеты проводят параллельный подсчёт явки. Заранее узнайте в своём штабе, по какому телефону сообщать данные из Вашей «шахматки».

Порядок выдачи бюллетеней, занесения сведений в списки избирателей, заполнения бюллетеней, погашения испорченных бюллетеней, голосования по открепительным удостоверениям и т.п. определен в ст.64 ФЗГ.

В ходе голосования в первую очередь надо следить за тем, чтобы не производились никакие махинации со списками избирателей: их не должны выносить из помещения для голосования, в них не должны вноситься данные об избирателе в отсутствие самого избирателя. Это – задача в первую очередь члена УИК с правом решающего голоса. Когда Вы будете выдавать избирателям бюллетени, постарайтесь расположиться поближе к наиболее «подозрительным» членам комиссии и в течение всего дня внимательно следите за тем, чтобы они не писали лишнего в своих книгах.

Члены УИК с правом совещательного голоса и наблюдатели также не должны постоянно сидеть на отведённых им местах. Им необходимо прохаживаться вдоль столов, за которыми выдают бюллетени, и следить, чтобы члены комиссии не вписывали в книги данные о не пришедших избирателях. При этом надо иметь в виду, что подобное вписывание может осуществляться как в то время, когда данный член комиссии не занят, так и в то время, когда он выдаёт бюллетень избирателю (а данные вносит сразу за двоих).

Также надо внимательно смотреть за ящиком для голосования, чтобы туда не вбрасывали пачки бюллетеней. Чаще всего вброс производят либо сами члены комиссии (когда голосуют сами, либо просто «стоят» возле урн; необходимо очень внимательно следить за тем, как голосуют члены Вашей комиссии!), либо специально подосланные граждане (обычно они приходят с открепительными удостоверениями). Максимально внимательно за урнами надо следить:

· В часы максимального наплыва избирателей (обычно – с 11 до 3 часов), когда на участке возникает толкучка и возле урн одновременно находится несколько человек, которые перекрывают наблюдателям обзор. В эти часы наблюдателям рекомендуется не сидеть на отведённых для них местах, а стоять возле самой урны.

· Утром, в первые часы после открытия участка, когда атмосфера в комиссии кажется «сонной», и никто не ждёт никаких нарушений.

· В случае, если Вас пытаются отвлечь, увести куда-то, «заболтать». Повышенное внимание к Вам со стороны председателя или секретаря комиссии, со стороны наблюдателей от партии власти – верный признак готовящихся фальсификаций!

Выдача бюллетеней. Бюллетени не должны выдаваться гражданам, не предъявившим паспорт. Паспорт может быть заменён военным билетом, но только в том случае, если избиратель внесён в список для голосования. В редких случаях вместо паспорта может быть предъявлена специальная справка из милиции. В такой справке обязательно должен быть указан адрес регистрации избирателя. Выдавать бюллетени по читательским билетам, водительским удостоверениям, по знакомству и т.д. не разрешается. Не выдается бюллетень и по заграничному паспорту (там не указано место регистрации).

Запрещено выдавать одному избирателю более одного комплекта бюллетеней. Даже если избиратель очень просит. Если он просит за кого-то, кто не может придти на участок, то этого «кого-то» следует внести в реестр заявок на голосование вне помещения. Законом запрещается голосование за другого человека, даже по «генеральной доверенности» (п.4 ст.64 ФЗГ).

Если избирателя нет в списке, но он предъявил паспорт, который свидетельствует, что избиратель проживает на данном участке, то этот избиратель вносится в «дополнительный список». Дополнительный список обычно находится у секретаря комиссии. Если избиратель предъявил открепительное удостоверение, в том числе, полученное на своем участке, то он также вносится в дополнительный список.

Голосование по открепительным. Порядок голосования по открепительным удостоверениям определен ст.62 ФЗГ. Открепительное удостоверение должно быть правильно оформлено: в него должны быть внесены фамилия, имя, отчество избирателя, номер избирательного участка, где проживает избиратель, подпись выдававшего и печать комиссии, в которой выдавалось удостоверение. В конце голосования добейтесь возможности убедиться в правильности оформления открепительных удостоверений, изъятых у проголосовавших избирателей.

Голосующий по открепительному удостоверению предъявляет паспорт и открепительное удостоверение. Удостоверение у него изымается, а паспортные данные вносятся в дополнительный список. За каждый полученный бюллетень избиратель расписывается. В списке также проставляется отметка о том, что данный избиратель проголосовал по открепительному удостоверению.

Если проголосовавших по открепительным удостоверениям слишком много (больше двадцати), то это вызывает подозрения. Часто практикуется схема «карусель», когда одна и та же группа лиц, привлечённых администрацией, голосует по открепительным на разных участках. Постарайтесь выписать ФИО, адреса наиболее подозрительных избирателей (например, пришедших группой), и передайте в штаб, чтобы товарищи сличили эти данные по разным участкам.

Голосование вне помещения. Закон подробно регламентирует процедуру голосования вне помещения (ст.66 ФЗГ). Обычно вне помещения голосует небольшой процент избирателей. Однако для «натягивания» явки участковые комиссии искусственно и противозаконно увеличивают количество голосующих вне помещения. Это делается двумя способами: когда члены участковой комиссии обходят квартиры и предлагают избирателям проголосовать с использованием переносного ящика для голосования; и когда массовые заявки на голосование вне помещения составляются не по желанию избирателей, а по спискам ветеранов, больных, малообеспеченных и т.д. и подаются от соцработников, врачей поликлиник, руководителей общественных организаций и т.д.

Самое главное правило, которое должно соблюдаться при голосовании вне помещения: комиссия имеет право выдать бюллетень для голосования вне помещения только тем лицам, которые заранее внесены в «реестр заявок на голосование вне помещения».

Заявки подаются в комиссию по телефону или устно, самим избирателем или его знакомыми по его просьбе. Каждая заявка фиксируется в специальном реестре заявок, где должно быть указано ФИО избирателя и адрес, куда надо привезти для него бюллетень.

Для голосования вне помещения выезжают два члена комиссии с выпиской из реестра заявок (иногда забирается весь реестр, но это не совсем правильно). Эти два члена получают под расписку бюллетени в количестве, которое может на 1-2 бюллетеня превосходить количество заявок в выписке из реестра. Когда проводившие голосование вне помещения члены вернутся в комиссию, в выписке из реестра должно быть столько же фамилий избирателей, сколько было перед их выездом! Проголосовавших может быть, естественно, меньше. Проводившие голосование должны помимо выписки из реестра привезти в комиссию письменные заявления от проголосовавших и остаток бюллетеней. Заявления должны быть только от тех лиц, которые находились в выписке из реестра перед отправкой на голосование вне помещения.

Иначе говоря, Вы должны посмотреть выписку из реестра перед выездом группы на голосование вне помещения и эту же выписку после их возвращения. Запишите для себя количество заявок в выписке и последнюю фамилию в этой выписке. Сравните эти данные с теми, которые будут в выписке после возвращения. Если Вы обнаружите, что голосовали люди, которых не было в исходном варианте выписки - напишите жалобу.

Закон предоставляет Вам право участвовать в проведении голосования вне помещения, причем председатель комиссии должен заранее оповестить Вас об этом, а комиссия обязана предоставить Вам место в транспорте, выделенном для этих целей.

Возможно, Вас даже будут уговаривать поехать на выезд (чтобы отвлечь от работы в помещении для голосования). Однако не тратьте на это время: за ваше отсутствие могут произойти более грубые нарушения. Выезжать имеет смысл лишь в том случае, если заявок очень много (больше 30-ти). Попытайтесь выяснить, не являются ли заявки фиктивными. Спрашивайте у избирателей, к которым Вы будете заходить, действительно ли они подавали заявку на голосование вне помещения.

Если заявок больше 30-ти, и на участке остаётся член УИК с правом совещательного голоса, то можно с переносной урной отправить либо члена УИК с правом решающего голоса (всё равно он не может наблюдать за стационарными урнами, т.к. нагружен своими обязанностями в комиссии), либо наблюдателя от КПРФ, либо надёжного наблюдателя из числа союзников.

В любом случае, данное решение должно приниматься командой совместно, либо бригадиром команды. Вы не должны отправляться с переносной урной, если товарищи настаивают на том, чтобы вы остались на участке. Наблюдение на участке всегда важнее, чем контроль за выездным голосованием.

И помните, что комиссия может «снарядить» на выезд только члена УИК с правом решающего голоса. Наблюдатель и член УИК с ПСГ не подчиняются комиссии! И вправе не слушать никаких «приказов» и «распоряжений».

 

Подведение итогов голосования

Порядок подсчета голосов подробно описан в ст.68 ФЗГ. По закону в процессе подсчёта заполняются как увеличенные формы протоколов, так и сами протоколы. Но на практике в процессе подсчётов обычно заполняется черновик протоколов, и в этом нет ничего страшного. Для наблюдателей важно то, чтобы после каждого этапа полученные результаты оглашались и вносились именно в увеличенные формы протоколов, которые должны находиться недалеко от места, где происходят подсчёты. Это делается для того, чтобы все исправления, которые комиссия делает в процессе подсчётов, делались бы на виду у наблюдателей. Председатели комиссий зачастую забывают оглашать результаты и заполнять увеличенные формы протоколов. Если председатель не выполняет этих требований, напомните ему о них.

Очень важно, чтобы этапы подсчёта следовали друг за другом в том порядке, в котором они описаны в законе. Сначала должно производиться погашение бюллетеней, потом - работа со списками избирателей, а уж затем - извлечение бюллетеней из ящиков и подсчёт голосов. Нарушение такой последовательности (например, одновременное погашение и работа со списками) не позволит Вам отследить «подгонку» контрольных соотношений, которую умеют осуществлять опытные председатели комиссий.

В «Рабочем блокноте члена участковой избирательной комиссии», опубликованном Центризбиркомом в 2007 году, специально отмечается: «Федеральным законом определено, что нарушение установленного порядка подсчёта голосов влечёт признание протокола об итогах голосования недействительным» (п.93 стр.57).

 

Погашение неиспользованных и испорченных бюллетеней

Дата: 2019-02-24, просмотров: 180.