Постарайтесь ещё до вскрытия урн осмотреть пространство вокруг стола, заглянуть в ящики, на полки, отодвинуть от стола все подозрительные предметы. Сумки и пакеты можно отодвигать с формулировкой: «чтобы никто не споткнулся и не разбил себе нос».
После оглашения бюллетень должен укладываться лицевой стороной вверх в соответствующую пачку: за кандидата «А», за кандидата «Б», и т.д. Отдельную пачку должны составлять «недействительные» бюллетени - те, которые «не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений, или в которых число отметок в указанных квадратах превышает количество голосов, которые имеет избиратель» (п.17 ст.68 ФЗГ). Наблюдайте за правильностью сортировки.
После сортировки по пачкам, количество бюллетеней в каждой пачке подсчитывается членами комиссии с правом решающего голоса. При этом: «бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчёте, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допускается» (п.18 ст.68 ФЗГ). Уставшие члены комиссии скорее всего будут сопротивляться этим требованиям. Вы можете уступить им, но взамен потребуйте, чтобы члену УИК от КПРФ дали возможность пересчитать и пересмотреть те стопки, которые он захочет. Или потребовать, чтобы ту или иную пачку бюллетеней пересчитали в вашем присутствии с предъявлением всех бюллетеней в этой пачке (п.21 ст. 68 ФЗГ).
Распределите роли внутри бригады: пока член УИК с ПРГ пересчитывает стопку, остальные смотрят, чтобы на стол не подложили стороннюю пачку бюллетеней.
Пересчитывать наиболее внимательно нужно стопку КПРФ (дабы комиссия не занизила количество содержащихся в ней бюллетеней). Остальные стопки тоже следует пересчитать, а также пересмотреть на предмет того, чтобы в них не оказалось бюллетеней, в которых галочка проставлена напротив другой партии или кандидата.
Член УИК с правом совещательного голоса и наблюдатель не должны соглашаться участвовать в сортировке и подсчёте бюллетеней одновременно и наравне с членами УИК с ПРГ. Во-первых, это является нарушением, и комиссия вправе будет вывести Вас с участка. Во-вторых, если Вы будете заняты сортировкой, Вы не сможете как следует следить за действиями членов комиссии, и можете просмотреть вброс, подмену пачек и другие махинации.
Количество бюллетеней, признанных недействительными, с учётом бюллетеней, признанных недействительными при извлечении из переносных ящиков заносится в строку 10 протоколов.
Количество голосов, поданных за отдельных кандидатов, избирательные объединения заносится в строки 12 и последующие.
Если голосование производилось с помощью КОИБ, то после извлечения бюллетеней из переносных ящиков эти бюллетени вводятся по одному в КОИБ. Кроме того, если в процессе голосования КОИБ временно отключался, и голосование производилось в отсек ручного голосования КОИБа, то бюллетени из этого отсека извлекаются и вводятся по одному в КОИБ.
Затем в КОИБ водятся данные, полученные после погашения бюллетеней и работы со списками избирателей, которые предварительно уже были внесены в увеличенные формы протоколов – данные строк №1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 11а, 11б, 11е, 11г.
Строки №8, 9, 10, 11, 12 и последующие из распечатанного протокола заносятся в увеличенную форму протокола.
Затем производится проверка контрольных соотношений с возможными пересчетами по спискам избирателей и по бюллетеням, заполнение строк 1д и 11е.
В случае, если у Вас возникли сомнения в правильности подсчёта с помощью КОИБ, Вы должны написать заявление с требованием ручного пересчёта и получить на него письменное решение комиссии.
Проверка контрольных соотношений
Заполнение строк № 9 и 11
Число действительных бюллетеней (строка 11) заполняется в протоколе путём суммирования количества голосов, поданных за каждую партию или кандидата (строка 12 и последующие).
Число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования, заполняется в протоколе путём вычитания из суммы действительных и недействительных бюллетеней количества бюллетеней, содержавшихся в переносных урнах [9]=[10]+[11]–[8]. Закон не определяет, как вычисляется эта величина, однако практика показывает, что это делается именно так.
Затем закон требует проверки контрольных соотношений, которые указаны в приложении к закону. В действительности в участковой комиссии будут находиться специальные рекомендации, в которых будет указано больше контрольных соотношений, чем в законе.
Однако главное контрольное соотношение, то есть то, которое чаще всего не выполняется, таково: [2]=[5]+[6]+[7]. Если главное контрольное соотношение не выполнено, то руководство комиссии начинает паниковать, а закон требует пересчёта бюллетеней и новых подсчётов по списку избирателей.
В действительности, главное контрольное соотношение нарушается очень часто, и в этом нет ничего страшного, если оно нарушено ненамного. Строки протокола 11д и 11е как раз и предназначены для учёта этих нарушений.
Если комиссией получено больше бюллетеней, чем сумма выданных и погашенных, то эта разность заполняется в строку «число утраченных». Если сумма выданных и погашенных больше, чем количество изначально полученных комиссией, то эта разность заполняется в строку «число не учтённых». Если главное контрольное соотношение выполнено, то в данных строках проставляются нули.
Остальные контрольные соотношения, указанные в законе, могут не выполняться только в том случае, если комиссия допустила описки. Их очень просто выявить.
Вы не должны допустить, чтобы контрольные соотношения «подгонялись» путём изменения данных, ранее внесённых в протокол. В частности, комиссии панически боятся заполнять строки 11д и 11е. Они всячески стараются оставить в этих строках нули, подогнав другие значения. Например, иногда комиссии пытаются записать утраченные бюллетени в число недействительных. Не позволяйте им проводить подобную махинацию, угрожайте заявлением о нарушении.
В последнее время распространилась практика составления протокола на компьютере (с последующей его распечаткой на принтере). Используемая при этом программа сама «проверяет» контрольные соотношения, подсвечивая красным те строчки, где они не выполняются. Председатели комиссии склонны «ссылаться» на эту подсветку, затягивая процедуру составления протокола до тех пор, пока Вы не согласитесь на «подгонку». Соглашаться нельзя ни в коем случае!
Имейте также в виду, что в данной программе не предусмотрено механизма проверки строк 11д и 11е. Если эти строки не нулевые, они всегда светятся жёлтым. Не позволяйте комиссии «обнулить» данные строки для того, чтобы «они стали зелёными». Даже если при этом все остальные числа будут оставлены верными, такой «гладкий» протокол поможет осуществлять дальнейшие махинации на уровне ТИКа. А то и вернётся в УИК на «перепроверку» в связи с несхождением контрольных соотношений.
Завершение работы комиссии
После окончания заполнения протокола комиссия обязана провести итоговое заседание, на котором «рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчёте голосов избирателей, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования».
Обратите внимание на то, чтобы комиссия заполнила специальную строку протокола «Сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию... жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу». В противном случае Ваши жалобы могут остаться без внимания.
В соответствии с п.29 ст.68 ФЗГ, «по требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 ФЗГ, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования». Копия протокола заверяется словом «Верно», подписью председателя комиссии и печатью. Причём печать должна ставиться отдельно: уже имеющейся на этом документе копии печати – недостаточно. После выдачи каждой копии протокола должна быть в обязательном порядке внесена запись в реестр копий, где наблюдатель или член УИК от КПРФ, получивший копию, ставит свою подпись.
Протоколы в своем окончательном виде должны быть заполнены ручкой (не карандашом!) и полностью. Ни в коем случае не допускайте, чтобы председатель комиссии убыл с участка до окончательного заполнения и подписания протокола, не выдав Вам заверенной копии!
В «Рабочем блокноте члена участковой избирательной комиссии», опубликованном Центризбиркомом в 2007 году, сказано: «Если процесс выдачи заверенных копий протокола не завершён, председатель УИК не вправе направиться с первым экземпляром протокола в ТИК» (п.116 стр.79).
Следите также за тем, чтобы члены комиссии ни в коем случае не подписывали пустой протокол. Это – грубейшее нарушение закона!
Очень важно, что заверенная копия выдается немедленно после подписания, а не после того, как протокол будет отправлен в территориальную комиссию (п.29 ст.68 ФЗГ). Член УИК с правом решающего голоса от КПРФ не должен подписывать протокол, пока не получит чёткого обещания председателя в присутствии других членов комиссии, что ему будет выдана заверенная копия.
Если Вам не выдали копию протокола сразу после его подписания, член УИК с правом решающего голоса от КПРФ должен составить особое мнение, в котором указать на нарушение (невыдачу копии протокола), и приложить его к протоколу. Также обязательно напишите об этом заявление в территориальную комиссию и немедленно, как можно скорее передайте его представителям КПРФ в ТИКе.
Дата: 2019-02-24, просмотров: 260.