О Т Д Е Л П О И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О - А Н А Л И Т И Ч Е С К О Й Р А Б О Т Е
и п р о в е д е н и ю в ы б о р н ы х к а м п а н и й
А.Н.Васильцова
ТЕХНОЛОГИЯ НАБЛЮДЕНИЯ НА ВЫБОРАХ
методические рекомендации
Содержание
Введение. 1
I. Расстановка членов комиссии и наблюдателей.. 2
II. Подготовка наблюдателей.. 9
Организационная подготовка. 9
Техническая подготовка. 10
Юридическая подготовка. 11
Психологическая подготовка. 13
III. Основные этапы наблюдения. 15
Предвыборный период. 15
День перед выборами.. 16
Перед началом голосования. 17
Наблюдение в ходе голосования. 18
Подведение итогов голосования. 21
Погашение неиспользованных и испорченных бюллетеней.. 21
Работа со списками избирателей.. 21
Непосредственный подсчёт голосов. 23
Проверка контрольных соотношений.. 25
Завершение работы комиссии.. 26
Параллельный подсчёт голосов. 27
IV. Нарушения и их устранение. 28
Две стратегии.. 28
Составление заявлений о нарушении.. 28
Типовые нарушения. 31
Перед началом голосования. 31
Во время голосования. 36
При подведении итогов. 44
V. Краткая памятка наблюдателю.. 53
Приложение. 55
Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в Референдуме граждан Российской Федерации». 55
Уголовный кодекс Российской Федерации.. 68
Введение
Участие КПРФ в выборах обусловлено целым комплексом стоящих перед партией задач. Одной из важнейших среди них является организационная мобилизация актива – репетиция единовременного, слаженного общефедерального действия. Выборы позволяют «прокачать» одновременно чрезвычайно широкий спектр составляющих партийной работы – от агитации и пропаганды до кадровых вопросов, от финансовых и юридических проблем до организации массового протеста.
Однако, в современных российских условиях, вся предвыборная работа партийного отделения – распространение газет, листовок, личностная агитация и т.д. – может «пойти насмарку» из-за фальсификации избирательной комиссией народного волеизъявления. Для защиты наших голосов партия и проводит наблюдение за ходом голосования и подсчётом бюллетеней в участковых и территориальных избирательных комиссиях.
Организация такого контроля выполняет и вторую, не менее важную, функцию – роль «тренажёра» для первичных и районных отделений КПРФ. Наблюдая на участках, вступая в споры и конфликты с комиссией, добиваясь исполнения закона, коммунисты приобретают навыки политической борьбы, районные комитеты отлаживают механизм коллективного, командного действия порой в очень непростых условиях.
Понимание этой второй функции контроля результатов выборов отсекает вероятность формального, упрощённого подхода к данному типу партийной работы. В то же время, к сожалению, в нашей партии нередки случаи именно такого подхода. Организация наблюдения зачастую проводится по остаточному принципу: «лишь бы кто-нибудь пришёл забрать протокол».
Несмотря на то, что в ряде первичек, райкомов и обкомов накопился колоссальный опыт хорошей организации данного процесса, бесценное знание о приёмах фальсификации и методах её предотвращения, обмен этим опытом в общепартийном масштабе не производится. Каждая парторганизация «варится в собственном соку», заново «своей кровью» нарабатывая то, что уже, может быть, давно известно товарищам из соседнего региона.
Настоящие методические рекомендации призваны положить начало систематизации и обобщению опыта контроля результатов выборов. Наилучшим «предшественником» данного сборника, по нашему мнению, можно считать брошюру Московского координационного совета «Рекомендации по наблюдению за ходом голосования и подведением итогов голосования на избирательном участке на выборах депутатов Московской Городской Думы 4 декабря 2005 года». Эта брошюра была положена в основу третьего раздела настоящего сборника «Основные этапы наблюдения».
Настоящие методические рекомендации не являются исчерпывающим документом по данной тематике. Каждые выборы добавляют свой опыт в копилку наших знаний и приёмов ведения избирательных кампаний. Было бы очень полезно, если бы товарищи по окончании выборов поделились своими замечаниями, предложениями, идеями с автором настоящей брошюры Васильцовой А.Н., направив их в Отдел по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ по адресу: 127051 г.Москва, Малый Сухаревский переулок, дом 3, строение 1.
Настоящая брошюра предназначена, прежде всего, для районных избирательных штабов КПРФ – в качестве подробного методического пособия, на основе которого целесообразно проводить обучение наблюдателей и членов комиссий. Книга также может быть полезна для самостоятельного ознакомления с нею наблюдателей и членов комиссий.
V раздел – «Краткая памятка наблюдателю» – предназначается для копирования и раздачи наблюдателям, уже ознакомленным с изложенными в брошюре рекомендациями. Подобную «памятку» удобно иметь при себе на избирательном участке.
Сборник посвящён расстановке членов комиссий и наблюдателей по избирательным участкам, подготовке и обучению наблюдателей, собственно наблюдению за ходом голосования и подсчётом голосов в участковой избирательной комиссии, устранению нарушений. Вопросы работы в территориальных и окружных избирательных комиссиях в данный сборник не включены. Они будут рассмотрены в следующих выпусках методических пособий Отдела по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ.
Что же касается формирования самих «троек» (члены комиссии с ПРГ, с ПСГ и наблюдатель), то здесь, напротив, применим метод «выравнивания» - распределения людей таким образом, чтобы все бригады были по возможности одинаково боеспособны.
Прежде всего, где взять будущих наблюдателей и членов комиссии? Есть три основных кадровых базы для такого рода работы.
Первая – это собственный партийный актив, члены КПРФ. Эта база отличается высокой сознательностью, политической подкованностью, надёжностью и честностью. В большинстве случаев можно быть уверенными, что эта категория наблюдателей хорошо осознаёт интересы партии и готова их отстаивать. Недостатком данной кадровой базы является значительная доля старших возрастов. Пожилые коммунисты (которых в партийных организациях – большинство) не способны работать с той же энергией и напором, как молодые. Им тяжело удерживать внимание полные сутки, а зачастую – и просто сидеть столько времени без перерыва.
Вторая кадровая база – это сторонники КПРФ, которые готовы помочь партии в деле контроля результатов выборов. Они либо уже известны партийной организации, либо их можно найти непосредственно перед выборами среди знакомых и друзей коммунистов. Сторонники отличаются меньшей, по сравнению с партийцами, политической подкованностью и ответственностью, но это компенсируется тем, что можно найти людей трудоспособного возраста и обучить их.
Наконец, третья кадровая база – это лица, привлечённые для наблюдения на участках на платной основе. Их можно тоже найти среди знакомых и друзей коммунистов, обзванивая их и спрашивая, не нужна ли разовая подработка. А ещё – во время предвыборной агитации среди жителей района, которые могут изъявить желание разово подработать недалеко от дома, и заодно посодействовать сохранению их волеизъявления. Также весьма эффективно искать будущих наблюдателей в студенческой среде, где подобного рода подработки весьма ценятся.
Для привлечения наблюдателей на платной основе нужны источники финансирования. Это могут быть целевые выборные затраты регионального или районного комитета партии. Есть и другие варианты финансирования.
«Платные» наблюдатели наименее надёжны, в жёстком отстаивании интересов партии не заинтересованы, склонны к формальному «отбыванию» срока. Этот недостаток может быть компенсирован лишь наличием сильных и ответственных напарников.
II . Подготовка наблюдателей
За несколько дней до выборов необходимо провести учёбу (подробный инструктаж) всех наблюдателей и членов комиссии, выдвинутых КПРФ. Прийти на инструктаж должны и все те, кто уже участвовал в выборных кампаниях и имеет опыт такого рода работы: во-первых, и они могут чего-то не знать или забыть; а во-вторых, в ходе самого семинара они поделятся опытом с новичками. Желательно проводить такого рода учёбу в виде семинара для небольших групп (до 50 человек), чтобы у каждого участника была возможность выяснить все непонятные вопросы непосредственно на семинаре.
Подготовка наблюдателей и членов комиссии подразделяется на четыре составляющие: организационную, физическую, юридическую и психологическую.
Организационная подготовка
Она включает в себя:
1. Оформление документов, необходимых для направления на участок членов комиссии и наблюдателей (на этом вопросе в рамках настоящих методических рекомендаций останавливаться не будем).
2. Проработку коммуникационной системы УИК – Штаб – ТИК. Каждый наблюдатель и член комиссии должен иметь работающий мобильный телефон. Руководители районного избирательного штаба должны знать телефоны каждого наблюдателя и члена УИК от КПРФ, местоположение и способ проезда до каждого участка, а также способ связи с избирательным штабом КПРФ вышестоящего уровня (региональным), в частности – с партийными юристами. Представители КПРФ в ТИКе также должны знать телефоны всех представителей партии, делегированных в участковые комиссии, и быть на постоянной связи с районным Штабом.
Проработать этот вопрос необходимо заранее, составить список всех необходимых телефонов, при необходимости – пополнить телефонные счета тех коммунистов, которые не имеют возможности сделать это самостоятельно. Каждый наблюдатель и член комиссии от КПРФ должен чётко знать, кому и по какому номеру он должен звонить в следующих случаях:
· Если его пытаются выдворить с участка.
· Если против коммунистов пытаются применить физическую силу или угрожают.
· Если председатель комиссии отказывается принять заявление о нарушении и подписать его копию.
· Если в урну вброшена пачка бюллетеней.
· Если председатель уехал в ТИК, не выдав копию протокола.
· Если зафиксирован подкуп избирателей.
· Если по открепительным голосует группа граждан, предположительно уже голосовавших на других участках; и т.д.
3. Наличие транспортного средства, не менее одного на район. Это может быть легковая автомашина, микроавтобус, газель, а в сельской местности – даже грузовой автомобиль или трактор. С 5:00 утра в день голосования до 9:00 утра следующего дня транспортное средство должно находиться целиком и полностью в распоряжении районного выборного штаба КПРФ. В первую очередь – для обеспечения доставки наблюдателей с избирательных участков в штаб после получения ими копий протоколов. А также – для доставки наблюдателей на отдалённые участки утром в день голосования. И для разъездов по району представителей штаба и членов ТИК от КПРФ, поскольку в отдельных случаях только оперативное вмешательство члена ТИК может устранить нарушение закона в участковой избирательной комиссии. А «своим ходом», на общественном транспорте оперативно добраться до каждого участка – невозможно.
Техническая подготовка
Каждый наблюдатель и член комиссии от КПРФ должен иметь при себе:
1. Направление и паспорт.
2. Данные методические рекомендации.
3. По возможности - тексты закона.
4. Бумагу (десяток листов А4) - для написания заявлений о нарушениях.
5. Ручки, карандаши, ластик и штрих (замазку).
6. Копирку - для изготовления копий заявлений.
7. Калькулятор.
8. Шахматку (лист бумаги в клетку).
9. Папку, жесткий портфель или большую книгу: возможно, придется писать на коленях.
10. Деньги.
11. Суточный продуктовый набор, включая не менее 1 литра питья.
12. Минимальный набор медицинских препаратов.
13. Фонарь или свечу и спички (на случай внезапного отключения света).
14. Хорошо заряженный мобильный телефон.
15. Номера телефонов партийного штаба и территориальной комиссии.
Можно также взять фотоаппарат, видеокамеру и диктофон – при условии, если Вы хорошо умеете ими пользоваться. Комиссии обычно категорически сопротивляются фото- и видеосъёмке; часто прямо-таки «звереют» при виде соответствующей техники. Сразу пытаются выставить с участка, заявляя, будто Вы нарушаете тайну голосования и пытаетесь снять секретную информацию. Но по закону Вы абсолютно вправе вести фото- и видеосъёмку процесса подсчёта голосов. Что отражено в «Рабочем блокноте члена участковой избирательной комиссии», который является официальным методическим изданием Центризбиркома, опубликованным в 2007 г. (автор – В.А.Малышев, начальник Управления автоматизированных технологий, обработки и анализа информации Аппарата ЦИК России, рецензент – Н.Е.Конкин, секретарь Центральной избирательной комиссии РФ). П.91 гласит: «Наблюдатели и иные лица, которые в соответствии с нормами федерального избирательного законодательства имеют право присутствовать при подсчёте голосов, занимают места, позволяющие им наблюдать за подсчётом… вести фото- и видеосъёмку процесса подсчёта голосов избирателей, так же как и вести фото- и видеосъёмку процесса голосования…» (стр.56 Рабочего блокнота). Кроме ссылки на данный документ Центризбиркома, можно привести ещё один аргумент: «Как это нельзя снимать? А Вы что, разве никогда не видели по телевизору, как голоса считают, высыпают из урны бюллетени на стол? Или как президент голосует?»
В ночь перед выборами (а желательно – и в предыдущую) необходимо хорошо выспаться, чтобы быть в хорошей физической форме все следующие сутки (следующую ночь, возможно, придётся не только не спать, но и очень активно работать). Поскольку на участок необходимо прибыть в 7:15 утра, желательно накануне выборов лечь пораньше (в 20-21 ч).
С собой непременно должна быть еда, с расчётом на полные сутки, включая не менее 1 литра жидкости (воды или чая), а в жаркую погоду – не менее двух литров. Продукты следует выбирать таким образом, чтобы их можно было употребить быстро, удобно, незаметно (не раскладывать на столах «разносолы»).
Если Вы употребляете регулярно какие-либо лекарственные средства, необходимо взять с собой не менее суточной их нормы. Также нужно иметь «общеупотребительные» лекарства на случай внезапного ухудшения состояния здоровья. В набор должны быть включены препараты от сердца, головной боли, отравления, обезболивающее.
Одежда и обувь наблюдателя-коммуниста должна быть удобной, не стесняющей движений. Хорошо подходят брюки спортивного покроя (или джинсы), футболка и свитер, кроссовки. Обувь на высоких каблуках одевать не рекомендуется. Одежда должна быть «многослойная», по методу «капусты»: если станет душно, Вы снимете свитер и останетесь в футболке; если холодно – оденете.
Подобная подстраховка важна потому, что наблюдение на участке – дело само по себе напряжённое, и лишний дискомфорт (даже чисто физический) может крайне негативно отразиться на качестве работы наблюдателя.
Юридическая подготовка
– это ознакомление с данными рекомендациями и текстом Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации №67-ФЗ» (далее – «ФЗГ»). Поправки к этому закону принимаются Госдумой почти ежегодно, и каждый раз при этом ему присваивается новый номер. Однако 67-й закон является базовым, а все последующие поправки вносятся в его текст, обновляя его.
Читать ФЗГ целиком не требуется. Достаточно ознакомиться с теми главами и пунктами, которые приведены в приложении к настоящим методическим рекомендациям.
При спорах с комиссией необходимо ссылаться на закон, предъявляя напечатанный в официальном издании его текст. Если у Вас нет с собой официального издания закона о выборах (федерального или местного), требуйте от председателя комиссии, чтобы он был Вам предоставлен (текст закона обязан находиться в распоряжении комиссии на избирательном участке). Не используйте данную методичку в качестве доказательной базы для споров с комиссией! В том числе – тексты законов, напечатанные в приложении в конце брошюры: убедительным для комиссии является только официальное издание закона. По возможности вообще не показывайте методичку другим членам комиссии и тем более не давайте её им в руки.
Наблюдатель или член комиссии должен очень чётко знать свои права, процедуру голосования, подсчёта голосов, составления протокола. Он должен свободно оперировать использующимися в законе терминами, уметь сослаться на конкретные пункты закона. Иными словами, наблюдатель должен уметь доказать факт нарушения закона.
Помимо законов участковая избирательная комиссия может использовать в своей работе различные инструкции, постановления, рекомендации. Это будет правильно ровно настолько, насколько эти рекомендации не противоречат упомянутым законам. К сожалению, бывает, что инструкции устанавливают излишние ограничения прав наблюдателей. Например, если вам скажут, что наблюдатель должен находиться не ближе пяти метров от членов комиссии и при этом сошлются на какое-то постановление, то можно смело утверждать, что это постановление не соответствует закону. Однако часто руководители комиссий действуют не по закону, а «потому, что так было всегда». В таких случаях, ссылка на закон обычно производит серьёзное впечатление на комиссию.
Нередко комиссия плохо разбирается в российском законодательстве и знает о существовании только регионального закона о выборах (например, «Избирательный кодекс города Москвы»). И, когда Вы ссылаетесь на положения федерального закона, выясняется, что о таком они «нечего не слышали», или даже заявляют, что якобы «нет такого». В этом случае Вы должны зачитать п.1,2 и 6 ст.1 ФЗГ, который гласит о приоритете федерального закона над региональными. Подчеркните, что на избирательном участке в обязательном порядке должен быть текст и федерального закона, а не только регионального. Также поясните, что эти законы не противоречат друг другу, а в основном просто дублируют друг друга. В подтверждение этих слов Вы можете попросить у председателя текст регионального закона и найти в нём статью, аналогичную той статье ФЗГ, на которую Вы ссылаетесь.
Порядок назначения наблюдателя и полномочия наблюдателей определены пунктами 3-10 статьи 30 ФЗГ.
Наблюдатель вправе:
1. Знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования.
2. Находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчёте голосов.
3. Наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям.
4. Присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования.
5. Наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов.
6. Обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования.
7. Знакомиться с протоколами соответствующей избирательной комиссии, нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов я приложенными к ним документами, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов.
8. Обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию, Городскую комиссию, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или суд.
9. Присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях.
Наблюдатель не вправе:
1. Выдавать избирателям избирательные бюллетени.
2. Расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательных бюллетеней.
3. Заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательные бюллетени.
4. Предпринимать действия, нарушающие тайну голосования.
5. Принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней.
6. Совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии.
7. Проводить предвыборную агитацию среди избирателей.
8. Участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.
Перечисленные выше права относятся к тем лицам, которые направлены в комиссию именно со статусом наблюдателя. Что же касается членов УИК с правом совещательного голоса, то их права очень похожи на права наблюдателя (права и ограничения члена УИК с ПСГ определены в п.22 ст.29 ФЗГ). Разница заключается в том, что член УИК с ПСГ может принимать участие в заседаниях комиссии сразу после своего назначения, он может вносить предложения в повестку дня и выступать по рассматриваемым вопросам. Однако на практике важнейшим отличием является то, что член УИК с ПСГ может знакомиться со всеми документами комиссии и снимать с них копии.
Вы не должны путаться в этих терминах и должны точно знать, какой у Вас статус (это не позволит упрекнуть Вас в безграмотности).
О фальсификациях.
Существует немало способов повлиять на итоги голосования в день выборов и во время подсчёта голосов. Некоторые из этих способов трудно обнаружить и зафиксировать, поскольку они применяются скрытно. Поэтому закон направлен на то, чтобы максимально обеспечить открытость всех избирательных действий, конечно, кроме одного - проставления избирателем отметок в бюллетене. Прописанные в законе процедуры могут показаться на первый взгляд избыточными, но в действительности они позволяют воспрепятствовать незаконному давлению на избирателя и фальсификациям при подсчётах, а также обнаружить признаки фальсификаций, если они имели место.
Фальсификации на избирательном участке довольно трудоёмки. При хорошем наблюдении их можно предотвратить или, по крайней мере, зафиксировать. Именно это и является основной целью наблюдения.
В помещении для голосования в день голосования и в период подсчёта голосов вправе присутствовать (п.З. ст.30 ФЗГ):
- члены данной участковой комиссии с правом решающего и совещательного голоса;
- наблюдатели и иностранные наблюдатели;
- члены вышестоящих избирательных комиссий;
- зарегистрированные кандидаты;
- доверенные лица кандидатов и избирательных объединений;
- уполномоченный представитель кандидата по финансовым вопросам;
- уполномоченные представители избирательных объединений;
- представители средств массовой информации.
Все эти лица должны иметь удостоверяющие их статус документы. Они должны быть внесены в специальный список. Присутствующие могут носить специальные нагрудные знаки, форма которых утверждается региональной избирательной комиссией.
Что касается других лиц, например, «членов рабочей группы» вышестоящей избирательной комиссии, представителей администрации или организации, на базе которой создан участок, милиционеров и т.д., то закон ничего не говорит об их праве присутствовать на участке. Поэтому, если они присутствуют, то уж, по крайней мере, никак не должны влиять на работу комиссии. Тем более, им не предоставлено право знакомиться с документами комиссии, получать копии протоколов и вообще хоть как-то участвовать в работе комиссии.
Психологическая подготовка
Она не менее важна, чем организационная, физическая и юридическая. Наблюдатель, вооружённый всеми необходимыми знаниями и возможностями, но морально не готовый к выполнению своих обязанностей, – бесполезен!
Между тем, качественный контроль результатов выборов – это чрезвычайно «стрессоёмкая» работа, сопряжённая со значительной нагрузкой на нервную систему человека.
Личностные качества, необходимые для работы на избирательном участке, указаны в перечне «параметров оценки наблюдателей» для формирования бригад (см. I раздел). Задача психологической подготовки – за короткий срок «прокачать» имеющиеся качества и хотя бы в какой-то мере развить те, которыми наблюдатель не обладает.
1. Ответственность. Вы должны хорошо понимать, что от качества Вашей работы зависит результат, который получит партия. На вверенном участке Вы, и только Вы отвечаете за честность выборов. Да, один избирательный участок – это так немного, но именно из таких маленьких участков складывается итоговое количество голосов. Вы – солдат, идущий в бой за интересы партии, на общепартийную «битву». Отсюда вытекает и следующий пункт –
2. Смелость. Ради интересов трудового народа, понимая свою ответственность, Вы не вправе «побояться» вмешаться, если имеет место фальсификация выборов! Не вправе «закрыть глаза» на нарушения. Вы обязаны пересилить внутреннее чувство дискомфорта и последовательно, неукоснительно требовать от комиссии соблюдения норм закона.
3. Внимательность и активность. Из понимания своей ответственности вытекает и необходимость быть внимательным – настолько, чтобы зафиксировать любой малейший признак фальсификации, любой подозрительный момент. И активным – т.е. целенаправленно предпринимать все возможные шаги, чтобы увидеть, услышать, заметить как можно больше.
4. Компетентность. Необходимо изучить закон и данные рекомендации настолько хорошо, чтобы чувствовать себя компетентным в деле проведения голосования и подсчёта голосов. Многие председатели УИК имеют большой опыт проведения выборов, и на основании этого пытаются «давить» своим авторитетом, обвинить Вас в неграмотности, неопытности. Вы не вправе поддаваться на подобное моральное давление. Вы должны быть внутренне абсолютно и обоснованно уверены в своей правоте.
5. Уравновешенность. Без крайней необходимости не повышайте голос. Говорите спокойно, вежливо, интеллигентно, но при этом уверенно и чётко. Не делайте скоропалительных заявлений; требуйте только то, что полагается по закону (данные рекомендации основаны исключительно на законе).
6. Выносливость. Заранее настройтесь на то, что работать придётся долго и напряжённо. Не позволяйте себе поддаться усталости и ослабить внимание в самый ответственный момент – во время подведения итогов голосования.
7. Общительность. Будьте открыты для контактов с наблюдателями от других оппозиционных партий, постарайтесь «завербовать» их в союзники: для подписания Ваших заявлений о нарушениях, для поочерёдного присмотра за урнами, для совместных споров с председателем комиссии и т.д.
Необходимо быть готовым к тому, что комиссия примет Вас враждебно. Не только как «чужеродное тело», «надсмотрщика», но и как настоящего политического врага. Надо спокойно относиться к такой своей роли, принять как данность, не пытаться изменить её. Более того, необходимо понимать, что ждать обратного от представителей режима, с которым борется наша партия, – было бы, по меньшей мере, нелогично.
Враждебность комиссии может проявиться не сразу. Зачастую поначалу Вас наоборот принимают доброжелательно, комиссия производит впечатление адекватной и конструктивной. Необходимо помнить – это впечатление чаще всего обманчиво. Таким способом пытаются войти в доверие и ослабить Ваше внимание. А также создать дополнительные трудности, когда Вам придётся вступать в конфликт с комиссией: ведь спорить с «адекватными» и «доброжелательными» людьми психологически намного сложнее, чем с теми, кто был враждебен изначально.
Отдельно следует сказать о такой составляющей качественного наблюдения, как волевой напор, «внутренняя энергия» человека. Это психологическая категория, являющаяся суммарным выражением уверенности в себе и в правоте своего дела. При высоком уровне «внутренней энергии» наблюдатель способен чисто психологически «продавить» комиссию, своей волей заставить их действовать по закону. Здесь работает иррациональный момент, не сводящийся к простой сумме компетентности, смелости и активности. Это – чрезвычайно трудная, но крайне эффективная технология.
Ещё одним элементом психологической подготовки является «распределение ролей» внутри бригады (член УИК с ПРГ, член УИК с ПСГ, наблюдатель). Один из вариантов такого распределения сводится к следующему. Член УИК с правом совещательного голоса активно отстаивает интересы партии, постоянно идёт на конфликт, относится к комиссии как ко «вражескому стану». В общем, согласно распространённому сценарию, берёт на себя роль «злого следователя».
Член УИК с правом решающего голоса, напротив, изначально стремится «влиться» в комиссию: заранее, за несколько дней знакомится с ней, поначалу совсем не конфликтует, принимает активное участие в её работе, относясь к другим членам УИК как к «коллегам». В момент конфликта комиссии и нашего члена УИК с ПСГ, член УИК с ПРГ играет роль «доброго следователя», предлагает компромиссы (например, о мелких нарушениях не будут составлены жалобы, но за это – комиссия соблюдёт основные требования закона, напрямую влияющие на прозрачность выборов).
Наблюдатель в это время «прикрывает тылы». Например, чтобы во время «выяснения отношений» члена УИК с ПСГ и председателя комиссии избирательные урны не остались без присмотра, и в них не был произведён вброс бюллетеней.
При реализации вышеописанного сценария, равно как и других вариантов организации работы «тройки», руководителем бригады рекомендуем назначать члена УИК с правом совещательного голоса. Поскольку его роль на избирательном участке – самая активная, самая ключевая, и именно ему требуется ассистенция товарищей. Наблюдатель и член УИК с ПРГ от КПРФ должны мгновенно и беспрекословно исполнять распоряжения «бригадира». Например, постоять возле урны, или отправиться с переносной урной, или позвонить в штаб по какому-то вопросу, и т.д.
Вообще, бригада из членов УИК с ПСГ, ПРГ и наблюдателя («тройка») должна ощущать себя цельной командой. Её члены должны быть уверены друг в друге, должны настроиться на сотрудничество и взаимопомощь.
В то же время, каждый наблюдатель и член комиссии от КПРФ должен осознавать личную ответственность за качество своей работы. Проявлять активность, без подсказки бригадира выполнять все действия, предписанные ему данными методическими рекомендациями. Ведь в критической ситуации один бригадир может не успеть среагировать предельно чётко, раздав все необходимые указания. Кроме того, возможна ситуация, когда его выведут с участка, и оставшимся коммунистам придётся осуществлять контроль самостоятельно.
Однако инициативность не должна приводить к «разнобою» в действиях членов бригады. Все действия должны быть согласованы между собой (непосредственно на месте, либо заранее в ходе подготовки). Коммунисты не должны вступать в споры между собой в присутствии других членов комиссии и наблюдателей, недопустимо действовать «в противоположных направлениях», противоречить друг другу, пререкаться.
Пересчитывать наиболее внимательно нужно стопку КПРФ (дабы комиссия не занизила количество содержащихся в ней бюллетеней). Остальные стопки тоже следует пересчитать, а также пересмотреть на предмет того, чтобы в них не оказалось бюллетеней, в которых галочка проставлена напротив другой партии или кандидата.
Член УИК с правом совещательного голоса и наблюдатель не должны соглашаться участвовать в сортировке и подсчёте бюллетеней одновременно и наравне с членами УИК с ПРГ. Во-первых, это является нарушением, и комиссия вправе будет вывести Вас с участка. Во-вторых, если Вы будете заняты сортировкой, Вы не сможете как следует следить за действиями членов комиссии, и можете просмотреть вброс, подмену пачек и другие махинации.
Количество бюллетеней, признанных недействительными, с учётом бюллетеней, признанных недействительными при извлечении из переносных ящиков заносится в строку 10 протоколов.
Количество голосов, поданных за отдельных кандидатов, избирательные объединения заносится в строки 12 и последующие.
Если голосование производилось с помощью КОИБ, то после извлечения бюллетеней из переносных ящиков эти бюллетени вводятся по одному в КОИБ. Кроме того, если в процессе голосования КОИБ временно отключался, и голосование производилось в отсек ручного голосования КОИБа, то бюллетени из этого отсека извлекаются и вводятся по одному в КОИБ.
Затем в КОИБ водятся данные, полученные после погашения бюллетеней и работы со списками избирателей, которые предварительно уже были внесены в увеличенные формы протоколов – данные строк №1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 11а, 11б, 11е, 11г.
Строки №8, 9, 10, 11, 12 и последующие из распечатанного протокола заносятся в увеличенную форму протокола.
Затем производится проверка контрольных соотношений с возможными пересчетами по спискам избирателей и по бюллетеням, заполнение строк 1д и 11е.
В случае, если у Вас возникли сомнения в правильности подсчёта с помощью КОИБ, Вы должны написать заявление с требованием ручного пересчёта и получить на него письменное решение комиссии.
Проверка контрольных соотношений
Заполнение строк № 9 и 11
Число действительных бюллетеней (строка 11) заполняется в протоколе путём суммирования количества голосов, поданных за каждую партию или кандидата (строка 12 и последующие).
Число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования, заполняется в протоколе путём вычитания из суммы действительных и недействительных бюллетеней количества бюллетеней, содержавшихся в переносных урнах [9]=[10]+[11]–[8]. Закон не определяет, как вычисляется эта величина, однако практика показывает, что это делается именно так.
Затем закон требует проверки контрольных соотношений, которые указаны в приложении к закону. В действительности в участковой комиссии будут находиться специальные рекомендации, в которых будет указано больше контрольных соотношений, чем в законе.
Однако главное контрольное соотношение, то есть то, которое чаще всего не выполняется, таково: [2]=[5]+[6]+[7]. Если главное контрольное соотношение не выполнено, то руководство комиссии начинает паниковать, а закон требует пересчёта бюллетеней и новых подсчётов по списку избирателей.
В действительности, главное контрольное соотношение нарушается очень часто, и в этом нет ничего страшного, если оно нарушено ненамного. Строки протокола 11д и 11е как раз и предназначены для учёта этих нарушений.
Если комиссией получено больше бюллетеней, чем сумма выданных и погашенных, то эта разность заполняется в строку «число утраченных». Если сумма выданных и погашенных больше, чем количество изначально полученных комиссией, то эта разность заполняется в строку «число не учтённых». Если главное контрольное соотношение выполнено, то в данных строках проставляются нули.
Остальные контрольные соотношения, указанные в законе, могут не выполняться только в том случае, если комиссия допустила описки. Их очень просто выявить.
Вы не должны допустить, чтобы контрольные соотношения «подгонялись» путём изменения данных, ранее внесённых в протокол. В частности, комиссии панически боятся заполнять строки 11д и 11е. Они всячески стараются оставить в этих строках нули, подогнав другие значения. Например, иногда комиссии пытаются записать утраченные бюллетени в число недействительных. Не позволяйте им проводить подобную махинацию, угрожайте заявлением о нарушении.
В последнее время распространилась практика составления протокола на компьютере (с последующей его распечаткой на принтере). Используемая при этом программа сама «проверяет» контрольные соотношения, подсвечивая красным те строчки, где они не выполняются. Председатели комиссии склонны «ссылаться» на эту подсветку, затягивая процедуру составления протокола до тех пор, пока Вы не согласитесь на «подгонку». Соглашаться нельзя ни в коем случае!
Имейте также в виду, что в данной программе не предусмотрено механизма проверки строк 11д и 11е. Если эти строки не нулевые, они всегда светятся жёлтым. Не позволяйте комиссии «обнулить» данные строки для того, чтобы «они стали зелёными». Даже если при этом все остальные числа будут оставлены верными, такой «гладкий» протокол поможет осуществлять дальнейшие махинации на уровне ТИКа. А то и вернётся в УИК на «перепроверку» в связи с несхождением контрольных соотношений.
Завершение работы комиссии
После окончания заполнения протокола комиссия обязана провести итоговое заседание, на котором «рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчёте голосов избирателей, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования».
Обратите внимание на то, чтобы комиссия заполнила специальную строку протокола «Сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию... жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу». В противном случае Ваши жалобы могут остаться без внимания.
В соответствии с п.29 ст.68 ФЗГ, «по требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 ФЗГ, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования». Копия протокола заверяется словом «Верно», подписью председателя комиссии и печатью. Причём печать должна ставиться отдельно: уже имеющейся на этом документе копии печати – недостаточно. После выдачи каждой копии протокола должна быть в обязательном порядке внесена запись в реестр копий, где наблюдатель или член УИК от КПРФ, получивший копию, ставит свою подпись.
Протоколы в своем окончательном виде должны быть заполнены ручкой (не карандашом!) и полностью. Ни в коем случае не допускайте, чтобы председатель комиссии убыл с участка до окончательного заполнения и подписания протокола, не выдав Вам заверенной копии!
В «Рабочем блокноте члена участковой избирательной комиссии», опубликованном Центризбиркомом в 2007 году, сказано: «Если процесс выдачи заверенных копий протокола не завершён, председатель УИК не вправе направиться с первым экземпляром протокола в ТИК» (п.116 стр.79).
Следите также за тем, чтобы члены комиссии ни в коем случае не подписывали пустой протокол. Это – грубейшее нарушение закона!
Очень важно, что заверенная копия выдается немедленно после подписания, а не после того, как протокол будет отправлен в территориальную комиссию (п.29 ст.68 ФЗГ). Член УИК с правом решающего голоса от КПРФ не должен подписывать протокол, пока не получит чёткого обещания председателя в присутствии других членов комиссии, что ему будет выдана заверенная копия.
Если Вам не выдали копию протокола сразу после его подписания, член УИК с правом решающего голоса от КПРФ должен составить особое мнение, в котором указать на нарушение (невыдачу копии протокола), и приложить его к протоколу. Также обязательно напишите об этом заявление в территориальную комиссию и немедленно, как можно скорее передайте его представителям КПРФ в ТИКе.
Как писать заявление?
Берёте чистый белый лист формата А4. В верхнем правом углу листа пишете «В участковую избирательную комиссию», ставите номер вашей УИК. На следующей строчке пишете «от», указывается свои фамилию, имя и отчество в родительном падеже. На следующей строчке – свой статус в избирательной комиссии («члена УИК с правом решающего голоса», «члена УИК с правом совещательного голоса» или «наблюдателя»). На следующей строчке указываете, кем Вы были направлены в комиссию – «от избирательного объединения КПРФ», или от кандидата. Правильную формулировку для этой строчки можно посмотреть в Вашем направлении на участок (у Вас сохранилась его копия).
Ниже, посередине листа пишете слово «Заявление». Не называйте Ваше заявление «актом», т.к. в законе речь идёт именно о заявлениях. Также не называйте его «жалобой», поскольку опыт показывает, что территориальные комиссии зачастую не рассматривают обращения с таким заголовком.
Далее излагаете суть нарушения. Образцы заявлений по наиболее распространённым нарушениям – см. в разделе «Типовые нарушения».
Необязательно, чтобы заявление было составлено очень гладко в смысле стилистики. В заявлении необязательно (хотя и желательно) ссылаться на конкретные статьи законов. Главное требование, предъявляемое к заявлению: оно должно быть максимально подробным и содержать факты. Не пишите «я считаю данное действие нарушением» или «мне кажется данное действие нарушением», а констатируйте факт: «данное действие является нарушением».
В конце заявления пишете следующую фразу: «В соответствии с п.4 ст.20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» прошу комиссию рассмотреть данное заявление немедленно, в моем присутствии и принять мотивированное решение по существу вопроса. Прошу приложить решение к первому экземпляру протокола участковой комиссии, а также выдать мне заверенную копию решения».
Далее указываете дату и время. Затем документ подписывают поочерёдно те, кто указан в шапке. Ставится подпись, а справа от неё, в скобках, – расшифровка (фамилия и инициалы).
Заявление должно быть подписано всеми представителями КПРФ, находящимися на участке. Вы можете предварительно ознакомить с текстом заявления наблюдателей от других партий или свидетелей. Если у них возникнут дополнения, которые отображают какие-либо факты, то внесите эти дополнения в заявление. Чем больше подписей стоит под заявлением, тем более весомым аргументом оно будет в дальнейшем. С другой стороны, не растягивайте этот процесс до бесконечности.
Если другие свидетели нарушения готовы подписать заявление, пишется «С заявлением согласен», и ниже перечисляются эти свидетели: фамилия, имя, отчество; для членов комиссии и наблюдателей – статус в комиссии и кем направлены; для прочих лиц (избирателей) – адрес места жительства, телефон. Каждый из свидетелей ставит свою подпись.
Образец оформления заявления в УИК:
В участковую избирательную комиссию №1234 от Антонова Алексея Ивановича, члена УИК с правом совещательного голоса от избирательного объединения КПРФ; Заявление Здесь подробно излагается суть нарушения. См. раздел «Типовые нарушения», где приведены фрагменты заявления на каждый случай. Эти фрагменты необходимо вписывать СЮДА. В соответствии с п.4 ст.20 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» прошу комиссию рассмотреть данное заявление немедленно, в моём присутствии и принять мотивированное решение по существу вопроса. Прошу приложить решение к первому экземпляру протокола участковой комиссии, а также выдать мне заверенную копию решения. 14 марта 2010 года, 16 ч 20 мин ПОДПИСЬ / Антонов А.И. / С заявлением согласен: Думенко Борис Михайлович, наблюдатель от избирательного объединения КПРФ на избирательном участке №1234 ПОДПИСЬ Щетинкин Пётр Евгеньевич, член УИК с правом совещательного голоса от избирательного объединения «Апельсин» ПОДПИСЬ Иванов Иван Иванович Энск, ул.Ленина, д.1, кв.11, тел.: 1-23-45 ПОДПИСЬ Петров Пётр Петрович Энск, ул.Сталина, д.2, кв.22, тел.: 5-43-21 ПОДПИСЬ |
Один экземпляр передайте председателю или секретарю комиссии, на другом получите его расписку о получении и оставьте себе. По закону участковая комиссия обязана рассмотреть Ваше заявление, приложить его к первому экземпляру протокола и передать вместе с ним в вышестоящую комиссию (п.30 ст.68 ФЗГ).
По закону Ваше заявление должно быть рассмотрено немедленно, даже если комиссия в данный момент чем-то занята. В «Рабочем блокноте члена участковой избирательной комиссии», выпущенном Центризбиркомом в 2007 году, отдельно подчёркивается, что «члены УИК должны приостановить свою работу в день голосования, если требуется принять безотлагательное решение УИК, в том числе и по поступившей жалобе либо заявлению. При этом председатель УИК обязан обратиться к присутствующим в помещении для голосования с соответствующим объявлением о необходимости проведения голосования членов УИК с правом решающего голоса, после чего доводит до сведения членов УИК суть вопроса, требующего решения, и проект решения, затем проводит голосование. Секретарь УИК соответствующим образом фиксирует рассмотрение данного вопроса и результаты голосования в протоколе заседания УИК, при необходимости осуществляет подготовку проекта принятого решения для подписания председателем и секретарём УИК и последующей выдачи заявителю» (п.44 стр.37).
Если председатель комиссии отказывается принимать ваше заявление, Вы пишете заявление в ТИК. Подробнее об этом – в следующем разделе (типовое нарушение №10).
Образец «шапки» заявления в ТИК:
В территориальную избирательную комиссию Урюпинского района Энской области от Антонова Алексея Ивановича, члена УИК №1234 с правом совещательного голоса от избирательного объединения КПРФ |
Типовые нарушения
Данный раздел содержит перечень наиболее распространённых нарушений, имевших место во многих регионах Российской Федерации на выборах разного уровня, от муниципальных до президентских. После каждого нарушения приведена краткая инструкция, какие шаги стоит предпринимать, а также образец заявления о подобном нарушении выборного законодательства. Необходимо подчеркнуть, что нижеизложенные рекомендации не носят абсолютный характер. В каждой ситуации существует множество нюансов, без учёта которых принятое решение будет неадекватным. Соответственно, окончательный выбор линии поведения в конкретной ситуации принадлежит самому наблюдателю или члену комиссии от КПРФ.
В данную подборку включены, в том числе, образцы заявлений о нарушениях, подготовленные зав. сектором ЦК КПРФ П.М.Тарасовым.
Перед началом голосования
Вас не пускают на участок.
Что делать.
· Предъявите Ваше направление и паспорт, скажите, что Вы пришли наблюдать, и в соответствии с избирательным законодательством Вас обязаны пустить утром на участок с момента появления в данном помещении членов комиссии.
· Зачитайте соответствующие ситуации цитаты из пунктов 3, 7 и 8 статьи 30 ФЗГ (из Приложения к данной методичке, либо из официальной публикации текста закона).
· Пригрозите, что в случае, если Вас не пустят на участок, Вы напишете заявление о нарушении и передадите его в территориальную комиссию, а те, кто препятствовал Вам в осуществлении Ваших полномочий, будут привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РФ.
· Звоните представителю КПРФ в территориальной комиссии с просьбой вмешаться.
· Член УИК с правом решающего голоса от КПРФ или Вы пишете заявление в территориальную избирательную комиссию.
· Не уходите с участка: Вы имеете право здесь находиться. Ждите приезда Вашего представителя в ТИКе.
Образец текста заявления в ТИК.
Председатель участковой избирательной комиссии №1234 Дроздовский Михаил Григорьевич препятствует моему присутствию в помещении для голосования. На мое замечание о противозаконности данных ограничений должной реакции не последовало. Данные действия нарушают п.3 ст.30 Федерального Закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Такие действия существенно ограничивают мои права и препятствуют осуществлению моих полномочий. Прошу в соответствие с п.9«з» ст.26 Федерального Закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» рассмотреть это заявление и принять мотивированное решение по существу вопроса и предусмотренные законом меры для устранения указанных нарушений. |
Отказ в предоставлении информации о количестве избирателей, внесённых в список избирателей, о количестве избирателей, получивших открепительные удостоверения, о количестве бюллетеней и открепительных удостоверений, полученных УИК от ТИК.
Что делать.
· Спросите, почему председатель или секретарь не желает сообщить Вам эти данные.
· Поясните, что по закону Вы имеете право их знать. Зачитайте пункт 23«г» статьи 29 ФЗГ.
· Пригрозите, что напишете заявление о нарушении.
· Пишите заявление в УИК.
Образец текста заявления в УИК.
В нарушение п.23«г» ст.29 Федерального Закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» мне отказано в получении сведений о количестве избирателей, внесённых в список избирателей, о количестве избирателей, получивших открепительные удостоверения, о количестве бюллетеней и открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией от территориальной избирательной комиссии. Данные действия существенным образом ограничивают возможность контроля за соответствием процесса выборов законодательству. Прошу незамедлительно устранить указанное нарушение. |
Отказ принять жалобу.
Что делать.
· Поясните председателю комиссии, что в таком случае Вы напишете заявление в территориальную комиссию.
· Позвоните представителю КПРФ в ТИКе и попросите его вмешаться.
· На Вашем заявлении в УИК напишите слова «Председатель УИК принять заявление отказался».
· Пишите заявление в ТИК, в котором изложите суть нарушения, а затем укажите, что УИК отказывается рассмотреть Вашу жалобу.
· Дождитесь приезда вашего представителя в ТИКе, либо отправьте с заявлением в ТИК вашего наблюдателя.
Образец текста заявления в ТИК.
Сначала излагается суть нарушения, заявление о котором не принял председатель УИК. Затем пишется следующее: На момент 15 ч 10 мин 14 марта 2010 года в нарушение п.6 ст.27 Федерального Закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участковой избирательной комиссией №1234 в лице председателя Балаховича Станислава Николаевича был заявлен отказ принять мою жалобу, поданную в соответствии с п.10 ст.75 Федерального Закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Такие действия существенно нарушают избирательные права граждан и законодательство о выборах. Прошу в соответствие с п.9«з» ст.26 Федерального Закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» рассмотреть это заявление и принять мотивированное решение по существу вопроса и предусмотренные законом меры для устранения указанных нарушений. |
Во время голосования
Вас удаляют с участка.
Что делать.
· Не уходите с участка до того, как комиссия проголосует и выдаст Вам письменное мотивированное решение о Вашем удалении с участка.
· Если Вас выводят насильно с милицией, постарайтесь заснять этот процесс на видео или хотя бы сфотографировать, а затем передайте видеозапись в штаб.
· Напишите заявление в ТИК.
Образец текста заявления в ТИК.
На момент 15 ч 10 мин 14 марта 2010 года в нарушение ч.12 ст.64 Федерального Закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с территории избирательного участка №1234 по указанию секретаря комиссии Маркова Василия Евгеньевича был удален член участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса Кочубей Иван Антонович. Решение об этом участковой избирательной комиссией не принималось, указанный член участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса о таком заседании не извещался. Данное нарушение существенно ограничивает права членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей и препятствует осуществлению их полномочий. Прошу принять все необходимые меры для незамедлительного восстановления законности избирательных действий на избирательном участке. Прошу также привлечь виновных членов участковой комиссии к ответственности в соответствии с ч.12 ст.64 Федерального Закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». |
Приложение
Статья 1. Пределы действия настоящего Федерального закона.
1. Настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
2. Настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
6. Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.
Статья 2. Основные термины и понятия
Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины и понятия означают:
4) агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них);
42) наблюдатель - гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума;
52) представитель средства массовой информации - лицо, имеющее редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий его полномочия представителя организации, осуществляющей выпуск средств массовой информации;
Статья 63. Бюллетень
13. Передача бюллетеней участковым комиссиям осуществляется не позднее чем за один день до дня голосования (в том числе досрочного голосования). По каждому избирательному участку, участку референдума количество передаваемых бюллетеней не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей, участников референдума, зарегистрированных на данном избирательном участке, участке референдума, и составлять менее 70 процентов от числа избирателей, участников референдума, включенных в списки избирателей, участников референдума на соответствующем избирательном участке, участке референдума на день передачи бюллетеней. При передаче бюллетеней участковым комиссиям производятся их поштучный пересчет и выбраковка, при этом выбракованные бюллетени (при их выявлении) уничтожаются членами комиссии, осуществляющей передачу бюллетеней, о чем составляется акт.
N 63-ФЗ в редакции 17.12.2009 г.
(избранные статьи)
О Т Д Е Л П О И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О - А Н А Л И Т И Ч Е С К О Й Р А Б О Т Е
и п р о в е д е н и ю в ы б о р н ы х к а м п а н и й
А.Н.Васильцова
Дата: 2019-02-24, просмотров: 362.