Как выбрать участки, которые следует закрыть по три человека?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Принцип прост: это должны быть те участки, где есть возможность набрать максимальное число голосов. Не процентов, а именно голосов. То есть наиболее крупные, и одновременно наиболее «прокоммунистические» участки.

Для этого надо иметь результаты предыдущих двух-трёх выборных кампаний в разрезе по УИК. Например – последних выборов в Госдуму, президента и в региональное законодательное собрание.

Напротив номеров УИК выписываем в столбик число голосов (в «штуках»), поданных за КПРФ на выборах в Госдуму. Ранжируем этот ряд по убыванию и проставляем места. Первое место – тому участку, где получили больше всего голосов, последнее – где меньше всего.

Затем выписываем по каждой УИК число голосов, поданных за Г.А.Зюганова на последних президентских выборах. Снова ранжируем и проставляем места. То же самое проделываем и по последним выборам в региональный парламент.

Далее считаем среднее место каждой УИК. Сосредотачивать максимальные силы следует на тех участках, которые заняли в среднем самые высокие места. То есть на тех, где в среднем партия получала наибольшее число голосов.

Как правило, это – районные центры, города. Сельская местность меньше всего пригодна для концентрации усилий по контролю за выборами. Не только в силу рассредоточенности избирателей (т.е. мелкие участки), но и в силу психологической специфики работы на селе, где коммунистам приходится вступать в противостояние со своими соседями, сослуживцами, приятелями.

Рассмотрим пример вышеописанной расстановки приоритетов. Пусть имеется пять избирательных участков: А, Б, В, Г и Д. По ним известны итоги последних трёх выборных кампаний. Первичка располагает только восьмью активистами, которые готовы работать на контроле результатов голосования. Принято решение действовать в соответствии со стратегией «опорных точек», то есть максимально закрывать важнейшие участки. Соответственно, нужно выбрать два участка, которые будут закрыты по три человека, и один, куда будут направлены двое. В таблице 1 приведены необходимые расчёты:

Таблица 1

Участки Голосов за КПРФ на выборах в Госдуму, шт. Место участка Голосов за Г.А.Зюганова на президентских выборах, шт. Место участка Голосов за КПРФ на последних выборах в региональный парламент, шт. Место участка Среднее место участка
А 146 4 270 3 89 5 4,0
Б 253 1 367 1 138 2 1,3
В 114 5 185 5 94 4 4,7
Г 190 3 312 2 111 3 2,7
Д 221 2 241 4 150 1 2,3

 

Из таблицы видно, что в среднем за последние три выборные кампании наилучший результат был достигнут на участке Б (этот участок занял наивысшее среднее место). За ним следует участок Д. Эти два участка – наиболее перспективны для получения максимального количества голосов, следовательно, их стоит закрывать по три человека – член УИК с ПРГ, член УИК с ПСГ и наблюдатель. На третьем месте по «перспективности» находится участок Г. Сюда направим двоих: члена комиссии с ПРГ и члена комиссии с ПСГ.

 

Итак, собрано некоторое количество будущих наблюдателей и членов комиссий, выбраны участки. Приступаем к формированию «троек».

Самый главный принцип здесь таков: каждая «тройка» - это команда! «Тройка» не должна быть случайным набором людей, распределённых «по алфавиту», «по списку», а то и случайным образом, в последний день перед выборами, в спешке. Распределять людей надо заранее, создавая именно команды, подбирая в них психологически совместимых и взаимно дополняющих друг друга товарищей. Принцип психологической совместимости очень важен! Нельзя ставить на один участок людей, находящихся в конфликте друг с другом, либо обладающих одинаковыми недостатками (в экстремальной ситуации недостатки будут взаимно усиливаться). «Тройка» - это маленький отряд, идущий на политическую «битву». Мельчайшие моральные шероховатости внутри такой команды могут стать тяжелейшей помехой в работе.

Второй принцип – взаимодополняемость. Исходя из парадигмы «выравнивания», применяемой при формировании «троек», в одну бригаду надо объединять «сильных» и «слабых». Иначе, если всех «сильных» собрать вместе, то остальные бригады будут небоеспособны. В то же время, опыт показывает, что наличие даже одного сильного члена УИК с ПСГ (при слабых, но «наличествующих», члене УИК с ПРГ и наблюдателе) можно добиться абсолютно честного подсчёта голосов. Таким образом, на один участок нужно ставить либо двух «сильных» и одного «слабого» (наблюдателя, члена УИК), либо двух «слабых» и одного «сильного». Участок, закрытый тремя «слабыми» – это фактически незакрытый участок.

Здесь существует по меньшей мере девять параметров, по которым будущих наблюдателей и членов УИК можно оценить как «сильных» или «слабых». Ниже они перечислены по степени важности, хотя каждый из них по-своему значим и незаменим.

1. Надёжность, ответственность. Нацеленность на защиту интересов партии, понимание цели своего присутствия на участке. Готовность честно и добросовестно выполнять свои обязанности. Желание сделать всё от меня зависящее, чтобы предотвратить фальсификацию.

2. Грамотность, юридическая подкованность. Знание выборных законов и умение оперировать правовыми категориями. Умение описать нарушение на юридическом языке. Способность авторитетно доказать комиссии, что те или иные действия являются нарушением закона.

3. Внимательность, цепкость. Умение концентрировать внимание. Способность заметить и распознать нарушение, а также оперативно и адекватно отреагировать. Понимание, куда именно и как нужно смотреть, чтобы обнаружить готовящуюся фальсификацию.

4. Напористость, смелость. Способность идти на конфликт. Психологическая устойчивость. Отсутствие боязни спора, ругани, морального давления. Решительность и внутренняя независимость.

5. Физическая выносливость, молодость. Способность беспрерывно работать целые сутки. Нормальное состояние здоровья и трудоспособный возраст. Умение преодолевать усталость и сохранять бодрость в течение многих часов подряд.

6. Энергичность, активность. Жажда деятельности, подвижность, желание сделать как можно больше и лучше. Нацеленность на «нападение», а не на «защиту».

7. Идейность, политическая грамотность. В ряде случаев способна компенсировать недостаток чувства ответственности, обусловленный спецификой характера личности.

8. Опытность. Прежнее участие в выборной работе в качестве наблюдателя или члена УИК. Знание практики выборного процесса. Наработанные навыки распознания готовящихся фальсификаций. Опыт общения с избирательной комиссией.

9. Коммуникабельность, общительность. Способность завязать контакт с наблюдателями от других партий и превратить их в союзников, помощников и соратников. Способность при необходимости договориться о чём-либо с комиссией.

 

В идеале, «тройки» должны быть сформированы таким образом, чтобы каждое из перечисленных качеств было присуще хотя бы одному человеку в бригаде.

Важнейшей фигурой в «тройке» является член УИК с правом совещательного голоса. В отличие от члена комиссии с правом решающего голоса, его нельзя заставить выдавать бюллетени или ехать с переносной урной по домам. Следовательно, он абсолютно свободен и в каждый момент времени может находиться там, где это необходимо для предотвращения фальсификаций. В то же время, в отличие от наблюдателя, член УИК с ПСГ имеет право знакомиться со всеми документами комиссии, пересчитывать бюллетени и вообще обладает значительно большими полномочиями, чем наблюдатель. Поэтому самый «сильный» член команды должен стать именно членом УИК с правом совещательного голоса. От него требуется и напористость, и активность, и юридическая грамотность, и психическая устойчивость, и внимательность, и огромная выносливость, и уж конечно – надёжность.

К члену комиссии с правом решающего голоса предъявляется меньше требований. Главное – это чтобы он был надёжным, то есть чётко осознавал интересы партии и был нацелен на их защиту. Хорошо, если он будет коммуникабельным, сможет наладить отношения с другими членами комиссии.

К наблюдателю предъявляется меньше всего требований. При сильных членах комиссии с ПСГ и ПРГ наблюдателем можно ставить практически любого человека, кроме разве что явных халтурщиков или политических оппонентов.

 

Как распределить «тройки» по избирательным участкам? Здесь необходимо учитывать одновременно две составляющие: чтобы выбранный участок был оптимальным для данной «тройки» как единого командного целого, и чтобы данный участок был оптимальным для каждого члена бригады в отдельности.

Как бы мы ни «выравнивали» уровень боеспособности бригад, набирая в них взаимодополняющих людей, всё равно одни «тройки» окажутся более «сильными», другие – более «слабыми». И здесь снова возникают две принципиально разные стратегии закрытия участков: всё те же «выравнивание» и «опорные точки». Можно из уже отобранных участков вновь выбрать самые «перспективные» (то есть самые крупные и с самым высоким уровнем поддержки КПРФ), и закрыть их наиболее сильными бригадами, с тем, чтобы в сумме по району сохранить как можно больше голосов. А можно поставить сильные бригады на те участки, где традиционно больше фальсификация и «жёстче» комиссия, с тем, чтобы там не потерять голоса. Предполагается при этом, что в более лояльных комиссиях справятся и слабые бригады. Наконец, можно сочетать эти два метода.

Во всех трех случаях необходимо будет рассмотреть следующие факторы выбора комиссии для каждой бригады.

1. Степень «жёсткости» комиссии. Определяется по опыту наблюдения на этом участке в предыдущие выборные кампании. Редкая комиссия относится к коммунистам лояльно, закон соблюдает, наблюдать не мешает. Чаще всего комиссия всячески препятствует работе наблюдателей, по возможности старается выдворить коммунистов с участка. Очевидно, что чем агрессивнее комиссия настроена против КПРФ, тем сильнее (напористее, смелее, грамотнее, психологически устойчивее) должна быть бригада коммунистов, работающая на этом участке.

2. «Потенциал» участка. Это число голосов, которые партия теоретически может получить на данном участке. Соответственно, чем крупнее сам участок (больше общее число избирателей, приписанных к нему), и, одновременно, чем больше поддержка КПРФ среди жителей данного квартала, тем больше голосов потеряет партия в случае фальсификации волеизъявления народа. Поэтому крупные и прокоммунистические участки следует закрывать более сильными бригадами.

3. Географическое расположение участка. Здесь необходимо учесть проблему прибытия на участок наблюдателей и членов УИК утром в день голосования и убытия с участка после окончания подсчёта голосов и получения копии протокола. Если партийная организация не располагает собственным транспортным средством, хотя бы одним на район, данная проблема встаёт достаточно остро. Во-первых, необходимо явиться на участок не позднее 7:00-7:30 утра. А главное – наблюдателям и членам комиссии необходимо как-то добираться домой или в штаб после окончания подсчёта голосов, который может затянуться до поздней ночи.

Соответственно, при распределении бригад на участки необходимо учесть, в общем-то, очевидные вещи: что пожилым людям тяжело ходить на большие расстояния, а женщинам (в особенности – молодым) опасно ходить по улице одним посреди ночи. Особенно с учётом того, что нередко представители власти угрожают наиболее активным коммунистам «разобраться с ними» по выходу с участка. Следовательно, удалённые участки нужно закрывать молодыми бригадами, в каждой из которых должен быть хотя бы один мужчина (на отдалённых участках не создавать чисто женских бригад).

4. Ротация наблюдателей. На сегодняшний день в партии сложилась традиция: в каждую выборную кампанию направлять коммуниста на один и тот же избирательный участок. Подобная практика допустима лишь в одном-единственном случае: если данная комиссия лояльна к коммунистам. Тогда фактор знакомства и привычки играет положительную роль: комиссия признаёт нашего наблюдателя или члена УИК за «своего». Во всех же остальных случаях – когда комиссия настроена враждебно по отношению к КПРФ (а таких комиссий – абсолютное большинство) – представители Компартии должны быть каждую выборную кампанию разные.

Качественное и активное наблюдение в комиссии, которая настроена враждебно, является тяжёлым психологическим испытанием для любого человека. Заново возвращаться в ту комиссию, с которой пришлось жёстко конфликтовать (хотя бы и год-два назад) – психологически крайне болезненно. Если человек будет знать, что в следующие выборы ему снова наблюдать именно здесь, он на подсознательном уровне будет стремиться избежать столкновения, даже ценой допущения фальсификаций. Осознание того, что сегодняшняя встреча с этими людьми – последняя в жизни, даёт колоссальное чувство свободы, лёгкости, уверенности в себе.

Именно поэтому столь проблематичным является контроль выборов на селе. Боясь конфликтовать со своими соседями, знакомыми, сослуживцами, сельские коммунисты чаще, чем их товарищи из крупных городов, «закрывают глаза» на нарушения. Чтобы не допустить подобного рода «сдачи» политических интересов КПРФ, районные выборные штабы должны «менять местами» наблюдателей из разных сёл: чтобы коммунист наблюдал не по месту жительства, а как можно дальше. Транспортные расходы при этом сторицей окупятся за счёт повышения качества контроля и, следовательно, сохранения голосов.

Исключение здесь составляют член УИК с правом решающего голоса. В случае относительной лояльности комиссии, его можно ставить на один и тот же участок, поскольку тогда комиссии будет психологически сложнее выдворить с участка «своего», привычного коллегу. Однако данное соображение работает только до первого серьёзного конфликта. Если он состоялся – в следующие выборы комиссию надо обязательно менять.

 

Таковы основные принципы распределения наблюдателей и членов комиссии по избирательным участкам. Они рассчитаны прежде всего на «полное» закрытие каждого участка – т.е. по три представителя КПРФ. В случае, если принято решение «размазывать» имеющийся кадровый ресурс по одному человеку на участок (повторимся, что мы не рекомендуем подобное «размазывание»), вышеописанные принципы сохраняются:

· Более сильных бойцов следует распределять в более жёсткие комиссии или на более «перспективные» участки;

· Женщин и стариков не следует ставить на удалённые участки;

· Во враждебные комиссии следует направлять каждый раз новых представителей от Компартии.

 

 

II . Подготовка наблюдателей

 

За несколько дней до выборов необходимо провести учёбу (подробный инструктаж) всех наблюдателей и членов комиссии, выдвинутых КПРФ. Прийти на инструктаж должны и все те, кто уже участвовал в выборных кампаниях и имеет опыт такого рода работы: во-первых, и они могут чего-то не знать или забыть; а во-вторых, в ходе самого семинара они поделятся опытом с новичками. Желательно проводить такого рода учёбу в виде семинара для небольших групп (до 50 человек), чтобы у каждого участника была возможность выяснить все непонятные вопросы непосредственно на семинаре.

 

Подготовка наблюдателей и членов комиссии подразделяется на четыре составляющие: организационную, физическую, юридическую и психологическую.

 

Организационная подготовка

Она включает в себя:

1. Оформление документов, необходимых для направления на участок членов комиссии и наблюдателей (на этом вопросе в рамках настоящих методических рекомендаций останавливаться не будем).

2. Проработку коммуникационной системы УИК – Штаб – ТИК. Каждый наблюдатель и член комиссии должен иметь работающий мобильный телефон. Руководители районного избирательного штаба должны знать телефоны каждого наблюдателя и члена УИК от КПРФ, местоположение и способ проезда до каждого участка, а также способ связи с избирательным штабом КПРФ вышестоящего уровня (региональным), в частности – с партийными юристами. Представители КПРФ в ТИКе также должны знать телефоны всех представителей партии, делегированных в участковые комиссии, и быть на постоянной связи с районным Штабом.

Проработать этот вопрос необходимо заранее, составить список всех необходимых телефонов, при необходимости – пополнить телефонные счета тех коммунистов, которые не имеют возможности сделать это самостоятельно. Каждый наблюдатель и член комиссии от КПРФ должен чётко знать, кому и по какому номеру он должен звонить в следующих случаях:

· Если его пытаются выдворить с участка.

· Если против коммунистов пытаются применить физическую силу или угрожают.

· Если председатель комиссии отказывается принять заявление о нарушении и подписать его копию.

· Если в урну вброшена пачка бюллетеней.

· Если председатель уехал в ТИК, не выдав копию протокола.

· Если зафиксирован подкуп избирателей.

· Если по открепительным голосует группа граждан, предположительно уже голосовавших на других участках; и т.д.

3. Наличие транспортного средства, не менее одного на район. Это может быть легковая автомашина, микроавтобус, газель, а в сельской местности – даже грузовой автомобиль или трактор. С 5:00 утра в день голосования до 9:00 утра следующего дня транспортное средство должно находиться целиком и полностью в распоряжении районного выборного штаба КПРФ. В первую очередь – для обеспечения доставки наблюдателей с избирательных участков в штаб после получения ими копий протоколов. А также – для доставки наблюдателей на отдалённые участки утром в день голосования. И для разъездов по району представителей штаба и членов ТИК от КПРФ, поскольку в отдельных случаях только оперативное вмешательство члена ТИК может устранить нарушение закона в участковой избирательной комиссии. А «своим ходом», на общественном транспорте оперативно добраться до каждого участка – невозможно.

 

Техническая подготовка

Каждый наблюдатель и член комиссии от КПРФ должен иметь при себе:

1. Направление и паспорт.

2. Данные методические рекомендации.

3. По возможности - тексты закона.

4. Бумагу (десяток листов А4) - для написания заявлений о нарушениях.

5. Ручки, карандаши, ластик и штрих (замазку).

6. Копирку - для изготовления копий заявлений.

7. Калькулятор.

8. Шахматку (лист бумаги в клетку).

9. Папку, жесткий портфель или большую книгу: возможно, придется писать на коленях.

10. Деньги.

11. Суточный продуктовый набор, включая не менее 1 литра питья.

12. Минимальный набор медицинских препаратов.

13. Фонарь или свечу и спички (на случай внезапного отключения света).

14. Хорошо заряженный мобильный телефон.

15. Номера телефонов партийного штаба и территориальной комиссии.

Можно также взять фотоаппарат, видеокамеру и диктофон – при условии, если Вы хорошо умеете ими пользоваться. Комиссии обычно категорически сопротивляются фото- и видеосъёмке; часто прямо-таки «звереют» при виде соответствующей техники. Сразу пытаются выставить с участка, заявляя, будто Вы нарушаете тайну голосования и пытаетесь снять секретную информацию. Но по закону Вы абсолютно вправе вести фото- и видеосъёмку процесса подсчёта голосов. Что отражено в «Рабочем блокноте члена участковой избирательной комиссии», который является официальным методическим изданием Центризбиркома, опубликованным в 2007 г. (автор – В.А.Малышев, начальник Управления автоматизированных технологий, обработки и анализа информации Аппарата ЦИК России, рецензент – Н.Е.Конкин, секретарь Центральной избирательной комиссии РФ). П.91 гласит: «Наблюдатели и иные лица, которые в соответствии с нормами федерального избирательного законодательства имеют право присутствовать при подсчёте голосов, занимают места, позволяющие им наблюдать за подсчётом… вести фото- и видеосъёмку процесса подсчёта голосов избирателей, так же как и вести фото- и видеосъёмку процесса голосования…» (стр.56 Рабочего блокнота). Кроме ссылки на данный документ Центризбиркома, можно привести ещё один аргумент: «Как это нельзя снимать? А Вы что, разве никогда не видели по телевизору, как голоса считают, высыпают из урны бюллетени на стол? Или как президент голосует?»

В ночь перед выборами (а желательно – и в предыдущую) необходимо хорошо выспаться, чтобы быть в хорошей физической форме все следующие сутки (следующую ночь, возможно, придётся не только не спать, но и очень активно работать). Поскольку на участок необходимо прибыть в 7:15 утра, желательно накануне выборов лечь пораньше (в 20-21 ч).

С собой непременно должна быть еда, с расчётом на полные сутки, включая не менее 1 литра жидкости (воды или чая), а в жаркую погоду – не менее двух литров. Продукты следует выбирать таким образом, чтобы их можно было употребить быстро, удобно, незаметно (не раскладывать на столах «разносолы»).

Если Вы употребляете регулярно какие-либо лекарственные средства, необходимо взять с собой не менее суточной их нормы. Также нужно иметь «общеупотребительные» лекарства на случай внезапного ухудшения состояния здоровья. В набор должны быть включены препараты от сердца, головной боли, отравления, обезболивающее.

Одежда и обувь наблюдателя-коммуниста должна быть удобной, не стесняющей движений. Хорошо подходят брюки спортивного покроя (или джинсы), футболка и свитер, кроссовки. Обувь на высоких каблуках одевать не рекомендуется. Одежда должна быть «многослойная», по методу «капусты»: если станет душно, Вы снимете свитер и останетесь в футболке; если холодно – оденете.

Подобная подстраховка важна потому, что наблюдение на участке – дело само по себе напряжённое, и лишний дискомфорт (даже чисто физический) может крайне негативно отразиться на качестве работы наблюдателя.

 

Юридическая подготовка

– это ознакомление с данными рекомендациями и текстом Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации №67-ФЗ» (далее – «ФЗГ»). Поправки к этому закону принимаются Госдумой почти ежегодно, и каждый раз при этом ему присваивается новый номер. Однако 67-й закон является базовым, а все последующие поправки вносятся в его текст, обновляя его.

Читать ФЗГ целиком не требуется. Достаточно ознакомиться с теми главами и пунктами, которые приведены в приложении к настоящим методическим рекомендациям.

При спорах с комиссией необходимо ссылаться на закон, предъявляя напечатанный в официальном издании его текст. Если у Вас нет с собой официального издания закона о выборах (федерального или местного), требуйте от председателя комиссии, чтобы он был Вам предоставлен (текст закона обязан находиться в распоряжении комиссии на избирательном участке). Не используйте данную методичку в качестве доказательной базы для споров с комиссией! В том числе – тексты законов, напечатанные в приложении в конце брошюры: убедительным для комиссии является только официальное издание закона. По возможности вообще не показывайте методичку другим членам комиссии и тем более не давайте её им в руки.

Наблюдатель или член комиссии должен очень чётко знать свои права, процедуру голосования, подсчёта голосов, составления протокола. Он должен свободно оперировать использующимися в законе терминами, уметь сослаться на конкретные пункты закона. Иными словами, наблюдатель должен уметь доказать факт нарушения закона.

Помимо законов участковая избирательная комиссия может использовать в своей работе различные инструкции, постановления, рекомендации. Это будет правильно ровно настолько, насколько эти рекомендации не противоречат упомянутым законам. К сожалению, бывает, что инструкции устанавливают излишние ограничения прав наблюдателей. Например, если вам скажут, что наблюдатель должен находиться не ближе пяти метров от членов комиссии и при этом сошлются на какое-то постановление, то можно смело утверждать, что это постановление не соответствует закону. Однако часто руководители комиссий действуют не по закону, а «потому, что так было всегда». В таких случаях, ссылка на закон обычно производит серьёзное впечатление на комиссию.

Нередко комиссия плохо разбирается в российском законодательстве и знает о существовании только регионального закона о выборах (например, «Избирательный кодекс города Москвы»). И, когда Вы ссылаетесь на положения федерального закона, выясняется, что о таком они «нечего не слышали», или даже заявляют, что якобы «нет такого». В этом случае Вы должны зачитать п.1,2 и 6 ст.1 ФЗГ, который гласит о приоритете федерального закона над региональными. Подчеркните, что на избирательном участке в обязательном порядке должен быть текст и федерального закона, а не только регионального. Также поясните, что эти законы не противоречат друг другу, а в основном просто дублируют друг друга. В подтверждение этих слов Вы можете попросить у председателя текст регионального закона и найти в нём статью, аналогичную той статье ФЗГ, на которую Вы ссылаетесь.

Порядок назначения наблюдателя и полномочия наблюдателей определены пунктами 3-10 статьи 30 ФЗГ.

Наблюдатель вправе:

1. Знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования.

2. Находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчёте голосов.

3. Наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям.

4. Присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования.

5. Наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов.

6. Обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования.

7. Знакомиться с протоколами соответствующей избирательной комиссии, нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов я приложенными к ним документами, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов.

8. Обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию, Городскую комиссию, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или суд.

9. Присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях.

Наблюдатель не вправе:

1. Выдавать избирателям избирательные бюллетени.

2. Расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательных бюллетеней.

3. Заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательные бюллетени.

4. Предпринимать действия, нарушающие тайну голосования.

5. Принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней.

6. Совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии.

7. Проводить предвыборную агитацию среди избирателей.

8. Участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.

Перечисленные выше права относятся к тем лицам, которые направлены в комиссию именно со статусом наблюдателя. Что же касается членов УИК с правом совещательного голоса, то их права очень похожи на права наблюдателя (права и ограничения члена УИК с ПСГ определены в п.22 ст.29 ФЗГ). Разница заключается в том, что член УИК с ПСГ может принимать участие в заседаниях комиссии сразу после своего назначения, он может вносить предложения в повестку дня и выступать по рассматриваемым вопросам. Однако на практике важнейшим отличием является то, что член УИК с ПСГ может знакомиться со всеми документами комиссии и снимать с них копии.

Вы не должны путаться в этих терминах и должны точно знать, какой у Вас статус (это не позволит упрекнуть Вас в безграмотности).

О фальсификациях.

Существует немало способов повлиять на итоги голосования в день выборов и во время подсчёта голосов. Некоторые из этих способов трудно обнаружить и зафиксировать, поскольку они применяются скрытно. Поэтому закон направлен на то, чтобы максимально обеспечить открытость всех избирательных действий, конечно, кроме одного - проставления избирателем отметок в бюллетене. Прописанные в законе процедуры могут показаться на первый взгляд избыточными, но в действительности они позволяют воспрепятствовать незаконному давлению на избирателя и фальсификациям при подсчётах, а также обнаружить признаки фальсификаций, если они имели место.

Фальсификации на избирательном участке довольно трудоёмки. При хорошем наблюдении их можно предотвратить или, по крайней мере, зафиксировать. Именно это и является основной целью наблюдения.

В помещении для голосования в день голосования и в период подсчёта голосов вправе присутствовать (п.З. ст.30 ФЗГ):

- члены данной участковой комиссии с правом решающего и совещательного голоса;

- наблюдатели и иностранные наблюдатели;

- члены вышестоящих избирательных комиссий;

- зарегистрированные кандидаты;

- доверенные лица кандидатов и избирательных объединений;

- уполномоченный представитель кандидата по финансовым вопросам;

- уполномоченные представители избирательных объединений;

- представители средств массовой информации.

Все эти лица должны иметь удостоверяющие их статус документы. Они должны быть внесены в специальный список. Присутствующие могут носить специальные нагрудные знаки, форма которых утверждается региональной избирательной комиссией.

Что касается других лиц, например, «членов рабочей группы» вышестоящей избирательной комиссии, представителей администрации или организации, на базе которой создан участок, милиционеров и т.д., то закон ничего не говорит об их праве присутствовать на участке. Поэтому, если они присутствуют, то уж, по крайней мере, никак не должны влиять на работу комиссии. Тем более, им не предоставлено право знакомиться с документами комиссии, получать копии протоколов и вообще хоть как-то участвовать в работе комиссии.

 

Психологическая подготовка

Она не менее важна, чем организационная, физическая и юридическая. Наблюдатель, вооружённый всеми необходимыми знаниями и возможностями, но морально не готовый к выполнению своих обязанностей, – бесполезен!

Между тем, качественный контроль результатов выборов – это чрезвычайно «стрессоёмкая» работа, сопряжённая со значительной нагрузкой на нервную систему человека.

Личностные качества, необходимые для работы на избирательном участке, указаны в перечне «параметров оценки наблюдателей» для формирования бригад (см. I раздел). Задача психологической подготовки – за короткий срок «прокачать» имеющиеся качества и хотя бы в какой-то мере развить те, которыми наблюдатель не обладает.

1. Ответственность. Вы должны хорошо понимать, что от качества Вашей работы зависит результат, который получит партия. На вверенном участке Вы, и только Вы отвечаете за честность выборов. Да, один избирательный участок – это так немного, но именно из таких маленьких участков складывается итоговое количество голосов. Вы – солдат, идущий в бой за интересы партии, на общепартийную «битву». Отсюда вытекает и следующий пункт –

2. Смелость. Ради интересов трудового народа, понимая свою ответственность, Вы не вправе «побояться» вмешаться, если имеет место фальсификация выборов! Не вправе «закрыть глаза» на нарушения. Вы обязаны пересилить внутреннее чувство дискомфорта и последовательно, неукоснительно требовать от комиссии соблюдения норм закона.

3. Внимательность и активность. Из понимания своей ответственности вытекает и необходимость быть внимательным – настолько, чтобы зафиксировать любой малейший признак фальсификации, любой подозрительный момент. И активным – т.е. целенаправленно предпринимать все возможные шаги, чтобы увидеть, услышать, заметить как можно больше.

4. Компетентность. Необходимо изучить закон и данные рекомендации настолько хорошо, чтобы чувствовать себя компетентным в деле проведения голосования и подсчёта голосов. Многие председатели УИК имеют большой опыт проведения выборов, и на основании этого пытаются «давить» своим авторитетом, обвинить Вас в неграмотности, неопытности. Вы не вправе поддаваться на подобное моральное давление. Вы должны быть внутренне абсолютно и обоснованно уверены в своей правоте.

5. Уравновешенность. Без крайней необходимости не повышайте голос. Говорите спокойно, вежливо, интеллигентно, но при этом уверенно и чётко. Не делайте скоропалительных заявлений; требуйте только то, что полагается по закону (данные рекомендации основаны исключительно на законе).

6. Выносливость. Заранее настройтесь на то, что работать придётся долго и напряжённо. Не позволяйте себе поддаться усталости и ослабить внимание в самый ответственный момент – во время подведения итогов голосования.

7. Общительность. Будьте открыты для контактов с наблюдателями от других оппозиционных партий, постарайтесь «завербовать» их в союзники: для подписания Ваших заявлений о нарушениях, для поочерёдного присмотра за урнами, для совместных споров с председателем комиссии и т.д.

Необходимо быть готовым к тому, что комиссия примет Вас враждебно. Не только как «чужеродное тело», «надсмотрщика», но и как настоящего политического врага. Надо спокойно относиться к такой своей роли, принять как данность, не пытаться изменить её. Более того, необходимо понимать, что ждать обратного от представителей режима, с которым борется наша партия, – было бы, по меньшей мере, нелогично.

Враждебность комиссии может проявиться не сразу. Зачастую поначалу Вас наоборот принимают доброжелательно, комиссия производит впечатление адекватной и конструктивной. Необходимо помнить – это впечатление чаще всего обманчиво. Таким способом пытаются войти в доверие и ослабить Ваше внимание. А также создать дополнительные трудности, когда Вам придётся вступать в конфликт с комиссией: ведь спорить с «адекватными» и «доброжелательными» людьми психологически намного сложнее, чем с теми, кто был враждебен изначально.

Отдельно следует сказать о такой составляющей качественного наблюдения, как волевой напор, «внутренняя энергия» человека. Это психологическая категория, являющаяся суммарным выражением уверенности в себе и в правоте своего дела. При высоком уровне «внутренней энергии» наблюдатель способен чисто психологически «продавить» комиссию, своей волей заставить их действовать по закону. Здесь работает иррациональный момент, не сводящийся к простой сумме компетентности, смелости и активности. Это – чрезвычайно трудная, но крайне эффективная технология.

Ещё одним элементом психологической подготовки является «распределение ролей» внутри бригады (член УИК с ПРГ, член УИК с ПСГ, наблюдатель). Один из вариантов такого распределения сводится к следующему. Член УИК с правом совещательного голоса активно отстаивает интересы партии, постоянно идёт на конфликт, относится к комиссии как ко «вражескому стану». В общем, согласно распространённому сценарию, берёт на себя роль «злого следователя».

Член УИК с правом решающего голоса, напротив, изначально стремится «влиться» в комиссию: заранее, за несколько дней знакомится с ней, поначалу совсем не конфликтует, принимает активное участие в её работе, относясь к другим членам УИК как к «коллегам». В момент конфликта комиссии и нашего члена УИК с ПСГ, член УИК с ПРГ играет роль «доброго следователя», предлагает компромиссы (например, о мелких нарушениях не будут составлены жалобы, но за это – комиссия соблюдёт основные требования закона, напрямую влияющие на прозрачность выборов).

Наблюдатель в это время «прикрывает тылы». Например, чтобы во время «выяснения отношений» члена УИК с ПСГ и председателя комиссии избирательные урны не остались без присмотра, и в них не был произведён вброс бюллетеней.

При реализации вышеописанного сценария, равно как и других вариантов организации работы «тройки», руководителем бригады рекомендуем назначать члена УИК с правом совещательного голоса. Поскольку его роль на избирательном участке – самая активная, самая ключевая, и именно ему требуется ассистенция товарищей. Наблюдатель и член УИК с ПРГ от КПРФ должны мгновенно и беспрекословно исполнять распоряжения «бригадира». Например, постоять возле урны, или отправиться с переносной урной, или позвонить в штаб по какому-то вопросу, и т.д.

Вообще, бригада из членов УИК с ПСГ, ПРГ и наблюдателя («тройка») должна ощущать себя цельной командой. Её члены должны быть уверены друг в друге, должны настроиться на сотрудничество и взаимопомощь.

В то же время, каждый наблюдатель и член комиссии от КПРФ должен осознавать личную ответственность за качество своей работы. Проявлять активность, без подсказки бригадира выполнять все действия, предписанные ему данными методическими рекомендациями. Ведь в критической ситуации один бригадир может не успеть среагировать предельно чётко, раздав все необходимые указания. Кроме того, возможна ситуация, когда его выведут с участка, и оставшимся коммунистам придётся осуществлять контроль самостоятельно.

Однако инициативность не должна приводить к «разнобою» в действиях членов бригады. Все действия должны быть согласованы между собой (непосредственно на месте, либо заранее в ходе подготовки). Коммунисты не должны вступать в споры между собой в присутствии других членов комиссии и наблюдателей, недопустимо действовать «в противоположных направлениях», противоречить друг другу, пререкаться.

 

 

Дата: 2019-02-24, просмотров: 242.