Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. №23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, №4, ст. 293), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
2. Установить, что профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
Министр М. А. ТОПИЛИН
Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н
Профессиональный стандарт
Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)
Регистрационный
Номер I
I. Общие сведения
Дошкольное образование
Начальное общее образование
Основное общее образование
Среднее общее образование
(наименование вида профессиональной деятельности)
Основная цель вида профессиональной деятельности:

Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение)
Группа занятий:
| 2320 | Преподаватели в средней школе | 3320 | Персонал дошкольного воспитания и образования | |
| 2340 | Преподаватели в системе специального образования | 3330 | Преподавательский персонал специального обучения | |
| 3310 | Преподавательский персонал начального образования |
Отнесение к видам экономической деятельности:
| 80.10 1. | Услуги в области дошкольного и начального общего образования |
| 80.21.1 | Услуги в области основного общего и среднего (полного) общего образования |
(код КВЭД <2>) (наименование вида экономической деятельности)
II . Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
| Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | |||||
| КОД | наименование | наименование | КОД | Уровень (подуровень) квалификация | ||
| А | Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования | 6 | Общепедагогическая функция. Обучение | А/01.6
| ||
| Воспитательная деятельность | А/02.6
| |||||
| Развивающая деятельность | А/03.6
| |||||
| В | Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ | 5 – 6 | Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования | В/01.5 | ||
| Педагогическая I деятельность по реализации программ начального наименования | В/02.6 | |||||
|
|
|
| Общего образования |
| ||
| Педагогическая деятельность по реализация программ основанного и среднего общего образования | В/03.6 | 6 | ||||
| Модуль «Предметного обучение. Математика» | В/04.6 | 6 | ||||
| Модуль «Предметное обучение. Русский язык» | В/05.6 | 6 | ||||
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3. 1 Обобщенная трудовая функция
| Наимено- | Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования | Код | А | Уровень | 6 |
| вание | квалификации | ||||
| Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | Код оригинала |
| Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||
| Возможные наименования должности | Учитель Воспитатель
| |||
| Требования к образованию и обучению | Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподавленному предмету, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. |
| Требования к опыту практической работы | Требования к опыту практической работы не предъявляются |
| Особые условия допуска к работе | К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем |
Дополнительные характеристики
| Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности | |
| ОКЗ | 2320 | Преподаватели в средней школе | |
| 2340 | Преподаватели в системе специального образования | ||
| 3310 | Преподавательский персонал начального образования | ||
|
| 3320 | Персонал дошкольного воспитания и образования | |
| 3330 | Преподавательский персонал специального обучения | ||
| ЕКС <3> | - | Учитель Воспитатель | |
| ОКСО <4> | 050000 | Образование и педагогика | |
3.1. 1. Трудовая функция
| Наименование | Общепедагогическая функция. Обучение | Код | А/01.6 | Уровень квалификации | 6 |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Код оригинала | Заимствовано из оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Трудовые действия | Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы |
| Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования | |
| Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды | |
| Планирование и проведение учебных занятий | |
| Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению | |
| Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися | |
| Формирование универсальных учебных действий | |
| Формирование навыков, связанных с информационно -коммуникационными технологиями (далее — ИКТ) | |
| Формирование мотивации к обучению | |
| Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей | |
| Необходимые умения | Владеть формами и методами обучения, в том числе ; выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т. п. |
| Объективно оценивать знания обучающихся на основе 1 тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей | |
| Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения | в реальной и виртуальной среде | |
| Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | |
| Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом | |
| Владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; : предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона | |
| Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательный программы, его истории и места в мировой культуре и науке | |
| История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования п жизни личности и общества | |
| Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики | |
| Основы психодидактики, поликультурного образовании, закономерностей поведения я социальных сетях | |
| Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения | |
| Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий Рабочая программа и методика обучения по данному предмету | |
| Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства | |
| Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи | |
| Конвенция о правах ребенка | |
| Трудовое законодательство | |
| Другие характеристики | Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
3. 1.2. трудовая функция
| Наименование | Воспитательная деятельность | Код | А/02. 6 | Уровень квалификации | 6 |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Трудовые действия | Регулирование попадания обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды |
| Реализация современных, в тем числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и но внеурочной деятельности | |
| Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера | |
| Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации | |
| Проектирование и реализация воспитательных программ | |
| Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д.) | |
| Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка) | |
| Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления | |
| Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации | |
| Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни | |
| Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде | |
| Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка | |
| Необходимые умения | Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей |
| Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их | |
| Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т. п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников | |
| Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность | |
| Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу | |
| Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях | |
| Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и переживание обучающимися | |
| Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т г. | |
| Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач | |
| Необходимые знания | Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
| История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества | |
| Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях | |
| Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики | |
| Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки | |
| Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий | |
| Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций) | |
| Другие характеристики | Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
3.1.3. Трудовая функция
| Наименование | Воспитательная деятельность | Код | А/03. 6 | Уровень квалификации | 6 |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Трудовые действия | Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития |
| Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе | |
| Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка | |
| Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых дли адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети- мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактиниостью и др,), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведении, дети с зависимостью | |
| Оказание адресной помощи обучающимся | |
| Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого медико-педагогического консилиума | |
| Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуальною развития ребенка | |
| Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-разминающую работу | |
| Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современною мира, формирование у обучающихся культуры здоровою и безопасного образе жизни | |
|
| Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения |
| Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся | |
| Необходимые умения
| Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья |
| Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий | |
| Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ | |
| Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т,д) | |
| Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого – педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося | |
| Педагогические закономерности организации образовательного процесса | |
| Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития | |
| Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся | |
| Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологические особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ | |
| Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью | |
| Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей | |
| Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ | |
| Другие характеристики | Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
3.2. Обобщенная трудовая функция
| Наименование | Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ | Код | В | Уровень квалификации | 5 – 6 |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Возможные наименования должностей | Учитель Воспитатель |
| Требования к образованию и обучению | Высшее образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации |
| Требования к опыту практической работы | Требования к опыту практической работы не предъявляются |
| Особые условия допуска к работе | К педагогической деятельности не допускаются лида: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем |
Дата: 2019-02-19, просмотров: 298.