Общие положения
Учитель математики и информатики должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта учителя. Формулируемые в настоящем разделе требования стандарта относятся (если явно не оговорено противное) также к учителю начальной школы в части его компетентности в преподавании математики и информатики.
Вместе с тем существуют специальные компетенции, которые необходимы для преподавания данного предмета, связанные с его внутренней логикой и местом в системе знаний, что выдвигает перед учителем особые задачи.
Главным образовательным результатом освоения учащимся математики и информатики является формирование:
• способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на её ценность;
• способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств.
Указанные способности реализуются в математической деятельности, в которой приобретаются и используются:
• конкретные знания, умения и навыки в области математики и информатики, в том числе умения:
— формировать внутреннюю (мысленную) модель математической ситуации (включая пространственный образ);
— проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример;
— выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий;
— пользоваться заданной математической моделью, в частности формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, прикидывать возможный результат моделирования (например, вычисления);
— применять средства ИКТ в решении задачи там, где это эффективно;
• способность преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам.
Основная задача учителя — сформировать v учащегося модель математической деятельности (включая приложение математики) в соответствии со ступенью общего образования, включая дошкольную.
Принципиальной особенностью школьной математики на начальной и основной ступени является наличие в ней целостной основной линии содержания, выраженной более рельефно и последовательно, нежели в других предметах. Пропуск любого значительного фрагмента в этой линии приводит к существенному снижению возможности дальнейшего учебного продвижения. В частности, содержание математического образования в старшей школе опирается на всё математическое образование в начальной и основной школе. Следовательно, выявляемые пробелы в освоенном материале должны быть ликвидированы в степени, достаточной для освоения последующего материала и формирования у учащегося чувства уверенности в знаниях на соответствующую тему. На дошкольной ступени также формируются необходимые элементы упомянутых выше результатов.
Откладывание этого формирования до более поздних периодов приводит к снижению результативности обучения и качества образования.
Математическая компетентность и упомянутые выше более общие свойства математической культуры используются как в других школьных предметах, так и в повседневной жизни учащегося.
Роль учителя
Учитель математики ведёт образовательный процесс в области математики и информатики (в том числе арифметики, алгебры, геометрии, вероятности, анализа данных, информатики). Он также участвует в межпредметных проектах, требующих математической компетентности, и в оценивании математического содержания работ по другим предметам, размещённым в информационной образовательной среде (ИС).
Предпосылки работы учителя
· Соответствие ФГОС всех ступеней школьного образования:
Ø в метапредметных и личностных результатах, включая грамотное и эффективное использование русского языка и языка преподавания;
Ø в предметных результатах, относящихся к математике и информатике;
Ø в применении математики в других школьных предметах и необходимых для этого результатах из других предметов.
· Наличие высшего образования классического университета / технического / педагогического вуза, соответствующего специальности.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 234.