Профессиональные компетенции учителя русского языка, повышающие мотивацию к обучению и формирующие лингвистическую культуру
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учитель должен:

· Поощрять формирование эмоциональной и рациональ­ной потребности учащихся в коммуникации как жизнен­но необходимом для человека процессе.

· Реализовывать установку учащихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в ги­пермедиаформате.

· Стимулировать сообщения учащихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т. п.), анализируя их структуру, используе­мые языковые и изобразительные средства.

· Обучать учащихся методам понимания сообщения: ана­лизу, структуризации, реорганизации, трансформации, сопоставлению с другими сообщениями, выявлении необходимой анализирующего информации.

· Формировать культуру диалога, организуя устные и письменные дискуссии по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуа­ций организовывать публичные выступления учащих­ся, поощряя их участие в дебатах на школьных конфе­ренциях и других форумах, включая интернет-форумы и конференции.

· Обсуждать с учащимися образцы лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, судеб­ной практики, рекламы и т. п. Поощрять индивидуальное и коллективное литературное творчество, в том числе культивировать у них стилистическое следование суще­ствующим литературным образцам, включая упомянутые.

· Поощрять участие учащихся в театральных постановках, стимулировать создание ими анимационных и других видеопродуктов.

· Совместно с учащимися находить и обсуждать измене­ния в языковой реальности и реакции на них социума. Формировать у учащихся «чувство меняющегося языка».

· Совместно с учащимися использовать источники языко­вой информации для решения практических или познавательных задач, в частности этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода («народной лингвистики»).

· Моделировать те виды профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в неё заин­тересованных учащихся (издание школьной газеты, ху­дожественного или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т. д.).

· Формировать у учащихся культуру ссылок, цитирования, сопоставления, диалога с автором, нетерпимое отно­шение к нарушению авторских прав, недобросовестным заимствованиям и плагиату. Знакомить учащихся с со­временными методами обнаружения этих этических и правовых нарушений.

· Общепедагогическая компетентность учителя русского языка

· Учителю русского языка рекомендуется реализовывать в своей деятельности следующие процессы:

· Определение (диагностика) совместно с учащимся достигнутых результатов (на основе анализа его работ, зафиксированных в информационной среде) и их дина­мики, выявление трудностей и препятствий, формиро­вание и проверка гипотез об их преодолении; много­критериальное оценивание результата отдельной ра­боты и текущего состояния учащегося (относительно предшествующего) и сообщение ему об этом.

· Определение совместно с учащимся, его родителями, другими участниками образовательного процесса (соци­альный работник, психолог, дефектолог, дистанционный методист и др.) зоны его ближайшего развития; пред­сказание и планирование его «коридора ближайшего развития».

· Определение на основе анализа собственной деятель­ности (в частности, по её фиксации в ИС), с помощью (при необходимости) методической службы оптималь­ных моделей педагогической деятельности, подвержен­ных постоянному развитию и изменению.

· Организация деятельности учителя, ребёнка и группы (класса) детей, в том числе индивидуальная и коллек­тивная смена форм деятельности, индивидуализация заданий, получение, анализ домашних работ до начала следующего занятия.

· Организация применения ИКТ учителем и учащими­ся в образовательном процессе: для его фиксации и как инструмента деятельности, анализ домашних работ в ИС.

· Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, про­изношения.

· Организация олимпиад, конференций, турниров, линг­вистических игр в школе.

 

Приложение 4

Рекомендации по внедрению профессионального стандарта педагога

ШАГ ПЕРВЫЙ

• Широкое обсуждение профессионального стандарта педагога всеми заинтересованными сторонами: педаго­гами, администраторами всех уровней, экспертным со­обществом, профсоюзами, родителями учащихся и са­мими учениками.

 

Цель обсуждения:

· Анализ и учёт общественного мнения, сбор и система­тизация замечаний и предложений по усовершенствова­нию профессионального стандарта учителя, достижение широкого консенсуса, на базе которого будет принят окончательный вариант документа.

· Уже на стадии обсуждения считаем целесообразным запустить государственно-общественный механизм управления внедрением профессионального стандарта учителя. С этой целью предлагаем создать обществен­ную ассоциацию «Профессиональный стандарт учите­ля-2013».

 

Задачи ассоциации:

· Общественный контроль на всех этапах обсуждения, апробации и внедрения профессионального стандарта учителя.

· Мониторинг ситуации на местах.

· Оказание информационной, правовой, методической и иной поддержки тем образовательным организациям, которые готовы в качестве пилотных проектов руковод­ствоваться в своей деятельности профессиональным стандартом учителя.

· Оказание аналогичной поддержки тем педагогическим вузам и центрам повышения квалификации учителей, которые в связи с внедрением профессионального стандарта учителя готовы менять образовательные стандарты его подготовки и переподготовки.

· Обеспечение сетевого взаимодействия педагогов, образовательных организаций, органов управления образованием, руководствующихся в своей деятельности профессиональным стандартом педагога.

· Своевременное информирование органов власти и управления о нарушениях прав педагогов и образовательных организаций вследствие ошибочных трактовок положений профессионального стандарта педагога.

· Разработка перечня должностей (профессий) работников образования, для которых необходимы профессиональные стандарты национального уровня (педагог-психолог, дефектолог — специальный педагог, осуществляющий свои функции в массовой образовательной организации, тьютор — педагог, осуществляющий поддержку и индивидуальное сопровождение ребёнка с ограничен­ными возможностями, обучающегося в массовой школе, менеджер образования и др.).

 

ШАГ ВТОРОЙ

Запуск пилотных проектов, в которые доброволь­но входят территории, образовательные организации, педа­гогические вузы и центры переподготовки учителей, заявля­ющие о готовности в своей деятельности руководствоваться профессиональным стандартом педагога.

 

Цель пилотных проектов:

· Отработка содержания регионального дополнения про­фессионального стандарта педагога и внутренних стан­дартов образовательных организаций, подготовка соот­ветствующей документации.

· Изменение стандартов подготовки и переподготовки учителя.

 

На данном этапе внедрения отдельную задачу реша­ют педагогические вузы и центры переподготовки учителей. Они отрабатывают новые стандарты подготовки и перепод­готовки педагогов, соответствующие требованиям профес­сионального стандарта учителя. Их включение в пилотные проекты происходит добровольно по согласованию с Мини­стерством образования и науки. Для решения поставленной задачи эти учреждения и организации (после предоставления программы модернизации подготовки учителей; должны получить право, наряду с действующим стандартом подго­товки педагогов третьего поколения, использовать экспери­ментальные планы и программы, освобождающие их от дей­ствующих в настоящее время стандартов высшего педаго­гического образования. Такое право должно быть закрепле­но за ними специальным письмом Министерства образова­ния и науки.

Кроме того, на данном этапе необходимо опреде­лить те правовые, организационные, кадровые и экономиче­ские условия, которые позволят ввести стажировку будущего учителя как оптимальный способ введения его в профессию.

 

ШАГ ТРЕТИЙ

Полномасштабное введение профессионального стандарта педагога.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА

И СОЦИАЛЬНОЙ

ЗАЩИТЫ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Дата: 2019-02-19, просмотров: 230.