Учитель должен:
· Поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности учащихся в коммуникации как жизненно необходимом для человека процессе.
· Реализовывать установку учащихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиаформате.
· Стимулировать сообщения учащихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т. п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства.
· Обучать учащихся методам понимания сообщения: анализу, структуризации, реорганизации, трансформации, сопоставлению с другими сообщениями, выявлении необходимой анализирующего информации.
· Формировать культуру диалога, организуя устные и письменные дискуссии по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций организовывать публичные выступления учащихся, поощряя их участие в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и конференции.
· Обсуждать с учащимися образцы лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, судебной практики, рекламы и т. п. Поощрять индивидуальное и коллективное литературное творчество, в том числе культивировать у них стилистическое следование существующим литературным образцам, включая упомянутые.
· Поощрять участие учащихся в театральных постановках, стимулировать создание ими анимационных и других видеопродуктов.
· Совместно с учащимися находить и обсуждать изменения в языковой реальности и реакции на них социума. Формировать у учащихся «чувство меняющегося языка».
· Совместно с учащимися использовать источники языковой информации для решения практических или познавательных задач, в частности этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода («народной лингвистики»).
· Моделировать те виды профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в неё заинтересованных учащихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т. д.).
· Формировать у учащихся культуру ссылок, цитирования, сопоставления, диалога с автором, нетерпимое отношение к нарушению авторских прав, недобросовестным заимствованиям и плагиату. Знакомить учащихся с современными методами обнаружения этих этических и правовых нарушений.
· Общепедагогическая компетентность учителя русского языка
· Учителю русского языка рекомендуется реализовывать в своей деятельности следующие процессы:
· Определение (диагностика) совместно с учащимся достигнутых результатов (на основе анализа его работ, зафиксированных в информационной среде) и их динамики, выявление трудностей и препятствий, формирование и проверка гипотез об их преодолении; многокритериальное оценивание результата отдельной работы и текущего состояния учащегося (относительно предшествующего) и сообщение ему об этом.
· Определение совместно с учащимся, его родителями, другими участниками образовательного процесса (социальный работник, психолог, дефектолог, дистанционный методист и др.) зоны его ближайшего развития; предсказание и планирование его «коридора ближайшего развития».
· Определение на основе анализа собственной деятельности (в частности, по её фиксации в ИС), с помощью (при необходимости) методической службы оптимальных моделей педагогической деятельности, подверженных постоянному развитию и изменению.
· Организация деятельности учителя, ребёнка и группы (класса) детей, в том числе индивидуальная и коллективная смена форм деятельности, индивидуализация заданий, получение, анализ домашних работ до начала следующего занятия.
· Организация применения ИКТ учителем и учащимися в образовательном процессе: для его фиксации и как инструмента деятельности, анализ домашних работ в ИС.
· Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения.
· Организация олимпиад, конференций, турниров, лингвистических игр в школе.
Приложение 4
Рекомендации по внедрению профессионального стандарта педагога
ШАГ ПЕРВЫЙ
• Широкое обсуждение профессионального стандарта педагога всеми заинтересованными сторонами: педагогами, администраторами всех уровней, экспертным сообществом, профсоюзами, родителями учащихся и самими учениками.
Цель обсуждения:
· Анализ и учёт общественного мнения, сбор и систематизация замечаний и предложений по усовершенствованию профессионального стандарта учителя, достижение широкого консенсуса, на базе которого будет принят окончательный вариант документа.
· Уже на стадии обсуждения считаем целесообразным запустить государственно-общественный механизм управления внедрением профессионального стандарта учителя. С этой целью предлагаем создать общественную ассоциацию «Профессиональный стандарт учителя-2013».
Задачи ассоциации:
· Общественный контроль на всех этапах обсуждения, апробации и внедрения профессионального стандарта учителя.
· Мониторинг ситуации на местах.
· Оказание информационной, правовой, методической и иной поддержки тем образовательным организациям, которые готовы в качестве пилотных проектов руководствоваться в своей деятельности профессиональным стандартом учителя.
· Оказание аналогичной поддержки тем педагогическим вузам и центрам повышения квалификации учителей, которые в связи с внедрением профессионального стандарта учителя готовы менять образовательные стандарты его подготовки и переподготовки.
· Обеспечение сетевого взаимодействия педагогов, образовательных организаций, органов управления образованием, руководствующихся в своей деятельности профессиональным стандартом педагога.
· Своевременное информирование органов власти и управления о нарушениях прав педагогов и образовательных организаций вследствие ошибочных трактовок положений профессионального стандарта педагога.
· Разработка перечня должностей (профессий) работников образования, для которых необходимы профессиональные стандарты национального уровня (педагог-психолог, дефектолог — специальный педагог, осуществляющий свои функции в массовой образовательной организации, тьютор — педагог, осуществляющий поддержку и индивидуальное сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями, обучающегося в массовой школе, менеджер образования и др.).
ШАГ ВТОРОЙ
Запуск пилотных проектов, в которые добровольно входят территории, образовательные организации, педагогические вузы и центры переподготовки учителей, заявляющие о готовности в своей деятельности руководствоваться профессиональным стандартом педагога.
Цель пилотных проектов:
· Отработка содержания регионального дополнения профессионального стандарта педагога и внутренних стандартов образовательных организаций, подготовка соответствующей документации.
· Изменение стандартов подготовки и переподготовки учителя.
На данном этапе внедрения отдельную задачу решают педагогические вузы и центры переподготовки учителей. Они отрабатывают новые стандарты подготовки и переподготовки педагогов, соответствующие требованиям профессионального стандарта учителя. Их включение в пилотные проекты происходит добровольно по согласованию с Министерством образования и науки. Для решения поставленной задачи эти учреждения и организации (после предоставления программы модернизации подготовки учителей; должны получить право, наряду с действующим стандартом подготовки педагогов третьего поколения, использовать экспериментальные планы и программы, освобождающие их от действующих в настоящее время стандартов высшего педагогического образования. Такое право должно быть закреплено за ними специальным письмом Министерства образования и науки.
Кроме того, на данном этапе необходимо определить те правовые, организационные, кадровые и экономические условия, которые позволят ввести стажировку будущего учителя как оптимальный способ введения его в профессию.
ШАГ ТРЕТИЙ
Полномасштабное введение профессионального стандарта педагога.
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА
И СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Дата: 2019-02-19, просмотров: 230.