Чисть вторая: воспитательная
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Педагог должен:

1. Владеть формами и методами поспи тотальной роботы, используя их как на урока, так и во внеклассной дея­тельности.

2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.

3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширении кругозора учащихся.

4. Эффектами регулировать поведение учащихся для обес­печения безопасной образовательной среды.

5. Эффективно управлять классами с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспита­тельные цели, способствующие развитию учеников, неза­висимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.

6. Устанавливать чёткие правила поведения в классе в со­ответствии со школьным уставом и правилами поведе­ния в образовательной организации.

7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в орга­низации ученических органов самоуправления.

8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.

9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учеб­ного знания и информации и обеспечивать его понима­ние и переживание учащимися.

10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребёнка (культуру переживаний и ценностные ориентации ре­бенка).

11. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) вос­питательные возможности различных видов деятельно­сти ребёнка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д.).

12. Уметь строить воспитательную деятельность с учётом культурных различий детей, половозрастных и индиви­дуальных особенностей.

13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, сек­ции и т. п.) детско-взрослые общности учащихся, их ро­дителей и педагогов.

14. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребёнка).

15. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.

 

16. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.

17. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.

                                                                                              

 

Пункты 4.1 и 4.2 посвящены проблемам обучения и воспитания и представляют собой перечень весьма традиционных видов педагогической деятельности.

В той или иной мере все педагоги с разной степенью профессионального мастерства владеют ими, проводя уроки, экскурсии в музеи, лабораторные занятия, организуя воспитательную работу в своём классе, налаживая взаимодействие с коллегами и родителями. Поэтому по отношению к этим требованиям к квалификации педагогов предъявляется чёткая формулировка: «педагог должен». Какой же он педагог, коль скоро не знает свой предмет и не умеет установить рабочий порядок во вверенном ему классе? Разумеется, это не означает, что в сфере обучения и воспитания мы уже достигли наивысшего уровня. Ещё многое предстоит сделать д\я овладения формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков.

В содержании профессионального стандарта наибольшую проблему, на мой взгляд, представляет собой раздел, связанный с развитием учащихся. Без овладения заявленными в нём компетенциями нереально включить в образовательный процесс всех учеников, в том числе и со специальными потребностями, эффективно управлять классами и регулировать давление учащихся. Именно в силу сложности задач развития и неподготовленности массового учителя к их решению в данном разделе документа нигде не звучит категорическое требование «учитель должен». Следовательно, на данном этапе освоения I профессионального стандарта эту часть документа следует рас­сматривать как рекомендательную.

Вышесказанное не относится к пункту о профессио­нальной установке на оказание помощи любому ребёнку. Врач не выбирает себе больных, точно так же и педагог. Таков императив профессиональной деятельности в этих смежных сферах, а неприятие его — верный признак непрофессионализма.

Рекомендательный характер данного раздела проф-стандарта не означает, что его реализацию можно отнести на неопределённую перспективу. Напротив, жизнь требует немедленно приступить к делу, а начать следует с решения двух основополагающих проблем:

· обучение и переобучение педагогов;

· формирование командного стиля работы в образовательной организации.

Чему обучать, становится понятно после внимательного прочтения пункта 4.1. Где обучать, в скором времени станет ясно после формирования пилотных площадок, включающих университеты, вузы и центры повышения квалификации, готовые к такой работе с педагогическими кадрами. Это найдёт своё отражение в специальном документе: «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников образовательных организаций». Программа будет также включать модернизацию педагогического образования, без чего невозможно ожидать от молодых специалистов готовности к освоению новых ФГОС и овладения профессиональными компетенциями, заложенными в профессиональном стандарте. Таков общий контекст масштабных преобразовании, ожидающих систему образования в целом. 

Означает ли сказанное, что внутри образовательных организаций в ожидании системных изменений можно расслабиться и повременить с внедрением профессионального стан­дарта? Напротив, в такой ситуации, как никогда, требуется встречное движение снизу. Руководителям образовательных организации вместе со своими педагогическими коллективами предстоит внимательно проанализировать особенности своего контингента учащихся, реализуемые образовательные программы с тем, чтобы выявить свои ключевые дефициты и сформу­лировать адресный заказ на подготовку и переподготовку кадров в соответствии с теми образовательными задачами, которые ставит перед собой данная образовательная организа­ция. Для этого, как минимум, необходимо внимательно вчи­таться в пункт 4.3.

Только после этого имеет смысл обращаться ко вто­рой фундаментальной проблеме: формированию командного стиля образовательной организации.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 242.