Педагог должен:
1. Владеть формами и методами поспи тотальной роботы, используя их как на урока, так и во внеклассной деятельности.
2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширении кругозора учащихся.
4. Эффектами регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
5. Эффективно управлять классами с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.
6. Устанавливать чёткие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.
7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.
8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.
10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребёнка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
11. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребёнка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д.).
12. Уметь строить воспитательную деятельность с учётом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т. п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.
14. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребёнка).
15. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
16. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
17. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.
Пункты 4.1 и 4.2 посвящены проблемам обучения и воспитания и представляют собой перечень весьма традиционных видов педагогической деятельности.
В той или иной мере все педагоги с разной степенью профессионального мастерства владеют ими, проводя уроки, экскурсии в музеи, лабораторные занятия, организуя воспитательную работу в своём классе, налаживая взаимодействие с коллегами и родителями. Поэтому по отношению к этим требованиям к квалификации педагогов предъявляется чёткая формулировка: «педагог должен». Какой же он педагог, коль скоро не знает свой предмет и не умеет установить рабочий порядок во вверенном ему классе? Разумеется, это не означает, что в сфере обучения и воспитания мы уже достигли наивысшего уровня. Ещё многое предстоит сделать д\я овладения формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков.
В содержании профессионального стандарта наибольшую проблему, на мой взгляд, представляет собой раздел, связанный с развитием учащихся. Без овладения заявленными в нём компетенциями нереально включить в образовательный процесс всех учеников, в том числе и со специальными потребностями, эффективно управлять классами и регулировать давление учащихся. Именно в силу сложности задач развития и неподготовленности массового учителя к их решению в данном разделе документа нигде не звучит категорическое требование «учитель должен». Следовательно, на данном этапе освоения I профессионального стандарта эту часть документа следует рассматривать как рекомендательную.
Вышесказанное не относится к пункту о профессиональной установке на оказание помощи любому ребёнку. Врач не выбирает себе больных, точно так же и педагог. Таков императив профессиональной деятельности в этих смежных сферах, а неприятие его — верный признак непрофессионализма.
Рекомендательный характер данного раздела проф-стандарта не означает, что его реализацию можно отнести на неопределённую перспективу. Напротив, жизнь требует немедленно приступить к делу, а начать следует с решения двух основополагающих проблем:
· обучение и переобучение педагогов;
· формирование командного стиля работы в образовательной организации.
Чему обучать, становится понятно после внимательного прочтения пункта 4.1. Где обучать, в скором времени станет ясно после формирования пилотных площадок, включающих университеты, вузы и центры повышения квалификации, готовые к такой работе с педагогическими кадрами. Это найдёт своё отражение в специальном документе: «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников образовательных организаций». Программа будет также включать модернизацию педагогического образования, без чего невозможно ожидать от молодых специалистов готовности к освоению новых ФГОС и овладения профессиональными компетенциями, заложенными в профессиональном стандарте. Таков общий контекст масштабных преобразовании, ожидающих систему образования в целом.
Означает ли сказанное, что внутри образовательных организаций в ожидании системных изменений можно расслабиться и повременить с внедрением профессионального стандарта? Напротив, в такой ситуации, как никогда, требуется встречное движение снизу. Руководителям образовательных организации вместе со своими педагогическими коллективами предстоит внимательно проанализировать особенности своего контингента учащихся, реализуемые образовательные программы с тем, чтобы выявить свои ключевые дефициты и сформулировать адресный заказ на подготовку и переподготовку кадров в соответствии с теми образовательными задачами, которые ставит перед собой данная образовательная организация. Для этого, как минимум, необходимо внимательно вчитаться в пункт 4.3.
Только после этого имеет смысл обращаться ко второй фундаментальной проблеме: формированию командного стиля образовательной организации.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 242.