Будучи сперва капелланом при Нитхарде, впоследствии он был наделён им должностью начальника школ; занимаясь ими, он весьма деятельно осуществлял обучение как нравам, так и наукам, гораздо больше предпочитая тех, которые стояли за сами нравы, хотя и менее начитанных, чем тех, у кого, как это в большинстве случаев бывает, знание наук породило неразумие суетной славы. Исполняя в отношении тех, кто приходил из разных земных пределов, то, что записано: «Испытывайте духов, от Бога ли они» 147, он по большей части затруднял доступ к себе. Если же он узнавал, что те действительно пришли ради учения, то охотно их принимал и до тех пор, пока те желали остаться, порой жаловал им одежду. Одни, наставленные в науках, нравах и вере, уходили, другие, напротив, приходили учиться. Можно было видеть, как они, словно пчёлы из разных ульев, слетаются к этому цветоносному дереву, чтобы отнести оттуда что-нибудь в свои ячейки, откуда можно было бы влить в пересохшие соты нектар источающей мёд влаги. Точно так же из знакомых и незнакомых стран к этому мужу, дышащему благоуханием Христовым, отовсюду стекались толпы пытливых мужей, и он, словно второй Соломон, приглашал такого рода благочестивых людей посмотреть на себя и с вожделением себя послушать.
И, когда многие по примеру царицы Южной, принёсшей в Иерусалим самое дорогое 148, дабы не оказаться в стороне, приносили ему, своему Соломону, добровольные дары, тот старался так отряхивать свои руки от всякого дара, как сборщики долгов обычно, напротив того, вымогают долги вместе с процентами, сохраняя в сердце и произнося устами евангельское слово: «Даром получили, даром давайте» 149. И ещё одно: «Блаженнее давать, нежели принимать» 150. Нет нужды расхваливать в нём щедрость, ибо он был так внимателен к чужеземцам и странникам, что казалось, не отвешивал им средства, но черпал их из глубокой бездны, не без изумления со стороны завистников, раздражённых тем, что он, не особенно могущественный, превосходит добродетелью и славой более знатных и богатых людей. Что много говорить? Наряду с трудами по службе в школе он при епископе Балдрике не по своей воле был возведён в должность декана 151, и постарался проявить себя в ней таким умеренным, что с подданными был добр, а против гордых и сильных прямо стоял на вершине добродетели с оружием правосудия. Потому и вышло, что он не побоялся обличить в письме настоятеля Иоанна 152, ранее связанного с ним узами тесной дружбы, поскольку тот из-за пустого титула настоятеля не принимал никаких мер против греха гордыни и присвоил себе в устроении по своему произволу церковных дел тираническую власть, всегда осуждаемую религией. Весьма кстати будет включить в настоящее сочинение [это письмо], как весьма пригодное для сокрушения строптивости дурных настоятелей. Однако, если кто-то рассердится на меня за это, то он сам же засвидетельствует о себе, что он – дурной человек. Итак, он написал упомянутому Иоанну, отправив ему недавно послание от управления школьным заведением, следующим образом.
Текст переведен по изданию: Herigeri et Anselmi gesta episcoporum Tungrensium, Traiectensium et Leodiensium. MGH, SS. Bd. VII. Hannover. 1846
Комментарии
1. См. письмо Ансельма к Анно и I, 28. – Прим. изд.
2. Т.е. в монастыре св. Цецилии в Кёльне.
3. Бруно (р. ок. 925 г. ум. 965 г. 11 окт.) – 3-й сын короля Генриха I Птицелова и Матильды, брат Оттона I Великого; архиепископ Кёльнский и герцог Лотарингии в 953 – 965 гг.
4. Вероятно, нынешний Дортмунд.
5. В 661 г.
6. Хильдерик II – король Австразии в 662 – 675 гг. и всего франкского королевства в 673 – 675 гг.
7. Годуина, если вообще можно что-то установить в столь ненадёжных делах. – Прим. изд.
8. Фарамунда.
9. Токсандрия – историческая область в севером Брабанте, между реками Маас, Диль и Шельда.
10. Евр., 4, 12.
11. Исайя, 60, 13.
12. Матфей, 13, 8.
13. В MGH этот абзац записан следующим образом: «В таких добродетельных свершениях он достиг славного мученичества, когда как победитель обрёл начало жизни и конец смерти».
14. В MGH: «Некоторые из близких святого Ламберта убили без его ведома двух братьев из числа осквернителей и захватчиков церковных имуществ, и Додо, их близкий родственник, весьма могущественный в то время в королевском дворце, решил, что отомстить за это надо не иначе, как самому епископу». Следующие три абзаца в MGH отсутствуют.
15. Пипин II Геристальский (ум. 714 г. 16 дек.) – мажордом Австразии в 680 – 714 гг., мажордом Нейстрии и всего Франкского королевства в 688 – 695 гг.
16. А. добавляет на полях: «Ищи в другой книге».
17. Т.е. её с Пипином.
18. То, что автор не вполне точно передал слова Регино, который записал, что Аквилейский собор состоялся в 698 году, во времена папы Вигилия, отметил уже Suyskens в примечании к св. Ламберту в AA. SS. Sept. V, 541. – Прим. изд.
19. Ср. то, что говорит об этом Хирш в комментарии к Сигиберту из Жамблу, стр. 298. – Прим. изд.
20. Пильгрим (ум. 1036 г. 25 июня) – архиепископ Кёльнский в 1021 – 1036 гг.
21. Теодуин (Дитвин) (ум. 1075 г. 23 июня) – епископ Льежа в 1048 – 1075 гг.
22. Сирах, 17, 31.
23. Ср. Иов, 40, 10 и 21.
24. См. «Житие св. Губерта», написанное современным автором, у Сурия, VI, 45. – Прим. изд.
25. В 13-й год своего пребывания в должности епископа. См. «Житие св. Губерта». – Прим. изд.
26. В 727 г.
27. Людовик I Благочестивый (р. 778 г. ум. 840 г. 20 июня) – король Аквитании с 781 г. Король франков и император в 814 – 840 гг.
28. В 825 г. Ср. Сурий, VI, 56. – Прим. изд.
29. Ср. историю монастыря св. Губерта в Андагине у Мартена и Дюранда в coll. ampl. IV, 918. – Прим. изд.
30. Об этом свидетельствует автор «Жития св. Губерта», современный Флореберту; Сурий, указ. соч., стр. 52. – Прим. изд.
31. В 746 г.
32. См. Act. SS. April. III, 377. – Прим. изд.
33. Ок. 747 – 765 гг. – Фульхерию, епископу Тонгернскому, направил ок. 751 г. послание папа Захарий. – Прим. изд.
34. В 765 – 784 гг.
35. Карл Великий (р. 742 г. 2 апр. ум. 814 г. 28 янв.) – король франков в 768 – 814 гг.; император с 800 г.
36. Ср. Лаубиенские и Льежские анналы, под 774 г.; но большего доверия, кажется, заслуживают Занг. анналы, которые говорят, что этот король умер в Корвее. – Прим. изд.
37. Дезидерий – король лангобардов в 757 – 774 гг.
38. В 784 – 809 гг. – Некоторые, написанные им письма, издали Мартен и Дюранд (collect. VII, 16). – Прим. изд.
39. В 809 – 836 гг.
40. Ср. историю монастыря св. Губерта в Андагине (гл. 5). То, что 19 апреля 831 г. Валькауд был ещё жив, свидетельствуют письма Людовика Благочестивого, написанные им в этот день (у Шаповиля, I, 154). – Прим. изд.
41. В 836 – 840 гг. У Ансельма – Eirardus.
42. В 841 – 855 гг.
43. То, что автор в дальнейшем несколько вольно следует Регино, явствует не из его слов, но из самих описываемых событий. Тот же Регино свидетельствует, что в 881 году норманны во главе с Готфридом сожгли город Льеж, замок Маастрихт и город Тонгерн. Ср. также Фолькуин, Деяния аббатов Лобских, гл. 16. – Прим. изд.
44. Лотарь II (р. 835 г. ум. 869 г. 8 авг.) – король Лотарингии в 855 – 869 гг.
45. То, что среди них был и Франко, то ли отпугивает автора, то ли намеренно скрыто им молчанием. Франко участвовал в Ахенском и Мецком соборах 860 и 862 гг., как то свидетельствуют акты этих соборов и послание 45 папы Николая I; Mansi XV, 311; 547; 611. Ср. также Хинкмар, 869 г., где Франко назван епископом св. Ламберта. Впоследствии он жил при дворе Карла Лысого; Хинкмар и Регино, под 869 и 876 гг. – Прим. изд.
46. Николай I (ум. 867 г. 13 нояб.) – римский папа с 24 апр. 858 г. по 13 нояб. 867 г.
47. Были присланы епископы Родоальд из Порто и Иоанн из Червии, а затем – Арсений, епископ Орте, апокрисиарий папы. – Прим. изд.
48. Гунтер (ум. 871 г.) – архиепископ Кёльнский в 850 – 863 гг.
49. Титгауд (ум. 868 г.) – архиепископ Трирский в 847 – 868 гг.
50. Этого нельзя прочесть у Регино. По-видимому, взято из защиты, которую Лотарь направил в Рим (ср. Хинкмар, под 864 г.). – Прим. изд.
51. Титгауд Трирский умер в 867 г., а Гунтер Кёльнский в июле 869 г. отрёкся от должности епископа, согласно Бертинским анналам. В этом же году умер и Лотарь. – Прим. изд.
52. В 889 г. (Лобские анналы, Фолькуин, Деяния аббатов Лобских). Дарственную грамоту короля Арнульфа от 15 ноября 889 г., данную во Франкфурте, см. ap. Miraeum I. 650. О том, что вплоть до времён Нотгера льежские епископы управляли Лобским аббатством и что монахи воспринимали это с досадой, см. в деяниях аббатов Жамблу (Dachery II, 762). Ср. также продолжение деяний Лобских аббатов (там же, стр. 743). – Прим. изд.
53. О том, что пожаловали другие короли – Карл Толстый, Карл Простоватый, Цвентибольд, см. в их документах от 884, 894 и 898 гг., приведённых у Шаповиля (I, 160 и сл.). – Прим. изд.
54. Исайя, 1, 25.
55. Он умер 9 января 901 г.
56. Шаповиль приводит из льежской книги поминовений следующее: «9 января – поминовение наших братьев пресвитеров [и] господина епископа Франко, который дал нам два манса в Мерхайме (Merhein)». – Прим. изд.
57. С 863 г., когда Гунтер уехал в Рим. – Прим. изд.
58. Виллиберт (ум. 889 г. 11 сент.) – архиепископ Кёльнский в 870 – 889 гг.
59. Готшалком; см. Act. Sanct. Septembr. t. V. Hist. litt. Franc. tom. VI, 168. – Прим. изд.
60. Герман I Благочестивый (ум. 924 г. 11 апр.) – архиепископ Кёльнский в 889 – 924 гг.
61. Ср. Цицерон, Тускуланские беседы, V, 38.
62. Вернее, шёл 14-й год правления короля Генриха I Птицелова. – Прим. изд.
63. Он был аббатом монастыря св. Михаила в Верденском округе (Верденская хроника св. Михаила, Mon. IV, 81). То, что он приобрёл для церкви в результате пожалования королей Людовика Дитя и Карла Простоватого в 908 и 915 гг., см. у Шаповиля, I, 167. В грамоте Карла Простоватого он назван «нашим родичем». – Прим. изд.
64. Роберт I (ум. 917 г. 2 или 3 янв.) – епископ Меца в 883 – 917 гг.
65. 19 мая 920 г.
66. О борьбе между епископами Рихарием и Хильдуином наш автор умалчивает. См. анналы Флодоарда, под 920 г. и сл.; Фолькуин, Деяния аббатов Лобских, гл. 19. – Прим. изд.
67. В мае месяце, в день св. Максимина, как свидетельствует Эгидий. – Прим. изд.
68. Он умер 23 июля 945 г. Ср. Эгидий и libr. mort. Foullon I, 167. – Прим. изд.
69. Гуго, по свидетельству Флодоарда, Продолжателя Регино и Фолькуина, был аббатом св. Максимина (в Трире). Он умер 24 января (947 г.), согласно libr. mort. Leod. Chapeav. I, 174 и Foullon I, 169, или 11 апреля, согласно Эгидию. – Прим. Изд.
70. Он участвовал в соборе в Ингельхайме в 948 г. – Прим. изд.
71. Умершего 28 августа 953 г., согласно Эгидию. – Прим. изд.
72. Лиутпранд, Антаподосис, III, 42 и 52. – Прим. изд.
73. На Рождество Господне, согласно Фолькуину (гл. 23); ср. Руотгер, Житие Бруно, гл. 38. – Прим. изд.
74. О них см. Фолькуин, гл. 28. – Прим. изд.
75. Племяннику Ренье III, графа Геннегау. В Лобских анналах (Mon. II, 210) можно прочесть: «Он похитил Льежское епископство». – Прим. изд.
76. О том, какие книги Ратерия были известны льежцам см. у Фолькуина (гл. 20 и 24) и у Эгидия (Шаповиль, I, 177). Там же на стр. 179 сказано и лобском кодексе Ратерия. – Прим. изд.
77. 20 апреля, как указывает льежский некролог у Шаповиля (I, 187), или 18 октября, согласно Эгидию. – Прим. изд.
78. Бруно (р. ок. 925 г. ум. 965 г. 11 окт.) – 3-й сын Генриха I и Матильды; архиепископ Кёльнский в 954 – 965 гг. и герцог Лотарингии.
79. Автор следует здесь Руотгеру (Житие Бруно, гл. 38). – Прим. изд.
80. Оттон I Великий (р. 912 г. 23 нояб. ум. 973 г. 7 мая) – сын Генриха I Птицелова и Матильды; король Германии в 936 – 973 гг., император с 962 г.
81. Происходивший из славного саксонского рода, как сообщает Райнер в «Житии Эбрахара», гл. 1 (Pez thesaur. anecd. nov. IV, 3, p. 157. – Прим. изд.
82. То, что это славное льежское образование проявилось уже в Эбрахаре, подтверждают его письма к Ратерию (Шаповиль, I, 190 из лобского кодекса, Opp. Ratherii ed. Ballerini p. 569. Ср. Житие Балдрика II, епископа Льежского, Mon. SS. IV, 731. – Прим. изд.
83. Boemer regest. imperat. p. 19. – Прим. изд.
84. 22 декабря 968 г.
85. Вергилий, Георгики I, 459 и Энеида, IV, 6.
86. Публемон. Bouille histoire de Liege I, 65. – Прим. изд.
87. Ср. Житие Балдрика II, епископа Льежского, гл. 12. Mon. SS. IV, 731. – Прим. изд.
88. Из-за выздоровления благодаря заслугам св. Мартина Турского, как говорит Эгидий, который включил в хронику написанную Эбрахаром книгу об этом чуде. Шаповиль, I, 194. То, что эта книга является фальшивкой, доказал Фуллон (I, 188). Ср. грамоты льежских каноников от 963 г. (так следует исправить на основании прочих хронологических заметок), Martene coll. I, 320.
89. Он умер 27 октября 971 г., как указано в некрологе из Ставло, в Лобских анналах, а также у Райнера и Эгидия; в Льежском некрологе, однако, говорится о 28 октября. – Прим. изд.
90. Он был поставлен в Бонне 23 апреля (на отдание Пасхи) архиепископом Кёльнским Геро. См. Лобские анналы. – Прим. изд.
91. Он был настоятелем в аббатстве Санкт-Галлен. См. Хильдесх. анн., 1008 г. – Прим. изд.
92. Похвалы в адрес Нотгера см. у Фулькиния (гл. 29); последующие авторы заключили их следующими стихами, которые можно прочесть у Эгидия:
«Льеж, законом привязывающий к себе наряду с прелатами законы,
Ты обязан Христу за Нотгера, а Нотгеру – за всё остальное».
Ср. также письмо Гоцехина. Mabill. anal. vet. 444. Histoire litt. de France VII, 208. Каково было положение Льежской церкви незадолго до смерти Нотгера, видно из грамоты Генриха II, записанной в 1006 г. (Шаповиль, I, 212). См. там же другую грамоту, данную Нотгеру, и Fisen hist. Leod. I, 168 sqq. – Прим. изд.
93. Они, как сообщает Эгидий, были посвящены Пресвятой Марии, святому апостолу Иоанну и святым Козьме и Дамиану. – Прим. изд.
94. Которое произошло не ранее 987 г., когда замок был осаждён войском императрицы Феофано. Ср. Wilmans Otto III, 46. О том, каким образом замок был взят, см. «Хронику монастыря св. Лаврентия в Льеже», «Житие Нотгера», гл. 6. – Прим. изд.
95. В 997 г. Оттон III сделал Нотгеру некие пожалования, «а именно, в вознаграждение за службу, оказанную моему деду, отцу и мне, и преданность, которую я всегда находил в нём более, чем во всех прочих, при исполнении моей воли и правосудия» (слова Оттона III в документе от 997 г.; Шаповиль, I, 210). «Усерднейшим и вернейшим исполнителем нашей воли» он назван в другой грамоте Оттона III там же. См. также послания Герберта к Нотгеру 30, 39, 42, 49, 66, 67. – Прим. изд.
96. Оттон III (р. 980 г. ум. 1002 г. 24 янв.) – сын Оттона II и Феофано; король Германии и император в 983 – 1002 гг.
97. Т.е. резиденцию в Ахене.
98. Гораций, Сатиры, I, 2, 90.
99. В Публемоне, между общинами св. Петра и св. Мартина. Fisen histor. Leod. I, 150. – Прим. изд.
100. О монастыре св. Иоанна на Острове, недавно построенном перед городом, можно прочесть в грамоте Оттона III, данной 9 апреля 997 г. (Шаповиль, I, 210). – Прим. изд.
101. В 989 г. он, например, ходил в Рим. Лауб. анн. Mon. IV. Ср. Житие св. Адальберта, гл. 22, там же. – Прим. изд.
102. Гунтер Мейсенский (ум. 1025 г. 1 нояб.) – сын Эккехарда I, маркграфа Мейсена, архиепископ Зальцбурга в 1024 – 1025 гг.
103. Рутхард II – епископ Камбре в 976? – 995 гг. – Хроника Камбре, I, 101. – Прим. изд.
104. Эрлвин – епископ Камбре в 995 – 1012 гг. До этого был льежским архидьяконом. – Хроника Камбре, I, 110. – Прим. изд.
105. Хеймо (ум. 1024 г. 21 апр.) – епископ Вердена в 990 – 1024 гг.
106. Адельбольд II – епископ Утрехта в 1010 – 1026 гг.
107. Несомненно незадолго до переговоров на Маасе, которые были оговорены императором и королём Робертом в 1006 г.; см. об этом грамоту Mabillon. annal. ord. S. Benedicti IV, 185. Ср. Танкмар, «Житие св. Бернварда», гл. 41, Руперт, «Хроника монастыря св. Лаврентия в Льеже», «Житие Нотгера», гл. 10. – Прим. изд.
108. Роберт II Благочестивый (р. 971 г. 27 марта. ум. 1031 г. 20 июля) – сын Гуго Капета; король Франции в 996 – 1031 гг.
109. Генрих II Святой (р. 973 г. 6 мая. ум. 1024 г. 13 июля) – сын Генриха II Сварливого; герцог Баварии с 995 г.; король в 1002 – 1024 гг.; император с 14 февр. 1014 г.
110. Он умер 10 апреля 1008 г.
111. До этого – видам Регенсбурга (Хильдесх. анн., 1008 г.), он был братом Гизельберта, графа Лоона, как сам свидетельствует в письмах, написанных о церкви св. Иакова в 1016 г. Mart. и Durand coll. II, 377. – Прим. изд.
112. Некоторые пожалования императора Генриха II, сделанные в 1008 г., см. Шаповиль, I, 224; 225. – Прим. изд.
113. Паннерден – селение в Гельдерланде, на р. Рейн, к западу от г. Эммерих-на-Рейне.
114. Графа Лоона.
115. Герхард I.
116. Ср. Хронику Камбре и Артуа, III, 13, и письма Арнульфа, архиепископа Реймсского, от 1012 г. ap. Fisen I, 171. – Прим. изд.
117. Жамблусское дополнение к Сигиберту, Mon. VI. – Прим. изд.
118. «Церковь в Льерсе, возле Льежа, и церковь Пресвятой Марии в Ровере», как указывает Эгидий. – Прим. изд.
119. Хериберт (ум. 1021 г. 16 марта) – архиепископ Кёльнский в 999 – 1021 гг. из рода Конрадинов.
120. 28 октября 1015 г.
121. Св. Варфоломея. «Хроника монастыря св. Лаврентия в Льеже», «Житие Балдрика», гл. 2. – Прим. изд.
122. Он умер 29 июля 1018 г.
123. Влардинген – город на юго-западу Нидерландов, чуть западнее Роттердама. Ср. Альберт, Две книги о различии времён, II, 21; Титмар, VIII, 13. 29 июля указано в качестве дня его смерти в некрологе манускрипта Ставло и у Эгидия. – Прим. изд.
124. Матфей, 7, 14.
125. 1 Кор., 9, 27.
126. От времени Вальбодо мы располагаем одним документом императора Генриха II, а именно, писанным в Кёльне 18 февраля 1020 г.; Boehmer regest. p. 61. Рейнер (Житие Вальбодо, гл. 8) пишет, что всё это произошло в Кёльне на Рождество Христово, против чего, однако, возражают Хильдесх. анналы, которые сообщают, в каких местах император праздновал в те времена Рождество Господне. – Прим. изд.
127. Ср. Притчи, 21, 1.
128. «Он пробыл в должности епископа тридцать месяцев», как то можно прочесть в кратчайшем житии Вальбодо, написанном по латыни, по-французски и по-немецки; латинский текст издал по кодексу св. Лаврентия Шаповиль (I, 256). – Прим. изд.
129. 2 апреля 1021 г.
130. 21 апреля 1021 г., как сообщают некролог из Ставло, льежский некролог и Эгидий. – Прим. изд.
131. Имеется следующая, начертанная золотыми буквами эпитафия:
Великая слава плоти, но ещё большая благодать нравов
Ставит тебя на должность и на престол епископа.
И богач, и бедняк знают, что ты к каждому был милостив,
К первым от тебя приходило спасение, ко вторым – пища.
Здесь эти мощи помогают ныне нам всем,
Здесь мы почитаем несущую спасение гробницу.
Она приводится и у Рейнера в сочинении о церковных писателях (I, 3. Pez thes. anecd. IV, 3), и у Эгидия. Молан заметил в Natal. sanctor. Belgii, что обнаружил кончину славнейшего епископа отмеченной в более чем 30 мартирологах. – Прим. изд.
132. Кроме Рейнера и Эгидия, о чудесах Вальбодо написал после 1454 г. некий аноним. Act. SS. April. II, 862. О гробнице Вальбодо, открытой в 1656 г., см. там же. Моление к Вальбодо в стихах издал на основании кодекса св. Лаврентия Шаповиль (I, 257). – Прим. изд.
133. О Дуранде см. «Хронику монастыря св. Лаврентия в Льеже» и Рейнера (Житие Вальбодо, гл. 17 – 19). Act. SS. April. II, 861, где мы читаем, что он не избежал дурной славы у потомков. Ср. также Ансельм, гл. 29. – Прим. изд.
134. Он умер 14 января, согласно некрологу Ставло, или 23 января, как указывает Эгидий на основании Льежского некролога; а то, что этот день следует связывать с 1025 г., как можно прочесть в Льежских анналах, а не с 1024 г., отмеченным в Лауб. анналах, указывает грамота Конрада II, данная епископу Дуранду по поводу имуществ церкви 2 октября 1024 г. в городе Льеже. – Прим. изд.
135. Вот какие стихи, написанные на гробнице Стефаном, аббатом монастыря св. Лаврентия, сохранил Эгидий:
Здесь лежит Дуранд, который чуть более трёх лет
Славно управлял Тонгернской кафедрой.
Родившись в доме с бедным достатком, он, славный
Талантом, вознёсся до высшей знати.
И разве не сказкой на театральных подмостках мира было то,
Что он как слуг использовал тех, кто достался ему в господа?
Седьмой день шёл в круге Водолея,
Когда [этот] старец печально сказал «Прощай» [мирским] делам.
По-видимому, Стефан весьма туманно намекает на какой-то другой день смерти. – Прим. изд.
136. Получив епископство посредством симонии, если следовать «Хронике монастыря св. Лаврентия в Льеже». – Прим. изд.
137. Вергилий, Буколики, Эклога I, 3.
138. Автор «Хроники монастыря св. Лаврентия в Льеже» утверждает, что их было 1200. – Прим. изд.
139. Т.е. Стефане. Он умер в 1061 г.; ср. «Хронику монастыря св. Лаврентия в Льеже». – Прим. изд.
140. В 1034 году Господнем, во второй индикт, в 10-й год епископства Рейнхарда, монастырь был освящён в присутствии Пильгрима, архиепископа Кёльнского, и Иоанна, епископа Порто, как то свидетельствует Руперт в «Хронике монастыря св. Лаврентия в Льеже». – Прим. изд.
141. То, что епископ умер в 1037 г., сообщает, помимо Лауб. и Льежских анналов, также свинцовая табличка, найденная в открытом в 1569 г. погребении Рейнхарда, на которой по свидетельству Физена (Льежская история, I, 180) можно было прочесть такие слова: «Я, Рейнхард, епископ Льежский, ушёл из жизни в 1038 году от воплощения Господнего, в пятый индикт, 5 декабря, и погребён в базилике святого Лаврентия, которую построил при помощи Божьей». О понимании пятого индикта как 1037 г., см. ниже, гл. 49. – Прим. изд.
142. Имеется две надгробные надписи; одну из них – в приведённых ниже стихах – сохранил автор «Хроники монастыря св. Лаврентия в Льеже»:
«Показателем ему служит сей дом и всё его это убранство,
И не меньшим показателем – почитание в должности епископа.
Исполняя [эту должность], он был взят [на небо] 5 декабря,
И для него одинаковым было и вступление [в неё], и выход [из неё].
В 1036 году Господнем умер господин Рейнхард, достопочтенный епископ Льежский». Вторую надпись – аббата Эверлина – приводят, помимо этого автора, также Рейнер и Эгидий:
Краса и гордость церкви, о епископ, и зерцало мудрости,
Ты, Рейнхард, лежишь здесь, и плоть твоя – уже прах.
Поскольку ты досыта кормил нас сдобным и сладким хлебом,
Пусть небесные пастбища воздадут тебе во сто крат.
Из мрака мира тебя похитил пятый день декабря,
И пусть сияет тебе в месте упокоения светило справедливости. Аминь.
143. В других местах – Ницо или Нито, племянник Рейнхарда, в грамоте которого по поводу основания можно прочесть следующее: «Ницо, казначей кафедральной церкви из моего рода». Mabill. annal. IV, 442. – Прим. изд.
144. 16 августа 1041 г. – «В 1042 году от воплощения Господнего, в 10-й индикт, 16 августа, умер Нитхард, епископ Льежский». Фуллон (I, 225) передал эту надпись со свинцовой таблички, вытащенной из гробницы в 1568 г., более точно, чем Шаповиль. С этим согласны Лауб. и Льежские анналы. 14 августа – можно прочесть в некрологе Ставло. Четыре с половиной года указывают не на 1042 г., а скорее на 1041 г., что подтверждает далее и сам Ансельм (см. гл. 50). – Прим. изд.
145. «За постоянную и верную службу, которую он неоднократно и преданно оказывал нам и нашему отцу» он в 1040 г. приобрёл у Генриха III для Льежской церкви графство Хазбанию. Ср. также выше, II, 28. Шаповиль, I, 279. – Прим. изд.
146. Германом, архиепископом Кёльнским. – Прим. изд.
147. 1 Иоанн, 4, 1.
148. Матфей, 12, 42.
149. Матфей, 10, 8.
150. Деяния, 20, 35.
151. То, что это произошло в 1017 г., видно из слов самого Ансельма в гл. 45. – Прим. изд.
152. Который получил эту должность не ранее 1021 г., как то видно из гл. 35. – Прим. изд.
153. Исайя, 5, 20.
АНСЕЛЬМ ЛЬЕЖСКИЙ
Дата: 2019-02-24, просмотров: 265.