О хромом, открыто вставшем на ноги
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Хочется рассказать в похвалу и во славу Господа и Его драгоценного мученика ещё об одном чуде, которое случилось на нашей памяти в этой церкви, где покоится его достопочтенное тело, и свидетелями коего могут стать все, кто ещё жив из тех, кто всё это видел. Один юноша, хромой с первых лет детства, ковылял на костылях в церковь и куда бы мы ни шли и на протяжении семи лет обычно с усердием относился к обязанности бить в колокола, запирать и отпирать ворота; он ежедневно кормился подаянием от милостыни братии и не знал иного, за счёт чего ему жить. Потому и вышло, что когда между братьями зашла речь о неких странниках, выдумывающих чудеса, якобы с ними случившиеся, они заявили, что вот если бы он поднялся на ноги, то они несомненно должны были бы этому поверить, так как тот, кто из-за крайней простоты ничего ещё не выдумал, гораздо раньше может быть обманут сам, нежели кого-то обмануть. Таким образом он прожил у нас семь лет, чуть более или чуть менее, и вот, однажды, поскольку он был весел и проворен в осуществлении подобного, но в остальном хром и немощен, он, торопясь встретиться с братьями за столом, отправился запереть крипту, в которой находится гробница святого мученика. Он добрался до двери с левой стороны и, когда, опёршись на неё верхней частью тела, пытался задвинуть засов, почувствовал, что сухожилия понемногу растягиваются, голени отстают от бёдер, так что он поверил, что, если может такое, то будет в состоянии подняться уже не с помощью рук, но встать прямо всем телом. Юноша по простоте своей был ошеломлён и изумлён столь новой для себя возможностью ходить прямо и, не в силах понять, из-за чего это с ним случилось, то ли от страха, то ли от стыдливости, никому не открыл этого дела; и он напрасно ходил какое-то время на костылях, ещё более немощный и убогий ныне, чем ранее, когда на самом деле был таковым. Наконец, подозвав к себе по секрету одного из матрикуляриев, он показал ему, что может благодаря милости Божьей. Тот сперва бежал от страха из-за небывалого дела, но затем, собравшись с силами, вернулся и, расспросив о времени и обстоятельствах исцеления, узнал об этом из его смиренного рассказа и сообщил нам, и тот с тех пор, оставив костыли перед могилой мученика в доказательство чуда, научился делать шаги, опираясь на палку. Мы видели его сперва разбитым параличом, а затем вставшим на ноги, видели, как он затем прожил несколько лет, и храним костыли в доказательство чуда. Мы говорим это не потому, что хотим умалить ежедневные благодеяния Божьи, совершаемые в отношении нас ради заслуг святого мученика, которых столько и которые таковы, что человеческий разум едва ли в силах их все объять, но чтобы пойти навстречу тем, кто обычно удивляется новому и небывалому, и чтобы, упоминая о необычном, побудить любопытных к ежедневному поиску.

Молитва к святому Ламберту.

А теперь наша речь обратится к тебе, славный мученик Христов, и я заклинаю тебя: не отвергай просьб малых слуг [твоих].

Ты поил сердца предков из евангельского источника и вместе с тем оросил землю драгоценной кровью. Душа обрела небеса, а земля хранит прах, и мы почитаем его, ибо мы – земля и пепел 22, дабы ты устранил своей молитвой грехи малых слуг [твоих], которые превосходят песок по числу и по тяжести. Во имя твоей крови, посредством которой ты, пастырь, основал эту церковь и из малой сделал её почти равной великим, мы молим тебя ещё более оберегать молитвами то, что ты взрастил. Мы не просим обогащения от доходов с имений; то было в обычае одарённых предков – обогащать общину благодаря знакомству с могущественными людьми. Нам, малым слугам, достаточно того, чтобы и дальше следовать по стопам таких людей под твоим руководством, о отец, покровитель и милый епископ. Ни одной из твоих овец не дай подцепить заразу греха, но, даже если та поражена какой-либо смертельно опасной паршой, позволь ей вновь стать достойной твоей овчарни посредством слёз покаяния. Изгони прежде всего спесивую гордыню с её завистливой дочкой. Да уйдут гнев и ненависть, и да не будет в сердцах братии места для раздоров. Да будут укрощены твоим заступничеством все внешние битвы и внутренние распри. Да уйдёт вместе с ненасытным обжорством постыдное пьянство, да истребят друг друга драчливость, невоздержанность и алчность, и да уйдёт сладострастие, несущее тысячу несчастий для душ. Просим тебя: добейся своей молитвой у Бога истинного смирения и милости терпения для тех, кто тебе служит. Пусть непритворная любовь царит в нас наряду с братским согласием, внутренний мир смеётся над внешними войнами, воздержанность в пище присутствует вместе с истинной трезвостью, а плоть с Божьей помощью сдерживается законами целомудрия. Вместо домогательств земного пусть придёт стремление к небесному, а вместо любви к преходящему миру пусть никогда не утихает страх перед Судом; отврати меч зримого грабителя, но главное – подави врагов незримых. Ибо первые забирают лишь внешнее и не совершают ничего более, а вторые губят души. Страстно умоляем: не дай никому из твоего стада оказаться в пасти того безжалостного Бегемота; а если он и схватит зубами кого-то из твоих, то пусть милость охватывающего кольца вырвет его из ямы челюстей 23 ради твоих заслуг. Молись за души тех, кого Господь собрал здесь в этой церкви ради тебя в прежние времена. Молись, наконец, за всех – и за тех, кто вступил на путь всякой плоти, и за нас современников, которые направляемся туда же, и за потомков следующего века, дабы в момент прибытия судьи мы все были свободны от дурной молвы. Чтобы ты смог всё это, пусть тебя поддержит перед своим сыном славная Богородица, ибо она обязана тебе и своим малым слугам вместе с тобой. И пусть благодаря вашим заслугам она позволит нам так жить ради Него, чтобы Он оказался милостив к нам в последний день Страшного Суда; и да будет ему вместе с вечным Отцом и Святым Духом хвала и слава во веки вечные. Аминь.

Уже давно мы далеко отклонились от замысла предпринятого труда; просим прощения и возвращаемся к [нашему] намерению.

О святом Губерте.

Итак, святому Ламберту наследовал достопочтенный отец Губерт, 30-й в порядке епископов.

Кто хочет подробнее ознакомиться с его жизнью, пусть обратятся к его житию, которое описано и, полное добродетелей, имеется у нас 24. Но, чтобы не казалось, что мы обошли его молчанием, скажем о нём столько, чтобы это было не в тягость тем, кто знает, и не оставило совсем в неведении тех, кто не знает.

Вместе с костями блаженного Ламберта он перенёс в Льеж епископский престол 25, который до этого находился в Маастрихте.

Он первым при содействии Бога заложил основы веры в скромном Льеже, учредив только одну церковь и украсив её по обстоятельствам постройками и прочими прикрасами.

Он дал горожанам городское право, обуздал узами дисциплины их жизнь и нравы.

Он мудро установил меру хлеба, меру вина и размер модия, который сохраняется у нас до сих пор.

Наконец, исполненный многих добродетелей, он в доброй старости отошёл к Господу 26 и получил у нас освящённое им самим место погребения в церкви, которая ныне посвящена князю апостолов.

Когда он был обретён там спустя 70 лет, когда тело было уже преображено славой будущего воскресения, то его по желанию Людовика 27, сына Карла Великого, перенесли 28 в Арденнский округ, и ему был основан там собственный монастырь из весьма обширных пожертвований, сделанных благодаря набожности верующих 29.

О святом Флореберте.

После него епископство 31-м по счёту получил Флореберт, которого, как было известно всюду, называли сыном святого предшественника 30. Если тот приходился ему родным отцом и родил его до принятия святого монашеского звания, то это ничуть не умаляет достоинство ни того, ни другого; если же они приходились друг к другу духовными отцом и сыном, то и это не создаёт никаких помех, более того, весьма полезно, если духовным сыновьям случается наследовать добрым отцам.

Его тело было помещено 31 в одной гробнице с Петром и Аудолеком, которые были убиты вместе с блаженным Ламбертом 32.

О других семи епископах.

32-м должность занимал Фульхерий 33.

33-м – Агильфрид 34, к которому Карл Великий 35 отправил в ссылку в Льеж 36 Дезидерия 37, короля Италии.

34-м ему наследовал Гербальд 38.

После него 35-м епископство получил Валькауд 39, в 4-й год правления которого, то есть в 814-м году от воплощения Господнего, Карл окончил свои дни.

Валькауду 40 наследовал Пирард 41, 36-й на престоле.

37-м [был] Гиркарий 42.

О епископе Франко.

Затем Льежем и перенесённой туда из Маастрихта епископской кафедрой владел Франко, 38-м по счёту, и около 48 лет старался там мудро править ими посреди жесточайших треволнений бурного мира.

Ибо мы читали 43, что в его время ужасный народ норманнов во главе со своим беспощадным герцогом Готфридом вторгся из заморских земель в наши пределы, и из океана в русла Рейна и отчасти Мааса внезапно устремилось такое войско, что они, оставив корабли на реках, с невероятной быстротой ног обошли эти земли тут и там и, опустошая огнём и мечом всё, что хотели, невредимые вернулись к кораблям. Поэтому не знаю, какой страх перед Божьей карой поразил души тех, кому было по сердцу отстаивать свободу с оружием в руках, так что они, не полагаясь на оружие, предпочли скорее служить, нежели пребывать в восстании. Но даже если они и затевали нечто подобное, известно, что многочисленные полчища наших часто постыдно обращали тыл перед немногими из них.

В подобное несчастье непобедимую доселе Лотарингию ввергло преступление её государя Лотаря 44, который пристойной любви законной супруги предпочёл недопустимую связь с наложницей и, о чём стыдно и говорить, достойным сожаления образом увлёк к пагубнейшему согласию со своим заблуждением самих священников 45.

Ибо те, созвав в Меце преступный собор, дали слово лживым обвинителям, дабы они обвинили королеву Титбергу в прелюбодеянии. И, в то время как та, напротив, искала возможности оправдаться, её, словно отвергнутую любовницу, признали недостойной королевского ложа, тогда как сам прелюбодей не показывал виду и, скрывая ставшее уже двойным преступление, был якобы опечален тем, что по суду епископов лишился очаровательной супруги. Когда спустя малое время состоялось незаконное расторжение законного брака, прелюбодей не утаил того, что замыслил в преступном сердце; ибо погряз в постыдном разврате с Вальдрадой.

Об этом услышали в Риме; и блаженный папа Николай 46 тут же прислал сюда посла 47, чтобы тот тщательно вызнал всю правду об этом деле. Итак, апокрисиарий господина папы пришёл и обнаружил, что всё, о чём слышали в Риме, так на самом деле и было: архиепископов Гунтера 48 Кёльнского и Титгауда 49 Трирского, которые постыдно осквернили Мецкий собор незаконным расторжением королевского брака, уличили как виновников и пособников такого зла. По требованию апостольской власти оба архиепископа вместе с королём Лотарем были вызваны в Рим. Король на основании канонических законов был обвинён в незаконном расторжении законного брака. И король заявил, что он – мирянин, и не знает канонов, но во всём подчинился решению епископов по поводу этого дела. Он не отрицает, что, лишившись жены, взял в жёны другую, потому что так требовал пыл юношеского возраста 50. Что говорить дальше? Было признано, что по закону королевой должна быть Титберга, а вторая, то есть Вальдрада, является любовницей; архиепископы же, которые дали согласие на такого рода постыдное деяние, были лишены священнического достоинства.

Но несчастные, то есть король и один из архиепископов – Гунтер, презрели апостольское распоряжение. Ибо король презрел клятвенное обещание хранить верность законной королеве, предпочитая валяться в грязи прелюбодеяния, а тот с дерзостным высокомерием посмел проводить богослужение. По этой причине они оба и примкнувшие к ним были связаны папой узами анафемы. Виновный в этом всём, он сделал народы Галлии столь несчастными, что гнев всемогущего Бога, как мы упоминали выше, позволил варварскому народу норманнов решительным образом одержать верх над нашими. Наконец, короля вместе с архиепископами постигла Божья кара. Ибо в то время как они притворно искали прощения у папы и, познав человеколюбие высшего понтифика, возвращались домой, то погибли на чужбине, в пределах Италии 51.

Говорят, что в ту пору наш епископ Франко, не снеся того, что его подданных долгое время разоряют иноземные грабители, наконец, отважно взялся за оружие ради защиты церковных имуществ и ради освобождения вдов и сирот; он неоднократно храбро сражался против врагов варваров, пока с Божьей помощью не избавил отчизну от напасти захватчиков. И, поскольку он ввиду этой необходимости часто участвовал в пролитии человеческой крови, то говорят, что он добровольно отрёкся от служения алтарю.

Он пожаловал этой нашей церкви восхитительную lustinam, приобрёл Лобское аббатство 52 и приорство в Фоссе 53.

Всемогущий Господь, как добрый отец, пожелал исправить его своим бичом и счистить 54 с него всё, что было Ему в нём неугодно. Ибо перед концом жизни он страдал от продолжительного телесного недуга, и ему, как мы верим, было возвращено здравие души, которая, подавленная многими горестями, пребывает, как мы полагаем, в небесных чертогах 55. Собор Пресвятой Марии и святого Ламберта хранит его преданные земли останки 56.

Около этого же времени Кёльнская церковь, в течение семи лет лишённая пастыря 57, когда Бог, наконец, смилостивился после того, как город и церкви святых были разорены неистовством норманнов, убийствами и пожарищами, получила в архиепископы Виллиберта 58. В его время собор святого Петра, который до сих пор там стоит, был освящён им и многими другими епископами, а накануне дня его освящения там были слышны жуткие завывания бесов, жалующихся, что их изгоняют из привычного обиталища.

Дата: 2019-02-24, просмотров: 207.