ДЕЯНИЯ ЕПИСКОПОВ ТОНГЕРНСКОЙ, МААСТРИХТСКОЙ И ЛЬЕЖСКОЙ ЦЕРКВИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

АНСЕЛЬМ ЛЬЕЖСКИЙ

ДЕЯНИЯ ЕПИСКОПОВ ТОНГЕРНСКОЙ, МААСТРИХТСКОЙ И ЛЬЕЖСКОЙ ЦЕРКВИ

GESTA EPISCOPORUM TUNGRENSIUM TRAIECTENSIUM ET LEODIENSIUM

Начинается вторая книга деяний епископов Тонгернской, Маастрихтской и Льежской церкви.

Предисловие к настоящему сочинению.

В предыдущем томе изложены деяния епископов Тонгернских, при безупречном соблюдении последовательности того, что было достойно упоминания или рассказа из деяний, совершённых 27-ю епископами упомянутого престола, первый из которых – блаженный Матерн имел на Тонгернской кафедре почти 20 преемников. Но блаженный Мунульф, который является 21-м, канонической властью убрал епископский престол из Тонгерна и установил его в Маастрихте, где в то время было более подходящее место; и епископский престол оставался в этом месте вплоть до святого Губерта. Последний пожелал из-за покровительства святого мученика Ламберта, чтобы столица епископства находилась в Льеже, общественном селении, где она и пребывает по сей день. То, что следует далее, по приказу приоров названного места вставлено в это сочинение в 1056 году от воплощения Господнего из книги другого сочиненьица, которое написал по увещеванию Иды, достопочтенной аббатисы, правившей монастырём святой девы Цецилии в Кёльне, один из каноников святого Ламберта по имени А. 1; причиной же, по которой он взял на себя этот труд, было, как он сам свидетельствует, следующее. В названном монастыре святой девы 2 покоится тело блаженного Эвергизла, который возглавлял Тонгернскую церковь 24 года; уверяют, что он был перенесён туда архиепископом Бруно 3, который, как говорят, был герцогом, из Трутмонии (Trutmonia) 4, виллы Льежского епископства, где до сих пор известна его гробница. Поскольку там не имелось никаких сведений о его жизни, то достопочтенная аббатиса Ида обратилась к упомянутому канонику Льежской церкви, весьма целомудренному мужу, ввиду душевной с ним близости, ибо она, как крёстная мать, восприняла его от святой купели, чтобы он, если в Льежской церкви есть какие-то данные об этом святом, записал их и не замедлил прислать ей. Она также часто и много расспрашивала о жизни и нравах господина Вацо, епископа нашей памяти, и подчас, слыша об этом блаженном муже нечто важное или необычайное, имела обыкновение издавать благочестивые вздохи и проливать слёзы набожного воспоминания. И он, побуждаемый, как сам говорит, этой славной назойливостью служанки Христовой, весьма смело решился взяться за этот труд, который превышал его силы. И не устыдился признаться, что первую часть этого своего сочиненьица составил из настоящих деяний 27 епископов, говоря так: «Из деяний епископов Тонгернских, которые простираются от святого Матерна до блаженного Ремакла, [я] решил сплести как бы венок из разных цветов, сорванных на прелестном цветочном лугу. Затем мы постарались присоединить к нему то, что прочли или узнали там и сям из надёжного сообщения древних о последующих [епископах], и коротко упомянули их имена наряду с немногими деяниями каждого из них вплоть до господина Вацо. Приводя те или иные важные сведения о жизни и нравах последнего, мы задержались на них чуть подольше, как ради того, чтобы потомкам не было отказано в знании о таком славном муже, если кто соизволит это прочесть, так и потому, главным образом, что я не смог отказать слезам вашей доброты; ибо ими вы обычно добиваетесь, чтобы приятнейшим образом упомянули об этом достопочтенном муже, которого вы никогда не видели в лицо, но знаете лишь понаслышке. Ими же вы смогли бы заставить нас взяться за то, что было выше [наших] сил, если бы не желание повиноваться, которое было [у нас] при Божьей помощи. Потому и вышло, что я, неопытный художник, был вынужден вами живописать прекраснейшего человека и, если я по вине скудного дарования или убогого стиля в чём-то умалил достоинства такого мужа, пусть невежество согласившегося не будет замечено ради благосклонно оказанного невесте Христовой послушания». Поскольку дело обстоит таким образом, мы также, удалив соответствующим образом главу этого сочинения, дабы можно было в полной мере соблюсти последовательность епископских деяний, начнём на этот раз с преемника святого Ремакла, то есть с блаженного Теодарда.

О святом Теодарде.

Итак, блаженный Теодард, со всем тщанием наставленный в церковных науках при блаженном Ремакле, после того как учитель добровольно уклонился от епископского звания из желания к более строгой жизни, сменил его на Тонгернской или Маастрихтской кафедре 5 28-м [по счёту]. Когда он отправился, чтобы обратиться к королевскому суду по поводу вверенных ему церковных дел и просить о помощи против захватчиков церковных имений, то в некоем лесу, что зовётся Биенвальд (Biwalt), неподалёку от города Немет, который ныне носит общепринятое название Шпейер (Spira), он был внезапно окружён со всех сторон этими грабителями своей церкви и безвинно убит там, тогда как спутники его разбежались от него кто куда. Но милость всемогущего Бога тут же показала, сколь ценен был для неё этот муж. Ибо одна девица, с набожным безрассудством взяв у госпожи пряжу, чтобы стянуть ею разбитую на куски голову мученика, сильно оскорбила эту свою госпожу тем, что не отдала ей пряжу, когда вернулась со скотом, так что та, подгоняемая гневом, набросилась на неё с кулаками и побоями. Но, когда она её била, то внезапно сама была поражена свыше ужасным ударом, а именно, слепотой. Семья тут же завопила от горя; пришли, призванные воплями домочадцев, соседи. Тщательно выяснив причину столь внезапной слепоты, они спешно бросились к телу священника; виновная была приведена туда с упованием и молитвами собравшихся и, признав свою вину, просила и добилась прощения. Она научилась искать у него милосердия, хотя незадолго перед тем недоброжелательно отнеслась к милости, оказанной его телу служанкой. Поэтому местные жители, с волнением удостоверившись по столь явному признаку в добродетелях священника, позаботились с величайшим почтением предать там земле его кости. По прошествии же времени его преемник, наш достопочтенный покровитель Ламберт, неоднократно пытался перенести к нам оттуда кости учителя. И, поскольку крестьяне сильно протестовали против этого и с оружием защищали кости своего, как они говорили, мученика, то это долго не удавалось; наконец, божественное милосердие на глазах у тех, кто там проживал, даровало своему слуге такую благодать, что те дали священнику разрешение перенести оттуда такое дорогое сокровище. Одарив каждого из них богатейшими денежными дарами, святой Ламберт оставил их и доставил мощи святого в свою церковь и с величайшим почтением похоронил их там. День его мученичества жители этой провинции по прежнему отмечают каждый год с большой торжественностью и радуются, что он, хоть и отсутствует телесно, всё же присутствует у них благодаря заслугам и чудесам, которые там часто происходят.

О святом Ламберте.

Ему наследовал наш постоянно упоминаемый достопочтенный покровитель Ламберт, 29-й по счёту. Чтобы в немногих словах сказать многое о его жизни, скажем, что блаженный Ламберт, происходя из благороднейшего в то время маастрихтского рода, с раннего возраста славно жил в святой вере и из-за заслуг выдающейся жизни был скорее похищен, чем избран для исполнения обязанностей уже названного предшественника и его благочестивого наставника. Когда он [встал] во главе епископства и в нём проявилась благодать безупречной жизни, достойная подражанию со стороны добрых людей, она стала столь ненавистна дурным нравам некоторых, что те впали однажды в такое безумие, что убили своего безвинного короля Хильдерика 6 и не побоялись согнать с епископского престола самого этого святого мужа.

О взбесившейся лошади.

Необъезженный жеребёнок тёрся как-то боком о стену этой церкви и, тут же взбесившись, спустя малое время упал и издох.

12. О некоем [юноше], который ушиб ногу о ворота его церкви и лишился её, когда та загноилась.

Один безрассудный юноша, желая овладеть некой девицей, понёсся за ней, убегавшей, как угорелый. Та долгое время изматывала преследовавшего её юношу, проворно от него убегая, а затем, не найдя другого места спасения, забежала в упомянутую церковь и тщательно закрыла ворота. Тот, стремительно её преследуя, ибо пылал любовью и страстью, изо всех сил ударил ногой в ворота этого святого. Неясно, проломил ли он ворота, но из-за подобного безрассудства столь сильно ушиб ногу, что та затем целый год болела, причём с каждым днём всё сильнее, и, наконец, загноилась и достойным сожаления образом отпала, потеряв связь с голенью. Так этот несчастный дал всем наглядное зрелище того, сколь опасно не уважать святые места.

Молитва к святому Ламберту.

А теперь наша речь обратится к тебе, славный мученик Христов, и я заклинаю тебя: не отвергай просьб малых слуг [твоих].

Ты поил сердца предков из евангельского источника и вместе с тем оросил землю драгоценной кровью. Душа обрела небеса, а земля хранит прах, и мы почитаем его, ибо мы – земля и пепел 22, дабы ты устранил своей молитвой грехи малых слуг [твоих], которые превосходят песок по числу и по тяжести. Во имя твоей крови, посредством которой ты, пастырь, основал эту церковь и из малой сделал её почти равной великим, мы молим тебя ещё более оберегать молитвами то, что ты взрастил. Мы не просим обогащения от доходов с имений; то было в обычае одарённых предков – обогащать общину благодаря знакомству с могущественными людьми. Нам, малым слугам, достаточно того, чтобы и дальше следовать по стопам таких людей под твоим руководством, о отец, покровитель и милый епископ. Ни одной из твоих овец не дай подцепить заразу греха, но, даже если та поражена какой-либо смертельно опасной паршой, позволь ей вновь стать достойной твоей овчарни посредством слёз покаяния. Изгони прежде всего спесивую гордыню с её завистливой дочкой. Да уйдут гнев и ненависть, и да не будет в сердцах братии места для раздоров. Да будут укрощены твоим заступничеством все внешние битвы и внутренние распри. Да уйдёт вместе с ненасытным обжорством постыдное пьянство, да истребят друг друга драчливость, невоздержанность и алчность, и да уйдёт сладострастие, несущее тысячу несчастий для душ. Просим тебя: добейся своей молитвой у Бога истинного смирения и милости терпения для тех, кто тебе служит. Пусть непритворная любовь царит в нас наряду с братским согласием, внутренний мир смеётся над внешними войнами, воздержанность в пище присутствует вместе с истинной трезвостью, а плоть с Божьей помощью сдерживается законами целомудрия. Вместо домогательств земного пусть придёт стремление к небесному, а вместо любви к преходящему миру пусть никогда не утихает страх перед Судом; отврати меч зримого грабителя, но главное – подави врагов незримых. Ибо первые забирают лишь внешнее и не совершают ничего более, а вторые губят души. Страстно умоляем: не дай никому из твоего стада оказаться в пасти того безжалостного Бегемота; а если он и схватит зубами кого-то из твоих, то пусть милость охватывающего кольца вырвет его из ямы челюстей 23 ради твоих заслуг. Молись за души тех, кого Господь собрал здесь в этой церкви ради тебя в прежние времена. Молись, наконец, за всех – и за тех, кто вступил на путь всякой плоти, и за нас современников, которые направляемся туда же, и за потомков следующего века, дабы в момент прибытия судьи мы все были свободны от дурной молвы. Чтобы ты смог всё это, пусть тебя поддержит перед своим сыном славная Богородица, ибо она обязана тебе и своим малым слугам вместе с тобой. И пусть благодаря вашим заслугам она позволит нам так жить ради Него, чтобы Он оказался милостив к нам в последний день Страшного Суда; и да будет ему вместе с вечным Отцом и Святым Духом хвала и слава во веки вечные. Аминь.

Уже давно мы далеко отклонились от замысла предпринятого труда; просим прощения и возвращаемся к [нашему] намерению.

О святом Губерте.

Итак, святому Ламберту наследовал достопочтенный отец Губерт, 30-й в порядке епископов.

Кто хочет подробнее ознакомиться с его жизнью, пусть обратятся к его житию, которое описано и, полное добродетелей, имеется у нас 24. Но, чтобы не казалось, что мы обошли его молчанием, скажем о нём столько, чтобы это было не в тягость тем, кто знает, и не оставило совсем в неведении тех, кто не знает.

Вместе с костями блаженного Ламберта он перенёс в Льеж епископский престол 25, который до этого находился в Маастрихте.

Он первым при содействии Бога заложил основы веры в скромном Льеже, учредив только одну церковь и украсив её по обстоятельствам постройками и прочими прикрасами.

Он дал горожанам городское право, обуздал узами дисциплины их жизнь и нравы.

Он мудро установил меру хлеба, меру вина и размер модия, который сохраняется у нас до сих пор.

Наконец, исполненный многих добродетелей, он в доброй старости отошёл к Господу 26 и получил у нас освящённое им самим место погребения в церкви, которая ныне посвящена князю апостолов.

Когда он был обретён там спустя 70 лет, когда тело было уже преображено славой будущего воскресения, то его по желанию Людовика 27, сына Карла Великого, перенесли 28 в Арденнский округ, и ему был основан там собственный монастырь из весьма обширных пожертвований, сделанных благодаря набожности верующих 29.

О святом Флореберте.

После него епископство 31-м по счёту получил Флореберт, которого, как было известно всюду, называли сыном святого предшественника 30. Если тот приходился ему родным отцом и родил его до принятия святого монашеского звания, то это ничуть не умаляет достоинство ни того, ни другого; если же они приходились друг к другу духовными отцом и сыном, то и это не создаёт никаких помех, более того, весьма полезно, если духовным сыновьям случается наследовать добрым отцам.

Его тело было помещено 31 в одной гробнице с Петром и Аудолеком, которые были убиты вместе с блаженным Ламбертом 32.

О других семи епископах.

32-м должность занимал Фульхерий 33.

33-м – Агильфрид 34, к которому Карл Великий 35 отправил в ссылку в Льеж 36 Дезидерия 37, короля Италии.

34-м ему наследовал Гербальд 38.

После него 35-м епископство получил Валькауд 39, в 4-й год правления которого, то есть в 814-м году от воплощения Господнего, Карл окончил свои дни.

Валькауду 40 наследовал Пирард 41, 36-й на престоле.

37-м [был] Гиркарий 42.

О епископе Франко.

Затем Льежем и перенесённой туда из Маастрихта епископской кафедрой владел Франко, 38-м по счёту, и около 48 лет старался там мудро править ими посреди жесточайших треволнений бурного мира.

Ибо мы читали 43, что в его время ужасный народ норманнов во главе со своим беспощадным герцогом Готфридом вторгся из заморских земель в наши пределы, и из океана в русла Рейна и отчасти Мааса внезапно устремилось такое войско, что они, оставив корабли на реках, с невероятной быстротой ног обошли эти земли тут и там и, опустошая огнём и мечом всё, что хотели, невредимые вернулись к кораблям. Поэтому не знаю, какой страх перед Божьей карой поразил души тех, кому было по сердцу отстаивать свободу с оружием в руках, так что они, не полагаясь на оружие, предпочли скорее служить, нежели пребывать в восстании. Но даже если они и затевали нечто подобное, известно, что многочисленные полчища наших часто постыдно обращали тыл перед немногими из них.

В подобное несчастье непобедимую доселе Лотарингию ввергло преступление её государя Лотаря 44, который пристойной любви законной супруги предпочёл недопустимую связь с наложницей и, о чём стыдно и говорить, достойным сожаления образом увлёк к пагубнейшему согласию со своим заблуждением самих священников 45.

Ибо те, созвав в Меце преступный собор, дали слово лживым обвинителям, дабы они обвинили королеву Титбергу в прелюбодеянии. И, в то время как та, напротив, искала возможности оправдаться, её, словно отвергнутую любовницу, признали недостойной королевского ложа, тогда как сам прелюбодей не показывал виду и, скрывая ставшее уже двойным преступление, был якобы опечален тем, что по суду епископов лишился очаровательной супруги. Когда спустя малое время состоялось незаконное расторжение законного брака, прелюбодей не утаил того, что замыслил в преступном сердце; ибо погряз в постыдном разврате с Вальдрадой.

Об этом услышали в Риме; и блаженный папа Николай 46 тут же прислал сюда посла 47, чтобы тот тщательно вызнал всю правду об этом деле. Итак, апокрисиарий господина папы пришёл и обнаружил, что всё, о чём слышали в Риме, так на самом деле и было: архиепископов Гунтера 48 Кёльнского и Титгауда 49 Трирского, которые постыдно осквернили Мецкий собор незаконным расторжением королевского брака, уличили как виновников и пособников такого зла. По требованию апостольской власти оба архиепископа вместе с королём Лотарем были вызваны в Рим. Король на основании канонических законов был обвинён в незаконном расторжении законного брака. И король заявил, что он – мирянин, и не знает канонов, но во всём подчинился решению епископов по поводу этого дела. Он не отрицает, что, лишившись жены, взял в жёны другую, потому что так требовал пыл юношеского возраста 50. Что говорить дальше? Было признано, что по закону королевой должна быть Титберга, а вторая, то есть Вальдрада, является любовницей; архиепископы же, которые дали согласие на такого рода постыдное деяние, были лишены священнического достоинства.

Но несчастные, то есть король и один из архиепископов – Гунтер, презрели апостольское распоряжение. Ибо король презрел клятвенное обещание хранить верность законной королеве, предпочитая валяться в грязи прелюбодеяния, а тот с дерзостным высокомерием посмел проводить богослужение. По этой причине они оба и примкнувшие к ним были связаны папой узами анафемы. Виновный в этом всём, он сделал народы Галлии столь несчастными, что гнев всемогущего Бога, как мы упоминали выше, позволил варварскому народу норманнов решительным образом одержать верх над нашими. Наконец, короля вместе с архиепископами постигла Божья кара. Ибо в то время как они притворно искали прощения у папы и, познав человеколюбие высшего понтифика, возвращались домой, то погибли на чужбине, в пределах Италии 51.

Говорят, что в ту пору наш епископ Франко, не снеся того, что его подданных долгое время разоряют иноземные грабители, наконец, отважно взялся за оружие ради защиты церковных имуществ и ради освобождения вдов и сирот; он неоднократно храбро сражался против врагов варваров, пока с Божьей помощью не избавил отчизну от напасти захватчиков. И, поскольку он ввиду этой необходимости часто участвовал в пролитии человеческой крови, то говорят, что он добровольно отрёкся от служения алтарю.

Он пожаловал этой нашей церкви восхитительную lustinam, приобрёл Лобское аббатство 52 и приорство в Фоссе 53.

Всемогущий Господь, как добрый отец, пожелал исправить его своим бичом и счистить 54 с него всё, что было Ему в нём неугодно. Ибо перед концом жизни он страдал от продолжительного телесного недуга, и ему, как мы верим, было возвращено здравие души, которая, подавленная многими горестями, пребывает, как мы полагаем, в небесных чертогах 55. Собор Пресвятой Марии и святого Ламберта хранит его преданные земли останки 56.

Около этого же времени Кёльнская церковь, в течение семи лет лишённая пастыря 57, когда Бог, наконец, смилостивился после того, как город и церкви святых были разорены неистовством норманнов, убийствами и пожарищами, получила в архиепископы Виллиберта 58. В его время собор святого Петра, который до сих пор там стоит, был освящён им и многими другими епископами, а накануне дня его освящения там были слышны жуткие завывания бесов, жалующихся, что их изгоняют из привычного обиталища.

Также о епископе Рихарии.

Когда он счастливо отошёл к Господу 65, упомянутый чуть ранее Рихарий из аббата Прюмского был поставлен нашим епископом 66.

Он расширил ту церковь, в которой первоначально покоился святой Губерт, и, освятив её в честь князя апостолов 67, дал ей столько поместий, что 30 братьев каноников и поныне имеют с них достаточное количество пищи и одежды.

О других четырёх епископах.

40-й по счёту, он 68 имел преемником Гуго, 41-го.

Затем после Гуго 69 42-м по счёту был поставлен Фараберт, ранее аббат Прюмский 70.

После него 71 Ратерий, родом из наших краёв, свергнутый сперва с Веронского престола 72, был призван на престол Льежского епископства, 43-м. Но и этой должностью он владел не до конца своей жизни; ибо в то время как он и письменно, и устно обличал нравы людей более резко, чем следует, и гордыня вельмож этого не стерпела, он был свергнут с нашего престола 73 и, когда ему выделили несколько небольших имений 74 епархии для поддержания жизни, уступил место Балдрику 75, 44-му по счёту. У нас имеются некоторые сочинения этого Ратерия, обильно приправленные солью, которыми он и сегодня обычно жестоко бередит души слушателей 76.

О епископе Эбрахаре.

Когда после нескольких лет управления епископством Балдрик скончался 77, то с согласия Бруно 78, архиепископа и в то же время, как говорят, герцога, в чьи обязанности тогда входило 79решение всех государственных дел, пока император Оттон I 80 был занят в других частях королевства, нашим епископом, 45-м по счёту, был поставлен Эбрахар 81, настоятель цизальпинской Вероны, которая в народе называется Бонном.

Обладая образцовой честностью нравов и замечательным знанием свободных искусств, он, уже давно полностью завершив у наших людей того времени свободное образование и освоив технику запоминания 82, позаботился учредить по монастырям школы и не считал ниже своего достоинства по очереди их посещать, передавать наставникам тексты и, если те чего-то не понимали в тексте, точно так же весьма любезно им это втолковывать, обещая хотя бы и сто раз разъяснять им то, что не столь легко доступно пониманию.

Если же ему когда-либо доводилось далеко отлучиться из города – то ли во дворец, то ли в поход, то он обычно тех наставников школ, которых оставлял, одушевлял письмами, часто шутил с ними в очаровательных стихах, так что тех, с кем не мог разделить радость лично, будучи зависим от императорских указов, он то из Италии, то из Калабрии побуждал к учению, как дорогих сыновей. И он не отступал от столь славных трудов до тех пор, пока многих из неучей не сделал вскоре образованными как в духовных, так и в светских науках.

И, поскольку незадолго до этого было упомянуто о Калабрии, неплохо было бы вспомнить и о том, что там случилось, когда он там был.

Так вот, император с далеко рассеявшимся по полям войском занимал пределы Калабрии 83, как вдруг внезапное солнечное затмение поразило всех сильнейшим страхом 84. Ибо, как я слышал, господин епископ Вацо рассказывал, что до конца дня оставалась ещё много времени, когда увидели, что солнце понемногу убывает и, хотя было ещё рано, потемнело так, словно день склонился к вечеру, и стада как будто бы на ночь устремились с пастбищ на скотный двор, а птицы – в птичники. Из-за этого наши, которые там тогда случайно были, были поражены невероятным страхом, полагая, что близится не что иное, как Судный день, и сильный отряд вооружённых бойцов, который посредством славных штурмов разрушил множество городов и покорил мечом многие мятежные народы, настолько испугался этой незнакомой сверкающим звёздам ночи, что они стали в невероятном волнении искать разные убежища как бы для сохранения жизни. Так, одни постыдно спрятались в винных сосудах, другие – в сундуках, третьи – под повозками, и каждый считал полезным для жизни, если в эту странную ночь сможет найти себе какое-либо убежище.

Мудрый епископ был поражён этим – не затмением солнца, ибо прекрасно знал о естественных причинах этого явления, но неразумным страхом столь храбрых мужей, которых, как он предполагал, враги, посреди которых они находились, совсем перестанут бояться, если услышат, что естественное явление так их напугало.

Таким образом, когда все они попрятались в своих укрытиях, довольные, [что спаслись], как они думали, от этой жалкой опасности, он, обойдя их всех, постарался укорить их в трусости и напомнить о врождённой доблести, ругая последними словами [и спрашивая], как же это, мол, они, которые произошли от таких предков, ни один из которых никогда не поддавался никаким трудностям, и которые сами привыкли часто преодолевать ещё большие трудности, смогли столь легко потерять голову от естественного затмения солнца. «О храбрейшие воины, – говорил он, – которые столько раз, глядя в лицо тысячи опасностей, добывали своему славному имени выдающиеся победы, поднимитесь, прошу вас! Поднимитесь и ничего не бойтесь, и обретите вновь силу мужества, которой вы, задремав, постыдно лишились. Постыдитесь бояться естественной смены природных явлений. Нет никакой опасности для жизни, и кровь не течёт из раны, полученной в битве с врагом. Природа лишь погрузилась в безвредную тьму, которая, как вы увидите чуть погодя, рассеется и опять возвратится свет; как бы то ни было, всё находится в безопасности».

Наконец, благодаря этим словам сердца стольких героев, взбудораженные пустым страхом, успокоились, и они спустя малое время узрели, как сияющий круг светоча Феба 85 понемногу возвращается в прежнее состояние; они увидели, как день, который, как они с замиранием сердца наблюдали чуть ранее, пропал, вновь вернулся на землю; и их страх сделался для них впоследствии предметом шуток.

Епископ же, часто терпя от своих людей, хотя многое мог им воздать, побеждал это терпением, не желая мстить за причиняемые ему обиды. Потому и вышло, что когда льежские горожане силой ворвались в его дом, и красные реки вормсского вина стекали с горы, где ныне расположена церковь святого Мартина 86, в Маас, он перенёс это невозмутимо и не старался отплатить противникам за это безрассудство.

И, хотя он был подавлен неисчислимыми тяготами и немалой скудостью в имущественном положении, так как мужи рыцарского звания лишили его приданных епископии деревень, он всё же основал у нас две церкви, одну из которых посвятил в честь святого Павла 87, а вторую – в честь святого Мартина 88, и в каждой из них поместил тридцать братьев каноников; а третью он начал, но не завершил, в честь святого Лаврентия.

Его тело после 12 лет пребывания в должности епископа было предано земле в церкви святого Мартина 89.

О епископе Нотгере.

После Эбрахара 46-м по счёту был поставлен Нотгер 90, который, хоть и был родом аламанн 91, но, весьма замечательный всяческой изысканностью нравов, старался относиться к сынам нашей церкви с отеческой любовью. Но, чтобы в немногих словах сказать многое, скажем, что он улучшил и расширил всё, что было у нас внутри и снаружи, обновил украшениями, монастырём и епископальными постройками собор Пресвятой Марии и святого Ламберта, как он есть в настоящее время, расширил город и снабдил его новыми стенами 92. Устранив множество неприятностей, он доставил этой нашей церкви множество выгод и среди прочего постарался освободить бедных льежцев от сильно укреплённой и всегда полной мятежных людей крепости Шевремон (Montis Caprarum). Насколько разорительным для Льежа было соседство с ней, могут подтвердить руины этого замка, расположенные неподалёку от города и открытые взорам всех верных. Ибо помимо естественных укреплений ввиду самого местоположения, [замок был] сложен из высоченных построек и украшен тремя церквями 93. В одной из них были поставлены для служения Богу двенадцать пресвитеров, к пользованию которых относились некоторые десятины с прилегающих деревень – частично – и, кроме того, получение доходов с некоторых полей – целиком. Хотя после разрушения этого замка 94 он, будучи епископом данного диоцеза и одним из первых советников 95 при дворе Оттона III 96, тогда ещё ребёнка, мог всё это обратить на пользу свою и своей церкви, но, дабы отвести от своего места зависть из-за содеянного, предпочёл лучше тем, что ранее относилось к упомянутому замку, почтить королевскую резиденцию 97. Потому и в часовни Пресвятой Марии, что находится в Ахене, он прибавил столько же служащих там Богу мужей, сколько там прежде насчитывалось клириков, полагая, что ему и его церкви достаточно и того, если её верным можно будет всего лишь освободиться от весьма тягостного угнетения со стороны негодных людей, от которого они до сих пор страдали и причиной которого было предоставляемое этим замком убежище.

О епископе Балдрике.

47-м по счёту должность епископа занял Балдрик, отмеченный благородством рода и нравов 111. С одной стороны, он часто в очень многих делах старался следовать по стопам славного предшественника, с другой стороны, считается, что он был блистателен в почитании церквей Божьих и ведении их дел, так что не оставил без внимания ни одной церкви, ни одного монастыря в епархии, которые бы не одарил правом пользования теми или иными полями или десятинами 112. И, хотя из-за увеличения численности братьев и прочих близких ему людей скудость наследства, подлежащего разделу на много мелких частей, могла вызвать страх у потомков, родных [ему] по крови, он всё же по большей части предпочитал делать наследниками своих имений церковь и бедных Христовых. Потому и вышло, что он пожаловал кафедральной церкви для потребностей братии город Паннерден (Pannardum) 113, свой аллод, и церковь – для обеспечения пищей 24 нищих, а затем, уговорив, призвал графа Арнульфа 114 вместе с его благороднейшей супругой Лиутгардой к тому, чтобы те, не имевшие детей, ради спасения своих душ сделали церковь своей наследницей. В его время Герхард 115, епископ церкви в Камбре, вместе со своим братом Готфридом передал Матери Божьей и святому мученику Ламберту Флоренский монастырь 116, построенный в честь святого Иоанна Крестителя и наделённый весьма значительной по своим размерам частью имений 117. А чтобы у служащих там Богу мужей всего было вдоволь, господин епископ Балдрик весьма охотно придал этому монастырю ещё две церкви от себя 118. В присутствии святого Хериберта 119, архиепископа Кёльнского, он освятил собор Пресвятой Марии и святого Ламберта, построенный его блаженным предшественником Нотгером, а на третий день 120 после этого – церковь 121, которую славный муж Готшалк, настоятель кафедральной церкви, наделил из своих аллодов, откуда 12 братьям каноникам надлежало выдавать в достаточном количестве пищу и одежду. Видя, что из-за незначительности места восьми церквей, построенных предшественниками, для канонического богослужения вполне достаточно, он счёл достойным построить также монастырь, где бы вели более строгую жизнь по уставу блаженного Бенедикта, чтобы мысли тех, кто там будет, были охвачены тем большей страстью к молитве, чем более свободны они будут от суматохи светских забот. Итак, он с твёрдой набожностью начал закладывать фундамент монастыря в честь блаженного апостола Иакова, а когда завершил и освятил в честь блаженного апостола Андрея его крипту, в которой ныне покоится его тело, то назначил для нужд служащих там Богу мужей немного имений и, когда настал его последний день, оставил прочее строение завершённым наполовину и не далее, чем до окон. Он испустил дух в тот день и в тот час 122, когда произошла битва у Влардингена (Flardenges) 123, в которой полегло огромное множество наших.

О епископе Вальбодо.

Ему наследовал муж Господень Вальбодо, 48-й по счёту. Он подрастал в церковных науках монастырской жизни в Утрехте при весьма благочестивых отцах, для которых впоследствии стал из доброго ученика ещё лучшим учителем и старался совершенствовать жизнь подданных. И, хотя он, став настоятелем, взял на себя заботу о внешних делах, он всё же в особенности твёрдо заботился о направлении внутренних дел, и, подчинив кротчайшему игу Христову прежде всего самого себя, вместе с собой как примерами, так и назиданиями побуждал к краям той узкой дороги, которая ведёт к жизни 124, также и других. Для старцев он был сыном, для юношей – братом, для отроков – отцом, то обуздывая склонный к шалостям возраст последних строгой дисциплиной, то лично наставляя их чтением святого писания; и при нём ни у кого не было возможности блуждать и как-либо уклоняться с пути святой веры.

О его кончине.

Отпраздновав, как обычно, в духовной радости пасхальные дни 129, он почувствовал, что Бог призывает его приобщиться к радостям вечной Пасхи; когда болезнь усилилась, он, не в силах более владеть отмирающими членами, укреплял дух, стремящийся к небу, пением псалмов и размышлением о законе Божьем; улёгшись на жалкую подстилку и накинув на голое тело власяницу, он молил братьев, которые его обступили, спасительнейшим побуждением, чтобы они по сему примеру учились страшиться того часа, который, как они видят, настал для него. Когда он не раз это повторил, то, повернувшись к архидьякону Иоанну, впоследствии настоятелю, и ему стал беспрерывно это вдалбливать и, не желая никого удерживать от ворот дома, где он лежал, впустил всех и явил зрелище самого себя, находящегося при смерти, чтобы каждый счёл свою плоть, которая должна обратится в прах, тем менее ценной, чем более неприглядно она отмирает в епископе, как они сами видят. Между тем, не было недостатка и в кознях того древнего дракона, который, желая по своему обыкновению выведать, не найдёт ли он в покидающей тело святой душе чего-нибудь своего, появился возлег стоп лежащего. Тот увидел его и, тут же узнав, изгнал посредством молитвы и кропления святой водой, сказав: «Никогда, о преступнейший обитатель тьмы, я с позволения Божьего не буду твоей добычей. Я верю, что не будет у меня никакой части с неправедными, но буду я наслаждаться обителью света вместе с праведными». Затем он попросил тех, кто стоял вокруг, петь в ожидании его исхода псалмы и сам вставлял в начале псалмов антифоны, а в конце – коллекты; и, чтобы он мог делать это успешнее и действеннее, он приказал смачивать водой рот и язык, пересохший из-за близкой уже смерти. Наконец, когда поднесли образ распятого Спасителя, он просил приложить его голову к Его стопам и посреди приветствий, когда он целовал его с ненасытным влечением, он отдал душу распятому Господу, чей образ обнимал телесно 130. Все, кто от чистого сердца просят у его тела, погребённого в монастыре святого мученика Лаврентия 131, находят излечение от разного рода недугов, и о действенности его заслуг перед Богом я узнал как по собственному опыту, так и от других, чья знаменитая честность и звание не позволяют усомниться в правдивости этого дела. Мы не стали включать это в настоящее сочинение отчасти потому, что спешим к другому, отчасти потому, что избегаем выносить окончательное суждение по поводу рассказа о чудесах, ещё не ставшего общеизвестным, но оставляем потомкам написать об этом честный рассказ 132.

О епископе Дуранде.

49-м был поставлен Дуранд, хотя и происходивший из низкого рода, а именно, из слуг упомянутого настоятеля Готшалка, но весьма славившийся благородством дарований. О нём рассказывают, что когда его господин хотел подать ему свою руку и, как было в обычае, принести клятву верности, он с величайшим почтением поднялся с епископского престола ему навстречу и смиренно отказался от этого действа, заявив, что скорее он, слуга, окажет подобающую службу своему господину 133.

О епископе Рейнхарде.

Когда он умер 134 и был погребён в церкви святого Лаврентия 135, ему наследовал Рейнхард 136, который, будучи товарищем по учёбе архиепископа Хериберта, мужа выдающейся святости, добился совершенства в церковных дисциплинах; поставленный им во главе пребенды (canonicae institutae) в Вероне, которую в народе чаще называют Бонном, он искусно управлял ею много лет. Он был добр с добрыми и неприветлив с имевшими дурные намерения, был кротким с бедными и весьма суровым с беззаконными богачами. В его время в этот город стекалось немалое множество изгнанников из западного края, которые, покинув родину и милые пашни 137, обращённые по их словам в пустыню грабежами и поджогами, были вынуждены просить подаяние у незнакомых народов, жалким образом таская с собой всюду своих малышей. Поскольку толпы этих ежедневно прибывавших людей были в значительной мере в тягость местным жителям, добывавшим пищу силой и хитростью из-за трудностей с покупкой хлеба, которого не могло хватить стольким людям, господин епископ обратился к нашим согражданам с отеческим увещеванием: чтобы каждый старался по мере сил оказывать милосердие к такого рода беднякам; и чтобы те, кто не может ничего пожаловать, не причиняли им тягот; человеческий ум должен быть тронут их примером, что подобные превратности могут когда-нибудь возникнуть и у них, и им, возможно, точно так же придётся просить у них хлеба. Чтобы первым подать пример того милосердия, которое он внушал народу, он принимал из них и кормил своим подаянием триста человек 138 и побуждал других к исполнению по мере сил подобных же благочестивых труд. В церкви блаженного апостола Варфоломея он к двенадцати каноникам, которые были там ранее, прибавил ещё восемь за счёт приобретённых им имуществ. Среди прочих замечательных дел, которые он совершил, он с большими затратами выстроил мост на реке Маас, обновил монастырь святого Лаврентия, наделил его имениями и велел жить по уставу тридцати монахам при том аббате, который всё ещё жив 139, а сам монастырь поручил освятить архиепископу Пильгриму 140; там же он получил после своей смерти 141 и место погребения 142.

О епископе Нитхарде.

На его место вступил Нитхард 143, пономарь кафедральной церкви, единодушно избранный духовенством и народом. Юный годами, старец нравами, он прожил в должности епископа четыре с половиной года и за столь короткое время придал нашей базилике, в которой впоследствии, скончавшись 144, получил погребение, немалое убранство 145, которое можно у нас видеть.

О епископе Вацо.

После него, согласно каноническим установлениям, был избран господин Вацо; хотя он долго и шумно возражал, его в силу навязанного ему архиепископом 146 послушания, наконец, с трудом принудили к принятию епископского посоха, хотя он и задолго до этого, не будучи епископом, благодаря рассудительности и мудрости управлял всем епископством. О том, как он это делал и какую жизнь вёл до принятия должности епископа, я расскажу в немногих словах.

Комментарии

1. См. письмо Ансельма к Анно и I, 28. – Прим. изд.

2. Т.е. в монастыре св. Цецилии в Кёльне.

3. Бруно (р. ок. 925 г. ум. 965 г. 11 окт.) – 3-й сын короля Генриха I Птицелова и Матильды, брат Оттона I Великого; архиепископ Кёльнский и герцог Лотарингии в 953 – 965 гг.

4. Вероятно, нынешний Дортмунд.

5. В 661 г.

6. Хильдерик II – король Австразии в 662 – 675 гг. и всего франкского королевства в 673 – 675 гг.

7. Годуина, если вообще можно что-то установить в столь ненадёжных делах. – Прим. изд.

8. Фарамунда.

9. Токсандрия – историческая область в севером Брабанте, между реками Маас, Диль и Шельда.

10. Евр., 4, 12.

11. Исайя, 60, 13.

12. Матфей, 13, 8.

13. В MGH этот абзац записан следующим образом: «В таких добродетельных свершениях он достиг славного мученичества, когда как победитель обрёл начало жизни и конец смерти».

14. В MGH: «Некоторые из близких святого Ламберта убили без его ведома двух братьев из числа осквернителей и захватчиков церковных имуществ, и Додо, их близкий родственник, весьма могущественный в то время в королевском дворце, решил, что отомстить за это надо не иначе, как самому епископу». Следующие три абзаца в MGH отсутствуют.

15. Пипин II Геристальский (ум. 714 г. 16 дек.) – мажордом Австразии в 680 – 714 гг., мажордом Нейстрии и всего Франкского королевства в 688 – 695 гг.

16. А. добавляет на полях: «Ищи в другой книге».

17. Т.е. её с Пипином.

18. То, что автор не вполне точно передал слова Регино, который записал, что Аквилейский собор состоялся в 698 году, во времена папы Вигилия, отметил уже Suyskens в примечании к св. Ламберту в AA. SS. Sept. V, 541. – Прим. изд.

19. Ср. то, что говорит об этом Хирш в комментарии к Сигиберту из Жамблу, стр. 298. – Прим. изд.

20. Пильгрим (ум. 1036 г. 25 июня) – архиепископ Кёльнский в 1021 – 1036 гг.

21. Теодуин (Дитвин) (ум. 1075 г. 23 июня) – епископ Льежа в 1048 – 1075 гг.

22. Сирах, 17, 31.

23. Ср. Иов, 40, 10 и 21.

24. См. «Житие св. Губерта», написанное современным автором, у Сурия, VI, 45. – Прим. изд.

25. В 13-й год своего пребывания в должности епископа. См. «Житие св. Губерта». – Прим. изд.

26. В 727 г.

27. Людовик I Благочестивый (р. 778 г. ум. 840 г. 20 июня) – король Аквитании с 781 г. Король франков и император в 814 – 840 гг.

28. В 825 г. Ср. Сурий, VI, 56. – Прим. изд.

29. Ср. историю монастыря св. Губерта в Андагине у Мартена и Дюранда в coll. ampl. IV, 918. – Прим. изд.

30. Об этом свидетельствует автор «Жития св. Губерта», современный Флореберту; Сурий, указ. соч., стр. 52. – Прим. изд.

31. В 746 г.

32. См. Act. SS. April. III, 377. – Прим. изд.

33. Ок. 747 – 765 гг. – Фульхерию, епископу Тонгернскому, направил ок. 751 г. послание папа Захарий. – Прим. изд.

34. В 765 – 784 гг.

35. Карл Великий (р. 742 г. 2 апр. ум. 814 г. 28 янв.) – король франков в 768 – 814 гг.; император с 800 г.

36. Ср. Лаубиенские и Льежские анналы, под 774 г.; но большего доверия, кажется, заслуживают Занг. анналы, которые говорят, что этот король умер в Корвее. – Прим. изд.

37. Дезидерий – король лангобардов в 757 – 774 гг.

38. В 784 – 809 гг. – Некоторые, написанные им письма, издали Мартен и Дюранд (collect. VII, 16). – Прим. изд.

39. В 809 – 836 гг.

40. Ср. историю монастыря св. Губерта в Андагине (гл. 5). То, что 19 апреля 831 г. Валькауд был ещё жив, свидетельствуют письма Людовика Благочестивого, написанные им в этот день (у Шаповиля, I, 154). – Прим. изд.

41. В 836 – 840 гг. У Ансельма – Eirardus.

42. В 841 – 855 гг.

43. То, что автор в дальнейшем несколько вольно следует Регино, явствует не из его слов, но из самих описываемых событий. Тот же Регино свидетельствует, что в 881 году норманны во главе с Готфридом сожгли город Льеж, замок Маастрихт и город Тонгерн. Ср. также Фолькуин, Деяния аббатов Лобских, гл. 16. – Прим. изд.

44. Лотарь II (р. 835 г. ум. 869 г. 8 авг.) – король Лотарингии в 855 – 869 гг.

45. То, что среди них был и Франко, то ли отпугивает автора, то ли намеренно скрыто им молчанием. Франко участвовал в Ахенском и Мецком соборах 860 и 862 гг., как то свидетельствуют акты этих соборов и послание 45 папы Николая I; Mansi XV, 311; 547; 611. Ср. также Хинкмар, 869 г., где Франко назван епископом св. Ламберта. Впоследствии он жил при дворе Карла Лысого; Хинкмар и Регино, под 869 и 876 гг. – Прим. изд.

46. Николай I (ум. 867 г. 13 нояб.) – римский папа с 24 апр. 858 г. по 13 нояб. 867 г.

47. Были присланы епископы Родоальд из Порто и Иоанн из Червии, а затем – Арсений, епископ Орте, апокрисиарий папы. – Прим. изд.

48. Гунтер (ум. 871 г.) – архиепископ Кёльнский в 850 – 863 гг.

49. Титгауд (ум. 868 г.) – архиепископ Трирский в 847 – 868 гг.

50. Этого нельзя прочесть у Регино. По-видимому, взято из защиты, которую Лотарь направил в Рим (ср. Хинкмар, под 864 г.). – Прим. изд.

51. Титгауд Трирский умер в 867 г., а Гунтер Кёльнский в июле 869 г. отрёкся от должности епископа, согласно Бертинским анналам. В этом же году умер и Лотарь. – Прим. изд.

52. В 889 г. (Лобские анналы, Фолькуин, Деяния аббатов Лобских). Дарственную грамоту короля Арнульфа от 15 ноября 889 г., данную во Франкфурте, см. ap. Miraeum I. 650. О том, что вплоть до времён Нотгера льежские епископы управляли Лобским аббатством и что монахи воспринимали это с досадой, см. в деяниях аббатов Жамблу (Dachery II, 762). Ср. также продолжение деяний Лобских аббатов (там же, стр. 743). – Прим. изд.

53. О том, что пожаловали другие короли – Карл Толстый, Карл Простоватый, Цвентибольд, см. в их документах от 884, 894 и 898 гг., приведённых у Шаповиля (I, 160 и сл.). – Прим. изд.

54. Исайя, 1, 25.

55. Он умер 9 января 901 г.

56. Шаповиль приводит из льежской книги поминовений следующее: «9 января – поминовение наших братьев пресвитеров [и] господина епископа Франко, который дал нам два манса в Мерхайме (Merhein)». – Прим. изд.

57. С 863 г., когда Гунтер уехал в Рим. – Прим. изд.

58. Виллиберт (ум. 889 г. 11 сент.) – архиепископ Кёльнский в 870 – 889 гг.

59. Готшалком; см. Act. Sanct. Septembr. t. V. Hist. litt. Franc. tom. VI, 168. – Прим. изд.

60. Герман I Благочестивый (ум. 924 г. 11 апр.) – архиепископ Кёльнский в 889 – 924 гг.

61. Ср. Цицерон, Тускуланские беседы, V, 38.

62. Вернее, шёл 14-й год правления короля Генриха I Птицелова. – Прим. изд.

63. Он был аббатом монастыря св. Михаила в Верденском округе (Верденская хроника св. Михаила, Mon. IV, 81). То, что он приобрёл для церкви в результате пожалования королей Людовика Дитя и Карла Простоватого в 908 и 915 гг., см. у Шаповиля, I, 167. В грамоте Карла Простоватого он назван «нашим родичем». – Прим. изд.

64. Роберт I (ум. 917 г. 2 или 3 янв.) – епископ Меца в 883 – 917 гг.

65. 19 мая 920 г.

66. О борьбе между епископами Рихарием и Хильдуином наш автор умалчивает. См. анналы Флодоарда, под 920 г. и сл.; Фолькуин, Деяния аббатов Лобских, гл. 19. – Прим. изд.

67. В мае месяце, в день св. Максимина, как свидетельствует Эгидий. – Прим. изд.

68. Он умер 23 июля 945 г. Ср. Эгидий и libr. mort. Foullon I, 167. – Прим. изд.

69. Гуго, по свидетельству Флодоарда, Продолжателя Регино и Фолькуина, был аббатом св. Максимина (в Трире). Он умер 24 января (947 г.), согласно libr. mort. Leod. Chapeav. I, 174 и Foullon I, 169, или 11 апреля, согласно Эгидию. – Прим. Изд.

70. Он участвовал в соборе в Ингельхайме в 948 г. – Прим. изд.

71. Умершего 28 августа 953 г., согласно Эгидию. – Прим. изд.

72. Лиутпранд, Антаподосис, III, 42 и 52. – Прим. изд.

73. На Рождество Господне, согласно Фолькуину (гл. 23); ср. Руотгер, Житие Бруно, гл. 38. – Прим. изд.

74. О них см. Фолькуин, гл. 28. – Прим. изд.

75. Племяннику Ренье III, графа Геннегау. В Лобских анналах (Mon. II, 210) можно прочесть: «Он похитил Льежское епископство». – Прим. изд.

76. О том, какие книги Ратерия были известны льежцам см. у Фолькуина (гл. 20 и 24) и у Эгидия (Шаповиль, I, 177). Там же на стр. 179 сказано и лобском кодексе Ратерия. – Прим. изд.

77. 20 апреля, как указывает льежский некролог у Шаповиля (I, 187), или 18 октября, согласно Эгидию. – Прим. изд.

78. Бруно (р. ок. 925 г. ум. 965 г. 11 окт.) – 3-й сын Генриха I и Матильды; архиепископ Кёльнский в 954 – 965 гг. и герцог Лотарингии.

79. Автор следует здесь Руотгеру (Житие Бруно, гл. 38). – Прим. изд.

80. Оттон I Великий (р. 912 г. 23 нояб. ум. 973 г. 7 мая) – сын Генриха I Птицелова и Матильды; король Германии в 936 – 973 гг., император с 962 г.

81. Происходивший из славного саксонского рода, как сообщает Райнер в «Житии Эбрахара», гл. 1 (Pez thesaur. anecd. nov. IV, 3, p. 157. – Прим. изд.

82. То, что это славное льежское образование проявилось уже в Эбрахаре, подтверждают его письма к Ратерию (Шаповиль, I, 190 из лобского кодекса, Opp. Ratherii ed. Ballerini p. 569. Ср. Житие Балдрика II, епископа Льежского, Mon. SS. IV, 731. – Прим. изд.

83. Boemer regest. imperat. p. 19. – Прим. изд.

84. 22 декабря 968 г.

85. Вергилий, Георгики I, 459 и Энеида, IV, 6.

86. Публемон. Bouille histoire de Liege I, 65. – Прим. изд.

87. Ср. Житие Балдрика II, епископа Льежского, гл. 12. Mon. SS. IV, 731. – Прим. изд.

88. Из-за выздоровления благодаря заслугам св. Мартина Турского, как говорит Эгидий, который включил в хронику написанную Эбрахаром книгу об этом чуде. Шаповиль, I, 194. То, что эта книга является фальшивкой, доказал Фуллон (I, 188). Ср. грамоты льежских каноников от 963 г. (так следует исправить на основании прочих хронологических заметок), Martene coll. I, 320.

89. Он умер 27 октября 971 г., как указано в некрологе из Ставло, в Лобских анналах, а также у Райнера и Эгидия; в Льежском некрологе, однако, говорится о 28 октября. – Прим. изд.

90. Он был поставлен в Бонне 23 апреля (на отдание Пасхи) архиепископом Кёльнским Геро. См. Лобские анналы. – Прим. изд.

91. Он был настоятелем в аббатстве Санкт-Галлен. См. Хильдесх. анн., 1008 г. – Прим. изд.

92. Похвалы в адрес Нотгера см. у Фулькиния (гл. 29); последующие авторы заключили их следующими стихами, которые можно прочесть у Эгидия:

«Льеж, законом привязывающий к себе наряду с прелатами законы,
Ты обязан Христу за Нотгера, а Нотгеру – за всё остальное».

Ср. также письмо Гоцехина. Mabill. anal. vet. 444. Histoire litt. de France VII, 208. Каково было положение Льежской церкви незадолго до смерти Нотгера, видно из грамоты Генриха II, записанной в 1006 г. (Шаповиль, I, 212). См. там же другую грамоту, данную Нотгеру, и Fisen hist. Leod. I, 168 sqq. – Прим. изд.

93. Они, как сообщает Эгидий, были посвящены Пресвятой Марии, святому апостолу Иоанну и святым Козьме и Дамиану. – Прим. изд.

94. Которое произошло не ранее 987 г., когда замок был осаждён войском императрицы Феофано. Ср. Wilmans Otto III, 46. О том, каким образом замок был взят, см. «Хронику монастыря св. Лаврентия в Льеже», «Житие Нотгера», гл. 6. – Прим. изд.

95. В 997 г. Оттон III сделал Нотгеру некие пожалования, «а именно, в вознаграждение за службу, оказанную моему деду, отцу и мне, и преданность, которую я всегда находил в нём более, чем во всех прочих, при исполнении моей воли и правосудия» (слова Оттона III в документе от 997 г.; Шаповиль, I, 210). «Усерднейшим и вернейшим исполнителем нашей воли» он назван в другой грамоте Оттона III там же. См. также послания Герберта к Нотгеру 30, 39, 42, 49, 66, 67. – Прим. изд.

96. Оттон III (р. 980 г. ум. 1002 г. 24 янв.) – сын Оттона II и Феофано; король Германии и император в 983 – 1002 гг.

97. Т.е. резиденцию в Ахене.

98. Гораций, Сатиры, I, 2, 90.

99. В Публемоне, между общинами св. Петра и св. Мартина. Fisen histor. Leod. I, 150. – Прим. изд.

100. О монастыре св. Иоанна на Острове, недавно построенном перед городом, можно прочесть в грамоте Оттона III, данной 9 апреля 997 г. (Шаповиль, I, 210). – Прим. изд.

101. В 989 г. он, например, ходил в Рим. Лауб. анн. Mon. IV. Ср. Житие св. Адальберта, гл. 22, там же. – Прим. изд.

102. Гунтер Мейсенский (ум. 1025 г. 1 нояб.) – сын Эккехарда I, маркграфа Мейсена, архиепископ Зальцбурга в 1024 – 1025 гг.

103. Рутхард II – епископ Камбре в 976? – 995 гг. – Хроника Камбре, I, 101. – Прим. изд.

104. Эрлвин – епископ Камбре в 995 – 1012 гг. До этого был льежским архидьяконом. – Хроника Камбре, I, 110. – Прим. изд.

105. Хеймо (ум. 1024 г. 21 апр.) – епископ Вердена в 990 – 1024 гг.

106. Адельбольд II – епископ Утрехта в 1010 – 1026 гг.

107. Несомненно незадолго до переговоров на Маасе, которые были оговорены императором и королём Робертом в 1006 г.; см. об этом грамоту Mabillon. annal. ord. S. Benedicti IV, 185. Ср. Танкмар, «Житие св. Бернварда», гл. 41, Руперт, «Хроника монастыря св. Лаврентия в Льеже», «Житие Нотгера», гл. 10. – Прим. изд.

108. Роберт II Благочестивый (р. 971 г. 27 марта. ум. 1031 г. 20 июля) – сын Гуго Капета; король Франции в 996 – 1031 гг.

109. Генрих II Святой (р. 973 г. 6 мая. ум. 1024 г. 13 июля) – сын Генриха II Сварливого; герцог Баварии с 995 г.; король в 1002 – 1024 гг.; император с 14 февр. 1014 г.

110. Он умер 10 апреля 1008 г.

111. До этого – видам Регенсбурга (Хильдесх. анн., 1008 г.), он был братом Гизельберта, графа Лоона, как сам свидетельствует в письмах, написанных о церкви св. Иакова в 1016 г. Mart. и Durand coll. II, 377. – Прим. изд.

112. Некоторые пожалования императора Генриха II, сделанные в 1008 г., см. Шаповиль, I, 224; 225. – Прим. изд.

113. Паннерден – селение в Гельдерланде, на р. Рейн, к западу от г. Эммерих-на-Рейне.

114. Графа Лоона.

115. Герхард I.

116. Ср. Хронику Камбре и Артуа, III, 13, и письма Арнульфа, архиепископа Реймсского, от 1012 г. ap. Fisen I, 171. – Прим. изд.

117. Жамблусское дополнение к Сигиберту, Mon. VI. – Прим. изд.

118. «Церковь в Льерсе, возле Льежа, и церковь Пресвятой Марии в Ровере», как указывает Эгидий. – Прим. изд.

119. Хериберт (ум. 1021 г. 16 марта) – архиепископ Кёльнский в 999 – 1021 гг. из рода Конрадинов.

120. 28 октября 1015 г.

121. Св. Варфоломея. «Хроника монастыря св. Лаврентия в Льеже», «Житие Балдрика», гл. 2. – Прим. изд.

122. Он умер 29 июля 1018 г.

123. Влардинген – город на юго-западу Нидерландов, чуть западнее Роттердама. Ср. Альберт, Две книги о различии времён, II, 21; Титмар, VIII, 13. 29 июля указано в качестве дня его смерти в некрологе манускрипта Ставло и у Эгидия. – Прим. изд.

124. Матфей, 7, 14.

125. 1 Кор., 9, 27.

126. От времени Вальбодо мы располагаем одним документом императора Генриха II, а именно, писанным в Кёльне 18 февраля 1020 г.; Boehmer regest. p. 61. Рейнер (Житие Вальбодо, гл. 8) пишет, что всё это произошло в Кёльне на Рождество Христово, против чего, однако, возражают Хильдесх. анналы, которые сообщают, в каких местах император праздновал в те времена Рождество Господне. – Прим. изд.

127. Ср. Притчи, 21, 1.

128. «Он пробыл в должности епископа тридцать месяцев», как то можно прочесть в кратчайшем житии Вальбодо, написанном по латыни, по-французски и по-немецки; латинский текст издал по кодексу св. Лаврентия Шаповиль (I, 256). – Прим. изд.

129. 2 апреля 1021 г.

130. 21 апреля 1021 г., как сообщают некролог из Ставло, льежский некролог и Эгидий. – Прим. изд.

131. Имеется следующая, начертанная золотыми буквами эпитафия:

Великая слава плоти, но ещё большая благодать нравов
Ставит тебя на должность и на престол епископа.
И богач, и бедняк знают, что ты к каждому был милостив,
К первым от тебя приходило спасение, ко вторым – пища.
Здесь эти мощи помогают ныне нам всем,
Здесь мы почитаем несущую спасение гробницу.

Она приводится и у Рейнера в сочинении о церковных писателях (I, 3. Pez thes. anecd. IV, 3), и у Эгидия. Молан заметил в Natal. sanctor. Belgii, что обнаружил кончину славнейшего епископа отмеченной в более чем 30 мартирологах. – Прим. изд.

132. Кроме Рейнера и Эгидия, о чудесах Вальбодо написал после 1454 г. некий аноним. Act. SS. April. II, 862. О гробнице Вальбодо, открытой в 1656 г., см. там же. Моление к Вальбодо в стихах издал на основании кодекса св. Лаврентия Шаповиль (I, 257). – Прим. изд.

133. О Дуранде см. «Хронику монастыря св. Лаврентия в Льеже» и Рейнера (Житие Вальбодо, гл. 17 – 19). Act. SS. April. II, 861, где мы читаем, что он не избежал дурной славы у потомков. Ср. также Ансельм, гл. 29. – Прим. изд.

134. Он умер 14 января, согласно некрологу Ставло, или 23 января, как указывает Эгидий на основании Льежского некролога; а то, что этот день следует связывать с 1025 г., как можно прочесть в Льежских анналах, а не с 1024 г., отмеченным в Лауб. анналах, указывает грамота Конрада II, данная епископу Дуранду по поводу имуществ церкви 2 октября 1024 г. в городе Льеже. – Прим. изд.

135. Вот какие стихи, написанные на гробнице Стефаном, аббатом монастыря св. Лаврентия, сохранил Эгидий:

Здесь лежит Дуранд, который чуть более трёх лет
Славно управлял Тонгернской кафедрой.
Родившись в доме с бедным достатком, он, славный
Талантом, вознёсся до высшей знати.
И разве не сказкой на театральных подмостках мира было то,
Что он как слуг использовал тех, кто достался ему в господа?
Седьмой день шёл в круге Водолея,
Когда [этот] старец печально сказал «Прощай» [мирским] делам.

По-видимому, Стефан весьма туманно намекает на какой-то другой день смерти. – Прим. изд.

136. Получив епископство посредством симонии, если следовать «Хронике монастыря св. Лаврентия в Льеже». – Прим. изд.

137. Вергилий, Буколики, Эклога I, 3.

138. Автор «Хроники монастыря св. Лаврентия в Льеже» утверждает, что их было 1200. – Прим. изд.

139. Т.е. Стефане. Он умер в 1061 г.; ср. «Хронику монастыря св. Лаврентия в Льеже». – Прим. изд.

140. В 1034 году Господнем, во второй индикт, в 10-й год епископства Рейнхарда, монастырь был освящён в присутствии Пильгрима, архиепископа Кёльнского, и Иоанна, епископа Порто, как то свидетельствует Руперт в «Хронике монастыря св. Лаврентия в Льеже». – Прим. изд.

141. То, что епископ умер в 1037 г., сообщает, помимо Лауб. и Льежских анналов, также свинцовая табличка, найденная в открытом в 1569 г. погребении Рейнхарда, на которой по свидетельству Физена (Льежская история, I, 180) можно было прочесть такие слова: «Я, Рейнхард, епископ Льежский, ушёл из жизни в 1038 году от воплощения Господнего, в пятый индикт, 5 декабря, и погребён в базилике святого Лаврентия, которую построил при помощи Божьей». О понимании пятого индикта как 1037 г., см. ниже, гл. 49. – Прим. изд.

142. Имеется две надгробные надписи; одну из них – в приведённых ниже стихах – сохранил автор «Хроники монастыря св. Лаврентия в Льеже»:

«Показателем ему служит сей дом и всё его это убранство,
И не меньшим показателем – почитание в должности епископа.
Исполняя [эту должность], он был взят [на небо] 5 декабря,
И для него одинаковым было и вступление [в неё], и выход [из неё].

В 1036 году Господнем умер господин Рейнхард, достопочтенный епископ Льежский». Вторую надпись – аббата Эверлина – приводят, помимо этого автора, также Рейнер и Эгидий:

Краса и гордость церкви, о епископ, и зерцало мудрости,
Ты, Рейнхард, лежишь здесь, и плоть твоя – уже прах.
Поскольку ты досыта кормил нас сдобным и сладким хлебом,
Пусть небесные пастбища воздадут тебе во сто крат.
Из мрака мира тебя похитил пятый день декабря,
И пусть сияет тебе в месте упокоения светило справедливости. Аминь.

143. В других местах – Ницо или Нито, племянник Рейнхарда, в грамоте которого по поводу основания можно прочесть следующее: «Ницо, казначей кафедральной церкви из моего рода». Mabill. annal. IV, 442. – Прим. изд.

144. 16 августа 1041 г. – «В 1042 году от воплощения Господнего, в 10-й индикт, 16 августа, умер Нитхард, епископ Льежский». Фуллон (I, 225) передал эту надпись со свинцовой таблички, вытащенной из гробницы в 1568 г., более точно, чем Шаповиль. С этим согласны Лауб. и Льежские анналы. 14 августа – можно прочесть в некрологе Ставло. Четыре с половиной года указывают не на 1042 г., а скорее на 1041 г., что подтверждает далее и сам Ансельм (см. гл. 50). – Прим. изд.

145. «За постоянную и верную службу, которую он неоднократно и преданно оказывал нам и нашему отцу» он в 1040 г. приобрёл у Генриха III для Льежской церкви графство Хазбанию. Ср. также выше, II, 28. Шаповиль, I, 279. – Прим. изд.

146. Германом, архиепископом Кёльнским. – Прим. изд.

147. 1 Иоанн, 4, 1.

148. Матфей, 12, 42.

149. Матфей, 10, 8.

150. Деяния, 20, 35.

151. То, что это произошло в 1017 г., видно из слов самого Ансельма в гл. 45. – Прим. изд.

152. Который получил эту должность не ранее 1021 г., как то видно из гл. 35. – Прим. изд.

153. Исайя, 5, 20.






















АНСЕЛЬМ ЛЬЕЖСКИЙ

О его исповеди и помазании.

Итак, когда всё было мудро улажено, аббат Ольберт 275, его сверстник и товарищ с самого детства, а также его близкий советник в отношении закона Божьего, облачился в священническое одеяние для совершения в отношении него указанного таинства христианской веры, сам желая стать спутником тому, кто шёл ко Христу и кто был его сотоварищем в любви на пути Божьем. Когда по прочтении псалмов и молитв дошли до того места, где канон предписывает помазать больного елеем, тот, живой умом и духом, хотя почти мёртвый телом, насколько мог, поднялся с постели, преклонил колени перед алтарём и, как записано, праведник – прежде всего обвинитель самого себя 276, признался, что он – грешник, который жил не так, как подобает епископу и истинному христианину. Когда он достаточно долго каялся перед Богом также в других проступках, без которых едва ли, а то и вообще никоим образом не может протекать безупречная жизнь святых, упомянутый аббат с дерзостью, проистекавшей из их святой дружбы, посоветовал ему, если тот когда-либо погрешил против императора словом ли, тайными ли помыслами, не мешкая, признаться в этом Богу, дабы, не опасаясь никаких обвинений со стороны того, кто строит козни, сподобиться неустрашимо предстать пред Богом, испытующим сердца. И тот уверенно ответил на это: «Совесть моя чиста, ибо на протяжении всей моей жизни я ни в чём не погрешил против императора; напротив, я всегда заботился и забочусь о его чести, и мы, насколько это в наших силах, неутомимо трудились над тем, чтобы она изо дня в день прирастала с Божьей помощью. То, однако, что мы, весьма охотно служа его достоинству, не были угодны его милости, мы ставим в вину иным грехам. Но из совершённого мною сам я считаю в особенности достойным покаяния то, что я, неповинный во всех нечестивых деяниях, которые мне приписали, словно виновный, на глазах у всех припал к его ногам и такого рода унижением внушил множеству людей в отношении себя подозрение в такой вине, которой – Бог свидетель – не было, чем навлёк на имя епископа пятно ложного преступления; увы! – мне стыдно и досадно, что я, один, не смог долго сопротивляться, когда все, даже благочестивые мужья, кричали, чтобы я просил прощения у того, кто был на меня тяжко разгневан, и, сдавшись, признаюсь, постыдно уступил. И я казню себя и сильно печалюсь от того, что не отклонил от себя подозрение в ложно возведённом на меня преступлении, твёрдо стоя на своём». Сказав это, он просил простить ему, если чем-то погрешил против братьев, которые там были. Со своей стороны, стоявшие там представители духовенства благоговейно просили у Господа Бога прощения для своего епископа и, насколько это от них зависело, весьма охотно и не без многих слёз даровали его от себя; и смиренно умоляли его даровать прощение также и им. По совершении этого, он посредством святого помазания елеем, с псалмами и молитвами, относящимися к этому обряду, был торжественно отправлен аббатом, о котором мы упоминали выше, в путь к миру и блаженному покою.

Комментарии

154. Рим., 1, 25.

155. Премудрость Соломона, 1, 5.

156. Исайя, 37, 30.

157. Матфей, 15, 13.

158. Премудрость Соломона, 4, 3.

159. 2 Фесс., 3, 10.

160. 1 Кор., 9, 13.

161. 1 Кор., 3, 8.

162. Лука, 17, 10.

163. Матфей, 23, 12.

164. 1 Кор., 15, 8 – 10.

165. 1 Кор., 4, 7.

166. 2 Кор., 10, 17 – 18.

167. Матфей, 20, 28.

168. Фил., 2, 7.

169. Матфей, 10, 41.

170. Пильгрим.

171. 1 Кор., 13, 5.

172. Однако, в грамоте самого епископа Вацо от 1043 г. можно прочесть среди имён свидетелей имя хорепископа Иоанна (после настоятеля и перед архидьяконом). Физен, I, 199. – Прим. изд.

173. Нотгера, Балдрика, Вальбодо и Дуранда; следовательно, письмо было написано между 1021 и 1025 гг. – Прим. изд.

174. Иаков, 1, 20.

175. Иов, 6, 12.

176. Фил., 2, 21.

177. 1 Кор., 2. 4.

178. По-видимому, Дуранда.

179. Гораций, Оды, III, 3, 1.

180. Арибо (ум. 1031 г. 6 апр.) – архиепископ Майнца в 1021 – 1031 гг.

181. 6 апреля 1031 г.

182. Ср. Хильдесх. анн., 1030 и 1032 гг. В эти годы Конрад праздновал Рождество Христово в Падерборне. – Прим. изд.

183. Ср. Псал., 83, 6.

184. 2 Кор., 11, 29.

185. Ср. Лука, 19, 8.

186. Т.е. внутреннего и внешнего человека. Имеется в виду материальная и духовная пища.

187. Матфей, 5, 6.

188. 1 Кор., 9, 22.

189. Иов, 29, 15.

190. Гал., 1, 10.

191. Псал., 52, 6. В русском синодальном переводе эта фраза переведена несколько иначе.

192. Притчи, 1, 17.

193. 2 Кор., 6, 8.

194. Аббат Ставло.

195. Гораций, Оды, I, 8, 8 – 9.

196. 5 декабря 1037 г.

197. Т.е. клириков.

198. См. грамоту императора Конрада II, написанную 23 января 1038 г. в Нонантуле, у Бёмера (Bömer reg. impp. p. 72). Ср. выше, гл. 37. – Прим. изд.

199. В цифре, по-видимому, ошибка; поскольку из глав 44 и 45 явствует, что Вацо был возведён в должность настоятеля после смерти архиепископа Арибо (в 1031 г.), то 14 лет никак не может получиться вплоть до 1042 г. В код. 1. указано ХIIII; возможно, следует читать VIIII, что указывает на занятие им этой должности в 1033 г. – Прим. изд.

200. Фил., 3, 13 – 14.

201. Сирах, 44, 16.

202. 16 августа 1041 г.

203. Генрих III (р. 1017 г. 28 окт. ум. 1056 г. 5 окт.) – старший сын Конрада II и Гизелы; король Германии, Италии и Бургундии в 1039 – 1056 гг.; император с 1046 г.

204. Это, как сообщают Большие Санкт-Галленские анналы, происходило в 1041 г. Возвратившись из Чехии, Генрих праздновал в Регенсбурге праздник св. Михаила (29 сентября); Ламберт, 1041 г. Ср. Stenzel fränk. Kaiser I, 81, и выше, гл. 38. – Прим. изд.

205. Герман II (ум. 1056 г. 11 февр.) – архиепископ Кёльнский в 1036 – 1056 гг.

206. Бруно (ум. 1045 г. 27 мая) – сын Конрада I, герцога Каринтии, епископ Вюрцбурга в 1034 – 1045 гг.

207. Гораций, Сатиры, II, 7, 85.

208. Григорий Великий, Беседы, I, 2.

209. Иоанн, 10, 1 – 2.

210. Из похода в Чехию. В ноябре 1041 г. Генрих III находился в Ульме. Boehmer reg. impp. p. 75. – Прим. изд.

211. Исайя, 40, 9.

212. Числа, 11, 29. В русском синодальном переводе эта фраза переведена иначе.

213. Дан., 10, 11.

214. В 1042 г.

215. Лауб. анналы, 1043 г.: «Возник голод и сильный холод с 1 декабря по 1 марта». – Прим. изд.

216. Герцог Верхней Лотарингии, сын Гоцело; ср. Herman Contr. Stenzel I, 95. – Прим. изд.

217. Ср. Ламберт и Льежские анналы. Итак, автор говорит о втором восстании Готфрида. – Прим. изд.

218. Т.е. епископ Вацо.

219. Эфес., 6, 14.

220. Сульпиций Север, Житие св. Мартина, IV, 5.

221. 1 Макк., 2, 24.

222. Фил., 4, 13.

223. 1 Цар., 15, 33.

224. 3 Цар., гл. 18.

225. 1 Кор., 12, 4.

226. Иов, 7, 1.

227. Псал., 41, 3.

228. Фил., 1, 23.

229. Иоанн, 10, 11.

230. Сказано явно с иронией. – Прим. изд.

231. В 1044 г.

232. В Ахене, где он и был лишён епископства на Троицу 1046 г. (в мае). Ср. Герман Контракт. – Прим. изд.

233. Герман – сын Ренье V и Матильды, дочери Германа, графа Верденского, граф Геннегау в 1039 – 1051 гг. и маркграф Валансьена в 1048/49 – 1051 гг.

234. Т.е. местностью замков.

235. В 1046 г.

236. Балдуин V Благочестивый (ум. 1067 г. 1 сент.) – граф Фландрии в 1035 – 1067 гг.

237. Рихильда (ум. 1086 г. 15 марта) – дочь Ренье, графа Валансьена, жена: 1) (1040 г.) Германа, графа Геннегау; 2) (1052 г.) Балдуина V, графа Фландрии.

238. Вергилий, Энеида, IV, 569.

239. По-видимому, в 1045 г., когда Готфрид впервые вернулся в подчинение императору. Ср. Герман Контракт и Ламберт. – Прим. изд.

240. Генриха I.

241. В 1046 г.

242. Климента II.

243. Саллюстий, Югуртинская война, 10, 6.

244. В Ивуа вскоре после смерти Вацо, в октябре 1048 г. – Прим. изд.

245. Рожер II, который управлял Шалонским епископством в 1043 – 1062 гг.

246. О других еретиках, тоже манихеях, см. Радульф Глабер, III, 8. – Прим. изд.

247. Матфей, 12, 31 – 32.

248. 1 Кор., 5, 6.

249. Псал., 77, 47.

250. 1 Кор., 15, 36.

251. Иоанн, 12, 24.

252. Матфей, 12, 19.

253. Григорий Великий, Толкование на Иова, II, 75.

254. Матфей, 13, 37 – 39.

255. Матфей, 13, 29 – 30.

256. Иез., 33, 11.

257. Премудрость Соломона, 1, 13.

258. 2 Тим., 2, 26.

259. Исайя, 52, 11.

260. Сирах, 1, 13.

261. 9 октября 1047 г.

262. Т.е. у Вацо.

263. Ср. Ламберт, 1048 г. – Прим. изд.

264. Имеется в виду Григорий VI, низложенный Генрихом III в 1046 г.

265. В 1047 г. Генрих III праздновал Рождество Господне в Пёльде. – Прим. изд.

266. Дамас II (Поппо) (ум. 1048 г. 9 авг.) – римский папа с 17 июля по 9 авг. 1048 г.

267. Графом Голландии. Автор, кажется, имеет в виду первый морской поход 1046 г. (а не 1047 г.), когда Генрих захватил у Дитриха Влардинген, поскольку ясно утверждает, что он состоялся не в то самое время, когда речь шла о преемнике Климента II. – Прим. изд.

268. Псал., 117, 6.

269. См. грамоту Вацо от 1046 г. в: Martene et Dur. coll. II, 412. – Прим. изд.

270. 1048 г.

271. 29 июня.

272. Т.е. апостолов Петра и Павла, 6 июля.

273. Иаков, 5, 14.

274. Матфей, 6, 22 – 23.

275. Аббат монастыря в Жамблу и монастыря св. Иакова в Льеже. – Прим. изд.

276. Притчи, 18, 18. В русском синодальном переводе фраза переведена иначе.

277. 6 июля.

278. 7 июля.

279. Псал., 44, 10.

280. С этим согласны некрологи Ставло и Льежа, приведённые Шаповилем (I, 310). Эгидий сохранил стих, который, как он уверяет, прочёл на обнаруженной в его время гробнице Вацо: «Мир рухнет прежде, чем появится второй Вацо». – Прим. изд.

281. 14 июля.

282. Ср. Деяния аббатов Жамблу, Dachery II, 767. В некрологе Ставло смерть Ольберта отмечена под 14 июля. – Прим. изд.

283. 1 Пётр, 2, 5.

284. Т.е. Льеж (Lethgia).

285. Т.е. венгры.

286. Испанцы.

287. 1 Тим., 6, 16.

288. 1 Тим., 1, 17.

 

АНСЕЛЬМ ЛЬЕЖСКИЙ

ДЕЯНИЯ ЕПИСКОПОВ ТОНГЕРНСКОЙ, МААСТРИХТСКОЙ И ЛЬЕЖСКОЙ ЦЕРКВИ

Дата: 2019-02-24, просмотров: 201.