С. В. Рахманинов родился в дворянской семье. Долгое время местом рождения считалось имение его родителей Онег, недалеко от Новгорода; исследования последних лет называют усадьбу Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии Россия. Отец композитора, Василий Аркадьевич (1841―1916), происходил из дворян Тамбовской губернии.
Семейное предание ведёт происхождение рода Рахманин овых от «внука молдавского господаря Стефана Великого » Василия, прозванного Рахманиным. Мать, Любовь Петровна (урождённая Бутакова) ― дочь директора Аракчеевского кадетского корпуса генерала П. И. Бутакова. Дед композитора по отцовской линии, Аркадий Александрович, был музыкантом, учился игре на фортепиано у Джона Филда и выступал с концертами в Тамбове, Москве и Петербурге. Интерес С. В. Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки А. Д. Орнатская. При её поддержке осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в класс В. В. Демянского. Обучение в Петербургской консерватории шло плохо, так как Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете мальчика было решено перевести в Москву, и осенью 1885 года он был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н. С. Звереву. В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в классе двоюродного брата А. И. Зилоти, а спустя год под руководством С.И. Танеева и А.С. Аренского начал заниматься композицией. В возрасте 19 лет С. В. Рахманинов окончил консерваторию как пианист (у А. И. Зилоти) и как композитор с большой золотой медалью. К тому времени появилась его первая опера - «Алеко» (дипломная работа) по произведению А. С. Пушкина «Цыганы», первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для фортепиано, в том числе прелюдия до-диез минор, которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Сергея Васильевича Рахманинова.
2 фактор. Единство места проживания также выделяется как существенный фактор сплочения народа в этнос. Всякий народ возникает на определенной территории. Однако в дальнейшем его представители могут менять место пребывания. В истории было немало переселений народов. И ныне есть народы, которые не имеют своей постоянной территории, например, цыгане. Много людей в наше время живет не там, где жили их предки. В диаспоре (за пределами исторической родины) находится немало англичан, ирландцев, евреев, русских, итальянцев, немцев, китайцев и пр. Распад СССР привел к тому, что многие из его граждан оказались на чужбине. Однако люди, проживающие в разных местах могут, тем не менее, сознавать себя принадлежащими к одному и тому же народу.
3 фактор. Единство языка – весьма существенный фактор существования этноса. Как правило, у каждого народа есть свой язык. Но из этого правила есть масса исключений. Испанцы, аргентинцы, кубинцы говорят на одном языке - испанском, но являются разными народами. А существование во Франции кроме французского ещё четырех языков – бретонского, гасконского, провансальского и немецкого (Эльзас) не помешало образованию единого французского народа. Два языка у ирландцев - ирландский и английский, у канадцев – английский и французский. И подобных примеров можно приводить множество. Историческое изменение языков ведет к тому, что потомки говорят на ином языке, чем их предки. Например, итальянский язык сильно отличается от латыни, на которой говорили древние римляне, а современный русский человек плохо понимал бы своего предка, изъяснявшегося на старославянском, хотя они оба относятся к единому народу. Общее количество языков и диалектов на земле доходит сегодня до 30 тысяч, тогда как народов – всего лишь около тысячи.
4 фактор. Единство культуры при всей своей значимости, также не вполне может служить определяющим критерием объединения людей в народ как особую социальную общность. Это связано с тем, что существуют разные уровни культуры. Прежде всего – это мегакультура, объединяющая разные народы. Например, представители христианской или исламской культуры не составляют единого народа, культура одного народа, в частности, американского или канадского может быть весьма неоднородной. Существуют также субкультура – культура разных частей одного народа, например, русского – поморская, казакская, камчадалская, некрасовская и др.), которая может быть весьма отличной от исходной. К тому же в ходе истории культура народа претерпевает существенные изменения: на так уж много общего в культуре приказных дьяков времен Ивана Грозного и культуре современных чиновников, допетровских стрельцов и современных военных. А ведь они представители одного народа, разделенного временем. Чтобы выводить единство народа из единства его культуры, надо сначала разобраться, есть ли это единство и чем оно определяется?
5. Исторический подход как фактор сохранения народного единения. Понять, что сохраняет народ в одно целое, можно только на основе исторического подхода, т.е. рассматривая его основные характеристики в процессе исторического развития. Безусловно, характеристики народа в ходе этого процесса изменяются, но сам исторический процесс их изменения и обуславливает его сохраняющееся единство. Например, что общего между стариком и тем ребенком, которым он когда-то был? И все-таки это один и тот же человек, и общее, что соединяет их является биография, запечатленная в памяти. Похожие изменения происходят и с народом.
Народ централизуется в единое целое его историей, которая сохраняется в социальной памяти (культуре). Важным элементом этой памяти является самоназвание, которое выделяет представителей данного народа среди других людей и позволяет им фиксировать различия между «мы» и «они». С самоназванием связано самосознание – осознание своей принадлежности к этому «мы», т.е. к данному народу. Исторический подход ведет к необходимости выделить по крайней мере два значения, которые приобретает понятие «народ» в разных контекстах, во-первых, как этническая (этногенетическая) общность и, во-вторых, как общность этносоциальная .
Этногенетическая общность (этнос) – это социальная группа, членов которой объединяет этническое самосознание, т.е. сознание своей генетической связи с другими представителями этой группы. Этническое самосознание индивида строится на его представлении о своем происхождении. Из поколения в поколение передается память о предках. В результате образуется историческая наследственность, которая и определяет целостность этноса. Следует отметить, что здесь имеется в виду не столько действительно генетическая связь, сколько представление о ней. «Гены» (кровное родство) сами по себе ещё не формируют этническое самосознание. Оно определяется не биологическим фактом рождения от родителей, относящихся к данному этносу, а социально-психологическим фактом, т.е. тем, что индивид думает о своем происхождении. Иначе говоря, для этнического самосознания важно, чьим потомком считает себя человек, а не чьим потомком он является на самом деле. Но даже у потомков аристократии генеалогия рода редко прослеживается с достаточной достоверностью более двух-трех столетий, а большинству людей известно всего лишь несколько поколений своих предков. И практически во всякой родословной обнаруживаются выходцы из иных народов. Поскольку любой этнос объединяет в себе генетически неоднородных представителей семей, родов, племен и даже рас, постоянно пополняясь за счет межэтнических браков и ассимиляции пришельцев из других этносов, постольку расистские попытки делить людей по «чистоте крови» совершенно бессмысленны. Этническая общность основана не столько «на крови», хотя этот фактор и нельзя игнорировать, сколько на самосознании людей, а потому это понятие не чисто биологическое, а биосоциальное. В ходе исторического развития человека этносы подобно людям, рождались, жили и умирали, давая начало другим этносам. Как утверждает в своей теории этногенеза Л.Н.Гумилев, возникновение этноса начинается с того, что в какой-то местности в течении одного - двух поколений рождаются люди, обладающие особой психической энергией – пассионарностью.
Причиной этого являются возможные генетические мутации, вызванные какими-то процессами космического характера. Пассионарии представляют мощную общественную силу, которая распространяет свое влияние на жителей ближайших территорий, сплачивая и активизируя их. Образующаяся в результате их усилий общность людей и становится новой этнической группой.
Дата: 2019-02-24, просмотров: 259.