Народная культура и ее основополагающая роль хранителя системы нравственных основ, убеждений, стремлений. Незыблемость этических и моральных норм. Воспитание доброго, чуткого человека-гражданина, человека-труженика, любящего свою Родину. Влияние смены типа цивилизации на духовные традиции русского народа. Необходимость позитивного использования на данном этапе развития российского общества многовекового творческого потенциала, сохранившегося в этнокультуре.
1-ая крупнейшая эпоха развития русской культуры охватывает почти 3 тысячи лет языческого существования, а 2-ая - тысячу лет христианского государственного.
2-ую эпоху развития русской культуры (христианскую) делят на 3 периода.
1-ый период развития русской культуры связан с династией Рюриковичей (IX—XV1 вв.) Он разбивается на важнейшие этапы – киевско-владимиро-суздальский и московский. Этот период назван допетровским. Основная культурная доминанта - ориентация русской культуры на Восток, в первую очередь на Византию. Основная сфера проявления творческой мысли - религиозное искусство.
2-ой период связан с династией Романовых (1613-1917). Москва и Санкт-Петербург - это 2 основных культурных центра, определявших общую направленность и стилевое своеобразие русской культуры. Первую скрипку в этом дуэте играл Петербург. Этот период назван петровским, т.к. реформы Петра I повернули культуру нашей страны на Запад. Основным источником культурных заимствований и подражаний в это время становится Западная Европа. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось светское искусство.
3-ий период начинается после 1917 г., когда царизм был свергнут. Главным и единственным культурным центром советского искусства становится г. Москва. Культурным ориентиром не является ни Запад, ни Восток. Основная ориентация - на поиски собственных резервов, создание самобытной, основанной на марксистской идеологии, социалистической культуры. Этот период нельзя назвать в строгом смысле ни религиозным, ни светским, т.к. он удивительным образом соединяет то и другое, будучи непохож ни на ту, ни на другую. В XX в. в России была создана тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией и манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цвета российской научной и художественной интеллигенции. Определяющим моментом культурного развития советского общества (в пределах его государственных границ) надо считать разделение общего культурного пространства на культуру официальную и культуру неофициальную, значительная часть которой представлена диссидентством и нонконформизмом (приспособленчество, принятие существующих вещей). За пределами государства (в странах Европы и Америки) формировалась мощная культура Русского зарубежья, которая, как и неофициальное искусство внутри СССР, находилась в антагонизме с официальной культурой.
Советский период - это сложное и противоречивое явление в развитии нашей культуры. К этому следует добавить и 2 особенности российского менталитета, аналога которой практически нет в история западноевропейской художественной культуры. 1-ая особенность - в том, что отечественное историко-культурное сознание подверглось в XX в. колоссальной деформации, захватившей не только материальную и духовную культуру, но и изменило отношения между поколениями, структуру быта, элементарные нормы морали. 2-ая особенность - в том, что происходит активное вторжение историко-культурных реалий прошлых веков в современную духовную ситуацию. Старинный быт, художественные вкус, политические институты старой России становятся моделью социальной активности в современной. В духовной жизни российского общества происходит существенное переосмысление ценностных установок и идеалов, осуществляется мировоззренческая переориентация личностного и общественного сознания. Все большее значение в общественной жизни начинает занимать религия и церковь. В духовно-нравственной сфере религия придает значение нормам и ценностям абсолютного, неизменного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т.д. Русская Православная церковь на протяжении многих веков способствовала укреплению государственности, вела активную работу в области просвещения и образования, являлась тем центром, где закладывались духовно-нравственные основы российского отечества.
ЛЕКЦИЯ 5.
Дата: 2019-02-24, просмотров: 287.