Тема 5. Особенности русской культуры и этнокультуры в ходе исторического развития русского народа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Народная культура и ее основополагающая роль хранителя системы нравственных основ, убеждений, стремлений. Незыблемость этических и моральных норм. Воспитание доброго, чуткого человека-гражданина, человека-труженика, любящего свою Родину. Влияние смены типа цивилизации на духовные традиции русского народа. Необходимость позитивного использования на данном этапе развития российского общества многовекового творческого потенциала, сохранившегося в этнокультуре.

1-ая крупнейшая эпоха развития русской культуры охватывает почти 3 тысячи лет языческого существования, а 2-ая - тысячу лет хри­стианского государственного.

2-ую эпоху развития русской культуры (христиан­скую) делят на 3 периода.

1-ый период развития русской культуры связан с династией Рюриковичей (IX—XV1 вв.) Он разбивается на важнейшие этапы – киевско-владимиро-суздальский и московский. Этот период назван допетровским. Основная культурная до­минанта - ориентация русской культуры на Восток, в первую очередь на Византию. Основная сфера проявле­ния творческой мысли - религиозное искусство.

2-ой период связан с династией Романовых (1613-1917). Москва и Санкт-Петербург - это 2 основных культурных центра, определявших общую направлен­ность и стилевое своеобразие русской культуры. Первую скрипку в этом дуэте играл Петербург. Этот период назван петровским, т.к. ре­формы Петра I повернули культуру нашей страны на Запад. Основным источником культурных заимствова­ний и подражаний в это время становится Западная Европа. Главной сферой, где формировалась творче­ская мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось светское искусство.

3-ий период начинается после 1917 г., когда царизм был свергнут. Главным и единственным культурным центром советского искусства становится г. Москва. Культурным ориентиром не является ни Запад, ни Вос­ток. Основная ориентация - на поиски собственных ре­зервов, создание самобытной, основанной на маркси­стской идеологии, социалистической культуры. Этот период нельзя назвать в строгом смысле ни религи­озным, ни светским, т.к. он удивительным образом со­единяет то и другое, будучи непохож ни на ту, ни на другую. В XX в. в России была создана тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией и манипулированием сознания, уничто­жением инакомыслия, примитивизацией художествен­ных оценок и физическим уничтожением цвета россий­ской научной и художественной интеллигенции. Определяющим моментом культурного развития со­ветского общества (в пределах его государственных границ) надо считать разделение общего культурного пространства на культуру официальную и культуру не­официальную, значительная часть которой представ­лена диссидентством и нонконформизмом (приспособленчество, принятие существующих вещей). За преде­лами государства (в странах Европы и Америки) фор­мировалась мощная культура Русского зарубежья, ко­торая, как и неофициальное искусство внутри СССР, находилась в антагонизме с официальной культурой.

Советский период - это сложное и противоречивое явление в развитии нашей культуры. К этому следует добавить и 2 особенности российского менталитета, аналога которой практически нет в история западноевропейской художественной культуры. 1-ая особен­ность - в том, что отечественное историко-культурное сознание подверглось в XX в. колоссальной деформа­ции, захватившей не только материальную и духовную культуру, но и изменило отношения между поколения­ми, структуру быта, элементарные нормы морали. 2-ая особенность - в том, что происходит активное втор­жение историко-культурных реалий прошлых веков в современную духовную ситуацию. Старинный быт, ху­дожественные вкус, политические институты старой России становятся моделью социальной активности в совре­менной. В духовной жизни российского общества про­исходит существенное переосмысление ценностных установок и идеалов, осуществляется мировоззренче­ская переориентация личностного и общественного сознания. Все большее значение в общественной жиз­ни начинает занимать религия и церковь. В духовно-нравственной сфере религия придает значение нор­мам и ценностям абсолютного, неизменного, не зави­сящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институ­тов и т.д. Русская Православная церковь на протяже­нии многих веков способствовала укреплению государ­ственности, вела активную работу в области просве­щения и образования, являлась тем центром, где за­кладывались духовно-нравственные основы российско­го отечества.

ЛЕКЦИЯ 5.

Дата: 2019-02-24, просмотров: 287.