В 1945 г. он становится заместителем директора Музея Человека, затем - профессор университета в Лионе, с 1956 г. профессор Сорбонны, с 1963 г. директор Института этнологии, почетный профессор Коллеж де Франс, член Института Франции (академик).
Хотя чисто этнографичических работ у Леруа-Гурана нет, во многих значительных его работах широко представлен этнографический материал (Evolution et technique - Эволюция и техника (1943-1945) в двух томах, Le Geste et la parole - Жест и слово (1965), Mecanique vivante - Живая механика (1983).
Огромное значение имели методические разработки Леруа-Гурана в области практической археологии. Изучая палеолитические стоянки Арси-сюр-Кюр и Пенсован, он разработал целый ряд важных для европейской археологии того времени принципов ведения раскопок ( комплексный подход к изучению памятника, полное стратиграфическое исследование с помощью шурфов и тщательное послойная расчистка, точная фиксация и регистрация полученной в результате работ информации: фотографирование, рисунки, муляжи). Наиболее значимы и интересны его исследования по пещерной живописи и первобытному искусству. В этой области он собрал много новых фактов и выработал свою методологическую базу. Его анализ стилей и сравнение наскальных изображений с предметами мелкой пластики позволили создать новую теорию изменчивости стиля в палеолитической живописи и на основе ее реальных изменений во времени уточнить хронологию. Вместе с Аннет Ламинь-Эмпрер Леруа-Гуран развил структуралистский подход Макса Рафаэля, предложенный в середине 30-х годов и выступил против прямолинейного этнографического компаративизма (от лат. comparativus - сравнительный), предложив выявление внутренней структуры самих изображений, (Les Religions de la Prehistoire - Первобытные религии (1964), Prehistoire de l\'art occidental - Доистория западного искусства (1965)). В этих же работах Леруа-Гуран высказал гипотезу о том, что в палеолитической живописи отражены самые ранние мифологические представления человека об окружающем мире.
Андре Леруа-Гуран был прекрасным организатором и педагогом. Он преподавал в Лионском университете, в Сорбонне, в Коллеж де Франс. В 1946 году он создал в Музее человека центр этнологического образования, в 1948 году - центр источниковедения доисторических исследований, а в 1962 году - на кафедре этнологии Сорбонны - центр доисторических и протоисторических исследований.
С 1952 года Леруа-Гуран был избран президентом Общества французских доисториков, он был также членом всевозможных научных комиссий, участником и организатором международных научных мероприятий. Заняв после смерти Анри Брейля в 1961 году место на доисторическом «Олимпе», он получает предложения от редакторов написать предисловия к всевозможным изданиям, будучи сам в течение многих лет редактором журнала Gallia Prehistoire, делает это изданиe весьма уважаемым в научных кругах. Деятельность Андре Леруа-Гурана была оценена по заслугам. В 1974 г. он был награжден Золотой медалью C.N.R.S. (Национальный Центр научных исследований Франции). В 1978 - Гранд При национальной археологии Министерства культуры; в 1979 - Золотая Медаль Академии архитектуры, национальная премия фонда Фиссена и орден большого командора Почётного Легиона. В 1980 г. он стал «бессмертным», т.е. был избран в Академию. Не все научные теории и положения были безусловно приняты исследователями, некоторые не выдержали проверки временем, но в целом научное значение Андре Леруа-Гурана бесценно, и он, безусловно является ключевой фигурой в деле изучения как палеолитического искусства, так и первобытной культуры в целом. В этнопедагогике и этнокультуре находит подтверждение следующая мысль французского ученого : «Народ является самим собою лишь благодаря своим пережиткам». Более того, праздники, приметы, гадания и другие элементы народной педагогики относятся к наиболее эффективным средствам интенсификации духовной жизни личности. И могут быть в той или иной степени востребованы современной педагогикой. Актуально также изучение педагогической сущности новых обычаев. Современные обычаи и их преемственная связь со старыми, взаимодействие старых форм и нового содержания традиционных народных праздников - эти проблемы не могут не интересовать этнопедагогику.
Этнопедагогика выясняет педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяет целесообразность новых обычаев, содействующих воспитанию человека. Она делает достоянием педагогов воспитательный опыт многих народов. Сравнительный анализ педагогических достижений позволяет выделять наиболее рациональное, наиболее объективное и ценное для педагогической теории и практики. Таким образом, этнопедагогика обращена лицом к практике, она служит ей, вооружая учителей педагогическими средствами, проверенными многовековой воспитательной практикой.
Предмет этнопедагогики включает следующие проблемы: педагогика семейного быта; поговорки и пословицы народов мира и их значение и передаче нравственного опыта подрастающим поколениям, загадки как средство умственного воспитания; народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи, самодельные игрушки и творчество детей; детская и молодежная среда, ее педагогические функции; колыбельные песни народов мира как выдающиеся достижения материнской поэзии, материнской школы и материнской педагогики; общность педагогических культур разных народов и национальная их самобытность.
Дата: 2019-02-24, просмотров: 367.