ЛЕКЦИЯ2. ЭТНОС КАК ЕДИНСТВО ПРИРОДНОГО СОЦИАЛЬНОГО И ДУХОВНОГО
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Данная тема предполагает освоение знаний о специфике материальной, духовной и худо­жественной культуры народа. Особое внимание уделено весьма актуальной проблеме современного об­щественного и культурного развития - ценностной сфере сознания и дея­тельности, или аксиосфере (исходное) этнических культур, которая во многом определя­ет стереотипы межличностного и межгруппового поведения различных на­родов, наций, конфессий. Актуальность изучения этих проблем связана с тем, что в течение послед­него века мир двинулся к единовременности и общности историко-культурного процесса, в который включены все народы, населяющие Землю. Однако этот общепланетарный процесс обнаружил и противоположную тен­денцию - обострение интереса народов к поискам истоков своей самобытно­сти, оценке их роли в общемировой эволюции, а также усиление внимания к этническим и национальным ценностям. Основные понятия: Семья. Род. Клан и Община. Племя. Народ и Народность. Нация и Национальность. Ключевые термины: Этнос. Национальный характер. Этническое самосознание. Этноцентризм. Этническая культура. Этническая идентичность. Этнические стереотипы поведения. Автостереотип и гетеростереотип. Этнический нигилизм. (Доработать)

Этническая общность, - это группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совместным существованием. В процессе долгой совместной жизнедеятельности людей в рамках каждой группы вырабатывались общие и устойчивые признаки, отличающие одну группу от другой. К числу таких признаков относится язык, особенности бытовой культуры, складывающиеся обычаи, традиции того или иного народа или этноса. (В некоторых языках, а нередко и в научной литературе термины «народ» и «этнос» употребляются как синонимы). Данные признаки воспроизводятся в этническом самосознании народа, в котором он осознаёт своё единство, прежде всего общность своего происхождения и тем самым своё этническое родство. В то же время он отличает себя от других народов, которым также свойственно своё происхождение, свой язык и своя культура.

Этническое самосознание народа рано или поздно проявляется во всём его самосознании, в котором фиксируется его происхождение, унаследованные традиции, понимание им своего места среди других народов и этносов.

Этнические общности называют также кровнородственными. К ним относятся семья, род, кланы, племена, народности, нации. Они объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, началом которой выступает Семья.

Семья – это наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения. Она включает бабушек, дедушек, отцов, матерей и их детей.

Несколько семей, вступивших в союз, образуют Род. Роды, в свою очередь объединяются в кланы.

Клан – это группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Как пережитки первобытного времени кланы до сегодняшних дней сохранились в разных уголках мира (на Кавказе, в Африке, Китае, у Американских индейцев). Затем несколько кланов, объединившись, составляют Племя.

Племя – более высокая форма, охватывающая большое число родов и кланов. Они обладают собственным языком и диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Численность племени доходит до десятков тысяч человек.

В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразовались в Народности, а в дальнейшем, на высших стадиях развития – в Нации.

Народность – это этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенем и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность.

Нация – это автономная, не ограниченная территориальными рамками общность людей. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У неё обязательно должны быть общий язык и религия, поскольку объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре.

Нация возникает в период преодоления феодальной раздробленности и зарождения капитализма. В этот период складываются достигшие высокой степени политической организации классы, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература и искусство.

Как видно из предыдущего главы, культура и природа тесно взаимосвязаны. Вся история человечества убедительно свидетельствует, что эта взаимосвязь самым непосредственным образом способствовала формированию социума и его общностей, которые называют обобщенным понятием «этнос».

Национально-этнический мир человека – это целостное единство, система, космос, в котором неразрывно существуют и человек, и окружающая его природа, которая влияет на этническую психологию, формируя национальный характер и определяя его направленность. В этом изначальном целостном единстве, в котором от рождения находится человек, формируются его ценностные установки, способы ориентации, жизненные идеалы, вкусы. Они становятся культурным фундаментом, в котором вызревают архетипы и менталитет народа, позволяющие наследовать ему национальное достояние и социальный опыт предшествующих поколений.

Развитие этносов как единство природного, социального и духовного, а также влияние культуры на процесс формирования и развития наций является целью дальнейшего рассмотрения этой темы.

Понятие «этнос» или в переводе с греческого языка «народ» часто используют как общее наименование таких социальных групп, как племя, народность, национальность, нация. Однако «народ» в этом широком смысле – понятие далеко не самое простое, как может показаться. Практики, решая в самом общем виде вопрос, чем определяется принадлежность людей к тому или иному народу, что сплачивает народ в единое целое, наталкиваются на немалые трудности.

В качестве условий, объединяющих людей как целостную уникальную общность (этнос), чаще всего упоминают единство происхождения, места проживания, языка и культуры. Однако каждый из этих факторов сам по себе не является необходимым и достаточным.

Суверенное государство — государство, которое имеет чётко определённую территорию, на которой оно осуществляет внутренний и внешний суверенитет, имеет постоянное население, правительство, не зависит от других государств, имеет полномочия и способность вступать в международные отношения с другими суверенными государствами. Правительство суверенного государства имеет право собственности на всё имущество в государстве. Кроме того, под суверенным обычно понимается такое государство, которое не зависит от какого-либо другого государства или объединения государств. Хотя в абстрактных терминах суверенное государство может существовать, не будучи признанным другими суверенными государствами; в мире существуют непризнанные государства, которым часто бывает трудно осуществлять полный спектр полномочий по заключению договоров и участвовать в дипломатических отношениях с другими суверенными государствами. Слова страна (в политико-географическом её понимании) и государство обозначают близкие по смыслу, но не тождественные понятия, хотя в ряде случаев термин страна используется в качестве полного синонима государство (в таких случаях подразумевается политическая страна как территория государства). [Политология: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. Ю. И. Аверьянова. — М.,: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. — С. 366.].

Понятие государства охватывает, в первую очередь, структуру господства, установившуюся на определённой территории и беспрерывно возобновляющуюся вследствие совместных действий людей.

Следует отметить, что понятие страны имеет более ёмкое культурно-историческое, социально-экономическое содержание, нежели политическое, в связи с этим включает в себя понятия, определяющие особенности местного национального сообщества (менталитет, обычаи, язык и т. д ). [Политология: Энциклопедический словарь /Под общ. ред. Ю. И. Аверьянова. — М.,: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. — С. 366.].

Д. С. Лихачёв в своих трудах отмечает, что «страна есть единство народа , природы и культуры». [ Лихачёв Д. С. Заметки о русском // Новый мир. — 1980. — № 3.].

В связи с этим, в частности, предметом страноведения являются как территории, очерченные государственными, так и историко-географическими границами[5], а также предполагается, что понятие страны сохранится и в случае исчезновения в будущем государственных границ[5].

1 фактор. Единство происхожденияодин из важнейших факторов формирования этноса. Как нет человека, у которого был только отец, или только мать, так нет и народа, у которого был только один народ-прародитель. Так русский (великорусский) народ возник из смешения славян-русов с балтами, финнами, уграми, монголами, татарами. Да и после возникновения любой народ постоянно пополняется людьми инонационального происхождения. Среди самых известных русских писателей, поэтов, художников, музыкантов немало иноземцев. Среди них семья Фонвизиных — русская фамилия немецкого происхождения, представители которой играли заметную роль в истории России начиная с XVI века. Мы обратимся к личности драматурга и литератора екатерининской эпохи, наиболее известного по комедии «Недоросль» - это Фонвизин Денис Иванович (1745—1792).

                 

Дата: 2019-02-24, просмотров: 536.