Из Прикарпатья, по мнению Ключевского, в VII-VIII веках восточные славяне расселились на Восток и Северо-восток до Ильмень-озера. Дунайской теории русского этногенеза до сих пор придерживаются многие историки и лингвисты. Большой вклад в её развитие внес в конце XX века российский лингвист Олег Николаевич Трубачев (1930-2002гг.), один из ведущих российских учёных в области этимологии славянских языков и славянской ономастики. Специалист по сравнительно-историческому языкознанию (родству языков).
2.Есть мнение «Да, скифы мы!». Один из самых яростных противников норманской теории образования русской государственности, Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765гг.), склонялся к скифо-сарматской теории русского этногенеза, про которую писал в своей «Древней Российской истории». По мнению М. В. Ломоносова, этногенез русских произошел в результате смешения славян и племени «чуди» (термин Ломоносова – финно-угоры), а местом истоков этнической истории русских он назвал междуречье Вислы и Одера.
Сторонники сарматской теории полагаются на античные источники, то же делал и Ломоносов. Он сравнил российскую историю с историей Римской Империи и античные верования с языческими верованиями восточных славян, обнаружив большое количество совпадений. Ярая борьба с приверженцами норманнской теории вполне объяснима: народ-племя Русь, по мнению Ломоносова, не могло произойти из Скандинавии под влиянием экспансии викингов-норманнов. В первую очередь, Ломоносов выступал против тезиса об отсталости славян и их неспособности самостоятельно образовать государство.
Обратимся к теории Гаррет Гелленталя. Интересной представляется гипотеза о происхождении русских, обнародованная в этом 2016 году оксфордским ученым Гарретом Гелленталем. Проведя большую работу по изучению ДНК различных народов, он с группой ученых составил генетический атлас миграции народов. По мнению ученого, в этногенезе русского народа можно выделить две значимых вехи. В 2054 году до н. э., как считает Гелленталь, трансбалтийские народы и народы с территорий современных Германии и Польши мигрировали в северо-западные районы современной России. Вторая веха - 1306 год, когда началась миграция алтайских народов, которые активно скрещивались с представителями славянских ветвей. Исследование Гелленталя интересно еще и тем, что генетический анализ доказал, что время монголо-татарского нашествия практически никак не сказалось на русском этногенезе.
3.Многие исследователи сообщают, что у русских две прародины. Ещё одну интересную миграционную теорию предложил в конце XIX века русский языковед Алексей Александрович Шахматов ( 1864 - 1920 гг.) - русский филолог, лингвист и историк, основоположник исторического изучения русского языка, древнерусского летописания и литературы, член Императорского православного палестинского общества, он определяет вторую прародину славян. Его теория «двух прародин» также иногда называется прибалтийской. Ученый считал, что первоначально из индоевропейской группы выделилась балто-славянская общность, которая стала автохтонной (автохтонный — принадлежащий по происхождению данной территории, местный, коренной по происхождению). В греческих памятниках автохтонами назывались первобытные жители страны на территории Прибалтики. После распада балто-славянской общности, славяне обосновались на территории между нижним течением Немана и Западной Двины. Эта территория и стала так называемой «первой прародиной».
Шахматов А.А.
Здесь, по мнению А.А. Шахматова, сложился праславянский язык, от которого взяли начало все славянские языки. Дальнейшая миграция славян была связана с великим переселением народов, в ходе которого в конце второго века нашей эры германцы пошли на юг, освободив бассейн реки Вислы, куда и пришли славяне.
Здесь, в нижнем бассейне Вислы, и, отсюда, по мнению А.А. Шахматова, пошло разделение славян на ветви. Западная ушла в район Эльбы, Южная - разделилась на две группы - одна из которых заселила Балканы и Дунай, другая – Днепр и Днестр. Последняя и стала основой восточнославянских народов, к которым относятся и русские.
Дата: 2019-02-24, просмотров: 327.