Основными принципами диалектики являются:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

принцип всеобщей связи. Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимозависимость всех его компонентов, таких как предметы, явления, процессы. Наиболее распространенный вид связи – внешние и внутренние. Например:

а) внутренние связи человеческого организма как биологической системы;

б) внешние связи человека как элементы социальной системы.

принцип системности. Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно, образуют целостную систему. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность;

принцип причинности. Причинность означает наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина порождает следствие, а связи именуются причинно-следственными;

принцип историзма. Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

а) вечность, неуничтожимость истории и мира;

б) его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

Категории диалектики

 

Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем.

К основным категориям диалектики относятся:

– сущность и явление;

– форма и содержание;

– причина и следствие;

– единичное, особенное, всеобщее;

– возможность и действительность;

– необходимость и случайность.

Детерминизм и телеология

1. Все явления и процессы в мире связаны между собой. Онтологический принцип детерминизма выражает эту взаимосвязь и отвечает на вопрос, существует ли в мире упорядоченность и обусловленность всех явлений, или же мир это неупорядоченный хаос. Детерминизм – это учение о всеобщей обусловленности явлений и событий.

2. Первоначальные представления о связи между явлениями и событиями появились в силу особенностей практической деятельности человека. Повседневный опыт убеждал, что события и явления связаны друг с другом, и некоторые из них взаимно обусловливают друг друга. Это обыденное наблюдение выразилось в древней максиме: ничто не возникает из ничего и не превращается в ничто.

Центральным ядром детерминизма служит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определённых условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие).

 

3. Совершенно верные и адекватные представления о взаимной связи всех явлений и событий в философии привели к неверному выводу о существовании в мире тотальной необходимости и об отсутствии случайности. Такая форма детерминизма получила название механистического.

     Механистический детерминизм трактует все типы взаимосвязи и взаимодействий как механические и отрицает объективный характер случайности. Один из сторонников этого типа детерминизма Бенедикт Спиноза считал, что случайным мы называем явление только по причине недостатка наших знаний о нем.

Одним из следствий механистического детерминизма является фатализм – учение о всеобщей предопределенности явлений и событий, причем предопределенности не обязательно божественного характера.

4. Ограниченность механистического детерминизма ясно обнаружилась в связи с открытиями в квантовой физике. Оказалось, что закономерности взаимодействий в микромире невозможно описать с точки зрения принципов механистического детерминизма. Новые открытия в физике поначалу привели к отказу от детерминизма, однако позже способствовали формированию нового содержания этого принципа.

5. Новые физические открытия и обращение философии XX века к проблемам человеческого бытия прояснили содержание принципа индетерминизма.

Индетерминизм – это онтологический принцип, согласно которому между явлениями и событиями нет всеобщей и универсальной взаимосвязи. Индетерминизм отрицает всеобщий характер причинности. Согласно этому принципу, в мире существуют явления и события, появляющиеся без всяких причин, т.е. несвязанные с другими явлениями и событиями.

В философии XX столетия, обратившейся к проблемам человеческой свободы, к изучению бессознательной психики, и отказавшейся от отождествления личности только с разумом, позиции индетерминизма заметно усилились. Индетерминизм стал крайней реакцией на механицизм и фатализм. Философия жизни и философия воли, экзистенциализм и прагматизм ограничили сферу детерминизма природой, для понимания событий и явлений в культуре предложили принцип индетерминизма.

6. Близкое, но нетождественное детерминизму понятие, используемое в философии – понятие телеологии. Телеология – это учение о целесообразности всего существующего. Сам термин в широкое пользование был введен Кантом, однако принципы целесообразного объяснения мироустройства широко применялись уже в мифологии (антропоморфизм) и ярко представлены в философии Древней Греции, в частности у Аристотеля.

Основной вопрос телеологии — для чего, ради какой цели совершается тот или иной процесс. Главное для телеологии — приписывание цели природе, перенос на неё способности к целеполаганию, которая в действительности присуща лишь человеческой деятельности.

Вопросы и задания

1. В чем сущность философской категории «бытие»?

2. Раскрыть сущность понятия «материи» как философской категории.

3. Составить таблицу «Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение».

4. Раскрыть понятие диалектики как теории развития всего сущего.

5. Составить таблицу «Основные законы, принципы и категории диалектики».

6. Объяснить разницу между детерминизмом и телеологией.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 222.