Процесс контроля регламентируется рядом принципов — научности, обратной связи, объективности, всесторонности и др. Основная цель реализации этих принципов — достижение наибольшей эффективности контроля для повышения качества обучения.
Принцип научности регламентирует использование в процессе контроля научно обоснованных средств оценки знаний студентов. С этой позиции традиционные формы контроля можно считать вполне приемлемыми до тех пор, пока они сами не становятся предметом научного исследования. Иначе обстоит дело с тестовой формой контроля. В этом случае средством оценки знаний студентов выступает тест, и, как известно, “…только для тестов существуют научно обоснованные критерии качества”. Например, критерий валидности. Высокая содержательная валидность тестового контроля основана на включении всех дидактических единиц программы обучения в задания теста.
Тестовый контроль рассматривается как один из элементов осуществления принципа обратной связи. Объективный тестовый контроль обеспечивает внешнюю и внутреннюю обратную связь. Внешняя обратная связь позволяет осуществить смещение оценки качества подготовки за пределы учебного заведения, что приводит к объективизации аттестации студентов. Внутренняя обратная связь позволяет студенту определить по результатам тестирования объективный уровень своей подготовки и провести самодиагностику пробелов и недостатков в образовании.
Обратная связь служит основанием для внесения необходимых коррективов в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов и форм организации, руководства и управления учебно-познавательной деятельностью студентов.
Реализация принципа объективности, достигается различными способами, среди которых можно выделить более и менее эффективные.
Традиционный способ формирования представлений об уровне знаний студентов достаточно распространен среди педагогов-практиков. В его основе — формирование коллегиальной оценки. Эффективность этого способа зависит от того, насколько:
· качественно подобран состав проверяющей комиссии;
· правильно разработана инструкция для экспертов, а также процедура подсчета результирующего балла;
· четко соблюдается инструкция всеми членами комиссии.
Современная теория тестов, на наш взгляд, располагает наиболее эффективным способом формирования представлений о реальном уровне знаний обучаемых. Это обеспечивается специальными математическими методами и моделями измерения, с помощью которых появляется возможность перехода от сырых баллов испытуемых к наиболее правдоподобным оценкам.
Объективный анализ результатов тестового контроля служит для преподавателей и руководителей образовательных учреждений основой определения состояния учебно-воспитательной работы и мер, необходимых для ее совершенствования. Тестовый контроль, осуществляемый преподавателем, в сочетании с другими формами контроля и самоконтролем дает возможность каждому студенту увидеть результаты обучения и своевременно принять меры по устранению обнаруженных недостатков.
Реализация принципа всесторонности предполагает необходимость тщательного отбора содержания контрольно-измерительных материалов, которое, в свою очередь, должно соответственно отражать содержание подготовки.
Содержание контрольно-измерительных материалов определяется дидактическими задачами на различных этапах обучения, спецификой учебных предметов, уровнем подготовки и развития студентов. Очень важно, чтобы тестовый контроль не сводился исключительно к проверке знаний студентов путем простого воспроизведения полученной ими от преподавателя или из учебников информации. В процессе тестового контроля большое значение имеет комплексная проверка всей учебной деятельности студента, в том числе динамики его общего развития, формирования специальных умений и навыков, активности, познавательных интересов, творческих способностей. Всесторонность педагогического теста заключается в том, что он может охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать полную проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков студентов.
Принцип эффективности предполагает выбор методики проведения контроля, которая обеспечивала бы полную реализацию функций контроля при минимальных затратах усилий и средств со стороны преподавателя. Эффективность метода тестирования состоит в том, что он позволяет проводить контроль любой выборки испытуемых за короткое время с минимальными затратами.
Являясь составной частью процесса обучения, контроль реализует четыре функции: образовательную, воспитательную, развивающую и диагностическую. Но главная его функция — диагностическая, которая конкретизируется в ряде задач в зависимости от вида контроля.
Различают несколько видов контроля — предварительный, текущий, тематический, рубежный, итоговый и выпускной (комплексный).
Предварительный контроль направлен на выявление уровня знаний студентов, как правило, осуществляется в начале учебного года или в середине, когда начинается изучение нового курса. Цель этого вида контроля — выявление у студентов уровня знаний по предмету, который только будет изучаться. Предварительный контроль часто сочетается с компенсационным обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях.
Текущий контроль осуществляется в целях проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях студентов. Его главная функция — обучающая. Следовательно, как составная часть обучения текущий контроль должен носить систематический характер.
Тематический контроль выявляет степень усвоения раздела или темы программы. На основании данных тематического контроля преподаватель принимает управленческие решения: делает вывод о необходимости дополнительной отработки данной темы (если результаты контроля неудовлетворительные) или переходит к изучению новой темы (если результаты контроля показали хорошую подготовку студентов).
Рубежный контроль позволяет выявить результаты определенного этапа обучения. На основе его данных делается анализ качества усвоения студентами взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучающимися в разных частях курса. Цель такого вида контроля —систематизация и обобщение знаний студентов. Обычно он проводится после изучения крупных разделов программы.
Итоговый контроль проводится в конце семестра и/или учебного года с целью диагностирования уровня (качества) фактической обученности в соответствии с поставленной на данном этапе задачей. Итоговый учет успеваемости осуществляется после прохождения всего учебного курса.
Заключительный (комплексный) контроль позволяет определить качество подготовки специалиста в целом. Обычно он проводится на заключительном этапе обучения. Главная функция — диагностирование качества реализации межпредметных связей. Практическим критерием комплексной проверки выступает способность студентов объяснять явления, процессы или события, опираясь на комплекс сведений, почерпнутых из всех изученных дисциплин. Одна из важных сфер заключительного контроля — аттестация выпускников вуза, при которой роль общепризнанной нормы играют требования государственных образовательных стандартов.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 287.