Форма обучения - это специальная конструкция самого процесса. Форма обучения означает коллективную, групповую и индивидуальную работу учащихся под руководством педагога. Форма организации обучения предполагает какой-либо вид учебного занятия - урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую.
Одной из современных моделей обучения является дистанционное (обучение на дистанции). Следует обратить внимание на многообразие средств дистанционного обучения. Эти средства представляют собой: бумажные учебные издания, сетевые учебные издания, компьютерные обучающие программы в обычном и мультимедийном вариантах, аудио учебно-информационные материалы, видео учебно-информационные материалы, лабораторные дистанционные практикумы, базы данных с удаленным доступом, средства обучения на основе экспертных обучающих систем, средства обучения на основе виртуальной реальности.
Сетевые технологии дистанционного обучения, используемые в Росси на сегодняшнем этапе: электронная почта (Е-mail), телеконференции ( по Е-mail), гипертекстовые среды ( WWW-серверы), BBS –электронные доски объявлений, электронные учебники, ресурсы мировой сети Интернет, электронные библиотеки.
Дистанционное обучение предполагает: обучение по типу экстерната; университетское обучение; обучение, основанное на сотворчестве нескольких учебных заведений; автономное обучение учащегося и пр.
В школе на протяжении столетий функционирует классно-урочная система обучения.
Особенности и признаки классно-урочной системы обучения:
· основной единицей дидактического цикла и формой организации обучения является урок (занимающий 45 минут);
· урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, и все учащиеся работают под руководством учителя;
· ведущая роль учителя состоит в том, что он не только организует процесс передачи и усвоения учебного материала, но и оценивает результаты учебы учащихся и уровень обученности каждого ученика, а также в конце года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс по своей дисциплине;
· класс - это основная организационная форма объединения учащихся приблизительно одного возраста и уровня подготовки (как правило, состав класса почти не изменяется);
· класс работает по единому учебному плану и программам согласно школьному расписанию учебных занятий;
· для всех учащихся занятия начинаются строго по расписанию в заранее определенные часы дня;
· учебный год определяется учебными четвертями и каникулами; каждый день определяется количеством уроков по расписанию и временем на перерывы между занятиями;
· учебный год заканчивается итоговой отчетной работой (экзаменом или контрольной) по каждой учебной дисциплине;
· обучение в школе заканчивается сдачей выпускных экзаменов.
Особенности школьного урока:
· урок предусматривает реализацию функций обучения в комплексе (образовательной, развивающей и воспитывающей);
· дидактическая структура урока имеет строгую систему построения:
· определенное организационное начало и постановка задач урока;
· актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домашнего задания;
· объяснение нового материала;
· закрепление или повторение изученного на уроке;
· контроль и оценка учебных достижений учащихся в течение урока;
· подведение итогов урока;
· задание на дом;
· содержание урока соответствует образовательному государственному стандарту, учебной программе соответствующей школьной дисциплины в рамках школьного учебного плана;
· каждый урок является звеном в системе уроков;
· урок соответствует основным принципам обучения; в нем учитель применяет определенную систему методов и средств обучения для достижения поставленных целей урока;
· основой построения урока является умелое использование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учет их индивидуально-психологических особенностей.
Особенности урока обусловлены его целью и местом в целостной системе обучения. Каждый урок занимает определенное место в системе учебного предмета, при изучении конкретной школьной дисциплины.
Структура урока воплощает закономерности и логику процесса обучения.
Типы уроков определяются особенностями главных задач, разнообразием содержательно-методической инструментовки и вариативностью способов организации обучения.
1. Комбинированный урок (наиболее распространенный тип урока в практике). Его структура: организационная часть (1-2 мин), проверка до него задания (10-12 мин), изучение нового материала (15-20 мин), закрепление и сопоставление нового с ранее изученным материалом, выполнение практических заданий (10-15 мин), подведение итога урока (5 мин), домашнее задание (2-3 мин).
2. Урок изучения нового материала применим, как правило, в практике обучения старшеклассников. В рамках данного типа проводятся урок-лекция, проблемный урок, урок-конференция, киноурок, урок-исследование. Эффективность урока данного типа определяется качеством и уровнем освоения нового учебного материала всеми учениками.
3. Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков проводится в виде семинара, практикума, экскурсии, самостоятельных работ и лабороторного практикума. Значительную часть времени занимает повторение и закрепление знаний, практическая работа по применению, расширению и углублению знаний, по формированию умений и закреплению навыков.
4. Урок обобщения и систематизации нацелен на системное повторение крупных блоков учебного материала по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предметом в целом. При проведении такого урока учитель ставит перед учениками проблемы, указывает источники получения дополнительной информации, а также типичные задачи и практические упражнения, задания и работы творческого характера. В ходе таких уроков осуществляется проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по нескольким темам, изучаемым на протяжении длительного периода-четверти, полугодия, года обучения.
5. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков предназначен для оценки результатов учения, диагностики уровня обученности учеников, степени готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в различных ситуациях обучения. Он также предполагает внесение изменений в работу педагога с конкретными учениками. Видами таких уроков в школьной практике могут быть устный или письменный опрос, диктант, изложение или самостоятельное решение задач и примеров, выполнение практических работ, зачет, экзамен, самостоятельная или контрольная работа, зачет, тестирование. Все эти виды уроков организуются после изучения крупных тем и разделов учебного предмета. По результатам итогового урока следующее занятие посвящается анализу типичных ошибок, «пробелов» в знаниях, определению дополнительных заданий.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 234.