В педагогической науке инновационный процесс интерпретируется как инновационная деятельность учителя, направленная на создание нового вида педагогической практики, развивающийся на основе научно обоснованных педагогических идей и технологий. В массовой школьной практике эта работа сводится, как правило, к внедрению уже существующих методических систем, изучению и обобщению передового педагогического опыта без их научно-теоретического осмысления.
Выделяется несколько направлений в изучении передового педагогического опыта.
Первое направление - это изучение опыта других учителей, который может и не содержать в себе чего-либо нового, оригинального, но дающий высокую результативность в обучении и воспитании учащихся. Такой опыт является основанием для рефлексии собственного опыта и образцом для тех учителей, которые еще не овладели педагогическим мастерством.
Второе направление – определение существующего уровня в деятельности учителя, т.е. выявления недостатков и затруднений в его деятельности, в изучении эффективности применения научно-методических рекомендаций. Выявлении возможностей новых (авторских) образовательных программ, содержания, форм и методов обучения и воспитания.
Третье направление – использование опытной работы как метода внесения преднамеренных изменений, инноваций в образовательный процесс в расчете на получение более высоких его результатов с последующей их проверкой и оценкой (А.М. Новиков).
РЕОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основными документами, задающими целевые ориентиры государственной образовательной политики в сфере высшего профессионального образования, одобренными Правительством Российской Федерации, являются Концепция модернизации российского образования; Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, которые опираются на следующие базовые принципы:
· открытость к общественным запросам и требованиям времени;
· привлечение общества к активному диалогу и непосредственному участию в управлении образованием, в образовательных реформах;
· повышение качества профессионального образования;
· обеспечение доступного качественного образования для всех граждан России;
· переход на современные образовательные технологии;
· развитие современной системы непрерывного профессионального образования;
· повышение инвестиционной привлекательности сферы высшего профессионального образования;
· переход на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг.
В соответствии с этими приоритетными направлениями на период до 2010 года был разработан, согласован и утвержден комплекс мероприятий по реализации данных направлений развития образовательной системы Российской Федерации.
Одной из стратегических целей развития Российского образования является обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе.
Россияне сегодня стремятся дать своим детям более высокий уровень профессионального образования. Это ведет к значительному улучшению качества человеческого капитала, возрастает число граждан, имеющих высшее профессиональное образование. Наблюдается также увеличение охвата населения средним профессиональным образованием.
В 2005 году более 500 тыс. абитуриентов поступили в вузы по результатам ЕГЭ. При этом число лиц из сельской местности и районных городов (с населением до 100 тыс. чел.) составило 56% от общего числа поступивших, что свидетельствует об увеличении межрегиональной мобильности абитуриентов.
В результате эксперимента по Единому государственному экзамену:
· разработана и апробирована в 78 субъектах Российской Федерации технология проведения ЕГЭ в различных модификациях (в текущем году начато проведение ЕГЭ в труднодоступных и отдаленных местностях Российской Федерации (районы республики Саха (Якутия), Хабаровского края, Магаданской, Томской и Читинской областей, а также Ханты-Мансийского автономного округа);
· создана база контрольных измерительных материалов
· по 14 общеобразовательным предметам, насчитывающая более 85 тысяч тестовых заданий;
· созданы инфраструктура, обеспечивающая проведение ЕГЭ, федеральная база свидетельств, единая автоматизированная система приема в вузы;
· на федеральном уровне и в регионах-участниках эксперимента подготовлены специалисты, обеспечивающие проведение ЕГЭ.
Особое внимание уделяется качеству высшего профессионального образования. Помимо плановых проверок Рособрнадзора, по просьбам губернаторов и руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации, проведены проверки выполнения государственного образовательного стандарта и лицензионных требований и нормативов в вузах, где рассматриваются следующие направления: выполнение лицензионных требований и нормативов, а также требований государственного образовательного стандарта по содержанию и качеству образования. Уровень качества профессионального образования выражается в первую очередь в привлечении в экономику высокообразованных специалистов, выпускников вузов и учреждений среднего профессионального образования.
Одним из принципов государственной политики в сфере образования, зафиксированный Федеральным законом «О высшем и послевузовском образовании» является интеграция в мировую систему высшего образования системы высшего профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы.
В мае 2005 года Президентом Российской Федерации была утверждена «Дорожная карта» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты в которой, в частности, в разделе «Образование» говорится об интеграции и углублению сотрудничества в рамках создаваемого Европейского пространства высшего образования в соответствии с основными положениями Болонского процесса.
Болонский процесс необходимо рассматривать как инструмент развития высшего профессионального образования в свете приоритетных направлений развития всей системы образования Российской Федерации, одобренных на заседании Правительства Российской Федерации в декабре 2004 года.
Начиная с 2004 года Минобрнауки России проводит большую работу по активизации и координации работ в целях дальнейшей интеграции российской системы высшего профессионального образования в европейское образовательное пространство, расширения контактов с рабочими группами и иными структурами Совета Европы, ЮНЕСКО и других организаций. Приказом Минобрнауки России от 25 октября 2004 г. № 100 была создана Группа по осуществлению Болонских принципов в России.
За прошедший период на заседаниях Группы рассматривались вопросы поступательной реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования.
В последние годы российские вузы активно участвуют в международном сотрудничестве. Об этом свидетельствуют данные мониторинга прямых договорных отношений вузов с зарубежными партнерами, преимущественно – европейскими. Задача Министерства - сделать этот процесс целенаправленным.
В то же время, по мнению Министерства необходима широкая разъяснительная работа среди профессорско-преподавательского состава и студентов, в том числе со стороны федеральных органов исполнительной власти, имеющих высшие учебные заведения, по вопросам вхождения российского высшего профессионального образования в международное и, в том числе, в европейское образовательное пространство, целью которой должно являться повышение качества высшего профессионального образования на основе развития лучших традиций российского образования, использования международного опыта и признание программ российских вузов международным сообществом.
Таким образом, основными направлениями модернизации профессионального образования являются:
1. Соответствие подготовки специалистов с высшим образованием требованиям экономики страны и запросам рынка труда
2. Реализация приоритетного национального проекта «Образование» (в части высшего профессионального образования)
3. Стимулирование вузов, активно внедряющих инновационные образовательные программы
4. Обеспечение доступности качественного профессионального образования для широких слоев населения
5. Интеграция отечественного образования в мировое образовательное пространство
Дата: 2019-02-19, просмотров: 237.