ВОЛКОВ ИГОРЬ ПАВЛОВИЧ - педагог-новатор, заслуженный учитель РФ (г. Реутов Московской обл.). Им разработана и осуществлена технология творческого развивающего обучения, в соответствии с которой последовательно формируются творческие способности личности на основе свободного выбора ребенком внеурочной деятельности.
В современной психолого-педагогической науке считается, что творчество - понятие условное, может выражаться не только в создании принципиально нового, не существовавшего ранее, но и в открытии относительно нового (для данной области, данного времени, в данном месте, для самого субъекта).
Акценты целей
По И.П. Волкову:
Выявить, учесть и развить творческие способности;
Фронтально приобщить школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.
Особенности содержания по И.П.Волкову. Дидактическая реконструкция учебного материала и блочно-параллельная система обучения основаны на внутрипредметных и межпредметных связях. Вместо последовательности предметов, разделов и тем традиционно построенной программы предлагается объединить узловые вопросы, на которых основан раздел, предмет или несколько предметов. Эти вопросы вводятся в кратчайшие сроки после начала обучения и изучаются одновременно, параллельно и во взаимосвязи путем выполнения практических работ по всем разделам, входящим в блок. Таких блоков может быть несколько.
Особенности методики
Общие черты рассматриваемых технологий:
· Свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно, не чувствует подчинения учителю.
· Педагогика сотрудничества, сотворчество ученика и учителя.
· Применение методик коллективной работы: мозговая атака, организационно-деятельностная игра, свободная творческая дискуссия.
· Игровые методики.
· Мотивация: стремление личности к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации.
Уроки творчества для младших школьников. Содержание материала и построение обучения позволяют выявить и целенаправленно развивать задатки и способности детей, вырабатывать способность проявлять творчество в любом деле. В дополнение к существующим формам внеклассной работы предлагается новая - творческие комнаты. В творческой комнате любого типа (литературной, физической, химической, биологической и т.д.) ученики, независимо от возраста, получают начальную профессиональную подготовку. Например, в литературной творческой комнате ученики обучаются правилам написания литературных произведений разных жанров; в биологической — проводят исследования, опыты: в технической - овладевают профессиональными навыками работы инструментами и на станках при изготовлении каких-либо изделий, а также конструирования, изобретательства и т.п.
В системе И.П.Волкова разработаны творческие книжки школьника. Это документ, в котором отмечаются все самостоятельные (а не только творческие) работы, выполненные сверх учебной программы, соответствующие определенным нормам, например: 10 фотографий, 5-8 рисунков, письменные работы (рефераты, конспекты) объемом не менее 15 тетрадных страниц, музыкальный концерт длительностью не менее 10 минут и т.д. При выдаче книжка заверяется печатью на каждом развороте и учитывается при поступлении в другие учебные заведения.
ИЛЬИН ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ
В 60-70-х гг. разработал оригинальную концепцию преподавания литературыры на основе педагогического общения и систему организации занятий по своему предмету. В педагогической практике. И его увлеченность литературой эмоционально передается школьникам. И предложена формула "языка" современного урока литературы "об искусстве - языком искусства", в условиях классно-урочной системы методика, и позволяет индивидуализировать освоение учениками программного материала, последовательно повышать степень их активности в учебном процессе. В трактовке Ильина, педагогическое общение преследует цели творчества, стимулирующего воздействия ученика на одноклассников и на учителя.
ТЕМА: ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
В конце 80-х гг. в педагогической науке сложилось мнение, что классическая модель образования фактически исчерпала себя - она не отвечает требованиям, предъявляемым к школе и образованию современным обществом и производством. В связи с этим нужно искать новый комплекс педагогических и философских идей, создающих интеллектуальную основу для современной школы. Именно поэтому инновационное движение является ведущей тенденцией, отражающей развитие российской системы образования конца XX в. Проявляется она в:
· создании альтернативных типов учебных заведений - гимназий, лицеев, колледжей, школ разных профилей и направлений (казачьи, купеческие, фермерские, морские школы, кадетские корпуса) и др.;
· разрабатываются различные модели школы - национальной, русской, «европейского дома», «школ XXI века», «глобального образования», «диалога культур»;
· различные типы учебных заведений, работающих на основе идей мировой педагогической мысли М. Монтессори, Р. Штайнера, Вальдорфской педагогики.
Такие образовательные учреждения, созданные на основе нововведений, принято называть инновационными школами. В качестве нововведений могут выступать цели, содержание образования, технологии обучения и воспитания и т. д.
Анализ деятельности инновационных школ показывает, что отличие их от традиционной, унитарной школы состоит в том, что педагогический коллектив осуществляет инновационный поиск в:
· целевых, содержательных и процессуальных характеристиках учебно-воспитательного процесса;
· в обновлении функционирования организационно-управленческих структур;
· развитии творческого потенциала учителя, целостном формировании личности учащихся (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, А.Н. Кузибецкий, В.С. Лазарев, А.Я. Наин, М.М. Поташник, А.П. Тряпицын и др.).
Для инновационного движения в российской системе образования характерны:
· массовость педагогических инициатив, охватывающих и городские, и сельские школы;
· неоднородность новационного педагогического поиска и т. д.
Инновация - это слово происходит из латинского языка (in - в, novus - новый), что в переводе означает «нововведение».
Впервые понятие «инновация» в педагогической реальности стали применять зарубежные исследователи, которые раскрывают его через понятие «новшество». Так, Э.М. Роджерс отмечает, что новшество - это идея, являющаяся для учителя новой, и не имеет значения, является ли идея объективно новой или нет.
Российские исследователи В.И. Андреев, В.И. Загвязинский, П.Г. Щедровицкий считают, что иностранное слово «инновация» неадекватно по смыслу русскому «нововведение». Они выделяют следующие смысловые значения этого понятия:
1) Инновация - это разработка нового содержания и новых методов обучения.
2) Внедрение и распространение уже существующих педагогических систем, например, идей педагогики М. Монтессори.
3) Разработка новых технологий управления школой, ее развития.
4) Статус школы как экспериментальной площадки.
5) Ситуация, когда школа имеет принципиально новую образовательную ориентацию и осуществляет обновление образования и воспитания, имеющих системный характер, затрагивающий цели, содержание, формы, методы, а возможно, и способы финансирования.
Главным показателем педагогических инноваций, считают они, является наличие в них прогрессивного начала.
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ И
Дата: 2019-02-19, просмотров: 537.