Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности - Школа творчества И. П. Волкова
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВОЛКОВ ИГОРЬ ПАВЛОВИЧ - педагог-новатор, заслуженный учитель РФ (г. Реутов Московской обл.). Им разработана и осуществлена технология творческого развивающего обучения, в соответствии с которой последовательно формируются творческие способности личности на основе свободного выбора ребенком внеурочной деятельности.

В современной психолого-педагогической науке считается, что творчество - понятие условное, может выражаться не только в создании принципиально нового, не существовавшего ранее, но и в открытии относительно нового (для данной области, данного времени, в данном месте, для самого субъекта).

Акценты целей

По И.П. Волкову:

Выявить, учесть и развить творческие способности;

Фронтально приобщить школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.

Особенности содержания по И.П.Волкову. Дидактическая реконструкция учебного материала и блочно-параллельная система обучения основаны на внутрипредметных и межпредметных связях. Вместо последовательности предметов, разделов и тем традиционно построенной программы предлагается объединить узловые вопросы, на которых основан раздел, предмет или несколько предметов. Эти вопросы вводятся в кратчайшие сроки после начала обучения и изучаются одновременно, параллельно и во взаимосвязи путем выполнения практических работ по всем разделам, входящим в блок. Таких блоков может быть несколько.

Особенности методики

Общие черты рассматриваемых технологий:

· Свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно, не чувствует подчинения учителю.

· Педагогика сотрудничества, сотворчество ученика и учителя.

· Применение методик коллективной работы: мозговая атака, организационно-деятельностная игра, свободная творческая дискуссия.

· Игровые методики.

· Мотивация: стремление личности к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации.

Уроки творчества для младших школьников. Содержание материала и построение обучения позволяют выявить и целенаправленно развивать задатки и способности детей, вырабатывать способность проявлять творчество в любом деле. В дополнение к существующим формам внеклассной работы предлагается новая - творческие комнаты. В творческой комнате любого типа (литературной, физической, химической, биологической и т.д.) ученики, независимо от возраста, получают начальную профессиональную подготовку. Например, в литературной творческой комнате ученики обучаются правилам написания литературных произведений разных жанров; в биологической — проводят исследования, опыты: в технической - овладевают профессиональными навыками работы инструментами и на станках при изготовлении каких-либо изделий, а также конструирования, изобретательства и т.п.

В системе И.П.Волкова разработаны творческие книжки школьника. Это документ, в котором отмечаются все самостоятельные (а не только творческие) работы, выполненные сверх учебной программы, соответствующие определенным нормам, например: 10 фотографий, 5-8 рисунков, письменные работы (рефераты, конспекты) объемом не менее 15 тетрадных страниц, музыкальный концерт длительностью не менее 10 минут и т.д. При выдаче книжка заверяется печатью на каждом развороте и учитывается при поступлении в другие учебные заведения.

 

ИЛЬИН ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ

В 60-70-х гг. разработал оригинальную концепцию преподавания литературыры на основе педагогического общения и систему организации занятий по своему предмету. В педагогической практике. И его увлеченность литературой эмоционально передается школьникам. И предложена формула "языка" современного урока литературы "об искусстве - языком искусства", в условиях классно-урочной системы методика, и позволяет индивидуализировать освоение учениками программного материала, последовательно повышать степень их активности в учебном процессе. В трактовке Ильина, педагогическое общение преследует цели творчества, стимулирующего воздействия ученика на одноклассников и на учителя.

 

ТЕМА: ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

В конце 80-х гг. в педагогической науке сложилось мнение, что классическая модель образования фактически исчерпала себя - она не отвечает требованиям, предъявляемым к школе и образованию современным обществом и производством. В связи с этим нужно искать новый комплекс педагогических и философских идей, создающих интеллектуальную основу для современной школы. Именно поэтому инновацион­ное движение является ведущей тенденцией, отражающей раз­витие российской системы образования конца XX в. Проявля­ется она в:

· создании альтернативных типов учебных заведе­ний - гимназий, лицеев, колледжей, школ разных профилей и направлений (казачьи, купеческие, фермерские, морские шко­лы, кадетские корпуса) и др.;

· разрабатываются различные модели школы - национальной, русской, «европейского дома», «школ XXI ве­ка», «глобального образования», «диалога культур»;

· различ­ные типы учебных заведений, работающих на основе идей мировой педагогической мысли М. Монтессори, Р. Штайнера, Вальдорфской педагогики.

Такие образовательные учреждения, созданные на основе нововведений, принято называть иннова­ционными школами. В качестве нововведений могут высту­пать цели, содержание образования, технологии обучения и воспитания и т. д.

Анализ деятельности инновационных школ показывает, что отличие их от традиционной, унитарной школы состоит в том, что педагогический коллектив осуществляет инновационный поиск в:

· целевых, содержательных и процессуальных характе­ристиках учебно-воспитательного процесса;

· в обновлении фун­кционирования организационно-управленческих структур;

· развитии творческого потенциала учителя, целостном формировании личности учащихся (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, А.Н. Кузибецкий, В.С. Лазарев, А.Я. Наин, М.М. Поташник, А.П. Тряпицын и др.).

Для инновационного движения в российской системе обра­зования характерны:

· массовость педагогических инициатив, охватывающих и городские, и сельские школы;

· неоднородность новационного педагогического поиска и т. д.

 Ин­новация - это слово происходит из латинского языка (in - в, novus - новый), что в переводе означает «нововведение».

Впервые понятие «инновация» в педагогической реально­сти стали применять зарубежные исследователи, которые рас­крывают его через понятие «новшество». Так, Э.М. Роджерс отмечает, что новшество - это идея, являющаяся для учите­ля новой, и не имеет значения, является ли идея объективно новой или нет.

Российские исследователи В.И. Андреев, В.И. Загвязинский, П.Г. Щедровицкий считают, что иностранное слово «ин­новация» неадекватно по смыслу русскому «нововведение». Они выделяют следующие смысловые значения этого понятия:

1) Инновация - это разработка нового содержания и но­вых методов обучения.

2) Внедрение и распространение уже существующих педа­гогических систем, например, идей педагогики М. Монтессори.

3) Разработка новых технологий управления школой, ее развития.

4) Статус школы как экспериментальной площадки.

5) Ситуация, когда школа имеет принципиально новую образовательную ориентацию и осуществляет обновление обра­зования и воспитания, имеющих системный характер, затрагивающий цели, содержание, формы, методы, а возможно, и способы финансирования.

Главным показателем педагогических инноваций, считают они, является наличие в них прогрессивного начала.

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ И

Дата: 2019-02-19, просмотров: 537.