1) инновационность;
2) альтернативность;
3) концептуальность;
4) систематичность и комплексность;
5) социально-педагогическая целесообразность;
6) реальность и эффективность.
Адаптивная школа или «школа для всех» - Е.А. Ямбург - предназначена и для одаренных детей, для обычных детей, а также детей, нуждающихся в коррекционно-развивающем обучении. Во главе ставит физическое, психическое и нравственное здоровье учащихся. На основе адаптации школы с различным категориям учащихся решается задача - сохранение личности воспитанника в сложных обстоятельствах.
Школа самоопределения - А.Н. Тубельский - В основе ее - идея свободного выбора, формирования способности к самоопределению и самореализации личности. Школьники пользуются правом выбора предметов, тех или иных лабораторий; занимаются по индивидуальному плану. Широко используется метод «погружения» в предмет, реализуется идея «пробы сил» т на «продвинутых» уровнях, в «продвинутых» учебных курсах.
Школа диалога культур - М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, B.C. Библер - В основе - идея о диалогичности любой культуры. Все культуры: античная, средневековая и т.д. - выступают как собеседники с 3 по 11 классы. Личность ребенка активизируется на максимально вопросительном отношении к миру, на постоянной проблематизации научных, нравственных, житейских ситуаций.
«Ноосферная» школа - А. Буровский - В основе концепции идея гармонического развития растущего человека средствами системного освоения мира природы и мира культуры, подбора учебного материала, отражающего глобальные и региональные социальные и экономические проблемы, понимание детьми окружающего мира и себя в нем как целостной системы.
НОВОВВЕДЕНИЯ (с 2013г.)
В соответствии с Частью 5 статьей 17 - стандарты должны определить формы получения образования и формы обучения по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки.
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
Классификация форм получения образования и форм обучения относительно новое явление для российского образования. Покажем на схеме что они из себя представляют:
Таким образом, стандарт должен определить две очень важные вещи. Во-первых для каждого уровня образования можно ли его получать в организации и вне организаций, а также может ли оно быть получено в различных формах: очной, очно-заочной, заочной, семейного образования или самообразования.
Но это еще не все, поскольку часть 4 статья 17 говорит о том, что допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Таким образом, возможных сочетаний может быть достаточно много.
Особенность формирования стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Еще один новый сюжет, связанный со стандартами заключается в том, что теперь в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.
ТЕМА: УЧИТЕЛЯ-НОВАТОРЫ
То новое, что принесли учителя-новаторы в педагогику можно охарактеризовать одной общей фразой - педагогика сотрудничества. При таком подходе к обучению учитель и ученик из положения начальника и подчиненного становятся равноправными партнерами, пытающимися сообща постичь истину на уроке.
Педагогическая деятельность должна иметь гуманистическую направленность. Это означает, что все действия педагога подчинены реальным интересам личности ребенка, учащегося, взрослого человека.
Задача педагога заключается в оказании влияния на поведение ученика с целью его последующего изменения, то есть, осуществить педагогическое воздействие гуманистического, а не авторитарного характера.
Гуманистическая направленность личности учителя является ведущим типом направленности, она предопределяет гуманистический характер профессиональной деятельности, выражающийся в осознании, разработке и реализации задач по оказанию педагогической помощи воспитанникам в их индивидуально-личностном развитии и становлении. Гуманистическая направленность личности формируется на базе общечеловеческих ценностей (специфических социальных определений объектов окружающего мира, выявляющих их положительное или отрицательное значение на человека и общества (благо, добро, зло, прекрасное, безобразное).
Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса[1].
В современной педагогической культуре, являющейся частью культуры общечеловеческой, достойное место занимают прогрессивные концепции, утверждающие необходимость уважительного отношения к личности ребенка, признание и защиту его прав на свободу и развитие, гуманистические и демократические принципы его воспитания и образования[2].
Далее мы кратко охарактеризуем методические и педагогические находки учителей-новаторов, а также их гуманистический и творческий характер.
ШАТАЛОВ В. Ф.
Методическая система донецкого педагога В. Ф. Шаталова позволяет успешно решить одну из труднейших педагогических задач – приобщить каждого школьника к ежедневному напряженному умственному труду, воспитать познавательную самостоятельность как качество личности, укрепить в каждом ученике чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах и способностях.
Область педагогического творчества Шаталова довольно разнообразна. Она включает в себя обучение математике, физике, истории в средней общеобразовательной школе, нас же, прежде всего, интересует новаторский опыт, применяемый им при обучении истории.
Сущностью опыта В.Ф. Шаталова является создание эффективной организационно-методической системы обучения ряда предметов в общеобразовательной школе. Новаторство этого опыта заключается в создании и использовании наглядных схем-опорных сигналов, включающих несколько параграфов изучаемого материала.
Методика Шаталова исходит из того, что все дети - без исключения - способны успешно овладеть школьной программой.
Учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира, воспитывать в нем чувство человеческого достоинства, составляющая которого - осознание ответственности за свои поступки перед собой, товарищами, школой, обществом. От веры учителя в возможности каждого своего ученика, от его настойчивости, терпения, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи его учеников на трудном пути познания.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 506.