Раздел I. Введение в теорию принятия решений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Цели и задачи обучения по дисциплине. 5

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.. 5

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы.. 6

4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебной работы) и на самостоятельную работу обучающихся. 6

5. Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий. 7

5.1.  Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий. 7

5.2.  Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) 9

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине(модулю) 11

7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. 12

7.1   Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.. 12

7.2   Показатели и критерии оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания. 12

7.3   Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций. 15

8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля) 27

9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля) 27

10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) 27

10.1 Общие методические рекомендации по освоению дисциплины «Теория принятия решений» для обучающихся по направлению 38.03.01 Экономика. 27

10.2 Методические рекомендации по самостоятельной работе по дисциплине «Теория принятия решений» для обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 Экономика. 28

11. Перечень информационных технологий используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем. 29

12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю) 29

 

 


 

1. Цели и задачи обучения по дисциплине

Цель обучения по дисциплине «Теория принятия решений» – познакомить студентов с основными понятиями и методами принятия решений, с классами задач, которые могут быть решены с их помощью.

Основные задачи дисциплины: дать навыки практического использования методов принятия решений в профессиональной деятельности; научить выбирать методы для принятия наиболее эффективных решений в условиях быстро меняющейся реальности, для быстрой адаптации к изменяющимся условиям деятельности.

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Процесс изучения дисциплины «Теория принятия решений» направлен на формирование у студентов, обучающихся по программе высшего образования (бакалавриат) по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, направленность (профиль) «Финансы и кредит» компетенции ОК-7, ОПК-2, ОПК-4.

Код и описание компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине

ОК-7

способность к самоорганизации и самообразованию

Знает основные понятия принятия решений; основные понятия математического анализа и линейного программирования Умеет использовать математический язык и математическую символику и математический аппарат для решения теоретических и прикладных задач Владеет навыками работы со специальной математической литературой; основными понятиями в виде математических моделей наиболее важных, существенных связей в экономике и управлении

ОПК-2

способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач

Знает основные понятия матричного анализа, функционального анализа; основные понятия математического анализа, дифференцирования и интегрирования Умеет обрабатывать экспериментальные данные; решать типовые организационно-управленческие задачи, проводить их анализ, получать количественные соотношения, представляющие практический интерес Владеет основными математическими понятиями в виде моделей наиболее важных, существенных связей в экономике и управлении, математическими, статистическими и количественными методами решения типовых организационно-управленческих задач

ОПК-4

способность находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность

Знает нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности; методы анализа научной информации, изучения отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования Умеет применять процессы управления в профессиональной деятельности; работать с финансовыми и управленческими документами; нести ответственность за принятые решения в профессиональной деятельности Владеет приемами количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений

 

3. Место дисциплины  в структуре образовательной программы

Дисциплина Б1.Б.24 «Теория принятия решений» реализуется в рамках базовой части Блока I «Дисциплины (модули)» программы бакалавриата. Дисциплина базируется на знаниях, полученных студентами при изучении дисциплин «Высшая математика» и «Экономика».

Дисциплина ««Теория принятия решений»» является начальным этапом формирования компетенции ОК-7, ОПК-2 и ОПК-4 в процессе освоения ОПОП. В качестве промежуточной аттестации по дисциплине предусмотрен экзамен, который входит в общую трудоемкость дисциплины. Итоговая оценка уровня сформированности компетенций ОК-7, ОПК-2 и ОПК-4  определяется в период государственной итоговой аттестации.

Дисциплина «Теория принятия решений» является базовым теоретическим и практическим основанием для последующих профессиональных дисциплин, таких как «Автоматизированные информационные технологии в экономике», «Статистика».

4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебной работы) и на самостоятельную работу обучающихся

Согласно учебным планам общая трудоемкость дисциплины «Теория принятия решений» составляет 4 зачётные единицы (144 часа).

Очная форма обучения

Вид учебной работы

Всего

Часов

Семестры 2 Контактная работа (аудиторные занятия) всего, в том числе: 54 54 Лекции 36 36 Практические занятия 18 18 Самостоятельная работа 54 54 Промежуточная аттестация – экзамен 36 36 Общая трудоемкость 144 144

Заочная форма обучения

Вид учебной работы

Всего

Часов

Семестры 2 Контактная работа (аудиторные занятия) всего, в том числе: 8 8 Лекции 4 4 Практические занятия 4 4 Самостоятельная работа 127 127 Промежуточная аттестация – экзамен 9 9 Общая трудоемкость 144 144

Дисциплина реализуется посредством проведения учебных занятий (включая проведение текущего контроля успеваемости) и промежуточной аттестации обучающихся. В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в форме контактной работы обучающихся с преподавателем и самостоятельной работы обучающихся. При реализации дисциплины предусмотрена аудиторная контактная работа и внеаудиторная контактная работа, посредством электронной информационно-образовательной среды. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий. В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу. На практических занятиях более подробно изучается программный материал в плоскости отработки практических умений и навыков и усвоения тем. Внеаудиторная контактная работа включает в себя проведение текущего контроля успеваемости (тестирование) в электронной информационно-образовательной среде.

5. Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

5.1. Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий

Тематический план для очной формы обучения

Наименование темы

Количество часов

по учебному плану

Количество

Аудиторных часов

Из них, час

Самостоятельная

Работа

Формируемые

Компетенции

лекции практические занятия
1 2 3 4 5 6 7 8

Технологий обучения

Наименование разделов (тем), в которых используются активные и/или интерактивные образовательные технологии Образовательные технологии Трудоемкость (час.)
1. Лекция Тема 8. Принятие решений в условиях неопределенности лекция-беседа (диалог со студентами в ходе изложения материала, предполагающий актуализация прежних знаний обучающихся и побуждающий к самостоятельному размышлению) 4 часа
2. Лекция Тема 9. Принятие решений на основе метода анализа иерархий. лекция-беседа (диалог со студентами в ходе изложения материала, предполагающий актуализация прежних знаний обучающихся и побуждающий к самостоятельному размышлению) 4 часа
3. Практическое занятие Тема 9. Принятие решений на основе метода анализа иерархий. работа в малых группах (выполнение практических заданий в группах 2 – 5 человек, позволяет практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения, распределения ролей участия) 4 часа
4. Лекция Тема 11. Основы анализа и принятия групповых решений. лекция-беседа (диалог со студентами в ходе изложения материала, предполагающий актуализация прежних знаний обучающихся и побуждающий к самостоятельному размышлению) 2 часа
  Лекция Тема 12. Системы и методы голосования. лекция-беседа (диалог со студентами в ходе изложения материала, предполагающий актуализация прежних знаний обучающихся и побуждающий к самостоятельному размышлению) 2 часа
  Практическое занятие Тема 12. Системы и методы голосования. работа в малых группах (выполнение практических заданий в группах 2 – 5 человек, позволяет практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения, распределения ролей участия) 2 часа

 

Заочная форма обучения

Наименование темы

Количество часов

по учебному плану

Количество

Аудиторных часов

Из них, час

Самостоятельная

Работа

Формируемые

Компетенции

лекции практические занятия
1 2 3 4 5 6 7 8

Тема 6. Транспортные задачи

Экономико-математическая модель транспортной задачи. Решение закрытых и открытых транспортных задач. Нахождение первоначального опорного плана транспортной задачи. Метод «северо-западного угла». Метод минимальной стоимости. Метод Фогеля. Циклы в транспортной таблице. Методы нахождения оптимального решения транспортных задач. Распределительный метод. Метод потенциалов. Метод дифференциальных рент*. Симплексный метод решения транспортных задач.

Задача о назначениях. Венгерский метод поиска оптимального решения. Задача о коммивояжёре и методы решения*.

Оценка

«неудовлетворительно»

Оценка «удовлетворительно»

Оценка

«хорошо»

Оценка «отлично»
           

Оценочный лист результатов обучения по дисциплине

Код компетенции Знания Умения Навыки Уровень сформированности компетенции на данном этапе / оценка
ОК-7        
ОПК-2        
ОПК-4        

Оценка по дисциплине

 

Оценка по дисциплине зависит от уровня сформированности компетенций, закрепленных за дисциплиной и представляет собой среднее арифметическое от выставленных оценок по отдельным результатам обучения (знания, умения, навыки).

Оценка «отлично» выставляется, если среднее арифметическое находится в интервале от 4,5 до 5,0.

Оценка «хорошо» выставляется, если среднее арифметическое находится в интервале от 3,5 до 4,4.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если среднее арифметическое находится в интервале от 2,5 до 3,4.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если среднее арифметическое находится в интервале от 0 до 2,4.

 

 

7.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

 

v Примерный комплект заданий для текущего контроля успеваемости

Типовые практические задания текущего контроля (по разделам)

Задание 1. Принятия решений с помощью дерева решений

Предприятие покупает программный продукт и ему предлагают оплатить обслуживание в течение срока эксплуатации (3 года) в размере 800 рублей, известно, что сбои в работе программы происходят не более 3 раз за срок эксплуатации, отладка работы программного продукта за один вызов оценивается в 80 рублей, если имеется оплаченное обслуживание, и в 450, если нет. Вероятность того, что сбоев не будет равна 0,4, что сбой будет 1 раз – 0,35, 2 раза – 0,15. Определить вероятность того, что будет 3 сбоя, построить дерево решений и определить, как должен поступить пессимист, оптимист и рациональный человек.

Задание 2. Выполнить следующее задание, пройдя все этапы метода анализа иерархий и выбрав наилучший вариант:

Определить город (или район в Вашем городе), наилучшим образом приспособленный к проживанию (у каждого человека могут быть свои предпочтения). Для решения задачи создать полную трёхуровневую иерархию, содержащую не менее трёх критериев, по которым идёт оценка (например, качество инфраструктуры, экология и т.д.), и не менее трёх вариантов для выбора.

Задание 3. Составить игровую матрицу для первого задания и определить оптимальную стратегию поведения, воспользовавшись различными подходами.

Альтерн.

Решения

Доходы при событиях (в млн.руб)

Х1 30 50 30 40 50 Х2 80 20 40 30 40 Х3 40 10 90 50 30 Х4 -10 40 40 100 40

Выбрано решение Х3, причём на основе классического критерия. Определите, какого именно.

4. Для матрицы полезностей предыдущего задания укажите утопическую точку.

5. В ситуации, описанной в предыдущем задании, для принятия решения используется S – критерий (Сэвиджа). Выпишите матрицу рисков или потерь.

6. В ситуации, описанной в предыдущем задании, для принятия решения используется S – критерий (Сэвиджа). Какое из решений Хi (i= ) будет принято?

7. На основе метода аналитической иерархии реализуйте синтез приоритетов VA, VB, VC анализируемых альтернатив А, В, С (в %) для задачи выбора поставщиков по двум критериям I и II («веса» критериев соответствуют 60% и 40%), зная коэффициенты «важности» (W) альтернатив по этим критериям:

по критерию I – Wa = 0,4 ; Wb = 0,4; Wc = 0,2;

по критерию II – Wa = 0,1 ; Wb = 0,3 ; Wc = 0,6.

8. Для заданной матрицы полезностей выбирают лучшую из 5-ти альтернатив:

 
Х1 5 4 3 3
Х2 6 2 6 4
Х3 -3 6 2 12
Х4 3 9 2 5
Х5 7 1 5 3

Используется HW – критерий (Гурвица) при с=0,5. Укажите наилучшее решение.

9. По матрице полезностей задания 8, заведомо исключив альтернативу Х3, выбирают решение по Р - критерию (произведений). Укажите наилучшее решение в этом случае.

    Θ1 Θ2 Θ3 Θ4
X1 -1 -4 -3 -2
Х2 -6 -2 -6 -4
Х3 -3 -6 -2 -2
Х4 -3 -9 -2 -5
Х5 -7 -1 -5 -3

 

11. В задаче многокритериальной оптимизации заданы значения частных критериев ( все g ( k )min ):

  g(1) g(2) g(3) g(4)
A 6 1 3 2
B 1 2 1 4
C 5 1 3 1
D 6 4 3 4
E 2 2 3 1

Укажите множество решений, оптимальных по Парето.

12. В условии задания 11 найти решение по основному частному критерию  g(1)min , если g(i) < 4 при i=2,3,4.

13. В условии задания 11, найти решение по методу взвешенной суммы оценок критериев, если с1=0,1; с2=0,4; с3=0,3; с4=0,2.  

14. В условии задания 11, найти оптимальное решение по обобщенному скалярному критерию.

15. В условии задания 11, найти решение по методу идеальной точки.

16. Для матрицы значений частных критериев, представленной в задании 11, найти решение по методу последовательных уступок. Задан порядок процедур метода: g(1), g(4), g(2), g(3) ,

причем уступка на всех этапах D = 4. 

17. Дана матрица попарного сравнения альтернатив:

  А В С D
А 1 2 1/4 1/2
В 1/2 1 1/8 1/4
С 4 8 1 2
D 2 4 1/2 1

Определите коэффициенты «важности» (в %) для альтернатив А, В, С, D (в указанном порядке).

18.В условиях предыдущего задания объясните, что характеризует ячейка на пересечении третьей строки и второго столбца приведенной матрицы сравнения.

19. Оцените  для матрицы попарных сравнений в задании 15.

20. Найдите индекс согласованности для матрицы попарных сравнений, которая представлена в задании 17.

 

v Контрольные задания  по дисциплине для промежуточной аттестации

Примерные задачи к экзамену

Вариант №1

Определение топливной смеси

Фирма хочет использовать для своих грузовиков смешанное топ­ливо с целью сокращения транспортных расходов. Планируется сме­шивать два вида топлива (А и В). Смешанное топливо должно иметь октановое число не меньше 80. Октановое число смеси является взвешенным средним октановых чи­сел смешиваемых компонент, причем веса пропорциональны соответствующим смешиваемым объемам (при смешивании компонент объ­ем смеси равен сумме объемов компонент):

ОЧсм = Ва*ОЧа + Вb*ОЧв; Ва = Va/(Va + Vb); Bb = Vb/(Va + Vb).

ОЧсм, ОЧа, ОЧв — октановые числа соответственно смеси, топлива А и топлива В; Va, Vb — объемы смешиваемых топлив А и В.

Для обеспечения всех грузовиков фирмы в течение следующего месяца необходимо не менее 3000 галлонов топлива. Фирма располагает хранилищем для топлива емкостью 4000 галлонов. Воз­можно приобретение до 2000 галлонов топлива А и 4000 галлонов топлива В. Топливо А имеет октановое число 90 и стоимость $1,20 за галлон, топливо В имеет октановое число 75 и стоимость $0,90 за галлон.

Определите смесь минимальной стоимости.

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Вариант 5

Оценка номенклатуры изделий

Предприятие электронной промышленности выпускает пять моделей радиоприемников, причем модели 1—3 производятся на технологической линии А, а модели 4—5 на технологической линии В. Суточный объем производства линии А — 70 изделий, линии В — 95 изделий. Радиоприемники всех моделей используют однотипные элементы электронных схем в количествах, определяемых таблицей.

Модель приёмника 1 2 3 4 5
Кол-во элементов 10 8 6 11 15
Прибыль от реализации первого приемника ($) 30 20 10 22 40

Максимальный суточный запас используемых элементов равен 1800 единицам.

Определите оптимальные суточные объемы производства радио-приемников различных видов, доставляющие максимальную прибыль.

Предприятие планирует в дополнение к двум существующим запустить третью технологическую линию С по сборке радиоприемников с производительностью 100 изделий в сутки. Какие модели приемников целесообразно производить на этой линии, в каких объемах; и какой минимальный суточный запас элементов необходим для пол­ной загруженности всех трех линий?

Вариант 6

Вариант 7

Вариант 8

Составление плана загрузки станков

На текстильном предприятии имеется три типа ткацких станков. На каждом могут вырабатываться 4 вида тканей: миткаль, бязь, ситец и сатин. Производительность каждого станка и затраты на изготовление тканей приведены в таблице.

Тип станка

Производительность станка (м/ч)

Затраты на выработку 1 м ткани ($)

    миткаль бязь ситец сатин миткаль бязь ситец сатин
1 24 30 18 42 0,2 0,1 0,3 0,1
2 12 15 9 21 0,3 0,2 0,4 0,1
3 8 10 6 14 0,6 0,3 0,5 0,2

Цена 1 м ткани ($)

10 15 17 8

Учитывая, что фонд рабочего времени каждого типа станков соответственно равен 90, 220 и 180 станко-часов, составить такой план их загрузки, при котором общие затраты, обусловленные изготовлением 1200 м миткаля, 900 м бязи, 1800 м ситца и 840 м сатина, являются минимальными. Для найденного плана определить прибыль фабрики.

Найти оптимальный план выпуска тканей, определенный из условий получения максимальной прибыли при отказе от ограничений на объемы выпускаемой продукции.

Сравнить эти планы и оценить упущенную выгоду, связанную с ограничениями на ассортимент производимой продукции.

Вариант 9

Выбор варианта раскроя

В производстве объемных изделий используются заготовки листо­вого материала, из которого изготовляются детали методом раскроя заготовки.

Каждая заготовка может быть раскроена тремя способами (1, 2 и 3). В результате раскроя заготовки получатся детали трех разных ти­поразмеров. В соответствии с требованиями производственного про­цесса из имеющихся в наличии заготовок нужно получить не менее 10 деталей первого типоразмера, не менее восьми деталей второго ти­поразмера и не менее 10 деталей третьего типоразмера.

Способы раскроя определяются матрицей вида: А =[aij]. Здесь аij - количество деталей i-ого типоразмера, получаемое из одной заготовки путем ее раскроя j-ым способом.

Количество заготовок, раскраиваемых каждым способом, должно быть целым и не превышать четырех. Отходы от раскроя одной заготовки для каждого из способов составляют 4, 5 и 5 (усл. единиц), со­ответственно, для первого, второго и третьего способов.

Предложить вариант раскроя с минимальными суммарными отходами. Определить величину этих отходов. Цех раскроя предполагает реализовать выкроенные детали по ценам $4, $6 и $2,5 соответственно для первого, второго и третьего типоразмера. При этом потери от процедуры раскроя оцениваются величиной $0,3 на условную единицу отходов. Оптимизируйте процесс раскроя, исходя из соображений получения максимальной прибыли.

Срок действия лицензии ?

Информационно-справочные системы:

 

1. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» – www.consultant.ru.

2. Информационно-правовое обеспечение «Гарант» – www.garant.ru.

Указать номера договоров ?

12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)

Для организации учебного процесса по данной дисциплине предусмотрено использование аудитории № 613 в главном корпусе МГЭУ (ул. Оршанская, 5), которая оснащена мультимедийной системой, персональными компьютерами и комплектом учебной мебели. Усвоение нового материала обеспечивается использованием технических средств обучения: экран, проектор для вывода мультимедиа материалов на экран, компьютер с источником бесперебойного питания. Кроме того, имеется комплект презентаций по каждой теме курса.

Для организации самостоятельной работы обучающихся используется библиотечный фонд вуза, расположенный по адресу: Ленинский проспект, 8, стр. 16 (каб. №____); а также читальный зал (каб. №____), оснащенный компьютерной техникой с подключением к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду МГЭУ.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся (каб. ____ компьютерный класс) оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации. Кабинет обеспечен следующим ПО: Операционная система Windows 7 Proffessional 64bit, Windows Offise 10 Pro +, Kaspersky Endpoint Security 10 для Windows, K-Lite Codec Pack. Информационно-справочными системами Консультант, Гарант.

Самостоятельная работа осуществляется студентом также в читальном зале МГЭУ, где имеются компьютерная техника с подключением к сети Интернет и с доступом в электронную информационно-образовательную среду университета.

 

ЛИСТ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ
рабочей программы дисциплины

«Теория принятия решений»

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на заседании кафедры (протокол от___________ №___) и одобрена на заседании Ученого совета (протокол от ____________ №____) для исполнения в 20__-20__ учебном году

Внесены дополнения (изменения): _______________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Заведующий кафедрой

_________________________________

(подпись, инициалы и фамилия)

 

 

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на заседании кафедры (протокол от___________ №___) и одобрена на заседании Ученого совета (протокол от ____________ №____) для исполнения в 20__-20__ учебном году

Внесены дополнения (изменения): _______________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Заведующий кафедрой

___________________________________

(подпись, инициалы и фамилия)

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на заседании кафедры (протокол от___________ №___) и одобрена на заседании Ученого совета (протокол от ____________ №____) для исполнения в 20__-20__ учебном году

Внесены дополнения (изменения): _______________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Заведующий кафедрой

___________________________________

(подпись, инициалы и фамилия)

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на заседании кафедры (протокол от___________ №___) и одобрена на заседании Ученого совета (протокол от ____________ №____) для исполнения в 20__-20__ учебном году

Внесены дополнения (изменения): _______________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Заведующий кафедрой

___________________________________

(подпись, инициалы и фамилия)

 

 

ШАРОПИН КОНСТАНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

«ТЕОРИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ»

 

направление подготовки

38.03.01 Экономика

 

квалификация выпускника – бакалавр

 

Печатается в авторской редакции

Корректор Анисимова Г.Т.

 

Объем 3,0 п. л. Тираж 100 экз.

Подписано в печать 07.09.2017 г.

 


МГЭУ, Москва, 119049, Ленинский просп., д. 8, стр. 16


 






ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

УНИВЕРСИТЕТ

(АНО ВО МГЭУ)

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ТЕОРИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ»

по основной профессиональной образовательной программе высшего образования – программе бакалавриата

по направлению подготовки: 38.03.01 Экономика

направленность (профиль) программы прикладного бакалавриата: «Финансы и кредит»

Формы обучения:  очная, заочная
Вид профессиональной деятельности:                       расчетно-финансовая; банковская
Для обучающихся набора:  

 

 

Москва 2017


[1] *- изучаются самостоятельно


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Цели и задачи обучения по дисциплине. 5

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.. 5

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы.. 6

4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебной работы) и на самостоятельную работу обучающихся. 6

5. Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий. 7

5.1.  Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий. 7

5.2.  Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) 9

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине(модулю) 11

7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. 12

7.1   Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.. 12

7.2   Показатели и критерии оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания. 12

7.3   Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций. 15

8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля) 27

9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля) 27

10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) 27

10.1 Общие методические рекомендации по освоению дисциплины «Теория принятия решений» для обучающихся по направлению 38.03.01 Экономика. 27

10.2 Методические рекомендации по самостоятельной работе по дисциплине «Теория принятия решений» для обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 Экономика. 28

11. Перечень информационных технологий используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем. 29

12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю) 29

 

 


 

1. Цели и задачи обучения по дисциплине

Цель обучения по дисциплине «Теория принятия решений» – познакомить студентов с основными понятиями и методами принятия решений, с классами задач, которые могут быть решены с их помощью.

Основные задачи дисциплины: дать навыки практического использования методов принятия решений в профессиональной деятельности; научить выбирать методы для принятия наиболее эффективных решений в условиях быстро меняющейся реальности, для быстрой адаптации к изменяющимся условиям деятельности.

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Процесс изучения дисциплины «Теория принятия решений» направлен на формирование у студентов, обучающихся по программе высшего образования (бакалавриат) по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, направленность (профиль) «Финансы и кредит» компетенции ОК-7, ОПК-2, ОПК-4.

Код и описание компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине

ОК-7

способность к самоорганизации и самообразованию

Знает основные понятия принятия решений; основные понятия математического анализа и линейного программирования Умеет использовать математический язык и математическую символику и математический аппарат для решения теоретических и прикладных задач Владеет навыками работы со специальной математической литературой; основными понятиями в виде математических моделей наиболее важных, существенных связей в экономике и управлении

ОПК-2

способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач

Знает основные понятия матричного анализа, функционального анализа; основные понятия математического анализа, дифференцирования и интегрирования Умеет обрабатывать экспериментальные данные; решать типовые организационно-управленческие задачи, проводить их анализ, получать количественные соотношения, представляющие практический интерес Владеет основными математическими понятиями в виде моделей наиболее важных, существенных связей в экономике и управлении, математическими, статистическими и количественными методами решения типовых организационно-управленческих задач

ОПК-4

способность находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность

Знает нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности; методы анализа научной информации, изучения отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования Умеет применять процессы управления в профессиональной деятельности; работать с финансовыми и управленческими документами; нести ответственность за принятые решения в профессиональной деятельности Владеет приемами количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений

 

3. Место дисциплины  в структуре образовательной программы

Дисциплина Б1.Б.24 «Теория принятия решений» реализуется в рамках базовой части Блока I «Дисциплины (модули)» программы бакалавриата. Дисциплина базируется на знаниях, полученных студентами при изучении дисциплин «Высшая математика» и «Экономика».

Дисциплина ««Теория принятия решений»» является начальным этапом формирования компетенции ОК-7, ОПК-2 и ОПК-4 в процессе освоения ОПОП. В качестве промежуточной аттестации по дисциплине предусмотрен экзамен, который входит в общую трудоемкость дисциплины. Итоговая оценка уровня сформированности компетенций ОК-7, ОПК-2 и ОПК-4  определяется в период государственной итоговой аттестации.

Дисциплина «Теория принятия решений» является базовым теоретическим и практическим основанием для последующих профессиональных дисциплин, таких как «Автоматизированные информационные технологии в экономике», «Статистика».

4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебной работы) и на самостоятельную работу обучающихся

Согласно учебным планам общая трудоемкость дисциплины «Теория принятия решений» составляет 4 зачётные единицы (144 часа).

Очная форма обучения

Вид учебной работы

Всего

Часов

Семестры 2 Контактная работа (аудиторные занятия) всего, в том числе: 54 54 Лекции 36 36 Практические занятия 18 18 Самостоятельная работа 54 54 Промежуточная аттестация – экзамен 36 36 Общая трудоемкость 144 144

Заочная форма обучения

Вид учебной работы

Всего

Часов

Семестры 2 Контактная работа (аудиторные занятия) всего, в том числе: 8 8 Лекции 4 4 Практические занятия 4 4 Самостоятельная работа 127 127 Промежуточная аттестация – экзамен 9 9 Общая трудоемкость 144 144

Дисциплина реализуется посредством проведения учебных занятий (включая проведение текущего контроля успеваемости) и промежуточной аттестации обучающихся. В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в форме контактной работы обучающихся с преподавателем и самостоятельной работы обучающихся. При реализации дисциплины предусмотрена аудиторная контактная работа и внеаудиторная контактная работа, посредством электронной информационно-образовательной среды. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий. В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу. На практических занятиях более подробно изучается программный материал в плоскости отработки практических умений и навыков и усвоения тем. Внеаудиторная контактная работа включает в себя проведение текущего контроля успеваемости (тестирование) в электронной информационно-образовательной среде.

5. Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

5.1. Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий

Тематический план для очной формы обучения

Наименование темы

Количество часов

по учебному плану

Количество

Аудиторных часов

Из них, час

Самостоятельная

Работа

Формируемые

Компетенции

лекции практические занятия
1 2 3 4 5 6 7 8

Раздел I. Введение в теорию принятия решений

1 Основные понятия и определения теории принятия решений. 4 2 2   2 ОК-7 ОПК-2 ОПК-4
2 Переработка информации человеком и ее связь с принятием решений 4 2 2   2 ОК-7 ОПК-2 ОПК-4
3 Основные подходы к решению многокритериальных задач 12 6 4 2 6 ОК-7 ОПК-2 ОПК-4

Дата: 2019-02-19, просмотров: 282.