Теория каузальной атрибуции основывается на трех тезисах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Любой человек старается осознанно или неосознанно объяснить свои или чужие поступки.

2. Все поступки людей закономерны.

3. Причинные объяснения всегда оказывают существенное влияние на сознание людей.

Каузальная атрибуция.

Каузальная атрибуция – процесс приписывания другому чел-ку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует. Потребность понять причины поведения партнера по взаимодействию возникает в связи с желанием интерпретировать его поступки. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (в этом случае может действовать механизм идентификации).

Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от двух показателей: от степени уникальности или типичности поступка и от степени его социальной «желательности» или «нежелательности». Типичном и желательном поведение поддается однозначной интерпретации, нежелательное и уникальное поведение допускает много различных интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и хар-к.

Характер атрибуций зависит и от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем. В этих двух различных случаях избирается разный тип атрибуции. Г. Келли выделил три таких типа: личностную атрибуцию (когда причина приписывается лично совершающему поступок), объектную атрибуцию (когда причина приписывается тому объекту, на кот.направлено действие) и обстоятельственную атрибуцию (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам). При приписывании причин успеха и неудачи: участник действия «винит» в неудаче преимущественно обстоятельства, в то время как наблюдатель «винит» за неудачу прежде всего самого исполнителя.

Ошибки атрибуции:

1. Фундаментальная ошибка (одна! Остальное – ее проявление) атрибуции. Приписать причину действия личности чел-ка. Ограничения: 1)если чел-ка рассматривает другой с внутреннего локуса контроля, то он так и рассуждает. Так же с внешним. 2) чел-к – участник или наблюдатель этого процесса. Наблюдатель, в отличие от участника, не знает предыстории. Еще момент: чел-к не учитывает неслучившегося, хотя оно, возможно, стало причиной.

Межличностная аттракция(формируется из положительного эмоционального отношения людей друг к другу. Главные исследовательские работы по изучению межличностной аттракции начали проводиться в 1930 гг. исследователями Я. Морено и Т. Ньюкомбом.

Межличностная аттракция. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому чел-ку, получила название исследования аттракции. Аттракция — это и процесс формирования привлекательности какого-то чел-ка для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения.

Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого чел-ка, в которой преобладает эмоциональный компонент (Гозман, 1987), когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам. Изучается, в частности, вопрос о роли сходства хар-к субъекта и объекта восприятия в процессе формирования аттракции, о роли «экологических» хар-к процесса общения (близость партнеров по общению, частота встреч и т.п.). Выделены различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь. Существуют даже две взаимоисключающие теории любви: пессимистическая, утверждающая негативное воздействие любви на развитие личности (возникновение зависимости от любимого чел-ка), и оптимистическая, утверждающая, что любовь способствует снятию тревоги, более полной самоактуализации личности. Любовные стили: страсть, игра, дружба, размышление, одержимость, бескорыстная самоотдача

12. .«Я-Концепция» как социально-психологический феномен.

Я-концепция» — это сложный составной образ, или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эмоционально-оценоч­ными компонентами этих представлений. «Я-концепция» личности формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействий со своим психологическим окру­жением и реализует мотивационно-регуляторную функцию в поведении личности.

Американский психолог У. Джемс в книге «Принципы психологии» (1890) первый предложил идею «Я-концепции» и внес существенный вклад в ее разра­ботку. Согласно Джемсу, глобальное «Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эм­пирического объекта (Ме), познаваемого субъективным оценивающим сознанием (I).

«Я» как объект содержит в себе четыре аспекта:

· - духовное «Я»;

· - материальное «Я»;

· - социальное «Я»;

· - телесное «Я».

Эти аспекты образуют для каждого человека уникальный образ, или совокупность представлений о себе как личности. Кроме этого Джеме предложил формулу оцени­вания личностью самой себя. Формула самооценки выражается в сравнении достиг­нутых успехов с уровнем притязаний:

                     Успехи
самооценка = ----------------
                    притязания

 В целом теория «Я-концепции», разра­ботанная в рамках феноменологическо­го подхода, сводится к следующим по­ложениям:

1. Поведение является продуктом восприятия индивида, которое по своей природе феноменологично: психологи­ческая реальность индивида — это не объективная реальность как таковая, а продукт его субъективного восприятия в момент поведения.

 

2. Центральной, интегрирующей точ­кой феноменального поля индивида яв­ляется «Я-концепция», вокруг которой организуются все образы восприятия.

3. «Я-концепция» — это одновременно и продукт восприятия, и совокупность пред­ставлений, в которой содержатся ценности, привнесенные из социокультурной среды.

4. С формированием «Я-концепции» поведение в целом начинает регулироваться ею.

5. «Я-концепция» относительно согласована во времени и ситуативных контекс­тах, в этом состоит ее прогностическая ценность.

6. Потребность в положительном отношении других людей возникает параллель­но с формированием «Я-концепции». Потребность в своем положительном отноше­нии к себе (потребность в положительной самооценке) возникает через усвоение опы­та положительной оценки себя другими людьми.

7. Для снятия расхождений между данными текущего жизненного опыта и «Я-концепцией» используются различные защитные стратегии.

8. Существует одно главное мотивационное побуждение человека — потребность в самоактуализации, в поддержании и повышении ценности своей «Я-концепции».

 «Я-концепции» результатом чего стало пред­ставление ее как совокупности, или структуры установок индивида на самого себя (Р. Бернс). Эта структура может быть представлена в виде схемы (рис. 19-5). Уста­новки группируются в три категории:

· - реальное «Я» (каким себя представляет индивид на данный момент);

· - социальное «Я» (как, по мнению индивида, его представляют другие люди)

· - идеальное «Я» (каким индивиду хотелось бы быть).

Образ «Я» (структура представлений о себе самом) складыва­ется из когнитивных составляющих установок (ролевые, статусные, имущественные, ценностные характеристики человека). Все они входят в образ «Я» с разными веса­ми, т. е. образуют иерархию с точки зрения субъективной значимости.

Второй компонент — динамический, процессуальный — это эмоционально-оценоч­ный компонент. Источниками оценочных суждений индивида о себе самом являются:

· а) социокультурные стандарты и нормы социального окружения;

· б) социальные реакции других людей на индивида (их субъективная интерпрета­ция);

· в) индивидуальные критерии и стандарты, усвоенные индивидом в жизни.

Фактически индивид реализует два процесса самооценки:

· - сравнение реального «Я» с идеальным «Я»;

· - сравнение реального «Я» с социальным «Я».

Ч. Кули (1902) предложил концепцию «зеркального Я», в которой «Я-концепция» формируется на основе субъективно интерпретируемой обратной связи от других как основного источника данных о себе в процессе символического взаимодействия между индиви­дом и его различными первичными группами.

 Г. Мид (1934) в своей теории «обоб­щенного другого» главным условием развития «Я-концепции» считал способность индивида принимать роль другого, с тем чтобы установки другого по отношению к индивиду могли бы быть им оценены и интериоризированы. Объединение таких оце­ночных представлений «обобщенного другого» и есть главный источник формирова­ния «Я-концепции» и внутренней регуляции поведения индивида

 

13. Социально-психологические процессы в малой группе (феномен группового давления, групповая идентификация и др.).

Причины возникновения малой группы можно условно разделить на социологические и психологические.

В случае формальных (организованных) групп причины их возникновения лежат вне самих групп и определяются более широкой социальной системой. К социологическим факторам можно отнести, например, престижность профессии.

Психологические детерминанты возникновения малой группы включают потребности: общения, чувства принадлежности, взаимопомощи, взаимной защиты и т.п.

Неформальная группа возникает спонтанно. Возникновение организованной малой группы необходимо рассматривать как двухступенчатый процесс, включающий:

1) объявление ее как цемента более общей системы:

2) наполнение группы конкретными индивидами, способными реализовать ее цели и задачи.

Второй этап не только обусловлен активностью внешних организационных структур, но и зависит от личных побуждений входящих в группу индивидов

Основными свойствами сплоченной группы являются:

1) привлекательность членов группы друг для друга (т.е. степень симпатии, испытываемой к ним окружающими);

2) сходство между участниками группы (чаще всего в ценностях, установках, стереотипах поведения и т. п.);

3) особенности групповых целей (их соответствие потребностям членов группы, четкость постановки, успех группы в их достижении);

4) своеобразие взаимосвязи членов группы (чаще всего здесь идет речь о последствиях кооперативной и конкурентной стратегий поведения членов группы);

5) удовлетворенность групповой деятельностью (как часть общей удовлетворенности трудом);

6) характер руководства и принятия решений (имеются в виду стили руководства и действительное участие индивидов в выработке групповых решений);

7) структурные свойства группы (главным образом модели коммуникативных сетей и статусно-ролевые аспекты структуры);

8) групповая атмосфера (ее аналогом, как правило, являются, особенности межличностных отношений, складывающихся - между членами группы)

Малая группа постоянно пребывает в непрерывной динамике. Характер изменений в ней определяют такие социально-психологические процессы, как:

* ее образование и развитие;

* руководство и принятие решений;

* сплочение;

* групповое давление;

* конфликты.

Образование и развитие малой группы включает несколько стадий. На первой стадии осуществляется процесс знакомства ее членов, они изучают друг друга, формируются начальные представления людей друг о друге. В это же время происходит ознакомление с целями и задачами совместной деятельности совместной деятельности, перспективы совместного сотрудничества.

Вторая стадия – период первичного взаимного сближения членов группы, формирования групповых норм, возникновения группового самосознания. Люди начинают вырабатывать общие правила поведения, ценностные ориентации. В то же время могут обостряться межличностные отношения, появляется эмоционально-психологический дискомфорт. Но проявляются зачатки неформальной структуры, определяются взаимные пристрастия и антипатии.

На третьей стадии соотношения между членами постепенно нормализуются, начинает формироваться ее актив. Общение становится более открытым и конструктивным, проявляется групповая солидарность и сплоченность, формируется подструктура добросовестных исполнителей, которые знают свои обязанности и необходимость совместной деятельности.

На четвертой стадии группа становится общностью, с ярко выраженным чувством «мы», При этом может присутствовать расхождение во взглядах, но вырабатывается общая точка зрения. Групповое мнение адекватно индивидуальным суждениям. Социально-психологический климат соответствует совместной деятельности, наблюдается полное единство воли, установок, интересов всех членов группы.

На высшем этапе своего развития малая группа превращается в коллектив, для которого присущи строгая и организация и регламентация жизни и деятельности, наличие пользующегося уважением руководителя, отсутствие конфликтов, высокий моральный и нравственный климат, добропорядочные отношения и сплоченность между его членами.

Важным показателем эффективности процесса образования и развития группы выступает ее социально-психологический климат — качественная сторона межличностных отношений в группе, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию людей в группе.

Социально-психологический климат группы представляет собой такое состояние ее психики, которое обусловлено особенностями жизнедеятельности данной группы.

тождественны.

Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата:

1) доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;

2) доброжелательная и деловая критика;

3) свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всей группы;

4) отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;

5) достаточная информированность членов группы о ее задачах и о состоянии дел;

6) удовлетворенность принадлежностью к группе;

7) высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих фрустрацию (колебание) у кого-либо из членов группы;

8) принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов;

9) высокая сплоченность всех членов группы (Парыгин БД, 1999).



Дата: 2019-02-19, просмотров: 281.