1. Любой человек старается осознанно или неосознанно объяснить свои или чужие поступки.
2. Все поступки людей закономерны.
3. Причинные объяснения всегда оказывают существенное влияние на сознание людей.
Каузальная атрибуция.
Каузальная атрибуция – процесс приписывания другому чел-ку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует. Потребность понять причины поведения партнера по взаимодействию возникает в связи с желанием интерпретировать его поступки. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (в этом случае может действовать механизм идентификации).
Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от двух показателей: от степени уникальности или типичности поступка и от степени его социальной «желательности» или «нежелательности». Типичном и желательном поведение поддается однозначной интерпретации, нежелательное и уникальное поведение допускает много различных интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и хар-к.
Характер атрибуций зависит и от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем. В этих двух различных случаях избирается разный тип атрибуции. Г. Келли выделил три таких типа: личностную атрибуцию (когда причина приписывается лично совершающему поступок), объектную атрибуцию (когда причина приписывается тому объекту, на кот.направлено действие) и обстоятельственную атрибуцию (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам). При приписывании причин успеха и неудачи: участник действия «винит» в неудаче преимущественно обстоятельства, в то время как наблюдатель «винит» за неудачу прежде всего самого исполнителя.
Ошибки атрибуции:
1. Фундаментальная ошибка (одна! Остальное – ее проявление) атрибуции. Приписать причину действия личности чел-ка. Ограничения: 1)если чел-ка рассматривает другой с внутреннего локуса контроля, то он так и рассуждает. Так же с внешним. 2) чел-к – участник или наблюдатель этого процесса. Наблюдатель, в отличие от участника, не знает предыстории. Еще момент: чел-к не учитывает неслучившегося, хотя оно, возможно, стало причиной.
Межличностная аттракция(формируется из положительного эмоционального отношения людей друг к другу. Главные исследовательские работы по изучению межличностной аттракции начали проводиться в 1930 гг. исследователями Я. Морено и Т. Ньюкомбом.
Межличностная аттракция. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому чел-ку, получила название исследования аттракции. Аттракция — это и процесс формирования привлекательности какого-то чел-ка для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения.
Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого чел-ка, в которой преобладает эмоциональный компонент (Гозман, 1987), когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам. Изучается, в частности, вопрос о роли сходства хар-к субъекта и объекта восприятия в процессе формирования аттракции, о роли «экологических» хар-к процесса общения (близость партнеров по общению, частота встреч и т.п.). Выделены различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь. Существуют даже две взаимоисключающие теории любви: пессимистическая, утверждающая негативное воздействие любви на развитие личности (возникновение зависимости от любимого чел-ка), и оптимистическая, утверждающая, что любовь способствует снятию тревоги, более полной самоактуализации личности. Любовные стили: страсть, игра, дружба, размышление, одержимость, бескорыстная самоотдача
12. .«Я-Концепция» как социально-психологический феномен.
Я-концепция» — это сложный составной образ, или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эмоционально-оценочными компонентами этих представлений. «Я-концепция» личности формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействий со своим психологическим окружением и реализует мотивационно-регуляторную функцию в поведении личности.
Американский психолог У. Джемс в книге «Принципы психологии» (1890) первый предложил идею «Я-концепции» и внес существенный вклад в ее разработку. Согласно Джемсу, глобальное «Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эмпирического объекта (Ме), познаваемого субъективным оценивающим сознанием (I).
«Я» как объект содержит в себе четыре аспекта:
· - духовное «Я»;
· - материальное «Я»;
· - социальное «Я»;
· - телесное «Я».
Эти аспекты образуют для каждого человека уникальный образ, или совокупность представлений о себе как личности. Кроме этого Джеме предложил формулу оценивания личностью самой себя. Формула самооценки выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем притязаний:
Успехи
самооценка = ----------------
притязания
В целом теория «Я-концепции», разработанная в рамках феноменологического подхода, сводится к следующим положениям:
1. Поведение является продуктом восприятия индивида, которое по своей природе феноменологично: психологическая реальность индивида — это не объективная реальность как таковая, а продукт его субъективного восприятия в момент поведения.
2. Центральной, интегрирующей точкой феноменального поля индивида является «Я-концепция», вокруг которой организуются все образы восприятия.
3. «Я-концепция» — это одновременно и продукт восприятия, и совокупность представлений, в которой содержатся ценности, привнесенные из социокультурной среды.
4. С формированием «Я-концепции» поведение в целом начинает регулироваться ею.
5. «Я-концепция» относительно согласована во времени и ситуативных контекстах, в этом состоит ее прогностическая ценность.
6. Потребность в положительном отношении других людей возникает параллельно с формированием «Я-концепции». Потребность в своем положительном отношении к себе (потребность в положительной самооценке) возникает через усвоение опыта положительной оценки себя другими людьми.
7. Для снятия расхождений между данными текущего жизненного опыта и «Я-концепцией» используются различные защитные стратегии.
8. Существует одно главное мотивационное побуждение человека — потребность в самоактуализации, в поддержании и повышении ценности своей «Я-концепции».
«Я-концепции» результатом чего стало представление ее как совокупности, или структуры установок индивида на самого себя (Р. Бернс). Эта структура может быть представлена в виде схемы (рис. 19-5). Установки группируются в три категории:
· - реальное «Я» (каким себя представляет индивид на данный момент);
· - социальное «Я» (как, по мнению индивида, его представляют другие люди)
· - идеальное «Я» (каким индивиду хотелось бы быть).
Образ «Я» (структура представлений о себе самом) складывается из когнитивных составляющих установок (ролевые, статусные, имущественные, ценностные характеристики человека). Все они входят в образ «Я» с разными весами, т. е. образуют иерархию с точки зрения субъективной значимости.
Второй компонент — динамический, процессуальный — это эмоционально-оценочный компонент. Источниками оценочных суждений индивида о себе самом являются:
· а) социокультурные стандарты и нормы социального окружения;
· б) социальные реакции других людей на индивида (их субъективная интерпретация);
· в) индивидуальные критерии и стандарты, усвоенные индивидом в жизни.
Фактически индивид реализует два процесса самооценки:
· - сравнение реального «Я» с идеальным «Я»;
· - сравнение реального «Я» с социальным «Я».
Ч. Кули (1902) предложил концепцию «зеркального Я», в которой «Я-концепция» формируется на основе субъективно интерпретируемой обратной связи от других как основного источника данных о себе в процессе символического взаимодействия между индивидом и его различными первичными группами.
Г. Мид (1934) в своей теории «обобщенного другого» главным условием развития «Я-концепции» считал способность индивида принимать роль другого, с тем чтобы установки другого по отношению к индивиду могли бы быть им оценены и интериоризированы. Объединение таких оценочных представлений «обобщенного другого» и есть главный источник формирования «Я-концепции» и внутренней регуляции поведения индивида
13. Социально-психологические процессы в малой группе (феномен группового давления, групповая идентификация и др.).
Причины возникновения малой группы можно условно разделить на социологические и психологические.
В случае формальных (организованных) групп причины их возникновения лежат вне самих групп и определяются более широкой социальной системой. К социологическим факторам можно отнести, например, престижность профессии.
Психологические детерминанты возникновения малой группы включают потребности: общения, чувства принадлежности, взаимопомощи, взаимной защиты и т.п.
Неформальная группа возникает спонтанно. Возникновение организованной малой группы необходимо рассматривать как двухступенчатый процесс, включающий:
1) объявление ее как цемента более общей системы:
2) наполнение группы конкретными индивидами, способными реализовать ее цели и задачи.
Второй этап не только обусловлен активностью внешних организационных структур, но и зависит от личных побуждений входящих в группу индивидов
Основными свойствами сплоченной группы являются:
1) привлекательность членов группы друг для друга (т.е. степень симпатии, испытываемой к ним окружающими);
2) сходство между участниками группы (чаще всего в ценностях, установках, стереотипах поведения и т. п.);
3) особенности групповых целей (их соответствие потребностям членов группы, четкость постановки, успех группы в их достижении);
4) своеобразие взаимосвязи членов группы (чаще всего здесь идет речь о последствиях кооперативной и конкурентной стратегий поведения членов группы);
5) удовлетворенность групповой деятельностью (как часть общей удовлетворенности трудом);
6) характер руководства и принятия решений (имеются в виду стили руководства и действительное участие индивидов в выработке групповых решений);
7) структурные свойства группы (главным образом модели коммуникативных сетей и статусно-ролевые аспекты структуры);
8) групповая атмосфера (ее аналогом, как правило, являются, особенности межличностных отношений, складывающихся - между членами группы)
Малая группа постоянно пребывает в непрерывной динамике. Характер изменений в ней определяют такие социально-психологические процессы, как:
* ее образование и развитие;
* руководство и принятие решений;
* сплочение;
* групповое давление;
* конфликты.
Образование и развитие малой группы включает несколько стадий. На первой стадии осуществляется процесс знакомства ее членов, они изучают друг друга, формируются начальные представления людей друг о друге. В это же время происходит ознакомление с целями и задачами совместной деятельности совместной деятельности, перспективы совместного сотрудничества.
Вторая стадия – период первичного взаимного сближения членов группы, формирования групповых норм, возникновения группового самосознания. Люди начинают вырабатывать общие правила поведения, ценностные ориентации. В то же время могут обостряться межличностные отношения, появляется эмоционально-психологический дискомфорт. Но проявляются зачатки неформальной структуры, определяются взаимные пристрастия и антипатии.
На третьей стадии соотношения между членами постепенно нормализуются, начинает формироваться ее актив. Общение становится более открытым и конструктивным, проявляется групповая солидарность и сплоченность, формируется подструктура добросовестных исполнителей, которые знают свои обязанности и необходимость совместной деятельности.
На четвертой стадии группа становится общностью, с ярко выраженным чувством «мы», При этом может присутствовать расхождение во взглядах, но вырабатывается общая точка зрения. Групповое мнение адекватно индивидуальным суждениям. Социально-психологический климат соответствует совместной деятельности, наблюдается полное единство воли, установок, интересов всех членов группы.
На высшем этапе своего развития малая группа превращается в коллектив, для которого присущи строгая и организация и регламентация жизни и деятельности, наличие пользующегося уважением руководителя, отсутствие конфликтов, высокий моральный и нравственный климат, добропорядочные отношения и сплоченность между его членами.
Важным показателем эффективности процесса образования и развития группы выступает ее социально-психологический климат — качественная сторона межличностных отношений в группе, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию людей в группе.
Социально-психологический климат группы представляет собой такое состояние ее психики, которое обусловлено особенностями жизнедеятельности данной группы.
тождественны.
Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата:
1) доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
2) доброжелательная и деловая критика;
3) свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всей группы;
4) отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;
5) достаточная информированность членов группы о ее задачах и о состоянии дел;
6) удовлетворенность принадлежностью к группе;
7) высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих фрустрацию (колебание) у кого-либо из членов группы;
8) принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов;
9) высокая сплоченность всех членов группы (Парыгин БД, 1999).
Дата: 2019-02-19, просмотров: 281.