Толпы, объединенные чувством страха, вызванного опасностью для жизни или нормального функционирования людей, делятся на спасающиеся и панические
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

У них много общих характеристик:

· -- сильное эмоциональное возбуждение, основанное на остром переживании страха;

· - низкий уровень осознания своих действий;

· - некритичное отношение к обстановке и т. д.

Такие толпы могут возникать в различных общественных местах (театрах, гостиницах и т. п.) в случаях пожаров или другой опасности, на улицах и площадях крупных городов в условиях неожиданно приближающейся природной угрозы (урагана, грозы и т. п.). Однако между ними есть и различия. Панические толпы отличаются от спасающихся прежде всего более высокой степенью угрозы для людей, полной утратой всякой организации; поведение людей походит на механические, автоматически совершаемые действия, а их психическое состояние характеризуется так называемым суженным сознанием, когда люди многое из окружающего не воспринимают и могут вести себя неадекватно.

Спасающиеся толпы поддаются некоторой организации. Люди сохраняют остаточную способность к произвольной регуляции своего поведения, что позволяет им быть более адекватными окружающей обстановке, а их поведение сохраняет элементы предсказуемости.

Особым и довольно редко встречающимся видом толпы является стяжательская (иногда ее называют мародерской). Она представляет собой скопление чрезвычайно активно действующих людей, нацеленных на захват различных материальных ценностей, ставших легко доступными в результате стихийных бедствий -- землетрясений, наводнениях, крупных пожаров, техногенныхкатастроф и т.п.

Толпы также могут быть демонстрирующими, т. е. выражающими свое отношение к каким-либо социальным событиям, действиям властей или в целом к условиям жизни. Они могут принципиально различаться друг от друга по степени своей организованности и целенаправленности и в зависимости от этого приобретать или утрачивать признаки толпы. Жизненная практика показывает, что даже тщательно организованные акции, с одной стороны, под влиянием различных факторов или просто со временем легко могут терять организованность и целенаправленность, а с другой -- могут вызвать, не желая того, образование новых толп, затрудняющих организованное проведение этих акций. Поэтому для управления демонстрирующими группами людей целесообразно знать и учитывать психологию толпы.

Массовидные явления (массовидные явления психики) - социально-психологические явления, возникающие в человеческих массах (группа, толпа, население, нация и пр.). Совпадающие оценки и установки, принятые стереотипы и внушенные образцы поведения, связанные с более или менее одновременно переживаемыми психическими состояниями людей, как результат коммуникаций в группах больших. Сюда относятся многообразные виды поведения толпы, истерия массовая и паника массовая, слухи, моды, подражание, заражение, внушение и пр., а также социально-психологические особенности народов, настроения общественные, мнение общественное и пр.

Массовидные явления психики -- это феномены, описываемые в психологических терминах и возникающие и существующие в больших социальных группах или массах людей. В научной литературе по психологии масс чаще всего выделяются и обсуждаются следующие массовидные явления психики: массовое сознание, массовое настроение, массовое, или общественное, мнение, массовые психические состояния, массовые социальные установки, мода, слухи, вера (религия) и массовые реакции людей на рекламу -- коммерческую и политическую.

Массовым сознанием называется средний уровень сознания масс людей, который включает их знания, образование, культуру, ценности, представления, оценки, социальные нормы. Если исходить из содержания индивидуального сознания человека и переносить представление о нем на понимание сознания людей, входящих в ту или иную большую социальную группу, то мы получим самое общее понимание того, что представляет собой массовое сознание. Правда, в этом случае оно будет иметь абстрактный и слишком обобщенный характер, поскольку его характеристика не будет полностью относиться ни к одному конкретному представителю данной массы людей. Среди соответствующей массы людей могут оказаться индивиды, чье сознание будет существенно отличаться от сознания других ее участников и от среднего сознания всей массы людей.

Массовым настроением можно назвать общий, доминирующий в данном множестве людей психологический настрой. Отличие массового настроя от индивидуального настроения заключается в том, что настроение отдельно взятых индивидов зависит от случайных обстоятельств их жизни, оно часто и периодически меняется. Настрой масс людей является гораздо более устойчивым. Он мало зависит от настроения отдельных индивидов и в гораздо большей степени определяется социальными условиями, в которых в данный момент времени находится соответствующая масса людей. Кроме того, для настроя масс людей не характерны столь глубокие периодические колебания, которые свойственны индивидуальному настроению. Так, например, в изменениях психологического настроя масс людей почти никогда не встречаются такие крайности, как эйфория или депрессия. Индивидуальному настроению они, в свою очередь, присущи.

Массовое, или общественное, мнение определяется как обобщенное (коллективное) мнение масс людей по какому-либо вопросу. Оно практически никогда не бывает единым, и поэтому социологи -- именно они чаще всего и занимаются изучением общественного мнения -- представляют его в виде некоторого рода вероятностного распределения индивидуальных мнений большого количества людей. В данном распределении (как правило, выборочном) называются разные точки зрения представителей одной и той же массы людей по обсуждаемому вопросу и указывается количество людей, придерживающихся той или иной точки зрения. Массовое (общественное) мнение устанавливается по тому воззрению, которого придерживается большинство участников данной массы.

Массовые психические состояния -- это состояния, которые характеризуют большинство людей в соответствующей массе на данный момент времени. Они, как и настроения, описываются в тех же терминах, с помощью которых характеризуются индивидуальные психические состояния (настроения) людей. Что касается динамики массовых психических состояний, то в отношении ее справедливо все то, что выше говорилось о динамике массовых настроений.

Массовыми коммуникациями называют сложившуюся в современном обществе практику обмена информацией между массами людей с помощью различных материальных и технических средств, включая средства связи: печать, радио, телевидение, телефон, Интернет и т. п. Посредством массовых коммуникаций устанавливают общее в психологии и поведении масс людей, обменивающихся между собой разнообразной информацией, в частности разделяемые ими общие социальные установки.

Массовые социальные установки -- это более или менее единообразное и устойчивое отношение масс людей к тому, что происходит с ними и вокруг них. Трехкомпонентная структура индивидуальных социальных установок может быть перенесена и на массовые социальные установки. В них также можно выделить знания масс людей о том или ином социальном событии или объекте, эмоциональное отношение к нему, реальные или потенциальные действия, предпринимаемые массами людей в отношении данного события или объекта.

Мода как массовидное явление психики представляет собой то, что в данный момент времени пользуется наибольшей популярностью среди масс людей. Это не обязательно и не только мода в узком ее понимании -- мода на какие-либо конкретные предметы быта или одежды; это также мода на мысли, идеи, произведения литературы или искусства, на все то, что со временем изменяется и может на некоторое время стать популярным среди масс населения.

Под слухами понимают не вполне достоверную, непроверенную, официально не подтвержденную информацию, распространяемую среди масс людей исключительно из уст в уста, то есть непосредственно от человека к человеку в процессе общения людей друг с другом.

Вера или религия -- это то, во что верят массы людей, не требуя доказательства истинности этого и не сомневаясь в правильности своих убеждений. Традиционно под верой понимается то, о чем говорится в религиозных писаниях и что определяется представителями религии как истинное. Это, например, суждения о том, существует или не существует Бог, о том, как устроен мир, как он возник, кто им управляет, каким образом должен вести себя человек в этом мире, от чего зависит его судьба, и другие вопросы. Вера как массовидное явление психики традиционными религиозными учениями не ограничивается. Это может быть вера людей во что угодно, и не обязательно в то, что признается и провозглашается представителями официально существующих религий.

Иногда массовидным явлением психики также называют рекламу. Строго говоря, это не совсем верно, так как реклама -- это только разновидность социальной активности людей. Сама по себе реклама не выступает как массовидное психологическое явление и представляет собой скорее социальное явление. Психологическим аспектом рекламы, относящим ее к массовидным психическим явлениям, становится восприятие и реагирование масс людей на рекламу.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 348.