Личность - есть формирующаяся индивидуально-своеобразная совокупность черт индивида, которая определяет своеобразные для данного человека мышление и поведение.
Социальная психология выясняет, каким образом и в каких конкретно группах личность усваивает социальные влияния и как она реализует свою социальную сущность.
Для социального психолога предметом изучения и профессионального внимания являются самоэффективность, локус контроля, самопрезентация, самоуничижение, самовосхваление.
* – уверенность человека в том, что он компетентен, способен достичь высоких результатов в том или ином виде социальной деятельности.
* Чувство собственного достоинства – это чувство удовлетворенности собой, гордости за себя.
* Самоуважение – положительное отношение к себе, принятие себя таким, каким есть.
* Локус контроля – проявляется в том, что ищет и находит объяснение поведению людей.
* Самопрезентация – представление себя другим людям или выбор человеком таких форм социального поведения, которые направлены на то, чтобы произвести впечатление окружающих.
Особенности социально-психологического подхода к пониманию личности:
1) рассматривает личность одновременно с двух точек зрения: психологической и социальной;
2) объясняет механизмы социализации личности;
3) раскрывает социально-психологическую структуру личности;
4) позволяет диагностировать и влиять на социально-психологическую структуру личности.
Психоаналитические теории личности. В структуре личности З. Фрейд выделял три основные компонента:
1) Ид или «Оно»;
2) Эго или «Я»;
3) Сверх-Эго или «Сверх-Я».
Контролю сознания подвластно только «Сверх-Я», которое представляет собой законы социума и морали. «Сверх-Я» формируется в процессе жизни человека под влиянием традиций и законов общества, в котором живет человек. Уровень Эго или «Я» расположен в предсознании, где идет постоянный конфликт между «Сверх-Я» и «Оно», которое находиться в подсознании и представляет собой врожденный инстинкты и потребности тела.
По Фрейду человек (личность) и общество обречены на конфронтацию и враждебность, вследствие плохо управляемых влечениях «Оно», которые идут в разрез с принципами морали общества.
Согласно Фрейду, социальные отношения в обществе зависят от отношений ребенка с матерью (как амбивалентный источник положительных эмоций и запретов) и отцом (как с лидером).
В основе развития цивилизации, по Фрейду, лежат инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос).
К. Юнга придерживался мнения, что решающую роль асоциальной жизни личности играет коллективное бессознательное, которое существует в мыслях каждого отдельного индивида и одинаково для всех, чем обусловлено объединение людей в народы, нации, человечество.
По мнению А. Адлера, стремление к превосходству и связанное с ним развитие общества, происходит в результате чувства той или иной органической неполноценности, присущей каждому человеку, которая направляет помыслы и действия людей на достижение цели. Агрессию Адлер рассматривал как средство для преодоления препятствий.
Бихевиористский подход к пониманию личности. Бихевиористы низвели человека до уровня животного, из которого можно сделать все что угодно. Для объяснения поведения используются понятия стимула (S) и реакции (R), сознание и другие субъективные понятия отрицаются. В регуляции и управлении поведением лежат позитивные и негативные подкрепляющие стимулы.
Гуманистический подход А. Маслоу смысл развития человека видит в актуализации его врожденной «основной природой», в который изначально включены не только биологические, но социальные свойства и потребности, например, система ценностей личности. Все потребности личности были выстроены Маслоу в иерархическую структуру. Самоактуализация, по Маслоу, обеспечивается в основном внутренним ростом личности, а не общество, социальные условия играют в этом процессе весьма ограниченную роль.
Психология отношений А.Ф. Лазурского и В.Н. Мясищева. Лазурский разделял психику личности на эндопсихику (совокупность психических элементов и функций, «внутренний механизм человеческой личности») и экзопсихику, которая определяется отношением личности к внешним объектам, к среде. Фундаментом личности, являются отношения между личностью и окружающей средой и отношения между эндо– и экзопсихическими ее проявлениями. В.Н. Мясищев рассматривал человека как ансамбль общественных отношений;
Теория установки Д. Н. Узнадзе основывается на том, что поведение субъекта вытекает из наличия у него потребностей и соответствующей ситуации, которые вызывают развитие у него установки особого состояния склонности, направленности, готовности к совершению определенных действий.
Личность в группе
Для социальной психологии важно понять личность как взаимодействующего и общающегося субъекта. Личностью не рождаются, поэтому для личности небезразлично, в каких именно группах осуществляется ее становление.
1) Любой продукт деятельности производится в группе и является результатом активности каждого. В результате деятельности личность как бы сопрягается с другими членами группы, и, следовательно, оценивается ими. Такая оценка предполагает существование некоторых нормативов. Значит, существуют такие личностные качества, которые особенно значимы для данной группы. И они каждой личностью осознаются и развиваются.
2) Всякая совместная деятельность в группе предполагает набор обязательных ситуаций общения. В этих ситуациях проявляются определенные качества личности. Демонстрация личностью своих качеств в общении контролируется группой через групповые критерии. Это также способствует наделению личности “нужными” группе качествами.
Личность в различных группах (семья, учебная, дружеская) занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования.
Социальная роль – это соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.
Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности. Примерами социальных ролей являются также половые роли, профессиональные, этнические. Развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.
Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно “правилам игры” ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли.
Исполняя много разных ролей, человек может оказаться в ситуации ролевого конфликта, когда ему предъявляются противоположные социальные требования. В разных ситуациях человек исполняет различные роли, однако в чем-то постоянно остается самим собой, т.е. ролевое поведение – это своеобразное сочетание ролей и индивидуальности личности исполнителя.
Каждая роль накладывает отпечаток на личность, на самосознание человека. Иногда возникает внутриличностный конфликт, когда человек вынужден исполнять роль, представления о которой не соответствуют его представлению о себе, его индивидуальному “Я”.
Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций называется статусом и предполагает определенные права и обязанности. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным. Часто он обусловлен занимаемой должностью.
Социальный статус – положение личности в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.
Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике, так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.п.).
Отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный – это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека.
Выделяют также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины; детство, старость…). Профессионально-должностной – это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего является основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение.
Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. И в ней он должен выполнять определенную совокупность действий, т.е. свою социальную роль. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих их данного статуса, называется ролевым набором.
Важнейшими характеристиками социально-психологического статуса выступают престиж и авторитет, выявляемые с помощью специальных методов – социометрии. Выявленный таким образом статус называют социометрическим.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 250.