Психологические особенности больших социальных групп (этнические группы, гендерные и возрастные группы, политические партии)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Большая социальная группа – это социальная общность, члены которой, не имея непосредственных контактов между собой, связаны опосредованно психологическими механизмами групповой коммуникации.

Признаки больших социальных групп:

1) имеют структурную и функциональную организацию;

2) социально-психологическими регуляторами жизнедеятельности больших групп является групповое сознание, обычаи и традиции;

3) определенный психический склад, групповая психология;

4) оказывают влияние на формирование соответствующего типа личности – типичных представителей класса, партии, нации и т. п.;

5) определенный набор социальных норм, регулирующих взаимодействие.

Виды больших социальных групп:

1) по характеру межгрупповых и внутригрупповых социальных связей:

* а) объективные макрогруппы – группа, в которой люди объединены общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих людей;

* б) субъективно-психологические макрогруппы – группы, которые возникают в результате сознательного объединения людей;

2) по времени существования:

* а) длительно существующие группы (классы, нации);

* б) временно существующие группы (толпа, аудитория);

3) по организованности-неорганизованности:

* а) организованные группы (партии, союзы);

* б) неорганизованные (толпа);

4) по возникновению:

* а) возникшая стихийно (толпа);

* б) организованная сознательно (партии, ассоциации);

1.Характерными особенностями больших групп являются: установление контакта между различными индивидами в основном с помощью средств массовой коммуникации, отсутствие единой территории, наличие структурной сложности группы. В большой группе невозможно непосредственное взаимодействие всех ее членов. Не всегда у членов больших групп наблюдается чувство единства.

В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, к которым относят:

* нравы, обычаи и традиции - их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой связана данная группа, относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики;

* образ жизни группы - единство особенности жизненной позиции группы вместе со специфическими регуляторами поведения, включая особые формы общения, особый тип контактов, складывающихся между людьми;

* интересы, ценности, потребности, которые рассматриваются в рамках определенного образа жизни;

* наличие специфического языка. Для этнических групп — это естественная характеристика, для других групп «язык» может выступать как определенный жаргон, например, свойственный профессиональным группам, молодежным группам.

Все психические явления в больших социальных группах делят по сферам психики (Е.В. Шорохова)

1) на когнитивные (коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение и сознание, групповой менталитет),

2) мотивационные (общегрупповая мотивация, групповые потребности, ценности, интересы, установки и идеалы),

3) аффективные (социальные чувства, эмоции и групповые настроения)

4) регулятивно-волевые (коллективная деятельность и групповое поведение).

Выделяют три уровня развития больших социальных групп (Г.Г. Дилигенский):

1) типологический (члены группы схожи меду собой по каким-то признакам, но не составляют единства),

2) идентификациооный(члены группы осознают свою принадлежность к данной группе, субъективно считают себя ее членами),

3) интеграционный или уровень солидарности (готовность членов группы к совместной деятельности во имя групповых целей, осознание общности своих интересов).

Уровень развития социально-психологической общности групп определяет их роль в общественно-историческом процессе, детерминирует развитие социальных процессов, явлений и представляет психологическую составляющую общественно-исторических явлений.

Факторами, определяющими социально-психологическую общность и уровень развития больших групп являются:

* степень однородности-разнородности группы;

* степень эмпиричности, непосредственного отражения в сознании членов группы признаков, позволяющих идентифицировать свою группу и отделять ее от «чужих»;

* характер внутригрупповых и межгрупповых коммуникаций, социальная мобильность, общественно-исторический опыт группы.

Формы проявления:

* Психический склад – социальный характер, традиции, обычаи, привычки, нравы.

* Социальный характер – определяется специфической культурой, системой знаков, символов, обычаев.

* Традиции – это исторически сложившаяся под влиянием определенных условий жизни узаконенные способы воспроизведения исторически сложившихся правил, норм поведения, отношений людей.

* Обычаи – прочно установившиеся в той или иной социальной группе, у того или иного народа правила реагирования на конкретные события, осуществления некоторых общественно значимых действий.

* Предрассудки – элемент психического склада, примыкающий к социальным обычаям, укоренившееся в обществе мнение.

* Образ жизни – совокупность устоявшихся типичных для определенных социально-экономических отношений форм жизнедеятельности народов, классов, социальных групп, отдельных людей в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сферах.

2.Большие социальные группы по времени существования подразделяются на два вида: достаточно кратковременно существующие общности и длительно существующие группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества (социальные классы, различные этнические группы, профессиональные группы, половозрастные группы).

Так, характеристиками социальных классов являются психологические особенности конкретных классов, которые существовали в истории существуют сейчас; механизмы влияния классовой психологии на психологические особенности членов класса.

К характеристикам этнических групп относятся психический склад (национальный характер, темперамент, обычаи, традиции) и эмоциональная сфера, включающая этнические чувства.

Этническая группа, или этнос (от греч. étnos – племя, народ) – исторически сформировавшаяся на определенной территории устойчивая социальная общность, обладающая стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, поведенческих особенностей, сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.

По месту больших социальных общностей в системе общественного производства различаются общественные классы (от лат. classis – разряд). Существование общественных классов обусловлено общественным разделением труда, дифференциацией социальных функций, вычленением организаторской и исполнительской деятельности.

По характеру организованности-неорганизованности большие группы делят на стихийные или диффузные и организованные группы.

Стихийные группы - это кратковременные объединения большого числа лиц с весьма различными интересами, но собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Такая группа может быть в определенной степени кем-то организована, но чаше возникает стихийно, нечетко осознает свои цели, но может быть активной. Фактором формирования стихийных групп является общественное мнение. Оно возникает по поводу отдельных событий, явлений общественной жизни, достаточно мобильно, может быстро изменять оценки этих явлений под воздействием новых, часто кратковременных обстоятельств. Среди стихийных групп выделяют толпу, массу, публику.

Толпа образуется на улице по поводу самых различных событий. Длительность ее существования определяется значимостью инцидента. Стихия является основным фоном поведения толпы и может приводить к агрессивным формам.

Масса описывается как более стабильное образование с довольно нечеткими границами, когда определенные слои населения сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга. В действиях массы более четки, чем у толпы продуманы конечные цели и тактика поведения. Масса достаточно разнородна, в ней тоже могут сосуществовать и сталкиваться различные интересы, поэтому ее существование может быть неустойчивым.

Публика— это тоже кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема, в большей степени соблюдает нормы, принятые в обществе. Но достаточно какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой.

В стихийных группах используется такой источник информации как различного рода слухи и сплетни, имеющие свои законы распространения и циркулирования.

3.Способы воздействия используемые в стихийных группах:

Заражение - особый способ воздействия, бессознательную невольную подверженность индивида определенные психическим состояниям. Она проявляется через передачу определенного эмоционального состояния. Особой ситуацией, усиливающей воздействие через заражение, является ситуация паники.

Внушение— целенаправленное воздействие одного на другого, процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Существует три вида внушения: сообщение, убеждение и собственно внушение.

Подражание— принятие внешних черт другого человека и массовых состояний, а также воспроизведение черт и образцов демонстрируемого поведения.

Слухи – это форма искаженной информации о значимом объекте или событии, циркулирующей в больших диффузных группах в условиях неопределенности и социально-психологической нестабильности. Слухи выполняют следующие функции: удовлетворяют социальную потребность человека в познании окружающего мира и стимулируют ее; снимают неопределенность относительно важных событий и делают социальную среду более ясной, понятной; помогают человеку ориентироваться в ситуации, регулируют его поведение; предвосхищают социальные события, помогая человеку предусмотреть какие события и внести коррективы в свое поведение.

Закономерности возникновения и распространения слухов:

* § возникают в связи с важными или значимыми для людей событиями и социальными объектами;

* § зарождаются в условиях неопределенности, когда информация совсем отсутствует, или ее недостаточно, или она является противоречивой;

* § распространению слухов способствует политическая и экономическая нестабильность в общности. Нестабильность влечет за собой массовую тревогу, состояние общего дискомфорта, неуверенности в своем будущем или будущем своих детей и т.п.;

* § благоприятным фактором для возникновения слухов становится желание людей стать свидетелями чего-то необычного в жизни, некой сенсации или чуда и т.п. Узнав информацию о необычном явлении, человек страстно стремится передать ее другим.

Паника– это стихийно возникающее, дезорганизованное состояние и поведение больших масс людей, основанное на чувстве бесконтрольного неуправляемого страха от реально существующей или мнимой угрозы для жизни людей.

На возникновение паники влияют следующие условия и факторы:

* предшествует и способствует возникновению паники общая психологическая атмосфера тревоги и неуверенности большой группы людей в случаях опасности или продолжительного переживания негативных эмоций и чувств;

* усиливают переживание предстоящей опасности и степень ее негативных последствий наличие возбуждающих и стимулирующих панику слухов;

* сочетание не только общих, но и местных условий жизни большой группы в каждый конкретный период времени;

* наличие в группе участников, имеющих предрасположенность к панике по своим личностным особенностям (для возникновения паники достаточно одного процента паникующих от общего состава группы);.

Возникновение панических состояний связано с рядом характеристик людей: уровнем образованности и информированности, имущественным статусом, общее состояние тревожности и неуверенности, половозрастные признаки.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 360.