Контроль социальный — формы и способы воздействия, применяемые обществом и социальными группами для регулирования поведения входящих в них людей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Конфликт (от лат. “столкновение”) — столкновение противоположно направленных, несовместимых тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными переживаниями. В психологии выделяют следующие виды конфликтов: внутриличностный (столкновение примерно равных по силе, но противоположно направленных мотивов); межличностный (ситуация взаимодействия людей, при которой они либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм); межгруп- повой (конфликтующими сторонами являются социальные группы).

Межличностные отношения — субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т. е. во взаимных влияниях, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения.

Роль в социальной психологии — социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе в системе межличностных отношений.

Совместная деятельность — организованная система а к т и в- н о с т и взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры.

Статус в социальной психологии (от лат. “положение”, “состояние”) — положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.

3. Общение как многоаспектное социально-психологическое явление.

* Б. Ф. Ломов рассматривает общение как самостоятельную сторону человеческого бытия, не сводимую к деятельности.

* А. Н. Леонтьев понимает общение как один из видов деятельности.

* Д. Б. Эльконин и М. Н. Лисина рассматривают общение как специфический вид деятельности, возникающий в онтогенезе. Близка к ним и позиция целого ряда ученых (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев).

* Б. Г. Ананьев указывает на важность общения как одной из детерминант развития психики человека.

* Широкое распространение получила точка зрения на общение как на деятельность субъекта, объектом которой является другой человек, партнер по общению (Я. Л. Коломинский).

1. Общение – процесс установления и развития контактов между людьми, в основе которого лежит мотивация участников, направленная на изменение поведения и личностно-смысловых новообразований партнера.

2. Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Роберт Семенович Немов выделяет в общении ряд аспектов: содержание, цель и средства.

Содержание общения – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем, эмоциональном состоянии субъекта (радость, гнев, печаль, удовлетворенность), об обстановке во внешней среде и т.д.

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?».

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного живого существа к другому. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств (касание тела), речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Структура общения.

Выделяют три аспекта общения, такие как

* передача информации (коммуникативный аспект общения);

* взаимодействие (интерактивный аспект общения);

* понимание и познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения). ) (Г. М. Андреева).

Б. Д. Парыгин предлагает более подробную структуру общения:

* - субъекты общения;

* - средства общения;

* - потребности, мотивация и цели общения;

* - способы взаимодействия, взаимовлияние и отражение влияний в процессе общения;

* - результаты общения.

Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым.

1. Непосредственное общение – это прямое естественное общение лицом к лицу, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств.

2. Опосредованное или косвенное общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут письма друг другу.

К особому виду общения относится массовое общение, определяющее социальные коммуникативные процессы.( множественные контакты незнакомых людей)

Массовое общение может быть прямым и опосредованным.

* Прямое массовое общение происходит на различных митингах, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории.

* Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации..

Самый примитивный уровень общения – фатический (предполагающий простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться(конвенция – «соглашение»).

Следующий уровень общения – информационный. Происходит обмен интересной для собеседников информацией, являющейся источником каких-либо видов активности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой). (встрече старых друзей)

Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 273.