П Общение как восприятие людьми друг друга
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотношение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

Осознание себя через другого человека включает две стороны: идентификацию (уподобление себя другому) и рефлексию (осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению). Близким к идентификации явлением есть эмпатия — стремление эмоционального отклика на проблемы другого человека.

В условиях дефицита информации люди начинают приписывать друг другу как причины поведения, так и более общие характеристики. Приписывание происходит либо на основе сходства поведения воспринимаемого человека с каким-то другим образцом поведения, имевшимся в прошлом опыте, либо на основе анализа собственных мотивов (каузальная атрибуция).

Различают три эффекта при восприятии людьми друг друга: ореола (галоэффект), когда общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам неизвестных качеств воспринимаемого индивида, и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок; новизны и первичности при восприятии незнакомого человека возобладает ранее предъявленная информация — эффект первичности (например, если сказать, что этот человек интроверт, а потом экстраверт, то будет преобладать первое), при восприятии знакомого человека действует эффект новизны — последняя, т. е. более новая, информация оказывается наиболее значимой; стереотипизации, которая часто возникает относительно групповой принадлежности человека, например профессиональной (бухгалтер, учитель, военный и т. д.). Стереотипизация может привести к предубеждению (например, формированию негативных этнических стереотипов).

Люди не просто воспринимают друг друга, но и формируют друг к другу определенные отношения. Область исследований, связанная с выяснением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, называется аттракцией. Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки (аттитюд) на другого человека.

П Психологические способы воздействия в процессе общения

Заражение — это бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям (ситуации паники, большие открытые аудитории при музыке и т. д.). Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. В условиях массовых зрелищ стимулом, включающим предшествующую заражению общность оценок, являются аплодисменты.

Внушение — целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу людей. При внушении осуществляется передача информации, основанная на некритическом ее восприятии. При этом дети в большей мере поддаются внушению, чем взрослые, а утомленные люди — легче, чем чувствующие себя хорошо. Решающим условием эффективности внушения является авторитет внушающего (суггестора).

Специфика подражания состоит в том, что индивид не просто принимает внешние черты поведения другого человека или массовые психические состояния, а и воспроизводят черты и образцы демонстрируемого поведения. Законы подражания: подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (например, духу религии подражают раньше, чем религиозным обрядам); низшие подражают высшим, периферия — центру и т. д.

Основные ПОНЯТИЯ

Аттитюд (социальная установка) — готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им

Определенного объекта (или ситуации) и обеспечивающая целенаправленный характер протекания деятельности относительно данного объекта.

Аттракция (от лат. “привлекать”, “притягивать”) — понятие, означающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Формирование привлекательности возникает у субъекта как результат его специфического эмоционального отношения, оценка которого порождает разнообразную гамму чувств (от неприязни — до симпатии и даже любви) и проявляется в виде особой социальной установки на другого человека.

Барьеры психологические — психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Эмоциональный механизм этого явления состоит в усилении отрицательных переживаний и установок — стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей (например, “страх сцены”). В социальном поведении индивида психологические барьеры представлены коммуникативными, т. е. барьерами в общении, проявляющимися в отсутствии эмпатии, не гибкости межличностных социальных установок и т. д., а также барьерами смысловыми.

Коммуникация (от лат. “делаю общим”, “связываю”, “общаюсь”) — смысловой аспект социального взаимодействия. Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, называют коммуникативными. Основные функции коммуникативного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 213.