Закономерности общения и взаимодействия людей
Главная задача, которая стоит перед социальной психологией,— раскрыть конкретный механизм вплетения индивидуального в ткань социальной реальности.
Структура общественных отношений исследуется социологией. Это означает, что общественные отношения имеют безличный характер: их сущность — во взаимодействии не конкретных личностей, а конкретных ролей. Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает индивид в системе общественных отношений, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого занимающего данную социальную позицию. При этом каждый индивид всегда выполняет несколько социальных ролей (например, мужчина может быть одновременно отцом, бухгалтером, спортсменом, зятем и т. д.).
Акт же интернализации определяется рядом индивидуально-психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли.
Отсюда, природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. При этом общение всегда выступает в единстве с деятельностью. Единство общения и деятельности заключается в том, что люди общаются не просто в процессе выполнения ими различных общественных функций, но в некоторой деятельности, по поводу этой деятельности. Часто общение выступает как сторона деятельности, а деятельность — как условие общения.
Структура общения включает в себя три взаимосвязанных стороны: коммуникативную (состоит в обмене информацией между индивидами); интерактивную (заключается в организации взаимодействия, т. е. обмена не только знаниями, но и действиями); перцептивную (означает процесс восприятия друг друга партнерами и установление взаимопонимания). В общении выделяются также три функции: информационно-коммуникативная; регуляционно-коммуникативная; аффективно-коммуникативная.
П Общение как взаимодействие
Интерактивная сторона общения связана с непосредственной организацией совместной деятельности людей. Основные типы взаимодействия — кооперация и конкуренция. Различают также соревнование и конфликт.
Выделяют три основные формы организации совместной деятельности: 1)
совместно-индивидуальную (бригада, где у каждого имеется свое задание); 2)
совместно-последовательную (например, производственный конвейер); 3)
совместно-взаимодействующую (например, спортивные команды).
Имеет значение и тот факт, как осознается каждым участником его вклад в общую деятельность: именно это осознание помогает ему корректировать свою стратегию во взаимодействии. Таким образом, для познания механизма взаимодействия необходимо выяснить, как намерения, мотивы, установки одного индивида накладываются на представление о партнере по взаимодействию и как то и другое проявляется в организации совместной деятельности.
П Психологические способы воздействия в процессе общения
Заражение — это бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям (ситуации паники, большие открытые аудитории при музыке и т. д.). Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. В условиях массовых зрелищ стимулом, включающим предшествующую заражению общность оценок, являются аплодисменты.
Внушение — целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу людей. При внушении осуществляется передача информации, основанная на некритическом ее восприятии. При этом дети в большей мере поддаются внушению, чем взрослые, а утомленные люди — легче, чем чувствующие себя хорошо. Решающим условием эффективности внушения является авторитет внушающего (суггестора).
Специфика подражания состоит в том, что индивид не просто принимает внешние черты поведения другого человека или массовые психические состояния, а и воспроизводят черты и образцы демонстрируемого поведения. Законы подражания: подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (например, духу религии подражают раньше, чем религиозным обрядам); низшие подражают высшим, периферия — центру и т. д.
Основные ПОНЯТИЯ
Аттитюд (социальная установка) — готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им
Аттракция (от лат. “привлекать”, “притягивать”) — понятие, означающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Формирование привлекательности возникает у субъекта как результат его специфического эмоционального отношения, оценка которого порождает разнообразную гамму чувств (от неприязни — до симпатии и даже любви) и проявляется в виде особой социальной установки на другого человека.
Барьеры психологические — психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Эмоциональный механизм этого явления состоит в усилении отрицательных переживаний и установок — стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей (например, “страх сцены”). В социальном поведении индивида психологические барьеры представлены коммуникативными, т. е. барьерами в общении, проявляющимися в отсутствии эмпатии, не гибкости межличностных социальных установок и т. д., а также барьерами смысловыми.
Коммуникация (от лат. “делаю общим”, “связываю”, “общаюсь”) — смысловой аспект социального взаимодействия. Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, называют коммуникативными. Основные функции коммуникативного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента.
Межличностные отношения — субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т. е. во взаимных влияниях, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения.
Роль в социальной психологии — социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе в системе межличностных отношений.
Совместная деятельность — организованная система а к т и в- н о с т и взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры.
Структура общения.
Выделяют три аспекта общения, такие как
* передача информации (коммуникативный аспект общения);
* взаимодействие (интерактивный аспект общения);
* понимание и познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения). ) (Г. М. Андреева).
Б. Д. Парыгин предлагает более подробную структуру общения:
* - субъекты общения;
* - средства общения;
* - потребности, мотивация и цели общения;
* - способы взаимодействия, взаимовлияние и отражение влияний в процессе общения;
* - результаты общения.
Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым.
1. Непосредственное общение – это прямое естественное общение лицом к лицу, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств.
2. Опосредованное или косвенное общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут письма друг другу.
К особому виду общения относится массовое общение, определяющее социальные коммуникативные процессы.( множественные контакты незнакомых людей)
Массовое общение может быть прямым и опосредованным.
* Прямое массовое общение происходит на различных митингах, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории.
* Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации..
Самый примитивный уровень общения – фатический (предполагающий простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться(конвенция – «соглашение»).
Следующий уровень общения – информационный. Происходит обмен интересной для собеседников информацией, являющейся источником каких-либо видов активности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой). (встрече старых друзей)
Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека.
Функции общения.
Согласно представлениям Б. Ф. Ломова в общении выделяют следующие три функции:
* информационно-коммуникативная (охватывающая процессы приема – передачи информации),
* регуляционно-коммуникативная (связанная с взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности),
* аффективно-коммуникативная (относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния).
Р. С. Немов считает, что по своему назначению общение многофункционально. Поэтому он выделяет следующие функцииобщения:
1. Прагматическая функция. Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.
2. Формирующая функция. Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека. Известно, что на определенных стадиях развитие, деятельность и отношение ребенка к миру и самому себе зависит опосредовано его общением с взрослым.
3. Функция подтверждения. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях.
4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. Общение способствует организации и поддержанию межличностных отношений.
5. Внутриличностная функция. Даная функция реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь) и способствует развитию рефлекси
Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации.
Коммуникация выступает как особая функция общения, проявляющаяся в передаче и принятии информации.
Человек, передающий информацию, – коммуникатор, человек, воспринимающий ее, – реципиент.
Все средства общения делятся на две группы: вербальные (словесные) и невербальные.
Между вербальными и невербальными средствами общения существует разделение функций: по вербальному каналу передается чистая информация, а по невербальному – отношение к партнеру по общению.
Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения.
Разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относят все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения
4. Общение как многоаспектное социально-психологическое явление. Б. Ф. Ломов рассматривает общение как самостоятельную сторону человеческого бытия, не сводимую к деятельности.
А. Н. Леонтьев понимает общение как один из видов деятельности.
Д. Б. Эльконин и М. Н. Лисина рассматривают общение как специфический вид деятельности, возникающий в онтогенезе. Близка к ним и позиция целого ряда ученых (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев).
Б. Г. Ананьев указывает на важность общения как одной из детерминант развития психики человека.
Широкое распространение получила точка зрения на общение как на деятельность субъекта, объектом которой является другой человек, партнер по общению (Я. Л. Коломинский).
1. Общение – процесс установления и развития контактов между людьми, в основе которого лежит мотивация участников, направленная на изменение поведения и личностно-смысловых новообразований партнера.
2. Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
Роберт Семенович Немов выделяет в общении ряд аспектов: содержание, цель и средства.
Содержание общения – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем, эмоциональном состоянии субъекта (радость, гнев, печаль, удовлетворенность), об обстановке во внешней среде и т.д.
Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?».
Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного живого существа к другому. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств (касание тела), речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.
Структура общения.
Выделяют три аспекта общения, такие как
· передача информации (коммуникативный аспект общения);
· взаимодействие (интерактивный аспект общения);
· понимание и познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения). ) (Г. М. Андреева).
Б. Д. Парыгин предлагает более подробную структуру общения:
· - субъекты общения;
· - средства общения;
· - потребности, мотивация и цели общения;
· - способы взаимодействия, взаимовлияние и отражение влияний в процессе общения;
· - результаты общения.
Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым.
1. Непосредственное общение – это прямое естественное общение лицом к лицу, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств.
2. Опосредованное или косвенное общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут письма друг другу.
К особому виду общения относится массовое общение, определяющее социальные коммуникативные процессы.( множественные контакты незнакомых людей)
Каким образом определить?
· Мимика. Если лицо партнёра напряжено или он выражает противоречивые эмоции. \
· Поза. Закрытая поза, когда скрещённые ноги или руки, человек вовсе отворачивается от вас или демонстрирует чрезмерную расслабленность – маячки того, что следует задуматься о том, что происходит.
· Жесты. Когда резкие, слишком быстрые движения, или руки сжаты в кулаки, спрятаны под столом – задумайтесь, вдруг стоит взять перерыв или сменить тактику.
· Взгляд. Он может быть пустым, то есть отсутствующим, на вас смотрят как-бы сквозь. Слишком длительным, или наоборот, «бегающим».
Как преодолеть?
· Не бойтесь быть почемучкой. Если что-то не совсем понятно или для вас нелогично, задавайте вопрос. Помните, понятия самых простых вещей у всех разные? Также отслеживайте, насколько вы просты для понимания. Если вы формулируете слишком сложные предложения, просто задумайтесь, зачем вам нужно быть запутанным и сложным для восприятия окружающих? Что вам это даёт? Уточняйте, поняли ли вас в данный момент? При вопросах добавляйте, что хотите его верно услышать, поэтому переспрашиваете.
· При разной семантике и сленге, используйте такие же слова и выражения, этот приём поможет наладить контакт и расположить к себе.
· Если вы заметили препятствия со стороны собеседника, используйте технику активного слушания, о ней я писал в этой статье.
· Тренируйте свою эмпатию и учитесь принимать инаковость. Многим важно просто почувствовать поддержку и принятие, а не совет или рекомендации к действиям. Умение сопереживать и ставить себя на место другого значительно упрощает процесс взаимодействия. Уважайте мнение другого человека, оно имеет право быть, ведь в одной и той же ситуации истина у каждого своя.
· Не ожидайте от партнёров многого, и также позволяйте себе быть собой. Ведь страх несоответствия ожиданиям провоцирует злость и тревогу, впоследствии вызывает разочарование, а эти все чувства совсем не способствуют живым и близким отношениям.
· Получая информацию, следует иногда делать разграничения, то есть отделять эмоции от фактов, оставляя эмоции и оценку в стороне, тогда возможно добиться объективности и верной интерпретации сказанного.
· По поводу модальности, обращайтесь к партнёру в зависимости от его типа, к примеру: «послушай», «посмотри», «ощущаешь?». Понять его принадлежность несложно, просто внимательно слушайте, какие слова он чаще всего использует в речи и на что больше обращает внимание.
6. СМ. 12 вопрос
Виды толп
Различные виды толп выделяются на основании того, каким вышеперечисленным признакам они соответствуют или какие новые специфические признаки у них появляются.
Личность в группе
Для социальной психологии важно понять личность как взаимодействующего и общающегося субъекта. Личностью не рождаются, поэтому для личности небезразлично, в каких именно группах осуществляется ее становление.
1) Любой продукт деятельности производится в группе и является результатом активности каждого. В результате деятельности личность как бы сопрягается с другими членами группы, и, следовательно, оценивается ими. Такая оценка предполагает существование некоторых нормативов. Значит, существуют такие личностные качества, которые особенно значимы для данной группы. И они каждой личностью осознаются и развиваются.
2) Всякая совместная деятельность в группе предполагает набор обязательных ситуаций общения. В этих ситуациях проявляются определенные качества личности. Демонстрация личностью своих качеств в общении контролируется группой через групповые критерии. Это также способствует наделению личности “нужными” группе качествами.
Личность в различных группах (семья, учебная, дружеская) занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования.
Социальная роль – это соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.
Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности. Примерами социальных ролей являются также половые роли, профессиональные, этнические. Развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.
Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно “правилам игры” ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли.
Исполняя много разных ролей, человек может оказаться в ситуации ролевого конфликта, когда ему предъявляются противоположные социальные требования. В разных ситуациях человек исполняет различные роли, однако в чем-то постоянно остается самим собой, т.е. ролевое поведение – это своеобразное сочетание ролей и индивидуальности личности исполнителя.
Каждая роль накладывает отпечаток на личность, на самосознание человека. Иногда возникает внутриличностный конфликт, когда человек вынужден исполнять роль, представления о которой не соответствуют его представлению о себе, его индивидуальному “Я”.
Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций называется статусом и предполагает определенные права и обязанности. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным. Часто он обусловлен занимаемой должностью.
Социальный статус – положение личности в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.
Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике, так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.п.).
Отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный – это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека.
Выделяют также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины; детство, старость…). Профессионально-должностной – это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего является основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение.
Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. И в ней он должен выполнять определенную совокупность действий, т.е. свою социальную роль. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих их данного статуса, называется ролевым набором.
Важнейшими характеристиками социально-психологического статуса выступают престиж и авторитет, выявляемые с помощью специальных методов – социометрии. Выявленный таким образом статус называют социометрическим.
Групповое давление.
Входе развития в малой группе естественно и закономерно формируются и закрепляются нормы, которые представляют собой общие для всех требования, разработанные ее членами и принятые ими в интересах регулирования взаимоотношений. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые требования могут приниматься лишь на основе каких-либо социальных предпочтений, складывающихся на базе выработки определенного отношения к социальной действительности.
Нормы и ценности группы должны принимать и соблюдать все. На тех, кто им не подчиняется или игнорирует их, оказывается психологическое или иное воздействие, которое проявляется как групповое давление. Можно выделить следующие функции такого давления:
1) стремление обеспечить достижение групповых целей;
2) сохранение группы как целого;
3) разъяснение членам группы тех принципов жизни и деятельности, на которые они должны ориентироваться
4) определение членами группы своего отношения к социальному окружению.
Давление — важный механизм поддержания внутренней однородности и целостности малой группы.. Осуществляется групповое давление в форме санкций, применяемых к тем членам группы, которые не соблюдают общепринятых норм или ведут себя вызывающе, конфликтно по отношению ко всем другим. Санкции обычно бывают двух видов — поощрительные и запретительные.
Возможны четыре варианта поведения человека в группе: сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы; вынужденное подчинение группе под угрозой санкций; демонстрация антагонизма по отношению к группе и свободное, осознанное отвержение групповых норм.
Наиболее распространенным является второй вариант поведения человека по отношению к группе. Феномен вынужденного принятия человеком норм и ценностей группы под угрозой потери членства или устойчивого положения в ней получил название конформизма и его можно считать одним из важнейших факторов поддержания целостности группы, укрепления единства в ее рядах.
Групповая идентификация
Групповая идентификация или самоидентификация - это решение человека, к какой группе отнести себя, в какую клеточку себя поместить в своем собственном сознании. Легко отнести себя к мужчинам или женщинам, к школьникам или студентам, к горожанам или селянам, труднее отнести себя к глупым или умным, порядочным или непорядочным, красивым или некрасивым.
Социальное сравнение
Социальное сравнение - это сравнение себя как члена группы с членами других групп. Это осознание противопоставления МЫ и ОНИ. Мы выявляем, чем МЫ отличаемся от НИХ: например, мы русские, они нет, мы живем в Северном районе, а они в центре, мы болеем за “Факел”, а они -за “Спартак” и т.д. При сравнении выявляются различия между людьми.
Межгрупповая дискриминация
Межгрупповая дискриминация (различение) - это вывод человека о преимуществе группы, к которой принадлежим МЫ. Такой вывод позволяет человеку усилить свое ощущение значимости, развивает чувство гордости за принадлежность к группе. Межгрупповая дискриминация усиливается в условиях конкуренции групп, соревнования между ними и особенно в условиях победы одной группы над другой и может вести к столкновениям национального, социального и просто группового характера (ср. драки болельщиков победившей и проигравшей команд после футбола).
закономерности общения и взаимодействия людей
Главная задача, которая стоит перед социальной психологией,— раскрыть конкретный механизм вплетения индивидуального в ткань социальной реальности.
Структура общественных отношений исследуется социологией. Это означает, что общественные отношения имеют безличный характер: их сущность — во взаимодействии не конкретных личностей, а конкретных ролей. Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает индивид в системе общественных отношений, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого занимающего данную социальную позицию. При этом каждый индивид всегда выполняет несколько социальных ролей (например, мужчина может быть одновременно отцом, бухгалтером, спортсменом, зятем и т. д.).
Акт же интернализации определяется рядом индивидуально-психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли.
Отсюда, природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. При этом общение всегда выступает в единстве с деятельностью. Единство общения и деятельности заключается в том, что люди общаются не просто в процессе выполнения ими различных общественных функций, но в некоторой деятельности, по поводу этой деятельности. Часто общение выступает как сторона деятельности, а деятельность — как условие общения.
Структура общения включает в себя три взаимосвязанных стороны: коммуникативную (состоит в обмене информацией между индивидами); интерактивную (заключается в организации взаимодействия, т. е. обмена не только знаниями, но и действиями); перцептивную (означает процесс восприятия друг друга партнерами и установление взаимопонимания). В общении выделяются также три функции: информационно-коммуникативная; регуляционно-коммуникативная; аффективно-коммуникативная.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 286.