1. Психологические функции обусловливают развитие человека как индивида и личности.
Общение стимулирует развитие мыслительных процессов (когнитивная деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных процессов (эффективность).
2. Социальные функции детерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы.
3. Инструментальные функции определяют многочисленные связи между человеком и миром в самом широком смысле слова; между различными социальными группами.
Концептуальная идея такого деления функций лежит в представлении о взаимосвязи человека с обществом и миром в соответствии с простой моделью отношений: человек – деятельность – общество
Функции общения.
Согласно представлениям Б. Ф. Ломова в общении выделяют следующие три функции:
* информационно-коммуникативная (охватывающая процессы приема – передачи информации),
* регуляционно-коммуникативная (связанная с взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности),
* аффективно-коммуникативная (относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния).
Р. С. Немов считает, что по своему назначению общение многофункционально. Поэтому он выделяет следующие функцииобщения:
1. Прагматическая функция. Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.
2. Формирующая функция. Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека. Известно, что на определенных стадиях развитие, деятельность и отношение ребенка к миру и самому себе зависит опосредовано его общением с взрослым.
3. Функция подтверждения. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях.
4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. Общение способствует организации и поддержанию межличностных отношений.
5. Внутриличностная функция. Даная функция реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь) и способствует развитию рефлекси
Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации.
Коммуникация выступает как особая функция общения, проявляющаяся в передаче и принятии информации.
Человек, передающий информацию, – коммуникатор, человек, воспринимающий ее, – реципиент.
Все средства общения делятся на две группы: вербальные (словесные) и невербальные.
Между вербальными и невербальными средствами общения существует разделение функций: по вербальному каналу передается чистая информация, а по невербальному – отношение к партнеру по общению.
Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения.
Разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относят все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения
4. Общение как многоаспектное социально-психологическое явление. Б. Ф. Ломов рассматривает общение как самостоятельную сторону человеческого бытия, не сводимую к деятельности.
А. Н. Леонтьев понимает общение как один из видов деятельности.
Д. Б. Эльконин и М. Н. Лисина рассматривают общение как специфический вид деятельности, возникающий в онтогенезе. Близка к ним и позиция целого ряда ученых (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев).
Б. Г. Ананьев указывает на важность общения как одной из детерминант развития психики человека.
Широкое распространение получила точка зрения на общение как на деятельность субъекта, объектом которой является другой человек, партнер по общению (Я. Л. Коломинский).
1. Общение – процесс установления и развития контактов между людьми, в основе которого лежит мотивация участников, направленная на изменение поведения и личностно-смысловых новообразований партнера.
2. Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
Роберт Семенович Немов выделяет в общении ряд аспектов: содержание, цель и средства.
Содержание общения – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем, эмоциональном состоянии субъекта (радость, гнев, печаль, удовлетворенность), об обстановке во внешней среде и т.д.
Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?».
Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного живого существа к другому. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств (касание тела), речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.
Структура общения.
Выделяют три аспекта общения, такие как
· передача информации (коммуникативный аспект общения);
· взаимодействие (интерактивный аспект общения);
· понимание и познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения). ) (Г. М. Андреева).
Б. Д. Парыгин предлагает более подробную структуру общения:
· - субъекты общения;
· - средства общения;
· - потребности, мотивация и цели общения;
· - способы взаимодействия, взаимовлияние и отражение влияний в процессе общения;
· - результаты общения.
Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым.
1. Непосредственное общение – это прямое естественное общение лицом к лицу, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств.
2. Опосредованное или косвенное общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут письма друг другу.
К особому виду общения относится массовое общение, определяющее социальные коммуникативные процессы.( множественные контакты незнакомых людей)
Дата: 2019-02-19, просмотров: 289.