Основной задачей психорегулирующей тренировки является управление своим эмоциональным состоянием. Для наиболее эффективного протекания процесса общения, поведения, деятельности в каждой конкретной ситуации существует определенный, индивидуально наиболее благоприятный, оптимальный, уровень эмоционального состояния. Поэтому, осознанно управляя своим эмоциональным состоянием, мы тем самым создаем предпосылки для оптимизации общения, поведения и деятельности.
В учебной деятельности эта способность к самоуправлению особенно необходима в условиях экзаменов, когда изменение эмоциональных состояний (волнение, беспокойство, страх) сказывается в первую очередь на продуктивности психических процессов — памяти, внимания, мышления, то есть на успешности учебной деятельности в целом.
Управлению своим психическим состоянием вполне может | научиться каждый. Осуществляется оно в различных ситуациях с помощью формул оптимального состояния — организующих формул самовнушения — на фоне мышечной и психичес-1 кой релаксации.
Опыт показывает, что расслабить мышцы намного труднее, чем кажется, и не всем удается достичь этого с первого раза. Поэтому полезны подготовительные упражнения по релаксации еще до выполнения первого упражнения по аутогенной тренировке. Поскольку следствием расслабления мыши является возникновение своеобразного приятного чувства тяжести, грузной истомы и тепла, необходимо это чувство осоз-
200
нать, запомнить и научиться вызывать произвольно, сначала используя для этого, кроме формул, вспомогательные образы, затем оставляя уже только соответствующие формулы самовнушения.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ РЕЛАКСАЦИИ Упражнение 1
Поднять правую руку (левшам — левую) вверх, выключив локтевой сустав, затем в течение 30-40 секунд энергично сжимать и разжимать кисть руки. При утомлении кисти упражнение прекратить, но руку не опускать, можно придерживать ее в вертикальном положении и с помощью другой руки - так еще 30-40 секунд. При этом нужно явно прочувствовать, как постепенно кисть этой руки охлаждается. Затем по команде всем одновременно опустить руку вниз, чтобы она свободно повисла вдоль тела, закрыть глаза, прочувствовать и запомнить ощущения тепла и тяжести, возникающие в наливающейся горячей кровью руке. Не открывая глаз, сравнить ощущения правой и левой рук.
Упражнение в течение периода времени до следующего занятия проделать дома до тех пор, пока чувство тяжести и тепла не начнет возникать произвольно при одном только воспоминании о проделанном упражнении.
При выполнении упражнения важно произносить формулы-самоприказы, сначала вслух, а затем «про себя», медленно, но убежденно (на занятии это делает преподаватель):
«Я чувствую, как моя рука начинает наливаться горячей, пульсирующей кровью... и тяжелеть...
Моя рука наливается горячей кровью... теплеет... становится все тяжелей...
Моя рука теплая... тяжелая... очень тяжелая...
Рука все теплее... горячая... очень горячая... Рука «горит»!
Кисть руки излучает тепло!»
Упражнение 2
Следующий вид упражнения лучше проделать дома. Энергично растереть руку снегом или подержать ее до ломоты в
201
холодной воде, обернуть кисть теплой мягкой тканью (шарфом, пуховым платком) и, закрыв глаза, прочувствовать прилив тепла, даже жара к кисти руки. Выполнять это упражнение столько раз, сколько понадобится для того, чтобы только одно воспоминание о нем, образ «горящей» кисти, уже вызывал появление нужного ощущения. Одновременно необходимо произносить формулы-самоприказы, сформулированные выше.
Можно порекомендовать студентам не ограничиваться предложенными приемами и при желании использовать другие, более близкие и удобные для них. С помощью этих приемов нужно вызвать, запомнить и научиться воспроизводить чувства тяжести и тепла в мышцах.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 214.