Участники становятся по кругу. Один из участников группы (назовем его «А») выбирает себе того, кто будет играть роль его внутреннего голоса. Тот встает за спиной участника «А» и говорит от первого лица: «Я (имя участника «А»), сейчас чувствую... потому что... из-за того, что...». Затем ведущий задает вопросы участнику «А»: «Прав ли твой внутренний голос? Все ли он сказал из того, что ты хотел бы услышать? Может, ты хотел бы послушать другой «внутренний голос»? Затем следующий участник группы выбирает себе «внутренний голос».
Вопросы для обсуждения:
• С какими трудностями вы встретились во время выполнения упражнения?
• Что затрудняет или облегчает отражение чувств другого человека?
• Какие чувства вы испытывали?
Упражнение «Ваши способности к искренности»
Работа проводится в диадах. Партнеры садятся лицом друг к другу на расстоянии не более полутора метров и смотрят друг Другу в глаза. Затем один из них делится с другим чем-либо Действительно важным для него — своими опасениями, увлечениями или случаем из жизни, своими мыслями, чувствами. Слушающий пытается активно откликаться. Говорящий свободен в своих высказываниях. Он должен осознать свои чувства и выразить их. Упражнение выполняется поочередно.
Для обсуждения:
Какие чувства вы испытываете к партнеру после разговора?
59
Башлакова Л.Н., Харин С.С. Коррекция эмоционального отношения педагогов к детям- Метод, рекомендации. — Минск, 1995.
Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская П.В. Основы самосовершенствования. Тренинг самосознания. — Екатеринбург, 1998.
Масленникова В.Ш., Юдин В.П. Педагог и культура Пособие в помощь учителям школ, соц. педагогам, соц. работникам и студентам. — Казань, 1994.
Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. — М., 1991.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов н/Д.,1997.
Слепкова Е.В. Развитие эмоциональной компетентности средствами психологического тренинга. // Актуальные проблемы кризисной психологии: Сборник научных трудов. — Минск, 1999.
ПРИМЕРЫ ИГРОВЫХСИТУАЦИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ
Инструкция к проведению:
Ролевая игра, имитирующая психолого-педагогическую ситуацию, требующую проявления педагогической эмпатии, может служить действенным средством ее развития при следующих условиях:
а) если ролевая игра своим содержанием и организационно-методическим обеспечением создает предпосылки эмпатийно-го поведения;
б) если ведущий владеет умениями педагога-режиссера (ввод дополнительных переменных, применение метода «провоцирующих реплик», использование элементарного реквизита, «простых физических действий», личное включение ведущего в игру, введение подставных лиц и т. п.), вызывает переживание чувств играемой роли, реализующихся в эмпатийном поведении;
в) если ведущий осуществляет контроль этих чувств путем наблюдения поведения участников игры, экспертной оценке, которую дают все играющие, самоотчетов, коллективного обсуждения поведения каждого участника игры;
г) если ведущий в процессе коллективного обсуждения и самоотчетов побуждает исполнителей роли к рефлексии, которая повышает уровень волевой регуляции эмпатийного поведения.
60
Экспертная оценка успешности выполнения педагогичес-ой задачи в ролевой игре по пятибалльной системе включает: степень адекватности понимания ситуации неблагополучия, наличие эмоциональной реакции, анализ гуманистического удержания действий, учет общего стиля поведения, фиксирование времени, затраченного на принятие решения и на достижение цели.
Ситуация «Цветы»
Вхожу в класс как обычно, здороваюсь, спрашиваю:
- Кто сегодня отсутствует?
Впрочем, и так вижу, что двоих нет - самых озорных. Но тут дверь распахивается, и в класс врываются запыхавшиеся мальчишки, в руках - ветки сирени.
- Это вам! — говорят они, протягивая мне цветы.
- Спасибо, но по какому поводу?
- Это вам в день рожденья.
- А как вы узнали?
- Ээ... это секрет фирмы.
Но оказалось, что у фирмы есть еще один секрет. Сирень была как-то странно обломана...
- Ребята, а где вы ее взяли?
- Нарвали. За нами дворник до самой школы гнался...
Ситуация «День рождения»
Однажды на перемене дежурный педагог подвел к классному руководителю Толю.
- Ваш мальчик, Александра Федоровна?
- Мой. А что случилось?
- Полюбуйтесь, все цветы в соседнем дворе оборвал, — и как вещественное доказательство протянул большой букет астр.
Мальчик стоял, опустив голову, и часто взмахивал ресницами.
- Зачем ты рвал цветы, Толя? - мягко спросила учительница. ~ Я хотел подарить маме. У нее сегодня день рождения. Он
поднял полные слез глаза.
После уроков Александра Федоровна попросила Толю порождать ее, чтобы вместе идти домой. Мальчик ждал учитель-
61
ницу. Он думал о том, какой «подарок» сейчас получит мама, узнав, что он залез в чужой сад.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 295.