Всем участникам предлагается разделить лист на две колонки. В левой — записать плохие события своей жизни, в правой -положительные аспекты тех же событий.
Правила:
1. Не обсуждать и не обдумывать идеи.
2. Записывать все идеи, которые придут в голову.
3. Не оценивать идеи как плохие или хорошие.
После этого происходит обсуждение значения положительной интерпретации ситуации.
Упражнение «Зеркальное отражение суждений»
Группа делится на пары. Один человек описывает какую-либо ситуацию с отрицательной стороны. Второй находит положительные аспекты этой же ситуации.
Упражнение «Тост»
Группа собирается в круг. Предлагается ситуация: «Вы на вечеринке. Отмечаете праздничную дату. В руках у всех бока-
лы»- Гости по очереди поднимают бокалы и произносят хвалебный тост в свою честь. После каждого тоста все «выпива-ют» содержимое бокалов в знак согласия с произнесенным тостом.
Упражнение «Брачное объявление»
Всем членам группы дается 3—5 минут на то, чтобы написать брачное объявление. Каждый пишет сам о себе, составляя психологический автопортрет, выделяя свои достоинства, которыми он мог бы заинтересовать другого человека (важно выделять психологические характеристики, а не увлекаться описанием внешнего вида, наличием квартиры, дачи и т.д.). Затем все по очереди зачитывают свои объявления, а группа помогает добавлять то, что участник пропустил - идет редактирование объявлений.
Упражнение «На уроке»
Участникам предлагается разыграть варианты поведения в следующей проблемной ситуации: «Идет урок. Учитель объясняет новый материал. В это время группа учеников не слушает его. Они заняты другим, совершенно посторонним делом: переговариваются друг с другом, передают какие-то записки». Предложите возможные варианты поведения учителя. Представьте на месте учителя человека, глубоко себя уважающего, и человека, мало себя уважающего. Проанализируйте их поведение. Разыграйте эти варианты, представив реакцию учеников.
Упражнение «Всеравно ты молодец , потому что ... »
Упражнение выполняется в парах. Первый участник пары начинает рассказ со слов: «Мне не нравится в себе...» Второй, выслушав, должен отреагировать на сказанное, начиная словами: «Все равно ты молодец, потому что...» Затем участники меняются ролями.
Вопросы для обсуждения:
Кто не смог выполнить задание? Почему?
Что чувствовал человек, к которому была обращена под-
Держка?
46
47
Упражнение
«Как оказывать и принимать знаки внимания ? »
Все участники группы стоят лицом друг к другу, образуя два круга — внутренний и внешний. Стоящие лицом друг к другу образуют пару. Первый член пары искренне оказывает знак внимания партнеру, стоящему напротив. Знаками внимания оцениваются поступки, навыки, внешность и др. Партнер отвечает: «Да, конечно, но, кроме того, я еще и...» (называет те качества, которые он в себе ценит и считает, что они заслуживают внимания). Затем партнеры меняются ролями. После обмена знаками внимания в парах, все делают шаг влево, образуя новые пары, и процедура повторяется.
Вопросы для самоконтроля:
• От чего зависит формирование Я-концепции личности?
• Какую роль в развитии личности занимает позитивное самовосприятие, адекватность самооценки?
• Насколько, по вашему мнению, положительно ваше самосознание?
• Какие признаки отличают человека, обладающего положительным самосознанием? Для чего оно необходимо учителю?
• Как можно развивать свое самосознание?
Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. — М.,2003.
Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершенствования. Тренинг самосознания. — Екатеринбург, 1998.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д., 1997.
Шапиро Д. Конфликт и общение: путеводитель по лабиринту регулирования конфликтов. — Минск, 1999.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Для самостоятельного выполнения студентам предлагается выполнить следующие задания и упражнения.
Упражнение «Самоисповедь»
Открытость — это, прежде всего, умение быть честным и естественным в отношениях с другими и с самим собой. Предлагается честно и откровенно ответить на следующие вопросы:
48
__ Хорошо ли знают меня другие люди? _ Легко ли им понимать меня?
- Знаю ли и понимаю ли я себя сам?
_ Помогаю ли я другим лучше понять себя?
Дата: 2019-02-19, просмотров: 239.