ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Педагогическая профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. Это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное и еже­часное расходование огромных душевных сил (В.А. Сухомлин-ский).

Наличие эмоциональной напряженности особенно ярко проявляется у молодых учителей. Напряженные ситуации пе­дагогической деятельности приводят к неадекватным оценкам происходящего, к импульсивным действиям по отношению к ученикам, способствуют формированию таких личностных черт, как безинициативность, пассивность, чувство собственной профессиональной непригодности. Переживаемые эмоцио­нальные состояния часто сопровождаются ярко выраженными вегетативными реакциями: тремор рук, заметные изменения в мимике и тонусе лица, учащенное сердцебиение. Это отрица­тельно сказывается на самочувствии педагога, вызывает силь­ное переутомление, снижение работоспособности.

В отдельных случаях эмоциональное напряжение достигает критического момента, когда молодой педагог теряет самооб­ладание и проявляет себя в пассивно-защитной (слезы) или агрессивной (окрики, нервное хождение по классу, резкий стук по столу и т. д.) форме. Подобного рода эмоциональные реак­ции присутствуют и в деятельности опытных педагогов, в ко­торой нередко преобладают способы разрядки эмоций на ра­бочем месте, в классе, что делает их практически профессио­нально непригодными.

Учитель в своей деятельности должен стремиться к успеш­ному решению поставленных перед ним задач независимо от воздействующих на него негативных факторов, сохранять са­мообладание и оставаться для учеников примером в личност­ном плане. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внут­ри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит

50

к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напря­жение и негативно сказывается на здоровье.

Учителя, как профессиональная группа, отличаются крайне низкими показателями физического и психического здоровья. По данным многих исследований, даже молодые учителя до­вольно часто обращаются в медицинские учреждения в связи с развитием заболеваний сердечно-сосудистой системы, язвен­ных заболеваний желудочно-кишечного тракта, заболеваний неврогенного характера (нервные истощения, неврозы). Для учителей со стажем работы 15-20 лет характерны «педагоги­ческие кризисы», «истощение», «сгорание».

В последние двадцать лет интерес исследователей привлека­ет специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми, — врачей, педагогов, психологов, вос­питателей, работников торговли, руководителей, менеджеров и т. д. Выяснилось, что представители данных профессий под­вержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения - синдрому «эмоционального выгорания». Термин был введен американским психиатром Х.Дж. Фрей-денбергом в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном об­щении с клиентами в эмоционально нагруженной атмосфере. В настоящее время эмоциональное выгорание понимают как механизм психологической защиты, выработанный личностью в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгора­ние представляет собой приобретенное профессиональное поведение, позволяющее человеку экономно дозировать и рас­ходовать энергетические и эмоциональные ресурсы.

На развитие синдрома «эмоционального выгорания» влия­ют внешние и внутренние факторы. К внешним факторам, провоцирующим синдром, относят: хроническую напряжен­ную психоэмоциональную деятельность, связанную с интен­сивным общением и эмоциями; завышенные нормы контин­гента (например, учащихся в классе); нечеткую организацию и планирование деятельности; повышенную ответственность За исполняемые функции (за благополучие пациентов, уча-Щихся, клиентов); неблагополучную психологическую атмос-

51

феру профессиональной деятельности (конфликтность в си­стеме «руководитель — подчиненный», «коллега - коллега», «учитель - ученик»); психологически трудный контингент (дети с акцентуациями характера, неврозами, психологичес­кими особенностями возраста; нарушители дисциплины). В результате воздействия данных факторов педагог прибегает к экономии эмоциональных ресурсов: старается «не обращать внимания», «беречь нервы», — то есть к эмоциональному иг­норированию напряженных ситуаций.

К внутренним факторам, влияющим на развитие «эмоцио­нального выгорания», относят склонность к эмоциональной ригидности. «Эмоциональное выгорание» возникает быстрее у тех, кто более эмоционально сдержан. У людей импульсив­ных, эмоционально гибких, чувственных, отзывчивых разви­тие симптомов «выгорания» проходит медленнее. С другой стороны, данное психологическое явление возникает у людей, воспринимающих обстоятельства профессиональной деятель­ности слишком эмоционально. Это часто свойственно моло­дым специалистам с повышенной ответственностью за испол­няемые обязанности. Каждая напряженная ситуация в про­фессиональной деятельности оставляет глубокий след в душе, вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучитель­ные раздумья и бессонницу. Постепенно эмоциональные ре­сурсы истощаются, и возникает необходимость беречь их, при­бегая к механизмам психологической защиты.

Стимулирует развитие «эмоционального выгорания» слабая мотивация к профессиональной деятельности. В таком случае не проявляется сопереживание, соучастие, интерес к детям, развиваются крайние формы выгорания - безразличие, рав­нодушие, душевная черствость.

Наиболее подвержены «выгоранию» те, кто реагирует на напряженные ситуации агрессивно, несдержанно. К «сгораю­щим» относят и «трудоголиков» - тех, кго решил полностью посвятить себя работе и работает до самозабвения

Результатом такой деятельности является развитие следую­щих симптомов «выгорания»: чувства эмоционального исто­щения, изнеможения; развитие негативного отношения к кли­ентам; негативного самовосприятия в профессиональном пла-

52

не и заниженной самооценки; агрессивных чувств (раздражи­тельности, напряженности, гнева); упаднического настроения, цинизма, пессимизма, апатии, депрессии; психосоматических недомоганий (усталости, утомления, бессонницы, желудочно-кишечных расстройств и т. д.).

В связи со сказанным стоит вопрос об охране здоровья учи­теля, о его профессиональном долголетии. Профессиональная помощь при «эмоциональном сгорании» включает примене­ние лекарственных препаратов и различные виды психотера­пии. Однако учителю в большинстве случаев нужна не меди­цинская помощь, а социально-психологическая — по выра­ботке необходимых качеств и навыков, направленных на сохранение эмоциональных резервов в организме.

Для снятия излишнего эмоционального напряжения в профессиональной деятельности большую роль играет систе­матическая работа по повышению уровня эмоциональной куль­туры педагога. Важнейшими ее показателями являются эмоци­ональная устойчивость, эмоциональная отзывчивость и эмо­циональная выразительность.

Высокий уровень эмоциональной устойчивости позволяет противостоять развитию синдрома «эмоционального выгора­ния» и эмоциональной напряженности в профессиональной деятельности. Однако учителю, постоянно сотрудничающему с детьми в педагогическом процессе, кроме эмоциональной устойчивости необходима эмоциональная чуткость, отзывчи­вость, быстрое и разнообразное эмоциональное реагирование на эмоциональные проявления детей, то есть эмоциональная гибкость. Она представляет собой оптимальное сочетание эмо­циональной экспрессивности и эмоциональной отзывчивости учителя. Под эмоциональной экспрессивностью понимается выразительность, заложенная в движениях, жестах, походке, мимике, речи.

Положительное, комфортное общение учителя с учащими­ся возможно при должном уровне развития умения грамотно предъявлять ученикам свои чувства, свой внутренний мир. Эмоциональная пассивность учителя, отсутствие яркой эмо­циональности, выраженной в речи, мимике, пантомимике, ызывает неудовлетворенность школьников уроком, нежела-

53

ние учиться, а значит, провоцирует появление конфликтных ситуаций.

Важно знать и замечать особенности собственной эксп­рессии: свободу или затрудненность движений, зажатость или открытость жестов, однообразие или гибкость интонаций и т. д. Различают следующие формы экспрессии: мягкую, вяз­кую и жесткую.

Мягкая экспрессия уместна в данной ситуации и приемлема для окружающих. Человек, для которого характерна мягкая экспрессия, изящно владеет мимикой лица, в ней преобладают спокойные формы, нет резких движений глазами, бровями, губами. В то же время лицо достаточно подвижно и вырази­тельно, голос льется спокойно и ровно. В нем нет резких пе­ремен тембра и интонаций, тем не менее, он богат красками и оттенками. Движения головы, рук, туловища подчинены смыслу речи и происходящему, они спокойны, выдержанны, руки двигаются по малому и среднему кругу жестикуляции. Поход­ка грациозная, мягкая, изящная.

Вязкая экспрессия отличается недостаточной эмоциональ­но-информационной нагрузкой и коммуникабельностью. Окружающие обычно испытывают затруднения в распознава­нии эмоций, выраженных в «вязкой» форме. Вязкая экспрес­сия проявляется в невыразительной мимике, в однообразии голосовых интонаций, бедных и скованных телодвижениях.

Жесткая экспрессия характеризуется однообразной мимикой лица (лицо — маска), либо лицо подчеркнуто реагирует на ок­ружающее. Голос при жесткой экспрессии звучит однообразно, на одной ноте - высокой или низкой. Корпус тела, руки, голо­ва либо напряжены или мало подвижны, либо движутся не­рвно, резкими движениями. При жесткой экспрессии эмоцио­нальная энергия не выходит вовне, а сопровождается мощными нагрузками на различные группы мышц и внутренние органы.

В лицевой экспрессии многих педагогов преобладает маска официальности, мимической невозмутимости, эмоциональной сухости. Часто это строгое выражение лица с нахмуренным лбом, сжатыми губами, напряженной нижней челюстью. Та­кое лицо-маска, по их мнению, способствует хорошему пове­дению и успеваемости ученика. Постепенно маска прирастает

54

«; лицу, и учитель всегда предстает перед классом в этом специ­ально созданном образе.

Мимика педагога должна быть подвижной, разнообразной и динамичной. Злоба, ненависть, раздражение, презрение не могут становиться содержанием мимического образа, посколь­ку немедленно приобретают свое продолжение в мимике де­тей. Им передаются состояния настороженности, агрессивно­сти, эмоциональной неуравновешенности. Дети любят людей с доброжелательным выражением лица, высоким уровнем внешней эмоциональности. Экспрессивно выраженная доб­рожелательность, искренняя и открытая улыбка располагает к диалогу, способствует установлению контакта с ребенком. Будущий педагог нуждается в специально направленной ра­боте, чтобы язык экспрессии у него обладал мягкими форма­ми, был достаточно доходчив, выразителен и заражал учени­ков положительными эмоциями.

Эмоциональная гибкость проявляется в способности ожив­лять подлинные эмоции, проявлять богатство эмоциональ­ных переживаний и адекватно внешне выражать их. С другой стороны, эмоциональная гибкость - это способность учите­ля правильно понимать, искренне принимать переживания учащихся, проявлять к ним теплоту и участие, то есть эмпа-тийные качества личности. Эмпатия — образование систем­ное, которое включает отражение и понимание эмоциональ­ного состояния другого человека, сопереживание или сочув­ствие другому и активное помогающее поведение. Данная способность педагога находит свое выражение в таких харак­теристиках, как доброжелательность, уважение к детям, чут­кость и заботливость, отзывчивость, эмоциональная воспри­имчивость и понимание.

Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающего. Рациональ­ное в эмпатии проявляется в сопричастности - во внимании к Другому, в наблюдательности за другим, восприятии его свойств и состояний. Эмоциональный компонент эмпатии Связан с пониманием другого на основе своего эмоциональ­ного опыта, посредством эмоциональных ассоциаций и пе-Реносов. В то же время эмпатия - это способность к сочув-

55

ствию: отразить чувство, принять его, не растворяя полнос­тью чувства другого в своих чувствах, то есть данное понятие имеет некоторый оттенок интеллектуальности. В этом случае проявление эмпатии не способствует развитию синдрома «эмоционального выгорания».

Эмпатийные способности часто недостаточно представле­ны в структуре личности педагога. «Учителя с неразвитой эм-патией нередко допускают педагогическую бестактность, не­способность стать на место ребенка, прибегают к неоправ­данным наказаниям или морализированию.

Эмпатия, как и всякое эмоциональное явление, поддается развитию и совершенствованию. Эту способность учителя воз­можно и необходимо развивать с помощью специальных обу­чающих и коррекционных программ. Основные условия раз­вития эмпатийных свойств личности: включение субъекта в конфликтную систему отношений, способную актуализиро­вать гуманистическую направленность на другого человека. Этому способствует проведение тренингов сензитивности, ре­шение проблемных педагогических задач, ролевые игры.

Эмоциональная культура отражает уровень профессиональ­ного мастерства, эмоциональную зрелость личности и влияет на имидж педагога. В нем должен присутствовать педагоги­ческий такт, самоконтроль эмоционального состояния и внеш­ней экспрессии, эмпатийные качества личности. В результате позитивного, эмпатийного отношения со стороны педагога и активного проявления этого отношения (экспрессии) проис­ходит повышение самооценки ребенка, а также профилакти­ка конфликтных ситуаций и стрессовых состояний учителя и ребенка в процессе обучения.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 217.