Ведущий обращается к участникам группы с вопросом: «Есть ли среди вас желающие получить свой психологический порт-оет? И не просто словесный портрет с перечислением достоинств и недостатков, а совершенно реальное изображение на бумаге вашего облика?». Находятся желающие (1-2 человека), иМ предлагается занять «горячий стул». Все остальные участники группы становятся художниками. Им необходимо изобразить портрет выбранных участников на бумаге. Ведущий поясняет технику рисования: «Не стоит стремиться к внешнему сходству, необходимо создать именно психологический портрет человека, сидящего перед вами. Для этого нужно исходить из единственного принципа «Я вижу так!» Пусть ваши рисунки будут иметь метафорический смысл и тонкий подтекст. Ограничений нет, будьте свободны в выборе способов изображения внутреннего облика человека. Это может быть реальный предмет, какой-либо узор, абстрактный орнамент или набор цветовых пятен. Единственное условие - до конца упражнения запрещается разговаривать».
Рисование продолжается в течение 10-15 минут. Ведущий предупреждает о необходимости завершать работу за минуту до окончания отведенного времени, после чего рисунки располагаются на стульях участников, а все «художники» рассматривают «портреты», переходя от одного к другому. Затем следует групповая рефлексия:
• обсуждение чувств, вызванных процессом создания «портретов»;
• обсуждение чувств, вызванных созданными рисунками, у «натурщиков», интерпретация изображений и выражение согласия или несогласия с «портретом»;
• пояснение своих «портретов» «художниками».
После рефлексии каждый «художник» преподносит «порт-Рет» в дар изображенному на нем лицу.
Материалы: листы бумаги, карандаши, фломастеры.
Упражнение «Сколько во мне людей ? »
Для обсуждения предлагается цитата Вильяма Джеймса: «Ког-Ла встречаются два человека, на встрече присутствуют шестеро:
40
41
каждый из двоих, каким он (или она) себя видит, каждый из двоих, каким его (или ее) видят другие, и каждый из двоих, каким они являются на самом деле».
Вопросы для обсуждения:
• Как вы понимаете эту фразу?
• Как самосознание человека связано с отношениями с родителями, друзьями, коллегами по работе?
Упражнение «Прокурор и адвокат»
Участники делятся на две группы (произвольно). Одна играет роль «прокурора», другая — «адвоката». Кто-то из группы садится в круг по жребию или по мере психологической готовности. Группа начинает высказываться, «адвокаты» акцентируют внимание на положительных сторонах сидящего в центре, усиливают их, приводят подтверждающие примеры, а «прокуроры» аргументированно доказывают обратное.
Упражнение «Мой портрет»
Каждый из участников по мере психологической готовности пытается выразить свои представления о том, каким его представляет (воспринимает) группа, в том числе какими являются представления о нем у каждого члена группы, каким в целом является групповое чувство по отношению к нему.
Группа выступает в роли коллективного эксперта, но поправляет участника, который высказывает свои представления лишь в случае очень значительного расхождения с действительным восприятием группой данного человека группой.
Упражнение «Отверженный»
Один из группы выходит из комнаты, оставшиеся называют 5—7 причин, по которым этого участника можно (или нужно) «отвергнуть». Например, слишком заносчив, груб, замкнут и т. д.
В группе выбирается «секретарь», который фиксирует высказывания, причем без указания источника, поскольку мнение должно быть групповым. Затем приглашается выходивший, сначала он должен сам попробовать и назвать три-четыре причины, которые, по его мнению, могла назвать группа по отношению к нему. После этого зачитывается «протокол».
42
у участника есть право на один вопрос, если что-то в этом перечне ему не ясно.
Упражнение «Чемодан»
Один из членов группы выходит из комнаты, а остальные начинают собирать ему в дальнюю дорогу «чемодан». В этот «чемодан» набирается то, что, по мнению группы, поможет человеку в личностном и профессиональном росте, все положительные характеристики, которые группа особенно ценит в нем. Но обязательно указывается и то, что мешает человеку, его отрицательные проявления, над чем ему необходимо активно поработать.
Выбирается «секретарь». Он делит лист вертикально пополам, на одной стороне ставится знак «+», на другой «—». Для хорошего «чемодана» нужно не менее 5-7 характеристик с той и другой стороны. Затем входит член группы, и ему зачитывается и передается этот список.
В конце занятия с участниками тренинга составляется соглашение (см. упражнение «Соглашение»). Листы с соглашением и домашним адресом сдаются руководителю.
Упражнение «Соглашение»
Каждый член группы составляет соглашение (контракт) с самим собой, отвечая на следующие вопросы:
1. Что я хотел бы изменить в себе по итогам работы в группе?
2. Каким образом я собираюсь это сделать?
3. Когда я это буду делать?
В соглашении следует особо подчеркнуть: области своего поведения, нуждающиеся в перестройке; свои сильные и слабые стороны. Необходимо быть честным с самим собой относительно этих сторон. Кроме того, следует изложить намечаемые изменения, касающиеся работы, семьи, своего стиля об-Щения, отношений с родственниками, друзьями. Наметить конкретные цели и пути их достижения.
Составленные соглашения складываются в конверты, где Указывается точный почтовый адрес подписавшего «контракт» с самим собой. Конверты сдаются руководителю, который че-Рез определенное время высылает соглашение.
43
Бачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. — М., 2003.
Григорьева Т.Г., Пинская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Методич. пособие для преподавателей. — Новосибирск, М. , 1997.
Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. — М., 1991.
Талайко СВ. Диагностика и развитие профессионально значимых качеств личности педагога: Метод, рекомендации. — Минск, 1998.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 392.