Представление о своей личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

– Дети очень эгоцентричны и мало способны понять точку зрения другого. Им понятна конкретная причинная связь в рассказе, но их понимание ограничено еще недоступными им историческими и географическими понятиями. Сосредоточенность внимания ограничена несколькими минутами. Большая потребность двигаться и неспособность быть неподвижными. Очень хорошая память – запоминаются даже непонятные короткие слова, особенно если они связаны с движением и ритмом.

 

Для душевного развития детей весьма полезны простые рассказы, вызывающие чувство жалости, сочувствия и доброго отношения к другим людям и животным.

 

Отношение к окружающей среде.

– Помимо своей семьи ребенок соприкасается с миром дошкольных занятий и первого класса школы. Дети начинают усваивать понятие общего труда. 

Дружелюбная атмосфера совместной игры и труда на вероучительных занятиях так же необходима для душевного развития детей, как и то, что в это время рассказывается. Дети могут хорошо воспринимать рассказы из Ветхого и Нового Заветов о совместных усилиях.

 

Понятие о Церкви.

– Это понятие ограничено исключительно впечатлениями в здании храма.

 

Детям важно познакомиться с храмом и церковной утварью, а также всеми предметами, находящимися в храме, с облачением духовенства и познакомиться главным образом при помощи всех своих пяти чувств. Это чувственное восприятие храма не будет забыто на последующих стадиях развития.

 

Понятие об окружающем мире.

– В детских представлениях о мире не разграничены области фантазии и реального. Окружающие их предметы нередко наделяются человеческими свойствами. Они часто задают вопросы об окружающем мире, не удовлетворяются самыми простыми ответами.

 

Дети охотно принимают, что окружающий мир сотворен Богом, если им это говорят взрослые. Полезно воспитывать в них способность чувствовать красоту и мудрость окружающего мира, знакомить их с жизнью природы. Ветхозаветный рассказ о сотворении мира следует передавать детям в такой форме, чтобы они чувствовали, как Бог вложил в сотворенный Им мир и в человека возможность расти и развиваться.

 

Понятие о Боге.

– Понятие маленьких детей о Боге определяется главным образом мыслью о Нем как о Творце всего окружающего, управляющего им. Понятие об Иисусе Христе сводится к тому, что Он был очень добрый, любил людей и помогал им и что злые люди убили Его.

 

Рассказы из Ветхого Завета о Боге Творце и Боге Промыслителе доступны детям, если не связывать их с историческими и географическими или слишком сложными богословскими понятиями. Из Ветхого Завета доступны краткие повествования о явлении Бога Моисею, о даровании 10 заповедей, без рассмотрения самих заповедей. Рассказы о явлениях Святой Троицы из Ветхого и Нового Заветов как рассказы, дающие материал для более глубокого понимания в будущем. Рассказы о чудесах Иисуса Христа как о проявлении Его любви к людям, а не волшебстве.

 

Молитва.

– С одной стороны, дети воспринимают ежедневную молитву и посещение храма как обязанность, установленную родителями, а с другой – они охотно верят, что по молитве можно получить от Бога все, что хочешь.       

 

В маленьких детях следует укреплять сознание, что молитва – это обращение к Богу, и не только с просьбой, но и с благодарностью, и что не всегда то, чего нам хочется, совпадает с тем, что хочет Бог, например, рассказ о пророке Ионе. Дети легко запоминают короткие молитвы, и знание их помогает им ощущать, что они принимают участие в богослужении. Для домашней молитвы хорошо детям самим вспоминать, о чем они хотят помолиться или за что они хотят поблагодарить Бога. Молитва детей проста, и не следует требовать от них особого благоговения или чрезмерного внимания.

 

Понимание символизма.

– Маленькие дети легко воспринимают символику предметов: «палка – это ружье, стул – это машина». Но символический смысл рассказов и повествований им недоступен и часто ими искажается.

 

Дети легко воспринимают символику предметов в храме: свечи – это наши молитвы, дым от ладана – наша хвала Богу, крест на храме – знак, что храм принадлежит Богу, хлеб и вино – символы пищи и питья, которые нам нужны, чтобы жить, масло и святая вода – средства для исцеления. С этой простой символикой следует знакомить, не вдаваясь в более глубокие объяснения.

 

Нравственные понятия.

– Зло отождествляется с нанесенным материальным ущербом, чем-нибудь сломанным, испорченным, а также с неудовольствием родителей и строгостью наказания. Ребенок остро ощущает то, что ему кажется несправедливостью по отношению к нему, но не замечает, когда он причиняет боль или огорчение другим. Добро отождествляется с одобрением и похвалой других.

 

Следует, насколько это возможно, углублять понимание детьми добра и зла. Например, рассказы о грехопадении ангелов, о грехе первых людей, о Каине и Авеле, а из Нового Завета – притча о блудном сыне, о милосердном царе и злом рабе. Если они просто рассказаны, не вдаваясь в богословие, символику или особые нравственные рассуждения, то производят на детей большое впечатление, уча верному отношению ко злу и к добру.

 

Историческое сознание.

– Такое сознание у маленьких детей ограничено понятиями «давным-давно», «на днях», «вчера», «завтра». Хронология исторических событий не имеет для них никакого значения.     

 

Преподавать систематически в эти годы Священную Историю бессмысленно. Даже разделение на Ветхий Завет и Новый Завет становится доступным только к самому концу этого возраста. Повествования из Священного Писания должны рассказываться каждое само по себе, ради того впечатления, которое оно может произвести на душу ребенка.

 

Как эффективно взаимодействовать с детьми младшего возраста?[27]

В данном возрасте ребенок глубоко и трепетно воспринимает и переживает свои первые впечатления, обретая опыт, который в дальнейшем определит его жизненный путь и нравственный выбор. Очень важно, чтобы эти первые впечатления давали ему уроки добра и любви, раскрывали красоту и величие сотворенного Богом мира, учили беречь его. Воспитание в детях навыка добродетельной жизни должно проявляться в желании помогать другим людям, способности к сопереживанию, радости, адекватному проявлению своих чувств, в поддержании порядка и чистоты в доме и во дворе, в своих вещах.
       Дети уже способны посещать вероучительные занятия, они начинают нуждаться в общении с другими детьми. Такое общение вызывает их интерес. Совместные поделки, празднование церковных праздников, летние лагеря – все это дает много возможностей для обучения и воцерковления. Умение на одном листе ватмана нарисовать общий рисунок на тему занятия дает первые навыки работы вместе; начальные знания о жизни святых и исторических личностях позволяют выбросить из общения со сверстниками телевизионные персонажи. Очень важно детям рассказывать о святых, а также о героях нашей истории и литературы. Пяти-, шестилетние дети, играя, любят отождествлять себя с различными героическими персонажами.

В данном возрасте не воспринимаются понятия «праведности», «справедливости», «власти», «веры» и даже «любви», хотя дети могут понять, что такое «добрый», «хороший» или «злой», «противный» человек. Понятия «хорошо» и «плохо» они отождествляют с одобрением или осуждением со стороны взрослых.

Все воспринимается по образу и подобию человека и человеческой деятельности. Воспринимая Бога как Творца и Причину всего сущего, дети вместе с тем характеризуют Его человеческими качествами, их интересуют вполне земные вопросы: «Боится ли Бог крапивы?», «Сможет ли Он победить всех в гонке?», «Как Он рисует морозные узоры на окнах?».

Учитывая сверхреалистичное восприятие Бога, одним из вариантов объяснения того, что такое Святое Причастие, может быть следующий: «Всякий раз, когда совершается Божественная литургия, происходит чудо: на хлеб и вино, находящиеся в чаше, сходит Дух Святой. Мы с вами, являясь грешными людьми, этого не видим, а вот некоторые святые видели это. После схождения Святого Духа в хлебе и вине чудесным образом уже присутствует Сам Иисус Христос. Во время причастия Христос соединяется с нами».

В этом возрасте исключены все традиционные формы работ, направленные на контроль и проверку знаний. Независимо от того, получилось у ребенка выполнить задание или не получилось, он должен встретить одобрение педагога. Поэтому вместо организации проверочных работ рекомендуется включать задания по организации совместных обсуждений, общих творческих работ.


Дата: 2019-02-19, просмотров: 191.